Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Ламповый преамп Marshall JMP-1

Дмитрий Малолетов

Народная мудрость гласит «старый друг лучше новых двух»… Именно так говорят гитаристы о ламповом преампе Marshall JMP-1, который в наши дни получает новый виток необычайного всплеска популярности.

Гитарный ламповый преамп Marshall JMP-1 уже достаточно хорошо известен в профессиональных гитарных кругах, как в России, так и особенно за рубежом. Тысячи гитаристов используют его как на студии, так и на сцене. Имена звезд, играющих через этот премп, займет десятки страниц. JMP-1 без натяжки можно назвать уже классикой, устройством, которое за годы существования зарекомендовало себя с самой наилучшей стороны. В чем же секрет данного устройства? Во-первых, используя этот премп в цепи формирования звука электрогитары, гитарист получает большой выбор классических звуков Marshall’а, которые вызываются одним нажатием на MIDI-контроллере. Это дает огромное удобство в работе (в студии и особенно на концерте) по сравнению со стандартным решением, т.е. при использовании усилителя и кабинета. JMP-1 сохраняет в пресете все установки гейна, пресенса, громкости, эквалайзера и т.д., что дает необычайную широту звукового пространства. Во-вторых, благодаря JMP-1 вы получаете стерео звучание и потрясающие возможности в плане эффективного использования цифрового процессора эффектов. Это достигается благодаря программируемому разрыву, куда подключается выносной цифровой процессор эффектов. Грамотное соединение преампа и процессора дает гитаристу огромный простор при создании необычных звуковых картин.
Российским гитаристам JMP-1 пришелся по душе еще и потому, что этот премп прекрасно вписался в наши суровые условия работы. Наши гитаристы, в силу материальных проблем, выбирают оборудование «на все случаи жизни». И JMP-1 как раз то, что нужно – породистый ламповый звук, огромные возможности, высокая надежность. Самое главное, что прибор универсален и подходит для работы в любом стиле от архаичного блюза, джаза, рока до самого навороченного фьюжна. Кроме этого он может работать при включении напрямую в линию, - встроенный спикосимулятор JMP-1 дает достаточно хороший звук. А это очень нужная функция для российских гитаристов, ведь в России есть особенность - наши музыканты не имеют возможности возить с собой на гастроли весь звукоусилительный тракт. И это относится даже к звездам, не говоря уж о гитаристах аккомпанирующих составов. И выход только один – брать на концерты преамп, включая его в любой предоставленный оконечный усилитель (или, наконец, напрямую в линию). И с этой задачей JMP-1 справляется отлично. В отличии от некоторых преампов других известных фирм он звучит в любой «оконечник», даже при подключении в дешевый комбо. И следует заметить, что при этом JMP-1 не так дорог.
В данной статье хотелось бы остановиться на некоторых функциях JMP-1, благодаря которым формирование звука гитары при помощи выносного преампа более предпочтительно (относительно работы через стандартный гитарный усилитель). Как было уже отмечено, именно максимально эффективное применение процессора эффектов дает возможность получить очень современный звук и использовать его на концертах. Второе на чем хотелось бы остановиться, это показать наиболее лучшую схему коммутации данного устройства с другим оборудованием, а именно оконечным усилителем и кабинетом. И, конечно, следует остановиться на некоторых моментах создания звука, которое может еще больше обогатить звуковую палитру гитары.
Для того, чтобы перейти к рассмотрению этих вопросов, в краткой форме (так как Marshall JMP-1 освещался на страницах IN/OUT) напомним, что же такое JMP-1.
Итак, данный преамп основан на классической ламповой технологии Marshall (лампы предусилителя: 2 х ЕСС83), с MIDI управлением, которое позволяет сохранять, вызывать и переключать установки множества пресетов (до 100). Эти патчи (наборы установок) создаются и могут быть сохранены на основе четырех режимов 1) OD-1/Classic Overdrive , 2) OD-2/Modern Hi-Gain, 3) Clean 1/ Warm, 4) Clean 2/ Bright. В каждом режиме, соответственно в каждом патче, пользователь может установить уровень гейна, пресенса, громкости, трехполостного эквалайзера (со сдвигом басов). Важной функцией является наличие стерео разрыва для подключения внешних устройств эффектов с регуляторами уровня и микширования, которые также сохраняются в каждом пресете. Marshall JMP-1 имеет две стереопары выходов: Normal - для подключения к оконечному усилителю и выходы эмулирующие звучание динамиков, для подключения напрямую в пульт. Работают выходы одновременно, таким образом, при необходимости можно подключать гитару и в усилитель, и в линию. Переключение программ происходит при помощи ножного переключателя МРМ4Е (приобретается дополнительно) или посредством любого стандартного MIDI-контроллера. Размеры: при установке в рэке занимает одну стандартную ячейку (глубина 260 мм). Вес устройства 4,5 (кг).

Эффективная коммутация
Marshall JMP-1, как вы понимаете, можно использовать с разными звукоусилительными системами. При подключении к стандартному гитарному усилителю целесообразно (и это важно) не использовать преамп усилителя (иначе получается проход сигнала через два преампа, что заметно портит звук), т.е. подключать один из выходов (Normal) JMP-1 (т.к. сигнал моно) в гнездо Return усилителя. Использование стандартного гитарного усилителя можно рассматривать только как вынужденную меру. Хотя звук получается качественный, использование стереоэффектов при таком подключении малоэффективно. Поэтому для получения стереозвучания самым лучшим способом является использование специальных рэковых стереусилителей-оконечников, так называемых, двойных моноблоков. Многие гитаристы в силу разных причин относятся к рековым усилителям подозрительно, с некоторым недоверием. Не очень опытные музыканты из-за солидного внешнего вида данных устройств могут подумать, что данные усилители предназначены в основном для использования в стойке с различным оборудованием, типа, «виниловой вертушки», CD-проигрывателя и т.д., то есть в качестве «попсового» HI-FI усилителя. Словом, возникают необоснованные догадки, что данные усилители могут уступать по качеству звука стандартным гитарным системам. Во всяком случае, основываясь на мнении своих коллег, приходишь к выводу, что гитаристы просто не хотят рисковать, ведь покупая стандартный усилитель гитарист гарантирует звучание гитары. Однако практика показывает, что рэковые гитарные оконечники, в паре с выносным преампом, не только не уступают в звуке, но и по многим показателям превосходят своих обычных собратьев. Хотя это получается несколько дороже.
Многие фирмы, специализирующиеся на разработке гитарного оборудования, в своей линейке имеют такие усилители. Разделение преампа и оконечного каскада в гитарном звукоусилении произошло уже давно. Естественно и Marshall для своего JMP-1 выпустил целую линейку стереоусилителей, которые в связке «преамп-усилитель» дают потрясающие результаты.

• Выходная мощность 2 х 20 Ватт
• Педаль переключения PDL-00008
• Переключатель Remote Resonance
• Переключатель Resonance Voicing
• Регулировка стерео режимов
• Размеры: при установке в рэке занимает одну стандартную ячейку (глубина 270 мм)
• Лампы предусилителя 1xECC82
• Лампы фазы-инвертора 2xECC83
• Лампы усиления 4xEL84
• Вес (кг): 5

• Выходная мощность 2 х 50 Ватт
• Педаль переключения PDL-00008
• Раздельная по каналам регулировка громкости
• Раздельная по каналам регулировка presence
• Переключение импеданса
• Поддержка трех голосов с переключением
• Размеры: при установке в рэке занимает три стандартных ячейки (глубина 270 мм)
• Лампы предусилителя 2xECC83
• Лампы фазы-инвертора 2xECC81
• Лампы усиления 4xEL34
• Вес (кг): 19

EL34 100/100 при тех же характеристиках, что и EL34 50/50 даст уже по 100Ватт на канал. Существуют и другие модели рековых стереоуслителей.
Естественно, что при работе в стерео требуется и стереокабинет (или две раздельные колонки). Выбор их достаточно богат. Многие кабинеты могут подключаться как в моно, так и в стерео режиме, в зависимости от выбранной конфигурации.

Работа с цифровым процессором эффектов
Итак, использование JMP-1 наиболее предпочтительно использовать в стерео режиме. А для чего собственно электрогитаре нужен стереозвук? Ответ очевиден. В современных цифровых процессорах практически все эффекты имеют стереофоническое звучание. Звук гитары, проходящий через стереопроцессор в моно режиме теряет объем и звучание эффектов получается неубедительным. Хотя существуют различные схемы коммутации оборудования использование JMP-1 самый простой, недорогой и эффективный путь получить студийный управляемый стереозвук на концертах. Это обеспечивается тем, что данный преамп имеет программируемый разрыв, что дает удивительную гибкость при работе с внешним процессором. Для этого необходимо с выхода SEND (в JMP-1) послать сигнал на вход процессора эффектов, а стересигнал с выхода этого процессора подключить на входы RETURN преампа.

Получается единая связка – преамп-процессор, которая помимо создания звука удобна в плане управления, например, переключать пресеты с одного MIDI-контроллера. Таким образом, в одном пресете JMP-1 пользователь может использовать, к примеру, 80% аналоговый (сквозной) сигнал, добавляя к нему 20% эффектов. Таким образом, сохраняется аналоговая составляющая звука, украшенная цифровой обработкой. В другом пресете гитарист может пропустить сигнал через процессор на все 100%, получая полностью оцифрованный звук. Это эффективно для получения новомодных звуков с самыми современными фишками. При такой системе в разрыв можно подключать компрессор и другое выносное оборудование. И так можно программировать все 100 звуков и сохранять их в патчах. Главное, что прибор дает возможность выбора и большую гибкость. Пару слов необходимо сказать о процессоре эффектов, который бы лучше всего подошел к работе в паре с данным преампом. Основное требование к процессору – он должен иметь возможность убирать сквозной (сухой) сигнал, оставляя только обработку. Сразу стоит заметить, что дешевые гитарные процессоры этой функции не имеют. Они пропускают сухой звук и при этом получается, что он микшируется со звуком JMP-1. В некоторых случаях это дает неплохой результат, если это творческая задумка, но в основном смешение двух сигналов портит аналоговый звук. В результате с таким процессором, не имеющим функции MIX микшировать аналоговый и сигнал цифровой обработки в JMP-1 практически невозможно. Сейчас гитарист имеет большое поле выбора профессиональных процессоров, которые без сомнения подойдут для работы – Lexicon, T.C. electronic, Yamaha и т.д.

Использование дополнительных педалей.
Для того, чтобы расширить звуковую палитру преампа гитарист имеет возможность использовать различные педали, «примочки», как говорится на раскачку. Хотя ламповые дисторшны и драйвы JMP-1 очень качественные и в них достаточно гейна, все же многие гитаристы могут захотеть нечто особенное, то есть получить свое собственное уникальное звучание гитары. Как и при работе с обычным ламповым усилителем гитарист может путем подбора педалей и уровнями гейна, а также ручками (педалями) громкости гитары, найти интересные звуки. Однако при использовании педалей «исказителей», в отличии от классических ламповых усилителей, которые держат любую перегрузку, не следует подавать на вход JMP-1 слишком сильный сигнал. В настоящее время на рынке имеется огромное количество педалей для гитары. Каждая из них может дать уникальную комбинацию. Одним словом, гитарист, имея JMP-1 , может не замыкаться исключительно на родных ламповых перегрузах Marshall’а. JMP-1 при всей навороченности, это только предварительный усилитель и никто не мешает гитаристу «довешивать» к этому дополнительное оборудование.

Заключение
В эпоху бурного развития цифровой техники ламповые технологии не только не сдают своих позиций, но и наоборот набирают новые обороты. Во всяком случае, в гитарной среде. Казалось бы, устаревшие устройства должны постепенно заменяться более прогрессивным оборудованием. Но это происходит не всегда. Некоторые произведения инженерного искусства становятся классикой и живут вечно. Скорее всего, такая счастливая судьба ожидает и JMP-1…