Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Гитара на MusikMesse 2007

Дмитрий Малолетов

Статья для журнала IN/OUT 58

Традиционно на выставке MusikMesse 2007 гитарная тематика была представлена во всем своем многообразии. Акустические и электрогитары самых разных конструкций, усилители и различные «примочки», цифровые процессоры, а также различные аксессуары – от винтиков и накладок, до звукоснимателей и различных сортов гитарного дерева. Словом, на выставке было представлено практически все, что связано с инструментами и гитарным оборудованием.

По правде сказать, 4 дня для обзора всего этого богатства является тем временным минимумом, за который можно хоть как-то ознакомиться с каждым стендом. А ведь стоит взять в расчет, что у некоторых стендов можно легко «зависнуть» на пару часов! Ведь MusikMesse традиционно насыщена демонстрационными выступлениями, концертами, различными акциями, которые ко всему прочему придают особое выставочное настроение, которое очень трудно передать в журнальной статье.

Если кратко «пробежаться» по 4-му гитарному павильону выставки (традиционно на Musik Messe гитарное оборудование и инструменты располагаются в четвертом павильоне), то сразу бросается в глаза то, что количество посетителей в нем намного превышает другие разделы выставки. Особенно это было очевидно в последний день MusikMesse, открытой для широкого круга посетителей. (Напомним, что три первых дня выставки работают исключительно для специалистов, дилеров, дистрибьюторов, т.е. попасть на выставку можно только по приглашению). Отчасти это происходит потому, что на гитарных павильонах нередко выступают известные гитаристы, демонстрируя не только оборудование, но и свое исполнительское мастерство. Во время таких демонстраций можно услышать инструмент или оборудование в работе и это порой эффективнее буклетов и других рекламных акций. Все это доказывает тот факт, что гитара в настоящее время является самым распространенным, самым массовым инструментом и не теряет этого статуса уже многие десятилетия. Однако современная гитара, живя во время цифровой революции, когда на арену выходят новые музыкальные формы, новые звуки, новые концепции, не может не впитать в себя цифровые технологии, которые расширяют возможности инструмента. Поэтому не случайно, что первую премию MIPA (Musikmesse International Press Award) как самый инновационный продукт получила именно электрогитара - Fender VG Stratocaster.

Fender VG Stratocaster

Данная гитара, сохраняя классические звуки стратокастера и конструктивные особенности, дает возможность использования новейших технологий, которые реализованы в цифровых гитарных системах и синтезаторах Roland. При помощи этой гитары при формировании звука можно одновременно использовать как классический ламповый тракт, так и цифровые технологии, а также смешивать оба сигнала в единую звуковую ткань.
Идея Fender VG Stratocaster в принципе не нова. Компания уже выпускала гитары с установленными датчиками Roland серии GK. Однако в данном случае гитара позволяет более оперативно управлять звуками при помощи 2-х дополнительных переключателей. Один из них Mode Control дает возможность переключаться на 5 различных моделирующих режима, например, установить акустическую гитару или датчики типа хембакер… Другой переключатель Tuning Function позволяет гитаристу выбрать строй гитары, не вращая колков. Можно установить пять различных строев, например открытый строй D, который используется при игре слайдом или строй баритон гитары.
Становится понятно, что данный инструмент ориентирован на использование новой гитарной системы Roland VG 99. Именно при подключении к данному устройству Fender VG Stratocaster проявит все свои возможности.

В целом можно сказать, что в этой гитаре обозначается вектор развития электрогитарной мысли. И он направлен на соединение аналоговой и цифровой концепции. Без сомнения данная гитара открывает новые горизонты инструмента. При творческом подходе гитарист может найти не только совершенно необычное звучание, но и открыть новые технические приемы игры. Словом, гитара создана для создания музыки будущего, для поиска новых возможностей, для сложных звуковых экспериментов. Кроме этого, данная гитара наводит на мысль, что производители гитар и производители электронного оборудования постепенно сближаются и дополняют друг друга. На мой взгляд это хорошая тенденция, которая позволит сохранить традиции и обогатить звучание при помощи современных технологий.

На что еще хотелось бы обратить внимание… Это присутствие на выставке множества мелких неизвестных фирм, ориентированных на производство небольших партий, единичных экземпляров того, или иного оборудования и инструментов. В отличии от производителей- гигантов эти небольшие компании не стремятся брать рынок количеством. Их задача – качество, уникальность. Не случайно именно такие стенды притягивают музыкантов-профессионалов, так как именно там можно найти что-то уж совсем необычное, что выходит за рамки крупных производственных линий. Кстати, эти стенды с интересом изучают и представители знаменитых брендов. Ведь выставка это еще и обмен идеями.
Одной из таких фирм, которая для меня стала открытием этого года является финская компания Mad Professor, ориентированная на выпуск ламповых усилителей и гитарных педалей высочайшего класса.

Harri Koski, президент компании Mad Professor

Посещая различные стенды бросается в глаза не очень приятная тенденция (хотя это не относится собственно к выставке) - из года в год увеличиваются цены на инструменты. По моим наблюдениям средняя цена профессиональной электрогитары в настоящий момент составляет примерно 3000 Евро. Причем это даже не всегда «кастом шоп»! Рассматривая красивые гитары на каком либо стенде, всегда приходится оглядываться на «ценник», так как порой энтузиазм резко пропадает… Так стоимость некоторых гитар доходит до 10000 Евро и западный рынок судя по всему к таким ценам уже готов.

Но хорошо что для многих есть альтернатива! Выставка заполнена корейско-китайскими компаниями, которые предлагают очень хорошие инструменты в ценовой категории до 1000 Евро. Удивительно то, что некоторые гитары звучат не хуже очень дорогих инструментов знаменитых брендов и кроме того, ничуть не уступают им в качестве изготовления. И хотя данные гитары ориентированы больше на начинающих гитаристов и любителей, китайские и корейские производители постепенно будут отвоевывать все более новые пространства в профессиональном секторе. Во всяком случае выставка показывает, что все основания для этого есть.

Русские идут!

Очень приятным фактом MusikMesse 2007 является то, что постепенно столь крупный форум осваивают наши отечественные производители. Помимо компании «Октава», производящей микрофоны высокого мирового класса, которая уже хорошо известна за рубежом, на MusikMesse 2007 представляли оборудование наши гитарные компании.

Ламповые гитарные усилители Yerasov среди производителей мировых брэндов постепенно занимают свое достойное место. Компания из Пензы прошла долгий путь развития, от создания аппаратуры в единичных экземплярах, до крупного производства.

Александр Ерасов под Российским флагом!

Модельный ряд Yerasov на выставке был представлен несколькими типами усилителей от комбо, до полных стеков, которые пользовались большим интересом по многим причинам. Во-первых, это чистые ламповые качественные усилители профессионального класса, в которых воплощены лучшие на сегодняшний день идеи, но главное, что цена отечественных аппаратов ниже зарубежных конкурентов. По соотношению качество/цена с аппаратами Yerasov трудно конкурировать. И это дает все основания полагать, что фирма Александра Ерасова имеет хорошие перспективы для развития на Западном рынке.

Особо стоит отметить стенд Сергея Богучарова (компания SMB) хорошо известного отечественного производителя гитарных педалей. Среди его оборудования особо интересны ламповые «примочки», которые используют многие отечественные и зарубежные гитаристы. Также заслуживает особого внимания педаль Wah-wah и педаль громкости, которые по оценке многих гитаристов дают лучшее звучание, за счет использования специальных потенциометров, не дающих урезания частот и шумов. Кроме этого срок службы этих педалей намного больше традиционных «квакушек». Многолетний опыт Сергея Богучарова позволяет ему делать поистине уникальные устройства, которые дают собственное неповторимое звучание. Особенно катируются его педали в среде гитаристов, играющих экстремальный тяжелый рок, хотя на мой взгляд его педали очень разноплановые и их можно использовать во всех стилях современной музыки.

Сергей Богучаров на стенде MusikMesse 2007

Так же на выставке была представлена продукция еще одной российской компании AMT Electronics под руководством Сергея Маричева, которая также специализируется на производстве гитарных педалей. Очень приятно то, что ребята из Сибири (производство находится в Омске) сумели создать качественный конкурентно способный продукт, который используют звезды мировой гитары, например, Матиас Эклунд (Mattias IA Eklundh). В линейке AMT, помимо традиционных, в настоящее время появились поистине революционные аналоговые педали с цифровым управлением.

Сергей Маричев президент компании AMT electronics


Приятным сюрпризом было появление на выставке Анатолия Павленко, который представил западному миру уникальную художественную роспись музыкальных инструментов. Его гитары, «Ольга» и «Нинель» (каждая гитара является единственной в своем роде и имеет собственное название) расписанные художниками из Жостово и Хохломы имеют необыкновенный вид. Обычные гитары после его «доработки», превращаются в настоящие произведения искусства, которые будут хорошо выглядеть не только на сцене, но и в музее. Не случайно, что Анатолий Павленко заключил сразу несколько контрактов на роспись коллекционных гитар Vigier (Франция), а также ряда других компаний.

Анатолий Павленко и гитарист, продюсер Джо Бергер (Joe Berger)

На самом деле очень приятно видеть неподдельный интерес западных специалистов к разработкам отечественных производителей. Постепенно возвращается гордость за нашу страну! Я уверен, что это только начало…

* * *

Если подвести итог по гитарной тематике, то выставка MusikMesse 2007 наглядно показала, что данный сегмент рынка музыкального оборудования активно развивается. С одной стороны – огромный интерес посетителей. В гитарных павильонах, особенно в последний день, трудно было даже передвигаться. Это, повторюсь, вполне доказывает о том, что гитара была и остается самым популярным, самым массовым музыкальным инструментом. Стоит добавить еще и то, что тяжелая гитарная музыка достаточно популярна в Западной Европе и это способствует и процветанию бизнеса. С другой стороны, появляются все новые и новые компании, которые занимаются производством гитарного оборудования и инструментов. Особенно этим славится Китай, которому предвещают бурное развитие. Поэтому никаких пессимистических тенденций в этом направлении, судя по выставке, в ближайшее время не намечается. Приятно то, что нашим российским компаниям уже есть что показать на столь авторитетном форуме. И это говорит о том, что и наш рынок музыкального оборудования постепенно переходит в новую фазу, к собственному производству.

Заканчивая обзорную статью, всем читателям IN/OUT хочется сказать, что на этом описание оборудования и инструментов выставки MusikMesse 2007 не заканчивается. В следующем номере вы сможете почитать ряд интересных статей, более детальных, которые в настоящее время готовятся к публикации.