Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Почему не умирает «лампа»!

 

В своей статье «Гитары на MusikMesse 2002» я отмечал тот приятный для меня факт, что гитарный павильон, где представляли свое оборудование производители инструментов и гитарной техники, был самым посещаемым. Но еще больше меня удивило то, что производители аналоговой ламповой аппаратуры для гитаристов не только выдерживают конкуренцию с цифровой гитарной техникой, но и заметно повысили свои позиции. Так стенды, где представлялось звукоусилительное оборудование для гитаристов были заполнены новыми разработками.
Почему же по прошествию стольких лет ламповые гитарные усилители до сих пор не могут уйти со сцены? В чем секрет звука лампы, и почему гитаристы и бас-гитаристы являются самым консервативными музыкантами?
Развитие гитарных усилителей шло параллельно с развитием электрогитар. Серийное шествие гитарные усилители начали с начала (середины) 30-х годов уже прошлого столетия. По сути принципиальная схема ламповых усилителей остается неизменной по сей день и по сей день ламповая схема остается наилучшей для формирования звука электрогитары. Вторым этапом развития было появление транзисторных усилителей. Хотя некоторые модели транзисторных усилителей имеют высокое профессиональное звучание, все же они уступают ламповым – в динамике, в своеобразных звуковых красках. В настоящее время получила широчайшее развитие цифровая технология виртуальных устройств. Конечно, она уступает в звуке ламповым и транзисторным усилителям, но за то имеет небольшую цену и удобство. Именно поэтому показателю цена/удобство/возможности цифровые процессоры выигрывают у настоящих усилителей. Но если в нашей стране цифровые процессоры являются как бы «на безрыбье и рак – рыба», их используют, по большому счету, от безвыходности ситуации (сложность транспортировки , отсутствие условий для применения в концертной практике, большие габариты и вес и т.д.) , то на Западе ламповые усилители являются основным инструментом озвучивания гитары. С другой стороны, ламповый усилитель требует хорошей техники игры и хорошего инструмента. Ламповый усилитель не звучит сам по себе, он дает объективную картину игре исполнителя и звучанию самого инструмента. Так настоящий мастер может заставить гитару нежно петь, или с надрывом кричать. Но это не дает никакой гарантии, что у всех гитаристов, использующих это оборудование, так же будет звучать гитара! Цифровая техника делает все наоборот… Любой гитарист, независимо от квалификации, получает по существу тот же звук, который ему сделали японские программисты. Вы нажимаете на кнопку и получаете Marshall 59 года, который звучит одинаково в разных руках и на разных инструментах. Причем отличить на записи гитару за 200 $ от гитары за 2000$ практически нереально. Конечно, это сказано довольно грубо, но большая доля истины в этом есть. И если для начинающих гитаристов цифровая техника дает возможность неплохо прозвучать на компьютерной демозаписи, то для квалифицированных гитаристов цифровые процессоры является тормозом в развитии. Но мне не хотелось бы данную статью уводить в русло «что лучше – лампа или цифра». Уже на протяжении 5 лет я на страницах журнала высказываю мнение, что у современного гитариста должно быть и аналоговое и цифровое оборудование. Только используя весь арсенал выразительных средств можно создавать современную музыку.

На выставке MusikMesse 2002 многие известные фирмы представляли свои новинки. Но особенно мне понравилась качественно новая разработка американской компании Randall ламповые преампы серии MTS. Остановимся подробнее на модели Randall RM4 (modular tube preamp), которая не может оставить равнодушным ни одного гитариста.

В чем заключается сама идея? Гитарист покупает «системный» блок, размером 2U, в котором есть 4 слота для специальных плат. Эти дополнительные платы, на каждой из которых имеется 2 лампы, и есть предварительные усилители. Пользователь может, как в конструкторе, собирать свои любимые преампы, имея 4 совершенно разных характера звучания. Хочется сразу заметить, что в отличии от цифрового моделирования, где в процессоре создаются десятки виртуальных усилителей, Randall RM4 – настоящий, реальный, физический, ламповый монстр.

Никакой химии, все натурально. Модульная система, сама концепция взята отчасти из компьютерных технологий.
Гитарист может использовать 4 преампа, переключая их посредством MIDI. Разработчики сделали попытку закрыть весь спектр лампового звука, создав 12 различных модульных плат/преампов. Каждая плата/преамп предназначена для определенной специфики.

• Ultra (Super Hi-gain tube distortion. For all Metal tones.)
• Modern (Modern Hi-gain distortion. For all modern to nu-metal tones.)
• Recto (Similar to Mesa/Boogie® Dual Rectifier)
• SL + (Similar to hot Marshall® Super Lead)
• Plexi (Similar to Marshall® Plexi)
• Top Boost (Similar to Vox® AC30TB)
• Tweed (based on '59 Fender® Bassman™)
• Blackface (Similar to Fender® Blackface Twin™)
• DLX (Similar to Fender® Blackface Deluxe™)
• Clean (Very warm, clean tone. similar to Class A.)
• JTM (Similar to Marshall® JTM45)
• Brown (Classic hi-gain brown sound)

Кроме этого в данной системе продумано использование эффектов. Подключая процессор в разрыв, обработанный сигнал вы смешиваете с натуральным.

Это очень принципиальный вопрос! Гитарный сигнал не оцифровывается, а остается натуральным до самих кабинетов (колонок). Уровень обработки регулируется регулятором wet/dry. Кроме этого, канал Loop эффекта оснащен двумя лампами, что дает цифровому обработанному звуку большую глубину. Всего в приборе, при четырех платах расширения, используется 11 ламп.
Каковы впечатления? Систему демонстрировал американский гитарист, представитель Randall, который играл музыку во всех стилях и на разных звуках.

Энергия и мощь усилительной системы просто поражала. Конечно, я не мог удержаться! Меня волновал один вопрос: насколько отличаются модульные преампы друг от друга? И здесь я действительно понял, что данная система имеет просто огромные перспективы! Каждый их 4-х звуков настолько менял характер звучания, что казалось, я использую 4 совершенно разных усилителя!

Знаменитая гитаристка Дженефер Баттен (Jennifer Batten), которая выступала на стенде Washburn и Digitech, тоже оценила новую разработку. Во время ее выступления собиралось очень много народа, а после своего получасового шоу она сливалась с толпой обычных посетителей, рассматривая новинки. Дженефер Баттен играла на Randall RM4 и по всему было видно, что это устройство точно будет в ее коллекции, тем более, что она сотрудничает с фирмой Washburn и Randall уже много лет.
Конечно, все это замечательно, но когда узнаешь о стоимости этого преампа, постепенно возвращаешься на землю. Ориентировочная цена преампа с 4-мя платами $1699.90. Стоимость каждый выносной платы около 250$. Да, ламповый звук дело не дешевое. Но я думаю, что профессиональных гитаристов эта цена не остановит. Ведь налицо огромные перспективы – 4 (12) разных преампа в одном корпусе!

Усилители ENGL
Еще одним сюрпризом выставки для меня стало открытие потрясающих немецких усилителей ENGL! В свое время мне попадалась информация об этих устройствах, но подробно изучить возможности и послушать усилитель в деле мне как-то не удавалось. В разговоре с представителем компании ENGL я узнал, что Стэнли Джордан, гитарист, за творчеством которого я слежу особо внимательно, последнее время использует именно эти усилители.
Кстати, на стенде ENGL мы встретились с Олегом Кузьминичем президентом компании O.K. & CO.

(Фирма O.K.&CO является официальным дистрибьютором оборудования ENGL в России.). Замечательно, что наши музыкальные компании занимаются не только дешевым ширпотребом, но и подлинными произведениями технического искусства. А усилители ENGL даже по внешнему виду можно отнести к классу «мерседесов».
Итак, что же в этих усилителях следует выделить? Прежде всего, ровность звучания во всем спектре частот. Все усилители этой фирмы очень хорошо сбалансированы. На чистом звуке даютт какую-то особую глубину, которая растет в геометрической прогрессии от качества самого инструмента. Перегруз ENGL может изменяться от мягкого драйва, до экстремального дисторшна. Вообще, описывать словами звучание какого-либо устройства вещь не очень то разумная. Тем более, что все это очень субъективно…
Среди оборудования ENGL мне очень понравился преамп/контроллер TUBETONER.
Он представляет собой ламповый (2 x ECC 83) преамп и напольный контроллер с функциями MIDI в одном удобном корпусе.
Преамп:
4 канала, (2 x ECC 83) Clean, Crunch Soft Lead и Heavy Lead, 3-band EQ, Bright переключатель для Clean и Crunch, Preamp Defeat переключатель, Stereo FX loop;
выходы:
Amp Out, Stereo line Out и Stereo Line out с частотным компенсатором и Level контролем; Stereo headphones/speaker 4-16 ohms;
MIDI footcontrol:
MIDI пресеты - 1 по 10;
размеры & вес:
48 x 4,4 x 26 cm, 4 kg;

Этот преамп хорош тем, что имеет выходы в усилитель и в линию, что дает возможность использовать устройство при записи напрямую в пульт. Хотя, включенные в оконечный усилитель, данные преампы звучат все равно лучше, эта функция может быть использована, например, в домашней звукозаписи.

В заключении хочется сказать, что ламповый гитарный звук, судя по выставке MusikMesse 2002, не собирается отдавать свои позиции. В следующих номерах вы сможете познакомиться с устройствами других фирм, которые специализируются на ламповом оборудовании для гитаристов.

автор: Дмитрий Малолетов