Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Гитара и электричество

Дмитрий Малолетов
www.guitar-club.ru

Гитара стала подлинно народным инструментом благодаря многим факторам. Немаловажную роль сыграло то, что она не сложна конструктивно, не очень дорога в производстве, ее можно взять с собой в дальнюю дорогу, а главное – научиться играть на гитаре (на уровне аккомпанемента «народных» песен) не очень сложно. Достаточно изучить десяток стандартных аккордов, ритмично ударяя по струнам, вы сможете создать более-менее сносный аккомпанемент песне «А ты опять сегодня не пришла…». Если же вы захотите повысить свой исполнительский уровень, то вам придется потрудиться, так как гитара, при всей своей первоначальной простоте, оказывается инструментом безграничным в техническом освоении и совершенствовании.
В наше время происходит бурное развитие гитарных технологий. Это касается не только самой конструкции инструмента, но гитарной звукоусилительной аппаратуры и электронной обработки, которая расширяет звуковую палитру инструмента. Музыкальные инструменты во все времена развивались неразрывно с общим уровнем научно-технического прогресса общества. И сейчас современные гитары и гитарное оборудование это сложные устройства, требующие от музыканта во время игры не только исполнительской техники, но и инженерных знаний технических средств, которые во многом определяют звук инструмента.

Гитарная революция началась в 30-х годах прошлого столетия, когда Адольф Рикенбекер выпустил в свет первую серийную электрогитару. Дело в том, что при всей красоте звучания, у акустической гитары существовал один существенный конструктивный недостаток – тихая громкость. В результате этого гитара на протяжении веков имела статус такого чисто домашнего инструмента, неспособного, как, например, скрипка, виолончель или фортепиано звучать в больших концертных залах. Многие поколения классических гитаристов пытались преодолеть этот «камень преткновения». Вывести классическую гитару в большие концертные залы удалось только в XX-м веке, легендарному испанцу Андресу Сеговии, который своим мастерством доказал, что гитара полноценный концертный инструмент.

После открытия Америки в Новом Свете стала образовываться особая музыкальная культура, которая впитала в себя африканские ритмы, испанскую, английскую, шотландскую, французскую музыку во всем ее многообразии. Гитара в Америке, благодаря сильному испанскому влиянию, имела широкое распространение, ее использовали для аккомпанемента «черных» трудовых песен, блюзов, «белого» кантри... Постепенно это переплетение культур породило новый вид музыкального искусства – джаз.
С проблемой тихого звука гитары столкнулись и джазовые гитаристы, которые играли в ранних джаз-оркестрах. Звук гитары «забивали» духовые секции, ударные… Гитаристы мечтали, каким-то образом, увеличить громкость своего инструмента и на помощь пришло электричество.
Первые электрогитары были обычными акустическими гитарами с металлическими струнами. На деку (под струнами) устанавливался специальный звукосниматель, который представлял собой катушку, в которой при колебании металлических струн возникала ЭДС, т.е. электрический ток. Далее, этот электрический сигнал посылался на усилитель, где сигнал усиливался и последнее звено цепи это динамик, который собственно и давал гитаре звучание.
Появление электрогитары перед джазовыми гитаристами открыло необозримые горизонты. Ведь на такой «громкой гитаре» можно было не только аккомпанировать, но и наравне с саксофоном, трубой, фортепиано полноценно солировать.
Несмотря на внешнее сходство, многие гитаристы поняли, что электрогитара совершенно новый инструмент, требующий к себе нового подхода в плане техники игры. Например, сильная атака струн, которая характерна для акустических музыкантов, приводила электрогитару к искажениям, который давал ламповый усилитель. Искажения усилителей, которые у первых электрогитаристов вызывали раздражение, очень даже пришлись по вкусу поколению конца 50-х начала 60-х годов, которые специально раскачивали усилители до «хрипоты».
У джазовой электрогитары была еще одна слабость – на большой громкости усилителя она «заводилась» обратной связью. Это было обусловлено тем, что гитарный звукосниматель имеет микрофонный эффект. Чтобы избавиться от «заводки», гитарные мастера стали предлагать новые решения в конструкции инструмента. В конце 40-х на свет родились два типа электрогитар, которые определили дальнейшую эволюцию электрогитар. Это гитары Fender, разработанные легендарным Лео Фендером и модель Gibson, созданная гитаристом Лес Полом, которая стала носить его имя. Все современные электрогитары, так или иначе, создаются на фундаменте этих двух моделей, которые являются эталоном, классикой звука «рокерских» электрогитар!
Главное, что отличало электрогитару нового поколения от гитар джазовых полуакустических конструкций - ее стали делать из цельного куска дерева. У этих гитар не было пустых полостей. Акустически эта гитара не звучала вообще, поэтому она не заводилась обратной связью. Теперь можно было смело увеличивать громкость и, как быдло уже отмечено, доводить ламповый усилитель до такого «звучания», что он начинал издавать совершенно непонятные звуки, похожие на звук мотоцикла. Это как-раз то, что было нужно! Звучание гитары точно отражало настроение хипповской молодежи 60-х – 70-х годов!

За последние 20-30 лет в области гитаростроения произошло столько революций, что описать это в рамках статьи можно только в общих чертах. В первую очередь это касается традиционных акустических гитар. Современные акустические гитары, практически всех производителей мирового уровня оборудуются специальными пьезозвукоснимателями, которые колебания струн переводят в электрический сигнал. Это относится и к классическим гитарам с нейлоновыми струнами, благодаря чему классические гитары используют даже экстремальные рок-группы. Среди лидеров производства акустических гитар особо выделяется американская компания Taylor, которая в этом году выпустила в свет новейшую конструкцию электроакустической гитары Taylor T 5. Огромным авторитетом пользуются электроакустические гитары Ovation, Martin, Takamine, Larryvee, Seagull, Yamaha и многие другие.

Электрогитары также существенно расширили свой модельный ряд. Сейчас на российском рынке музыкальных инструментов можно найти гитары на любой вкус – от классических «Фендеров» и «Лес Полов», до самых современных Ibanez, EPS, PRS, Godin, Vigier... Разработчики предлагают все новые и новые технические решения, которые дают еще большие возможности, как в плане звука, так и в удобстве игры. Такое многообразие гитар объясняется тем, что разные стили музыки требуют соответствующих инструментов. Джазмены по традиции играют на полуакустических электрогитарах, блюз-рокеры любят Fender Stratocaster или Gibson Les Paul, современные виртуозы, такие как Джо Сатриани, Стив Вай играют на японских Ibanez, представители современного тяжелого рока предпочитают гитары EPS. А так как в современной музыке все стили постепенно «переплетаются» в единую ткань, у профессиональных гитаристов, как правило, имеется десяток гитар, которые применяются для решения определенных музыкальных задач. Так, например, у известного певца и гитариста Владимира Кузьмина имеется порядка 70-ти гитар! В гитарном парке Владимира Холстинина, гитариста группы Ария, около 30-ти инструментов. Евгений Хавтан, руководитель группы Браво, также владелец множества гитар, причем очень раритетных. Стоит отметить, что в гитарном мире имеется огромный спрос на старые инструменты, сделанные в еще в 50-х – 60-х годах. Ведь в электрогитаре звучание зависит не столько от электроники, сколько от резонансных свойств дерева. Чем дерево старше, чем больше инструмент находится в работе, тем лучше он звучит. Кроме этого, гитары, сделанные в то время, «помнят» ту духовную атмосферу, в которой родились все гениальные произведения, ставшие классикой рока.
Конечно, рассказывая в популярной форме о современных гитарах нельзя не остановиться на электронных устройствах, усилителях, которые и дают электрогитаре возможность звучать. Первоначально для гитары делали ламповые усилители, т.к. транзисторы были изобретены гораздо позже. В 1962-м году англичанин Джим Маршалл создал гитарную усилительную систему «стэк» (усилитель - «голова» и колонка «кабинет»), которая перевернула гитарный мир. Многие рок-гитаристы, вошедшие в историю рока, так или иначе обязаны стэку Джима Маршалла. Среди них Джимми Хендрикс, Эрик Клэптон, Ричи Блекмор и многие другие.
Хотя сегодня выпускаются усилители самых разных конструкций, гитаристы являются самыми консервативными музыкантами и не спешат менять свой старый ламповый Marshall или Mesa Boogie на самый современный транзисторный или цифровой аппарат. Cтарый ламповый перегруз всегда будет притягивать гитаристов, в том числе и музыкантов молодого поколения.

Тем не менее, в гитарном мире медленно и уверенно наступает эпоха цифровых технологий. Уже сейчас гитарные приборы обработки звука, гитарные синтезаторы напоминают мощнейшие компьютеры, которые позволяют обычный звук гитары превратить в звучание скрипки, саксофона или целого биг-бэнда. Более того, сейчас на гитаре можно «играть» даже своим собственным голосом! Можно менять строй гитары, не вращая при этом колков! И это далеко не все что дает гитарная цифровая техника. Но об этом читайте в следующем номере.