Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Cтудия звукозаписи в компьютере

Дмитрий Малолетов

Данная статья адресована музыкантам, кто в звукозаписи делает только первые шаги. Она в популярной форме знакомит читателя с необходимым инструментарием для создания домашней компьютерной студии звукозаписи.

Компьютерные технологии постепенно проникают практически во все области деятельности человека. Исключением не стала и музыка… На всех этапах создания современной музыки, от первых набросков будущих композиций, до окончательной записи мастер-CD, компьютер и музыкальное программное обеспечение стало незаменимым помощником – основным рабочим инструментом. Самым главным достижением компьютерных технологий в музыкальной области лично я считаю то, что в наше время практически любой человек может проявить свой талант и выполнить звукозапись своего творчества на недорогом компьютере и «нарезать» готовый CD. С бурным ростом цифровой видеотехники постепенно встает вопрос о собственном озвучивании домашнего видео, т.е. создания музыкального сопровождения, наложения звуковых спецэффектов. Кроме этого, свою запись музыкант-любитель может показать всему миру при помощи интернета или послать музыкальный подарок своей Любимой по электронной почте … И все это не выходя из своей квартиры! Как же этого добиться?

Наш журнал постоянно информирует читателей о новинках звукозаписывающих технологий. Однако отдельные статьи порой очень трудно связать в единую цепочку, где каждое устройство или программа занимает свое четкое место. В данной статье хочется нарисовать общую картину домашней студии, на которой можно добиться профессионального звучания музыкального материала. Кроме этого, следует заострить внимание на том, что музыкальные компьютерные технологии развиваются очень стремительными темпами. Так статьи на данную тему, которые вышли только год назад в описании конкретного оборудования уже устарели. Стоит добавить, что и сама концепция домашней звукозаписи за последний год изменилась достаточно кардинально. Наступило то время, когда компьютер и соответствующие программы способны исключить использование дополнительного студийного оборудования (кроме самих инструментов, микрофонов и другой музыкальной «перефирии»). То есть вся работа по созданию музыкального материала создается внутри компьютера.

В начале статьи хочется остановиться на одном существенно вопросе… Компьютер, программы, музыкальная периферия это только инструменты, которыми управляют люди. Сами эти «железки», какими дорогими и качественными они ни были, не помогут тому, кто не имеет, в первую очередь, каких-либо музыкальных идей. Компьютер может почти все, кроме самой постановки задач. Было бы глупо требовать от авторучки, что бы «она написала» гениальное стихотворение. Так и музыкальное оборудование нужно рассматривать только как промежуточное звено между идеей и конечным звуком, как средство для достижения своей цели. Естественно, для того, чтобы получить запись песни достаточно высокого качества, помимо желания, идей и музыкальных данных (слух, вкус…) нужно выполнить два необходимых условия.
1) Иметь минимальный инструментарий средств (компьютер, звуковую карту, контроллер, программное обеспечение и т.д.)
2) Уметь пользоваться этим инструментарием.

Еще 10-15 лет многоканальная звукозапись была очень дорогим удовольствием. Теперь, благодаря компьютерным технологиям, вся студия звукозаписи может поместиться на журнальном столике. И это притом, что данное оборудование позволяет выпускать CD действительно высокого качества. А главное, цена такой студии вполне доступна «среднему россиянину».
Более подробно остановимся на описании оборудования, которое необходимо для домашней звукозаписи.

I. Оборудование

В целом современная компьютерная студия звукозаписи в минимальном виде представляет следующий вид:
1) компьютер
2) звуковая карта или аудиоинтерфейс
3) специальные программы
4) мониторы (аудиоколонки)
5) MIDI-контроллер/клавиатура.
6) Дополнительное оборудование (выносные устройства, процессоры, инструменты)
Кроме этого, для записи акустических инструментов и голоса нужен микрофон и желательно предварительный усилитель/компрессор, который намного повысит качество записываемого звука с микрофона.

Теперь вам надо для себя решить какого уровня студию вы хотите создать. То есть чего вы хотите добиться и сколько на это вы готовы потратить средств. Естественно, чем выше требования, тем дороже оборудование.

Компьютер
Основным рабочим инструментом домашней студии звукозаписи является компьютер, который выполняет при помощи музыкальных программ множество функций – MIDI-секвенсор, цифровой магнитофон, микшер, редактор аудиофайлов и т.д. Те, кто уже компьютер имеют и не собирается его менять в ближайшее время, могут спокойно пропустить эту часть статьи. Если же вы только продумываете конфигурацию компьютера, то ознакомиться с общими вопросами будет, надеюсь, полезно.
Первое, надо определиться на какой платформе вы собираетесь работать. В нашей стране большую популярность имеют компьютеры PC с операционной системой Windows различных версий. На компьютерах Macintosh в основном работают профессионалы и коммерческие студии звукозаписи (за счет более надежной операционной системы, стабильной работы подобранных комплектующих, корректной работы профессионального софта, многий из которого, кстати, изначально пишется под MAC. Кроме этого последние разработки MAC’ов наиболее мощные относительно PC). Однако хорошо отлаженный PC с операционной системой Windows 2000 или ХР при грамотной эксплуатации работает достаточно надежно.
Многие могут ошибочно считать, что качество звука зависит от мощности компьютера, т.е. от скорости процессора. Могу вас уверить – это не совсем так! Скорость процессора существенна для работы эффектов в реальном времени, при использовании виртуальных синтезаторов и семплеров, для уменьшения времени некоторых операций, а сам звук зависит, в основном, только от качества звуковой карты. Поэтому компьютер с процессором P-III уже вполне достаточен для занятий музыкой (хотя покупать морально устаревший компьютер не имеет смысла).
Наиболее критичным моментом «музыкального компьютера» является объем оперативной памяти и скорость работы жесткого диска. При современном программном обеспечении компьютер должен иметь 512Мб RAM (и более) и жесткий жиск, желательно наибольшего объема со скоростью вращения 7200 RPM. Еще лучше если вы установите в компьютер 2 физических диска – один под систему, другой для записи/воспроизведения записанных треков. Это несколько повышает скорость обмена данными, кроме того, если вам придется форматировать системный диск, вы сохраните свои записанные треки.
Таким образом, при ограниченных средствах при покупке компьютера лучше экономить на процессоре, чем на оперативной памяти и жестких дисках.
Конечно, при подборе конфигурации необходимо особо заострить внимание на системной (материнской) плате. Многие выбирают эту деталь по принципу «чем дороже – тем лучше». Но для музыкальных задач не всегда требуются встроенные в плату навороты, наоборот, практика показывает, что встроенные возможности зачастую конфликтуют со специальным оборудованием. Что касается конкретных моделей материнских плат, то в данной статье не имеет смысл их перечислять, т.к. к моменту выхода статьи на компьютерном рынке могут произойти координальные изменения.
Для записи CD компьютер должен быть оборудован устройством CD-R(W). Желательно также иметь и обычный CD-ROM. Это дает удобство при перезаписи библиотек звуков и даже мелкого тиражирования своих компактов-дисков.
Как вы понимаете, современные мобильные компьютеры также подходят для музыкальной работы, которые зачастую почти не уступают стационарным. Специально для ноутбуков производители музыкальной компьютерной периферии создают великолепные устройства, благодаря которым мобильные компьютеры используются не только дома, но и во время концертных выступлений, в «живой» работе.
Выводы: Для комфортной работы с современными музыкальными программами желательно иметь компьютер на базе процессора P-IV, имеющим не менее 512RAM, 2 скоростных жестких диска, CD-RW. Операционные системы - Windows 2000 или ХР

Звуковые карты
Для того, чтобы вы могли работать со звуком компьютер должен быть оборудован специальным устройством, которое назовем звуковой картой (кроме звуковых карт существуют различные аудиоинтерфейсы, звуковые модули, а также комбинированные устройства – см. ниже). Именно от этого устройства будет зависеть звук вашего CD, особенно голос, акустических «живых» инструментов.
Главным показателем звуковой карты является качество аналогово-цифровых преобразователей (АЦП), которые конвертируют электрический сигнал звуковой волны в цифровую форму.
Сейчас дешевые звуковые карты имеют на борту и звуковой модуль, и входы/выходы MIDI, и входы/выходы для записи аудио. Такие платы позволяют добиться приличного качества звука демонстрационного уровня. (Хотя есть немало примеров того, как талантливые музыканты выпускали CD, записанные на плате Sound Blaster SBLive! стоимостью менее 50$. Но это скорее исключения, чем правило…) Недостаток этих карт в том, что звуковой модуль, «вмонтированный» в карту, хорош только для озвучивания игрушек. Для аранжировки эти звуки совсем не годятся. Кроме этого, данные карты по техническим характеристикам не позволяют в полной мере использовать виртуальные синтезаторы и семплеры – те инструменты, которые и дают преимущество современных технологий (об этом см. чуть ниже).

Итак для профессионального звучания целесообразно приобрести отдельный аудиоинтерфейс с качественными АЦП и нулевой задержкой мониторинга. Звуковой модуль в этом случае используется выносной или опираются на программные семплеры и синтезаторы, которых в настоящее время имеется большое количество.

Что касается мобильных компьютеров, то они уже имеют вмонтированную звуковую карту. Как правило, эти карты для серьезной работы совсем не годятся. Поэтому для ноутбука целесообразно приобретать специальные устройства, которые работают по шине USB, FireWire или при помощи PCMCIA карт. Соединив данный прибор с компьютером, вы получаете возможность записать звук высшего качества.

Выводы: Для того, чтобы получить записи приемлемого качества достаточно бытовой звуковой карты, которая имеет входы для подключения микрофона/инструментов, вход/выход MIDI, звуковой модуль, а также выход для мониторов. Иногда карты имеют и цифровой вход/выход, без которого можно и обойтись на начальном уровне.
Для повышения качества звука необходимо ориентироваться на более дорогие устройства, такие как комбинированные аудио/MIDI устройства. Для ноутбука целесообразно приобретать подобные устройства, которые работают по шине FireWire, USB .
Следующая ступень повышения уровня домашней студии звукозаписи это разделение аудио и MIDI. То есть приобретается отдельно аудиоинтерфейс для записи «живого» звука и отдельный звуковой модуль для работы с MIDI. Хотя данный вопрос касается тех, кто собирается использовать большое количество выносных синтезаторов.

Мониторы
Для того, чтобы вы могли слышать звучание созданной вами музыки, вы должны иметь мониторы или, как говорится в народе, колонки. Сегодня на рынке мультимедийной техники имеется достаточно много колонок, от самых простых до самых дорогих устройств. Дешевые мультимедийные спикеры, скорее всего, не дадут нужного результата, так как они не выдают всего спектра частот. Чем отличаются обычные бытовые колонки от студийных мониторов? Прежде всего тем, что студийные мониторы предназначены для показа реальной музыкальной картины по всему частотному диапазону. Они не должны приукрашивать (замыливать) звук, к чему стремятся производители бытовой аппаратуры. Для чего это нужно? По той простой причине, что ваши записи будут слушать на разных устройствах – на автомобильных магнитолах, CD-плеерах, а может даже в телевизионном приемнике. Записи сделанные грамотно звучат на любой аппаратуре достаточно хорошо и эту задачу можно выполнить только тогда, когда правильно выстроен частотный баланс. Стоимость профессиональных студийных мониторов доходит до нескольких тысяч долларов, но появляются недорогие, весьма привлекательные колонки, которые при невысокой цене дают «правильный» звук.

Можно пойти по другому пути: использовать для мониторинга обычный музыкальный центр, имеющий линейный вход. Вы просто соединяете выход звуковой карты с линейным входом, например, магнитолы и получаете достаточно хороший звук (зависит от уровня этой магнитолы). Это приемлемый вариант, который используется многими музыкантами. Но как вы понимаете сделать грамотное сведение при таком мониторинге очень сложно, хотя для некоммерческих целей это вполне приемлемый вариант.

Выводы: Для работы с музыкальным материалом вы должны иметь хорошие мониторы. Дешевые мультимедийные колонки, тем более звучание вмонтированных динамиков ноутбуков не могут применяться для более-менее серьезной работы.
Эффективным способом мониторинга для записи демо является использование бытового музыкального центра.

MIDI-клавиатуры
Для того, чтобы вы могли играть звуками вашей звуковой карты, выносного звукового модуля или программными синтезаторами/семплерами вы должны приобрести специальную MIDI-клавиатуру. Она представляет собой стандартную фортепианную клавиатуру, которая имеет выход MIDI. Соединив это устройство со MIDI-входом вашей звуковой карты, вы можете создавать целые оркестровые аранжировки, играя наложением (по очереди на каждый канал) и партию ударных, и баса, и скрипок и т.д.
Каковы требования к MIDI-клавиатуре. Прежде всего, она должна быть динамическая, т.е. она должна реагировать на сильные и тихие удары, в результате чего мы слышим громкий и тихий звук. Конечно, сам клавиатурный механизм должен быть надежным. Не стоит покупать очень дешевые китайские клавиатуры, где вместо пружинного механизма имеются поролоновые прокладки, приходящие в негодность через пару-тройку месяцев. И последнее чему надо уделить внимание – функциональность, хотя современные MIDI-клавиатуры практически все имеют полный функциональный набор для работы с MIDI.

Многие музыканты, повышая эффективность студии, вместо обычной MIDI-клавиатуры приобретают синтезаторы, в которых помимо самой клавиатуры имеется высококачественный звуковой модуль, контроллеры управления в реальном времени и другие полезные вещи. При наличии средств, для домашней студии быть может лучше приобрести готовый синтезатор, чем «голую» клавиатуру.
Выводы: Для создания MIDI-аранжировки вы должны приобрести MIDI-клавиатуру или клавишный инструмент.

Дополнительное оборудование
Для того, чтобы иметь возможность записать голос и акустические инструменты вы должны приобрести микрофон. Существует множество моделей микрофонов – динамические, конденсаторные, ленточные, цена которых колеблется от нескольких долларов до нескольких тысяч долларов. Для домашнего использования более подходит динамический тип микрофона.

Он менее восприимчив к посторонним шумам (соседи, шум на улице и т.д.) и дает достаточно хороший звук. Конденсаторные и, менее распространенные, ленточные микрофоны очень чувствительные и применяются в профессиональных студиях в специальных помещениях.
Хотя вполне можно записать голос простым соединением микрофона со звуковой картой результат, скорее всего, будет неудовлетворительным. Дело в том, что звуковые карты компьютера практически все (даже очень дорогие) имеют слабые предварительные усилители. Если вы хотите добиться чистоты голоса в записи вокальных партий вам необходимо приобрести выносной предварительный усилитель. Еще лучшим решением будет устройство, в котором есть и компрессор, который сглаживает динамические скачки. Для цифровой записи компрессор необходим и является атрибутом любой даже самой малобюджетной студии. В настоящее время цены таких преамп/компрессоров не высоки, а результат они дают очень приличный – поистине качественную запись.

Не стоит экономить на микрофоне и преамп/компрессоре! В конечном итоге голос в песне – главная партия!
И, последнее, что конечно необходимо иметь в студии это качественные наушники. Сегодня имеется огромный выбор этих устройств, однако для серьезной работы нужны специальные наушники, которые, во-первых, дают максимально хороший звук, с правильной частотной характеристикой и, во-вторых, которые дают комфорт и удобство при многочасовой работе.

Как вы понимаете, список дополнительного оборудования можно расширять до бесконечности. Это и гитарные «примочки», для гитаристов, процессоры эффектов, специальные устройства для тех или иных задач…

Итак, представим, что вы имеете достаточно мощный компьютер с приличной звуковой картой, мониторы, MIDI-клавиатуру, микрофон, предварительный усилитель. Теперь начинается самое интересное, увлекательнейшая работа, при которой происходит чудо: ваша идея принимает материальную форму в виде волшебных звуков, созданных вами мелодий и аранжировок.
Следующая часть статьи будет посвящена обзору специальных программ, а также будут описаны эффективные методы работы с музыкальным материалом.

II. Программное обеспечение. Методы работы.

В целом, работа над музыкальной композицией или песней состоит из следующих компонентов:
1. Сочинение композиции
2. Создание MIDI-аранжировки
3. Запись «живых» инструментов и голоса
4. Редакция, обработка записанных треков
5. Сведение многоканальной записи в стереопару
6. Мастеринг
7. Нарезка готового CD

Как вы понимаете, каждый компонент работы над музыкальным произведением требует определенных знаний, талантов. Так композиторы пишут красивые мелодии, профессиональные аранжировщики превращают их в оркестровые полотна, опытные звукорежиссеры записывают «живые» инструменты, мастеринг делают отдельные специалисты… Вам же придется овладеть всеми этими профессиями в одном лице!

Сочинение композиции. Создание MIDI-аранжировки.
Сочинение композиции является самым главным элементом в объемном спектре работы над музыкальным произведением. Никакая крутая техника, самые модные звуки и передовые технологии не не смогут заменить талант, вкуса… Как говорится, все это нельзя купить в магазине. Тем не менее, некоторые музыкальные программы могут существенно облегчить задачу в сочинении, например, песни и создания к этой песне качественной аранжировки. Таких программ сейчас достаточно много (их называют «самоиграйки»), но я хотел бы обратить ваше внимание на программу Band-in-a Box. (К моменту написания статьи вышла 12-я версия программы) Что она из себя представляет? Вы в такты вписываете аккорды (как текст), выбираете стиль музыки, темп и нажимаете на кнопке Play. И у вас зазвучит музыка, которую порой трудно отличить от той, что вы слышите по российскому телевидению в исполнении наших звезд эстрады. Конечно, для того, чтобы вписать аккорды в нужные такты их, во-первых, надо знать, а во-вторых, надо знать законы гармонии, формы и т.д. Однако программа настолько облегчает работу, что для многих она является основным рабочим инструментом.

Наиболее эффективно работать по следующей последовательности. Вы сочиняете мелодию и подбираете аккорды аккомпанемента. Затем вписываете эти аккорды в такты программы специальными символами (например, Am7 –Ля-минор септаккорд, Gmaj7 – большой мажорный септаккорд и т.д.). Далее, вы подбираете аккомпанемент, т.е. пробуете звучание своей последовательности аккордов в самых различных стилях - от традиционного джаза и народного фольклора, до современного рэпа или фьюжна. Иногда из самых примитивных аккордов можно получить классную заготовку будущего шлягера!
Самое интересное, что программа может сама сочинять мелодии и, что совершенно невероятно, импровизации! Многие могут сказать, что компьютер не имеет души, он никогда не сможет этого сделать. Наивно так думать, господа! Да, компьютер это просто машина, которая считает нули и единицы, а вот программы пишут живые люди. По сути, в программу вкладывается человеческий опыт и знания многих поколений и именно эта информация в необычной форме и заставляет работать машину по этим «человеческим» алгоритмам. Так можно задать компьютеру (программе) задачу: на какую-либо гармоническую последовательность исполнить импровизацию в стиле, например, Чарли Паркера. Далее, вы можете услышать игру саксофона в манере и музыкальной лексике этого музыканта. Конечно, программа просто вставляет запрограммированные заготовки, которые подготовили музыканты при написании этой программы. Не всегда получается удачно, особенно в случае отклонения от стандартных последовательностей. Но кое-что бывает очень полезно. Какая-либо мелодийка, «созданная» компьютером, может натолкнуть на интересную мысль, новую идею, которая и в голову прийти не могла!
Одним словом, для тех, кто начинает свою музыкальную деятельность, данная программа будет просто бесценна.
Понравившийся вариант аранжировки можно сохранить как MIDI-файл. Это будет, как бы, костяк для дальнейшей работы над композицией – редактирование/перезапись отдельных партий, подбор звуков, запись «живых» инструментов и голоса. Эту работу целесообразно выполнять в специальных программах, которые в узких кругах называют аудио/MIDI секвенсорами.

Виртуальные студии звукозаписи («аудио-миди секвенсоры»)
Создание аранжировки и запись «живых» инструментов производят в специализированных программах. Среди них можно выделить три: Sonar (CakeWalk), Cubase (Steinberg), Logic Audio (Emagic). Все данные программы основаны на одном принципе работы, по сути, это законченные студии звукозаписи, в которых можно сделать музыкальное произведение от начала до конца.
Внутреннюю «философию» этих программ рассмотрим на примере, на мой взгляд, лучшей из них: Logic Audio 5.3, немецкой фирмы Emagic.

Приступить к работе в этой программе можно только после некоторого изучения функциональных возможностей, хотя программа имеет максимально понятный интерфейс. Вы просто выбираете трек (в левой части главного окна) и нажимаете кнопку Record. Конечно, вы можете установить место, т.е. с какого такта начинать запись и когда эта запись должна закончится (выход из записи). После рекординга появится ее отражение - «дорожка» - графический блок, который можно резать, копировать, перемещать и т.д. Так вы можете записать и MIDI-инструменты, и виртуальные аудиоинструменты, а также аудиотреки. Все это выполняется многоканальным «наложением», т.е. когда каждая новая секвенция (записываемая часть) накладывается на предыдущую, на свой трек. На одном экране вы можете видеть всю информацию и контролировать весь процесс записи.
Как наиболее эффективно построить работу? Конечно, вы можете начать создавать аранжировку с нуля. Но более легкий путь вы можете просто открыть MIDI-файл, который вы создали в программе Band-in-a Box. Это уже приличная основа, которую можно дорабатывать. В некоторых случаях достаточно просто подставить новые звуки. Сейчас практически все музыканты используют программные семплеры – специальные устройства, которые предназначены для воспроизведения заранее записанных звуков. Сейчас на любом компьютерном рынке вы можете приобрести библиотеку звуков, например, ударных, которые распространяются на CD. Кажется фантастикой, но знаменитый барабанщик, записанный в лучшей студии Лос-Анжелеса, будет играть у вас в записи, аккомпанируя вашему голосу. Так же есть библиотеки бас-гитары, скрипок, духовых и т.д.
В последнее время большое распространение получают программные синтезаторы. Правда, для их работы требуются мощные компьютеры (как минимум P-III) с качественным аудиоинтерфейсом. Такие синтезаторы имеют все органы управления как на настоящем инструменте. Звук получается потрясающий!

Далее, когда аранжировка приняла окончательный вид (подобраны нужные звуки), вы можете приступать к записи «живых» инструментов и голоса. На этом этапе нужен некоторый навык, т.к. запись «живых» инструментов и голоса очень ответственная работа в общей сумме процесса создания музыкального продукта.
После того, как все задуманные дорожки записаны, пользователь может делать редакцию, обработку и микширование. Под редактированием подразумевается операция исправления мелких ошибок. Так, например, вы можете подправить какую-либо MIDI-ноту по высоте или по ритму.

Инструменты программы в плане редакции могут вообще творить чудеса, надо только овладеть методикой работы. С другой стороны «чистка» треков приводит к тому, что запись теряет «человеческий фактор». Ведь мелкие ошибки и недочеты, причем в самом непредсказуемом виде исключительно человеческая черта. Поэтому в редактировании надо всегда чувствовать меру.
Конечно, программа имеет редактор аудиотреков. В этом окне программы вы можете со своим голосом делать, практически все, что угодно. Инструменты Logic Audio позволяют даже вырезать букву из слова и «склеить» разные слоги в одно новое слово.

По этому поводу существует музыкальный анекдот. «Гитарист никак не может записать соло. Сыграл уже десяток дублей. Ничего не получается… Звукорежиссер спокойно обращается к нему и говорит: «Ладно… Сыграй хроматическую гамму, а дальше мы все сами «нарежем»!».
После редактирования записанные треки целесообразно обработать эффектами. Так ваш голос, записанный на кухне, можно погрузить в пространство большого концертного зала или церкви. Эффектами можно преобразить звучание инструментов до неузнаваемости.

Искусство применения эффектов заключается в том, чтобы создать определенную музыкальную картину, передать настроение песни. Если ваш компьютер достаточно мощный, то все эффекты вы будете слышать в реальном времени. Это очень удобно!
После того, как вы записали все инструменты и голос, отредактировали и обработали треки эффектами, вам необходимо сделать ответственную операцию – сведение многоканальной записи в стереопару. Работа эта на первый взгляд не сложная, однако именно здесь, на этом этапе можно испортить даже самую качественную запись. Представьте, вы покупаете пластинку, слушаете, а из колонок идет один бас и тарелки барабанов. Так вот задача сведения установить правильный баланс инструментов и голоса. Программа Logic Audio дает все инструменты для такой работы. На микшерском пульте вы устанавливаете баланс.

Кроме того, все современные программы имеют функцию динамического сведения. Вы просто рисуете график, так называемую кривую, и она управляет ручками, фейдерами микшера.

Когда баланс установлен, назначена автоматизация можно пробовать сводить треки. Для этого пользователь программы просто нажимает одну кнопочку и получает готовый окончательный микс – стерео wav. Файл.

Мастеринг
После того, как вы свели все треки в стереопару и получили готовый wav-файл, на этом работа не закончена. Конечно, вы можете этот файл уже записать на диск CD-R, но необходимо выполнить еще одну операцию, которая называется «мастеринг».
Задача мастеринга – подогнать уровень громкости под 0db, а также выровнять частотный спектр сведенной записи. Кроме этого, многие звукорежиссеры применяют различные хитрости для всяческого улучшения звука: применяют психоакустические приборы или их виртуальные программные аналоги, используют свои находки и ноу-хау. Так из записи плохого качества профессиональный мастер-инженер может сделать «конфетку» - облагородить звучание до неузнаваемости, исправить явные частотные перекосы и т.д.
Для такой операции подходят специальные программы – редакторы звука. Наиболее распространенной программой является Sound Forge (6.0) фирмы Sonic Foundry. Данная программа имеет все инструменты для того, чтобы ваша запись получила окончательный вид.

Первое, что надо выполнить – нормализовать звук, т.е. подвести его уровень громкости под 0 db. Для этого можно использовать специальные «плагины» – нормалайзер или максимайзер (плагины это специальные небольшие программы, которая интегрируется в общую программу редактирования)
Далее, уже тонкости. Вы можете добавить, например, реверберацию на общий микс, усилить или обрезать какие-либо частоты, добавить компрессии, мягкости «лампового» колорита и т.д. Сегодня на музыкальном рынке имеется просто огромное количество программ-плагинов, которые выполняют те или иные задачи.
Когда вы придете к окончательному решению, вам остается только сохранить этот файл, который уже можно нарезать в самых обычных программах для нарезки CD-R. Кроме формата wav. вы можете сохранить его в формат MP-3, который представляет собой сжатый wav. Он несколько хуже по качеству, но имеет намного меньший объем. В таком виде (в MP-3) композицию удобно посылать по электронной почте или выкладывать на сайты.

Итак, песня готова. Диск в ваших руках, в интернете все желающие наслаждаются вашим творчеством. Как видите, все предельно просто… Хотя, ради справедливости хочется сказать, что весь процесс работы над музыкальной композицией, описанный в этой статье, имеет весьма обзорный характер. Но главное начать, окунуться в удивительный мир современных технологий звукозаписи. И кто знает, что из этого выйдет…