Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Звуковые библиотеки SCARBEE

Сегодня происходит бурное развитие программных семплеров, которые поражают своими возможностями. Но семплер, каков бы он хорошо не был, без качественных библиотек вещь совершенно бесполезная. В данной статье вы познакомитесь с продукцией пока малоизвестной датской фирмы SCARBEE, которая специализируется на создании звуковых библиотек самого высокого качества.

Если 80-е годы в некоторых источниках иногда называют эпохой развития MIDI, то 90-е годы по сей день можно назвать эрой семплеров. Последние стили музыки, которые радуют молодежную танцевальную тусовку, во многом появились при помощи семперов. Если не полностью, то уж конечно доля истины в этом есть! Семплерные технологии во многом определяют звучание и производство современной музыки. Что говорить, сейчас даже некоторые джазовые музыканты используют семплеры, причем не только в студии, но и на сцене!
Что же такое семплер? Если дать определение в общем виде, то семплер это устройство, способное воспроизводить заранее записанные музыкальные звуки или музыкальные отрывки. Несмотря на кажущуюся технологическую новизну семплеров эта технология имеет относительно давнюю историю. Достаточно вспомнить такой музыкальный инструмент как мелотрон, по сути первый «семплер», который использовался еще Led Zeppelin и Pink Floyd еще в 70-е годы прошлого столетия. Мелотрон представлял из себя несколько магнитофонов с закольцованной лентой. Каждый магнитофон включался нажатием на клавишу/выключатель и издавал ту музыкальную фразу, которая была на катушке соответствующего аппарата. Представляете себе этот музыкальный инструмент! Первые «семплеры» столкнулись с массой проблем - неудобство эксплуатации, огромная стоимость и так далее… Но появление этой технологии выдвинула еще одну проблему - необходимость наличия качественных записей звуковых семплов, как сейчас называют, звуковых библиотек. Все развитие семплерных технологий неразрывно связано с накоплением звуковой базы данных. Многие фирмы, работающие на музыкальном рынке, создавали свои собственные звуки. Так как дело это всегда было дорогостоящее и требующее огромного количества времени, семплерные звуковые библиотеки всегда стоили не мало, к тому же постоянно ощущалась их нехватка. Ведь сколько библиотек не создавать, все равно они не смогут удовлетворить потребности музыкантов. По сути процесс этот бесконечный и идет и расширение спектра звуковых библиотек (появляются все новые и новые звуки), а также его углубление (повышение качества уже имеющихся звуков).
Не будем углубляться в эволюцию семплеров - сегодня эта технология с аппаратной точки зрения с мелотроном не имеет ничего общего. Отметим лишь, что современные семплеры при работе используют звуки не с катушек магнитофонов, а проигрывают звуки, хранящиеся в оперативной памяти в цифровой форме. Первые цифровые семплеры, в силу того, что оперативная память на том витке развития компьютерной техники была небольших объемов, не могли передать все оттенки живого звука. Ведь звучание, например, реального малого барабана или хай-хэта имеет уникальные свойства на каждом динамическом уровне. То есть каждый удар барабанщика - уникальное явление, которое улавливает наше сознание (наши уши в этом процессе являются лишь приемником звуковых волн). Вследствие этого "живой" звук трудно зафиксировать во всем его разнообразии. Для этого надо записывать разное звучание на всех динамических уровнях и каждому слою присваивать свой семпл. Таким образом, один звук может состоять из сотни семплов. Для этого требуется большое количество памяти. С развитием цифровой техники стало возможно использовать звуки огромных размеров. Кроме этого, современные программные семплеры используют технологию, при которой в память они берут лишь часть семпла, его начало. Остальная часть проигрывается прямо с жесткого диска. Кроме этого, раньше семплер могли приобрести только студийные специалисты, так как стоили достаточно дорого, то в наше время семплерные технологии практически вошли в каждый дом. Это произошло в связи с развитием домашних персональных компьютеров и программных семплеров. Современное программное обеспечение сделало громадный скачек в виде - GigaSampler’a, Halion’a, Kontakt,a, EXS-24, Intakt и это далеко не полный перечень программных семплеров, которые не только не уступают по возможностям и звуку выносным устройствам, но и во многом выигрывают у своих «железных» собратьев.
Что касается звуковых библиотек, то и в этом плане идет бурное развитие. Если раньше этот трудоемкий процесс могла обеспечить солидная фирма, то сейчас появляются небольшие коллективы, которые, используя самые последние достижения в цифровой записи, делают эксклюзивный продукт на высоком уровне.
Одной из таких компаний является малоизвестная в России датская фирма Scarbee, которая специализируется на выпуске высококачественных звуковых библиотек.

Начать краткий обзор хочется со знакомства с библиотекой ударных фирмы SCARBEE - «Scarbee Imperial Drums». Если вы занимались когда-либо аранжировкой, то понимаете насколько важно иметь качественные звуки ударных инструментов. Как отмечалось уже на страницах журнала, «звучание ударных во многом определяют качество аранжировки и записи в целом». Команда SCARBEE поставила цель создать такую библиотеку звуков, чтобы удовлетворить даже самого искушенного аранжировщика и музыкального продюсера. И сегодня это пожалуй лучшая библиотека из имеющихся на рынке. Сразу стоит сказать, что данная библиотека ориентирована работы с программным семплером HALion, который очень хорошо известен российским пользователям музыкального программного обеспечения. В целом библиотека имеет объем 12GB, и хранится на трех DVD дисках. Всего в данной библиотеке имеется 30000 семплов, что, честно говоря, впечатляет. Семплеирование производилось в формате 24bit/88 khz, с последующим понижение до 44,1 khz, до частоты, которая является пока стандартом цифровой звукозаписи. Очень интересна описана запись ударной установки. Для этого использовались барабаны фирмы DW и тарелки Paiste. Кроме этого, использовались и малый барабан и бочка других известных фирм. Для того, чтобы максимально реалистичнее записать звук, инженеры SCARBEE его записывали с разных микрофонов, установленных в разных места - снизу, сверху, сбоку, а также на определенном расстоянии для придания естественного пространства. Аранжировщик или продюсер, подбирая звуки ударных к своей записи, может, таким образом, "установить" микрофон в разные точки, т.е. выбрать соответсвующий звук.
Количество звуков тоже впечатляет. Например одних только бочек в библиотеке имеется 420 типов, причем каждая имеет до 75 слоев (velocity layers). Это дает - 75 оттенков звучания при разных динамических характеристиках на одной клавише MIDI-контроллера. Малых барабанов имеется 2200 типов при130 velocity layers, а 14” Hi Hat'ов - 3000 семплов -в общей сложности 2 gigabytes! При записи были даже учтено множество артефактов, которые влияют на звук при игре "живого" человека, например частотный резонанс других барабанов и так далее. В резульате у этой "ударной установки", сохраненной в цифре, максимально сохранено реальное ощущение звучания. Наверное не стоит говорить о том, что такой выбор звуков дает возможность выполнить любую поставленную задачу - запрограммировать мельчайшие нюансы игры "живого" человека, на "живой" установке. Специалисты SCARBEE пошли даже дальше, чем это может показаться.
Кроме этого в данная звуковая библиотека дает возможность использовать ее в самых разных музыкальных стилях. На ней имеются семплы игры обычными палочками, разными видами щеток, руками и даже пальцами. Всего 59 банков наборов полной установки , плюс к этому - 85 программ отделных барабанов, 1 набор в General MIDI и 174 различных банков и программ с различными звуками. Все это богатство стоит примерно 370$, что является не высокой ценой, если сравнивать со звуковыми библиотеками других фирм. Конечно, в этой библиотеке нет современных электронных звуков. Ее концепция - создать максимально "живую" коллекцию звуков "живых" ударных.
Что касается звука, то эта статья является результатом мной услышанного. Ничего близко к этому я не ощущал. Это действительно фантастическая библиотека, которая никак не помешает в работе каждому профессиональному аранжировщику. Конечно, надо учмтывать, что с этими звуками надо уметь работать и понимать принципы программирования ударных. И обратите внимание на то, что данная библиотека требует мощного компьютера и большого объема оперативной памяти.


Системные требования

Программа Halion 2, 12 GB свободного места на жествком диске, привод DVD-Rom, MIDI - контроллер с педалью sustain.
PC: Минимум: Windows 2000/XP, Pentium 3/Athlon 1.0 Ghz, 1 GB RAM.
Рекомендуется: Pentium 4/Athlon 1.6 Ghz, 1.5 GB RAM.
Mac: Минимум: OS9 или выше, G4 800 Mhz, 1 GB RAM.
Рекомендуется: G4 1.25 Ghz, 1.5 GB RAM.

Хочется немного сказать и о других звуковых библиотеках SCARBEE. Прежде всего, обращает на себя внимание библиотека бас гитары "Scarbee J-Slap'n Fingered". В записи применялась качественная бас-гитара Fender Jazz Bass без компрессии, эквализации и т.д., что дает максимальную гибкость для самостоятельной "рулежки" звука. В целом данная библиотека может быть использована в любых стилях, где требуется звучание "живой" бас-гитары. По 2039 семплов, записанных в трех положениях звукоснимателей: Bridge, Neck и Bridge + Neck , в общей сложности дают 6117 семплов, т.е. около 2 GB (на 4-х CD). Помимо самих звуков в "Scarbee J-Slap'n Fingered" имеется множество различных нюансов типа hammer-on, pull-off, форшлаги, звучание staccato и различные slide. Для работы треюуется программа Halion, которая дает массу преимуществ, например, переходить с игры пальцами на слэп при помощи фут-контроллера. Стоимость этого продукта около 200$.
Еще одна интересная звуковая библиотека этой фирмы "Scarbee R.S.P. '73", на которой имеются 24-х битные звуки реалистичные звуки Fender Rhodes Stage Piano MK I - 1973 года выпуска. Работает с программными семплерами Kontakt, EXS24 mk II и Halion. Для всех любителей классических звуков Fender Rhodes Stage Piano данная библиотека будет приятным сюрпризом. Используя мобильный компьютер с небольшим аудиоинтерфейсом, вы можете использовать эти звуки не только в студии, но в концертной деятельности.
Конечно, на этом линейка продукции SCARBEE не заканчивается. Команда этой фирмы имеет множество библиотек, не вошедших в этот обзор. Несомненно, что в наш век развития программных семплеров, к данным продуктам будет высокий интерес. Ведь каждому аранжировщику для осуществления своих задач требуется звуковой материал самого современного звучания, самого высокого качества и возможностей. И библиотеки SCARBEE открывают двери в новый мир звучания музыки, выполненной даже на домашнем компьютере.

Дмитрий Малолетов