Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

OSTAP CUSTOM

Интервью с одним из лучших российских мастеров по производству гитарных усилителей Кириллом Остаповым.
(http://www.ostapcustom.com/index.htm)

Беседовал Дмитрий Малолетов

Кирилл в чем на твой взгляд секрет лампового звука? Что же за тайна, которая хранит в себе лампа?

Да, инструменты, такие как электрогитара звучат полноценно только через ламповый усилитель. Это стало аксиомой не требующей докозательств, особенно в рок-музыке. С одной стороны ламповый звук это традиция – ведь гитаристы, стоявшие у истоков, определили базисную концепцию звука. Цифровой процессор, например, в музыкальной фактуре тяжелого рока становится неким чужеродным элементом, который на подсознательном уровне воспринимается как «что-то не то». Поэтому для рок-гитары ламповый усилитель это как дека акустической гитары – без него рок-гитара становится уже не рок-гитарой, а какой-то другой.
С другой стороны ламповый звук очень любят гитаристы за то, что он дает возможность максимально выразить эмоции. Это касается динамики, правильной реакции на изменение звукоизвлечения, читаемости нот в быстрых пассажах, разнообразия и т.д.
Если говорить с инженерно-технической стороны, то ламповый усилитель наполняет звук гармониками. Пройдя сквозь схему и динамик, он становится насыщенным, густым. Это можно сравнить с кулинарным миксером, который из молока делает густой крем.

Сейчас много фирм выпускающих ламповые усилители. Как российский производитель может бороться с конкуренцией? В чем на твой взгляд твои усилители имеют плюсы?

Да, на музыкальном рынке много ламповой аппаратуры. И это очень хорошо. Раньше все хотели купить только «маршалл», потому что ничего другого не знали. Казалось, что фирменный усилитель даст 100% фирменный звук, а российский «самопал» не может звучать по определению. Никто просто не верил в отечественные изделия, так как не могли сравнить. Теперь, когда все поиграли в «маршалл», то многое поняли и начали искать что-то новенькое – Мессу, Энгл и т.д. И поиск своего аппарата у гитариста продолжается до тех пор, пока он не поймет, что усилитель не звучит сам по себе, он только создает условия создания звуковой материи, т.е. является зеркалом игры музыканта. Кривое зеркало будет приукрашивать или ухудшать т.е., обманывать музыканта. Поэтому ламповый гитарный усилитель, на мой взгляд, должен иметь максимально честные выходные характеристики. Таким образом соблюдается главный принцип "Что играешь, то и слышишь". И если звучит плохо в честный усилитель, то в этом случае следует искать причины в своем инструменте, в наборе дополнительных эффектов, в руках и в конечно в голове.
Бороться с фирменными аппаратами, конкурировать, я уже давно перестал, так как думаю, что если делаешь свое дело хорошо, то мой продукт пробьет себе дорогу без той рекламы, на которой держаться многие брэнды. Отвечая на вопрос как российскому производителю бороться с конкуренцией, то можно сказать следующее – надо делать продукт по качеству не уступающему фирменным изделиям и чтобы клиент был уверен в сервисном обслуживании (если вдруг что-то случится). И конечно, чтобы стоимость нашего аппарата была намного ниже фирменного аналога. Все эти три слагаемых у OSTAP CUSTOM есть.

А на счет того, в чем мои усилители лучше мне говорить не этично, так как оценивать качество моих аппаратов должны музыканты. Единственно что хочется сказать, практически все фирменные усилители, которые идут в массовую продажу изготовлены по максимально удешевленному варианту. Это касается всех элементов, начиная с мелких конденсаторов по цене 3$ за мешок и кончая подбором ламп. Я же в своих усилителях применяю только самые лучшие детали, не смотря на их цену. Схемы усилителей сейчас знают все. Тем не менее качество комплектующих, их взаимосвязь в цепи определяют мелкие, казалось бы, нюансы, которые в сумме дают тот настоящий звук, который отличается от массового ширпотреба. Изучению закономерностей и связей, анализу поведения тех или иных деталей в схеме я посвятил долгие годы. И в целом в своей работе я следую правилу «если ты не купишь усилитель для себя, не делай его для других».

Да, такой подход без соменния даст плоды! Я знаю, что ты много общаешься с музыкантами. Насколько это полезно в твоей работе?

Естественно я нахожусь в тесном контакте с лучшими гитаристами страны. Общение с ними просто бесценно, так они мне ставят задачи, которые я стараюсь решить. К примеру, все наши музыканты в один голос жалуются на то, что все ламповые усилители очень тяжелые. Перевозить «голову» с кабинетом в наших условиях просто невозможно! Гитаристы в следствии этого вынуждены идти на компромисс - играть через цифровой процессор или брать с собой только преамп и использовать попавшийся на площадке местный усилитель. При таком подходе говорить о звуке не приходится. В результате я сделал усилитель и кабинет легкими насколько это возможно. Такой комплект легко перевозить, так как по весу он даже меньше обычного гитарного комбо, а звук «головы» намного лучше.

Это касается и характеристик звука. Так длительное общение с прекрасным гитаристом и педагогом Мэй Линаом привело к появлению именного усилителя OSTAP CUSTOM May Lian, в котором осуществились все пожелания маэстро.

На твоих усилителях играют многие российские гитаристы, но то, что OSTAP CUSTOM приобрел Kлем Kлемпсон (Clam Clampson) это уже международное признание! Не планируешь ли ты учавствовать в какой-либо международной музыкальной выставке?

Да, Клему понравились мои аппараты и один из них он приобрел. (Подробнее см. здесь http://www.ostapcustom.com/gallery_ClamClampson.htm)
Я сейчас, честно говоря, не стремлюсь на международный рынок, так как у меня хватает работы здесь. Скажу, что заказы на изготовление услителей у меня расписаны на пол-года вперед. Но может быть для на следующей выставке в Германии MusikMesse я представлю несколько эксклюзивных гитарных аппаратов.

Кирилл спасибо за интервью. Мы скоро продолжим наш интересный разговор в следующей статье. Я лично очень рад, что у нас в стране есть такие талантливые мастера, которые делают потрясающие гитарные усилители. Успехов тебе!

Сайт Остапова Кирилла http://www.ostapcustom.com/index.htm