Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Цифровые микшеры/процессоры Fostex

Наверное постепенно уходят в прошлое те времена, когда музыканты в студиях и на концертах использовали аналоговые пульты. Конечно, не все откажутся от аналоговой техники, которая дает звучанию музыки свойственную мягкость и теплоту. Но преимущества аналогового звука обходятся слишком дорогой ценой. Это относится, прежде всего, к стоимости аналогового оборудования (особенно профессионального). Однако не только этот факт влияет на постепенный уход аналоговой техники «со сцены». Не менее важным моментом является удобство эксплуатации, которое в цифровом оборудовании, в частности при работе с микшерными пультами, имеет огромные преимущества. Одна только функция запоминания сцен, т.е. всех установок песни (посылов на эффекты, уровни громкости каждого канала и т.д.) дорогого стоит. В конечном счете, удобство эксплуатации приводит к новым формам и методам звукозаписи и концертной работы, которые на несколько порядков повышают ее эффективность. И последнее, цифровая техника развивается по пути интеграции оборудования в один корпус, в котором и микшер, и несколько процессоров эффектов, а в последнее время, и рекордер со встроенным CD-RW. Важно отметить, что все это оборудование плавно «мельчает»… Нет, не в смысле качества звука, здесь наоборот практически каждый год происходят прогрессивные технические революции, а именно в самих размерах. Компактность цифрового оборудования, при ее возможностях порой просто поражает.
В этой статье я хочу познакомить читателей с продукцией фирмы Fostex - линейкой миниатюрных цифровых микшеров/процессоров эффектов и цифровых звукозаписывающих станций.
Микшеры/процессоры
В спектре цифровых микшеров разработчики Fostex выпустили на рынок, наверное самые миниатюрные пульты. Это четырехканальный цифровой микшер со встроенными эффектами Fostex VM-04 и более мощный пульт Fostex VM-08, имеющий 8 каналов. В первую очередь хочется ответить на вопрос для чего, собственно, разработчики столь авторитетной фирмы Fostex, выпустили эти устройства. Наверное понятно, что не всем нужны 16-ти, 24-х и т.д. канальные микшеры. Область применения Fostex VM-04 и Fostex VM-08 во многом определяется числом входных каналов.
Первое – домашние студии звукозаписи. В этой работе 4-х каналов вполне достаточно и зачем тогда тратить деньги за лишние «входы», которые практически не используются?
Эти пульты могут пригодиться и на сцене, например, для коммутации и микширования двух синтезаторов или гитарных процессоров, для обработки голоса эффектами и т.д. Что касается восьмиканального микшера, то область его применения уже гораздо шире. Помимо перечисленных вариантов, этот пульт очень эффективен для работы в небольших клубах, его можно использовать на сцене как мониторный пульт, а также как «мобильный вариант» для концертирующих музыкантов, использующих хард-диск рекордер. Вообще, разработчики назвали эти устройства как процессоры эффектов с цифровым микшером. Именно процессоры эффектов главные козыри устройств Fostex данной линии. Если даже не брать в расчет сам микшер, одни только эффекты, которые основаны на последних достижениях современной инженерной мысли, заслуживают уважения. Эти эффекты можно использовать при записи, а также на концертах в «живой» работе.
На первый взгляд, веселенький дизайн и размеры этих пультов могут вызвать ощущение, что эти устройства не что иное, как детские игрушки. Однако это только может показаться. Достаточно послушать звучание приборов и более подробно «порулить» эффекты, изучить их возможности и это ощущение исчезает. Более подробно остановимся на самом простом микшере - Fostex VM-04.

Модель VM04, цифровой процессор эффектов с 4-канальным микшером в очень компактном корпусе, разработан, чтобы предоставить цифровые эффекты профессионального качества и удобную цифровую функцию микширования в одном устройстве по очень приемлемой цене. Это малогабаритная, простая в использовании, но при этом профессионального качества машина допускает большое разнообразие применений конечными пользователями, например, увеличение числа входов для добавления эффектов при многодорожечной записи, субмикшировании, либо обработку эффектов в реальном времени при живом исполнении, и многое другое.

Первое, что бросается в глаза - качество эффектов DSP (цифровой обработки сигнала). Имеется 20 пресетных типов эффектов. Параметры всех эффектов изменяются в реальном времени перемещением регулятора “DATA Dial”. Имеется возможность установки посыла Pre/Post. Цифровой микшер имеет 4 входа + Стерео выход
2 микрофонных входа с управлением чувствительностью (от -50dBV до -10dBV), 2 линейных входа, панорама, 2 графических эквалайзера, посылы эффектов, стереовыход (аналоговый и S/PDIF) Цифровой выход формата S/P DIF предусмотрен как стандартный. При соединении с цифровым многодорожечным магнитофоном Fostex FD-8, снабжённым цифровым входом, число его одновременно записываемых дорожек может быть увеличено до четырёх.
Простые в обращении “PAN”, “EFFECT SEND” и “EQ (Hi/Lo)” предусмотрены на каждом входном канале. Эти параметры выбираются комбинацией кнопок “Channel Edit” и “View”, и корректируются плавно вращающимся “DATA Dial”. Жидкокристаллический дисплей помогает визуально распознавать текущее состояние редакции.
Огромное удобство цифровые микшеры дают функцией запоминания сцен. Fostex VM-04, несмотря на свои размеры здесь не исключение. Установка микшера и эффектов (кроме уровня чувствительности) сохраняются/вызываются из 20 номеров и имён сцен. То есть вы можете сохранить работу для 20 песен. Внутренняя батарея резервного электропитания поддерживает блоки памяти. Опциональный ножной переключатель модели 8051 может вызывать сценарии из памяти непрерывно в их порядке следования. Это дает возможность использовать Fostex VM-04 на концертах как обычный процессор эффектов.
Пульт/процессор Fostex VM-04 имеет ЖК-дисплей с задней подсветкой графически, который отображает уровни входа / выхода, состояние различных параметров, номер/имя сцен для выполнения быстрой и точной установки. Контраст корректируется вручную. Загорающиеся кнопки с мягким нажатием располагается на верхней панели VM04 для быстрого и уверенного оперирования. Дисплей с подсветкой, загорающиеся кнопки позволяет без затруднений использовать VM04 даже в тёмном месте, например, во время концертов.
Предусмотрен разъём для наушников с независимой корректировкой уровня горомкости.
Имеется функция View - чрезвычайно удобна для проверки PAN, EQ HI/Lo, уровня EFFECT SEND и состояния EFFECT Pre/Post для всех 1-4 входных каналов сразу. Каждый раз при нажатии кнопки View ЖК дисплей показывает каждое состояние поочередно.
Функция Fader Adjust показывает на ЖК дисплее различие между вызванными (при включении питания/вызове сценария) входными/выходными уровнями и фактическими позициями регуляторов. Эта функция помогает вам быстро настроить регуляторы для работы.
Особо хочется остановиться на процессоре эффектов – главном козыре Fostex VM-04.
Встроенные эффекты DSP модели VM04 приняли на вооружение оригинальную F.D.E.P.T. (Fostex Digital Effects Processing Technology – Технология Fostex цифровой обработки эффектов), чтобы реализовать высококачественные эффекты окружения, эквивалентные профессиональным устройствам реверберации.
F.D.E.P.T.(Fostex Digital Effects Processing Technology) - это уникальная технология цифровой обработки эффектов, недавно разработанная Fostex. Благодаря этой технологии, которая проявляет мощность DSP с максимальной эффективностью, реализуются массивная плотность раннего отражения звука H.F.A. (Harmonics Feedback Algorithm - Алгоритм обратной связи гармоник) и беспрецедентно гладкие характеристики демпфирования высоких частот. Кроме того, H.D.L.P. (Hi-Density Logarithmic Processing – Высокочастотная Логарифмическая Обработка) уменьшает шумы звука, чтобы достичь более чистого и точного моделирования задержки.
1. H.F.A. (Harmonics Feedback Algorithm - Алгоритм обратной связи гармоник)
Раннее отражение звука - один из факторов, который является существенным для естественной задержки звука, но часто остается в стороне в основном из-за проблемы стоимости. Раннее отражение звука означает начальное отражение звука от стен, пола или потолка. Общее качество реверберации определяется тем, как воспроизводится это раннее отражение звука. H.F.A. является алгоритмом, который добавляет идеальную обратную связь гармоник к каждому модулю задержки, состоящему из раннего отражения звука.
2. H.D.L.P. (Hi-Density Logarithmic Processing – Высокочастотная логарифмическая обработка)
Задержка звука составлена из сложных комбинаций бесчисленных малых компонентов задержки, генерируемых множеством модулей задержки. Чтобы получить гладкий и приятный задержанный звук, очень важно составить эффективную комбинацию каждого модуля задержки и избавиться от отрицательного взаимодействия. Технология H.D.L.P. добавляет наиболее эффективный логарифмический процесс к каждому модулю задержки, чтобы извлечь максимум мощности, и, таким образом, реализует высокой плотности и чистоты задержанный звук, удаляя вредное влияние, вызванное интерференцией компонентов задержки.
Как вы понимаете, в Fostex VM-04 применена уникальная разработка Fostex в области обработки сигнала. Таким образом, несмотря на размеры этого устройства оно дает действительно профессиональные эффекты.

Fostex VM 08

Цифровой микшер Fostex VM 08 является расширенным вариантом модели Fostex VM-04. Он имеет четыре моно канала с несимметричными микрофонными/линейными входами на джеках и два стерео канала с линейными входами на трехконтактных джеках. На каждом канале имеется трехполосный эквалайзер, два посыла на внешние эффекты и два на внутренние (переключаются до или после фейдера), регуляторы панорамы и фейдеры уровня.
Два 24-разрядных процессора эффектов, использующих самую современную технологию обработки цифрового звука, могут производить реверберацию, задержку (возможен ввод темпа нажатием кнопки или педалью), хорус, фленджер, смещение высоты тона, мультиэффекты. Встроено 38 пресетов. Главным отличием Fostex VM 08 от «младшего брата является наличие именно двух процессоров, что расширяет возможности пульта в процессе работы как в студии, так и на сцене.
Как и в VM-04 пульт дает возможность статической автоматизации (запоминание параметров 20-ти сцен) микшера и эффектов.
Микшер имеет основные стерео выходы: аналоговый (несимметричный, на джеках) и цифровой (оптический, формата SPDIF).
Кроме того, у микшера есть выход на наушники (с регулятором уровня), стерео выход посылов на внешние эффекты (трехконтактный джек), разъем для педального переключателя (джек), жидкокристаллический дисплей с подсветкой, колесо ввода данных. Используются кнопки с подсветкой.
В пульте используются 20-разрядные преобразователи (АЦП с 64-кратной передискретизацией, ЦАП со 128-кратной), частота дискретизации 44,1 кГц, внутренняя обработка 24-разрядная.
Представьте, что все это укладывается в размеры - 300 x 70 x 212 мм и полутора килограммовый вес.

В начале статьи было отмечено, что применение этих пультов идеальный вариант для домашней звукозаписи. Вы можете на компьютер установить недорогую звуковую карту, имеющую цифровой вход S/PDIF. Сами пульты в этом случае будут выполнять функцию аудиоинтерфейсов. Таким образом, вы будете использовать внешние АЦП пультов Fostex, и передавать цифровой сигнал уже в компьютер. Не удивительно, что записанный звук в этом случае получается достаточно хорошего качества. Это не случайно, т.к. даже 20-битные АЦП фирмы Fostex гораздо лучше конвертируют звук, чем 24-х битные АЦП многих компьютерных звуковых карт. При звукозаписи, вы сможете использовать процессоры эффектов, что значительно разгружает работу процессора компьютера. Если еще больше повысить эффективность домашней звукозаписи, то целесообразно использовать выносные цифровые устройства звукозаписи, в частности Fostex Digital Multitrackers FD-4 и FD-8.

Эти недорогие цифровые рекордеры прекрасно интегрируются в единый звукозаписывающий комплекс, который намного расширяет возможности компьютерной студии.
Самое недорогая на сегодняшний день автономная система Fostex FD 4 может записывать одновременно две дорожки и воспроизводить четыре. Имеется также две виртуальные дорожки, которые позволяют выполнять сведение (4-х треков в стереопару). Для записи можно использовать внешнюю периферию (SCSI-2 интерфейс) или внутренний жесткий диск (IDE, приобретается отдельно). Запись может производиться в одном из трех режимов: Mastering Mode 1 (четыре основные и две виртуальные дорожки, частота 44,1 кГц, для записи на жесткие диски или быстрые периферийные устройства, например SyQuest EZFlyer), Mastering Mode 2 (четыре основные дорожки, частота 44,1 кГц, для медленной периферии, например Iomega Zip), Normal Mode (четыре основных и две виртуальные дорожки, частота 32 кГц, обеспечивается увеличенное время записи).
Микшер аналоговый, четырехканальный. На каждом канале есть линейные входы, два посыла на внешние эффекты (джеки) и трехполосный эквалайзер с полупараметрической регулировкой средних частот. На третьем и четвертом каналах есть также симметричные микрофонные входы (разъемы XLR), регуляторы чувствительности и разрывы. Еще устройство имеет мониторный и основной стерео выходы (разъемы RCA), два стерео возврата с эффектов и цифровой интерфейс формата SPDIF. Возможен мониторинг четырех входов и четырех дорожек одновременно.
Система позволяет разбить диск на 99 виртуальных лент (reel), каждая с собственным размером, темпом, MIDI установками и т. д. Операции монтажного редактирования (копирование, вставка, перемещение, стирание) можно производить как на одной дорожке, так и на нескольких дорожках одновременно. Редактирование производится с использованием буфера данных (clipboard), возможно прослушивание буфера. Есть функции отмены и повтора действий, функция Track Exchange (перемещение данных между реальными и виртуальными дорожками), функция "перемотки" с прослушиванием (трехкратная скорость) и без (тридцатидвухкратная скорость). Возможно изменение скорости воспроизведения (с изменением тональности) в диапазоне +/-6%. Устройство можно синхронизировать посредством MIDI Time Code (в качестве ведомого) и посредством MIDI Clock (в качестве ведущего), также поддерживается управление при помощи MIDI Machine Control. Возможна установка двух позиций локатора (наряду с перемещением на начало и конец виртуальной ленты), есть функции автоматического перемещения, автоматического воспроизведения в режиме цикла, автоматического начала/окончания записи (с репетицией). Для точного поиска определенного места записи можно использовать колесо Jog/Shuttle. Встроенный метроном может передавать сообщения MIDI Clock.
Автономная система записи на диск Fostex FD 8 более дорогая цифровая портастудия. Она имеет восемь основных и шестнадцать виртуальных дорожек.

Возможно одновременное воспроизведение восьми дорожек, одновременная запись двух треков (восьми по цифровому входу формата ADAT). Для записи можно использовать внутренний E-IDE жесткий диск или внешнее SCSI устройство, для чего имеется SCSI-2 интерфейс с 25-контактным разъемом. FD 8 имеет два режима записи: Mastering (16-разрядная запись без сжатия данных) и Normal (в этом режиме используется технология Advanced Digital Audio Acoustic Coding, позволяющая получить увеличенное время записи - 20 минут 8-дорожечной записи на носителе объемом 230 Мб). На некоторые устройства (Iomega Zip, SyQuest EZ Flyer, магнитооптические) можно записывать только в режиме Normal, причем магнитооптика не позволяет записывать более двух дорожек одновременно, даже при применении ADAT интерфейса.
Fostex FD 8 имеет восьмиканальный аналоговый микшер, причем каждый канал имеет два пути сигнала: основной (для сигналов, поступающих со входов) и мониторный (для сигналов, воспроизводимых записывающей частью). Кроме того, на каждом канале есть линейный вход (джек), трехполосный эквалайзер (с полупараметрической регулировкой середины), два посыла на эффекты (после фейдера, выходы на джеках, управляются одним, но двойным регулятором). Каналы 7 и 8 имеют также симметричные микрофонные входы на разъемах XLR, регулировку чувствительности и разрывы на джеках. В мастер-секции есть основной и мониторный выходы (на разъемах RCA), два стерео возврата с эффектов (на джеках). Вышеупомянутый ADAT интерфейс может служить также и оптическим SPDIF интерфейсом. Еще есть дополнительный аналоговый стерео вход записывающей части (RCA), выход на наушники (стерео джек), два MIDI разъема, разъем для педального переключателя.
Аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи 20-разрядные, частота дискретизации 44,1 кГц. Возможно изменение высоты тона (и скорости) в пределах +/- 6%.

В целом можно сказать, что малогабаритные цифровые устройства Fostex, которые были описаны в этой статье, являются достаточно мощными студийными и концертными инструментами, особенно если учесть стоимость данного оборудования. Вне зависимости от конкретной области применения микшеры/процессоры и цифровые портастудии Fostex будут надежными помощниками, как для начинающих музыкантов, так и для профессионалов.

Текст Дмитрия Малолетова