Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Гитары на Musikmesse 2002

В марте 2002 г. во Франкфурте (Германия) прошла ежегодная выставка музыкальных инструментов и оборудования для шоу-бизнеса. В этом году этот крупнейший Европейский форум как всегда прошел на высоком уровне, представив посетителям самые последние высокотехнологичные новинки музыкального оборудования.
Первое, что действительно поражает, это масштабы выставки. По сути, выставочные многоуровневые павильоны, между которыми курсируют рейсовые автобусы, образуют целый город. Выставка организованна так, что посетители четко дифференцируются по интересам. Так классические инструменты занимали первый павильон, далее шли павильоны, где были представлены ударные инструменты, гитары и гитарное оборудование, электронные MIDI-инструменты, музыкальный софт, нотный павильон и т.д.
В этой статье я хочу подробно остановиться на гитарной тематике, тем более, что я заметил поразительный факт – гитарный павильон был самым посещаемым.

Не знаю, ведется ли организаторами выставки какая-либо статистика, но в гитарном павильоне с самого утра и до самого закрытия было просто трудно передвигаться. До этой выставки, я с грустью смотрел на перспективы гитарной, «живой» музыки… Создавалось впечатление, что все музыканты постепенно переквалифицируются в программистов. Выставка Muzikmesse 2002 лично мне косвенно показала, что чем больше развиваются компьютерные технологии, чем более они доступны для простого народа, тем больше ценится «живой» исполнительский фактор. Кому интересно смотреть, как играет музыку запрограммированный компьютер? Гитарный павильон был интересней других, благодаря выступлениям именитых гитаристов, которые на глазах публики вытворяли просто невероятные чудеса.
Самым крупным стендом гитарного павильона был стенд легендарной фирмы Fender. Данная марка в комментариях не нуждается, наверное любой человек, хоть как-то связанный с музыкой, знает об этих гитарах. Но лично для меня, хотя я сам играю на Fender и очень люблю эти гитары, больший интерес вызывали менее именитые фирмы, выпускающие эксклюзивные, уникальные инструменты. Почему интерес многих гитаристов направлен именно к таким небольшим фирмам, объяснить довольно просто. «Производители-звезды» завоевали себе имя в эпохе начала рок-культуры. Именно тогда, когда в воздухе витал «гитарный дух», появились личности, которые создали легендарные модели. Но потом начался бизнес… Сейчас многие фирмы, выйдя на коммерческие рельсы, штампуя на конвейере по тысячи гитар в день, держатся на рынке в основном за счет своего имени, хорошей «раскрутки» и относительно дешевых цен. Основные деньги «делаются» на инструментах массового спроса, в основном для начинающих, которые внешне ничем не отличаются от профессиональных инструментов, на которых играют звезды-гитаристы. Конечно, фирмы-производители пытаются максимально сохранить породу звука и традиции инструментов, но все же… Постепенно крупные производители гитар на своих фабриках открыли мастерские типа «custom shop». Именно там производят гитары, которые отвечают профессиональным требованиям.
Молодые же фирмы, стараясь завоевать авторитет, должны выпускать инструменты лучшего качества, совершенствовать конструкцию, искать новые возможности, повышать технологическую эффективность. Именно поэтому всегда вызывают интерес инструменты малоизвестных фирм, которые, по сути, являются «custom shop»-фабрикой. И еще, как правило, возглавляют эти небольшие мастерские сами гитарные мастера-производители, а не менеджеры, окончившие экономическо-финансовые университеты и знающие о том, что в Китае самая дешевая рабочая сила. Вот и получается, что музыканты-профессионалы играют или на заказных инструментах известного лейбла или на инструментах, сделанных на небольших фирмах, которые на стадии «раскрутки» должны выпускать поистине уникальные инструменты.
И еще… На выставке меня поразило то, что вы можете запросто подойти и поговорить с известными людьми, имеющими большой авторитет в музыкальном бизнесе. Попробуйте пообщаться с нашими директорами музыкальных магазинов! Если вы не потенциальный оптовый покупатель, то в вашем распоряжении секунд пять, а потом, в лучшем случае дежурная улыбка (научились у Д. Карнеги) и «До свидания…». Я могу даже объяснить почему это происходит! Тот, кто непосредственно делает инструменты относится к своим творениям не как к товару, который надо побыстрее «впарить», а как к своему рукотворному ребенку. Любое внимание человека к плодам его труда оценивается с благодарностью. Так на выставке я познакомился и общался с легендарными, а также молодыми разработчиками и производителями гитар, которые могли часами говорить о гитарах, о музыкантах, о новых технологиях, не взирая на то, купишь ты эту гитару или нет. Поэтому в этой статье речь пойдет не только о гитарах, но и о самих создателях, чьи имена входят в историю и ассоциируются с моделями гитар и названиями гитарных фирм.

Гитары Vigier (Франция)
Начну я свой обзор с гитар фирмы Vigier. Еще до поездки в Германию, я составил список стендов, которые должен был посетить просто обязательно. Первым в этом списке была именно компания Vigier – небольшая фабрика в пригородах Парижа, которая производит инструменты высокого профессионального уровня. Именно на этих гитарах играет Стэнли Джордан «фортепианной» техникой two-handed tapping. Все, кто хоть раз пробовал играть этой техникой, понимают, что эта исполнительская школа требует очень качественного инструмента. Особенно это касается ровности грифа и его стабильности на протяжении многолетней эксплуатации. И еще, при игре «двуручным тэппингом» необходимо чтобы гитара была изготовлена из хорошего дерева, которое дает динамическую ровность. Звучание всех струн, особенно первой, должно быть примерно одинаковым (по динамике) при одинаковом звукоизвлечении. В нашей стране я знаю только одного гитариста, который играет на гитарах этой французской фирмы – гитарист группы Валерии – Александр Чумаков. Кстати, он целых три месяца ждал, когда для него по заказу сделают гитару. Это показательно… Технология производства заказных инструментов рассчитана именно на этот срок.
Стэнд Vigier был очень небольшим, на котором было представлено наверное 15-20 гитар. Около 40 минут я общался с представителем фирмы, который мне рассказал много интересного о технологии изготовления инструментов, о музыкантах, которые играют на этих гитарах. В конце концов, мы обменялись визитками… и, только после этого я понял, что все это время я разговаривал не с менеджером по продажам или музыкантом-демонстратором, а с самим Патрисом Вижье (Patrice Vigier) – основателем компании и главным разработчиком гитар.

В течении выставки мы встречались неоднократно и я все больше и больше приходил к выводу, что Патрис Вижье влюблен в свое дело до фанатизма. Только при таком отношении к работе можно создавать настоящие музыкальные инструменты!
К сожалению модели на которой играет Стэнли Джордан на выставке представлено не было. Но зато я открыл для себя необычные, безладовые гитары. Эти разработанные Патрисом Вижье гитары удостоены многих наград. Они имеют очень интересную конструкцию грифа и звук. Конечно, техника игры на этих инструментах имеет свои особенности, но овладев приемами игры на безладовой Vigier, гитара начинает петь как скрипка.

Что отличает все инструменты Vigier от других гитар, прежде всего, специальная конструкция грифа, которая сохраняет изначальную ровность многие годы. Качество изготовления инструментов просто идеальное и не вызывает никаких сомнений. Хотя на выставке продажа/покупка инструментов была запрещена, на многих гитарах Vigier уже на второй день выставки была табличка «sold» (продано). Гитары и бас-гитары Vigier пользуются большим спросом на Западном музыкальном рынке.
http://www.vigierguitars.com

Godin (Канада, Квебек)
Следующая фирма, которая уже достаточно известна в нашей стране, относится к разряду достаточно крупных компаний. Отчасти нарушив концепцию статьи, все же хочется сказать, что несмотря но то, что Godin выпускает массовые серийные инструменты, качество гитар сохраняется на очень высоком уровне. Практически любая серийная гитара Godin гарантирует профессиональное качество.
Мне удалось познакомиться с президентом компании Godin Робертом Годином (Robert Godin), который как все обычные демонстраторы стоял на стенде и спокойно общался с проходившими мимо зеваками.

То, что президент компании с гордостью представляет свою продукцию, у меня вызывает уважение. После знакомства, я был очень удивлен тем, что Роберт Годин хорошо знает о существовании журнала IN/OUT. А когда я ему показал свою статью – интервью с гитаристом Эл Ди Меолой, который играет на гитарах Godin, он сказал: «Надо учить русский язык! Таких больших журналов на музыкально-техническую тематику в мире больше нет!». Да, это приятно (журнал IN/OUT официально признан самым крупным изданием на эту тематику в Европе), но все же как то странно – Россия, которая практически ничего не производит, больше всего пишет и читает! Да, нам остается только почитать, да помечтать… Но вернемся к гитарам Godin...
Помимо всех тех достоинств, которых я кратко коснулся выше, преимуществом Godin относительно других гитар является самая современная электроника. Разработчики этих гитар четко отслеживают все новинки гитарной техники и стараются адаптировать свои инструменты под постоянно изменяющийся музыкальный рынок. Так Godin одни из первых гитар, которые поступали в продажу уже с полифоническим датчиком GK-2A или его аналогом. На страницах нашего журнала мы уже не раз освещали тематику «роландовской» концепции полифонических звукоснимателей Roland GK-2A. Эти звукосниматели, которые могут быть установлены на любые (стандартные) гитары, дают возможность подключиться к гитарным синтезаторам типа Roland GR-33, виртуальной гитарной системе Roland VG-88, усилителям Roland VGA-7, а также к новым двойным педалям Roland. На стенде Roland были представлены модели гитар, которые получили названия как GK-2 ready.

Так Fender, Godin, Washburn, Blade, LAG, Ibanez, ESP, Aria и другие известные компании в своем модельном ряду имеют гитары с GK-2. Если так пойдет дальше, то в скором времени все гитары будут изначально оборудованы полифоническими звукоснимателями, расширяющие звуковые возможности гитары. Отметим, что именно фирма Godin стала активно внедрять эту «роландовскую» систему на свои гитары.
Но это еще не все. Гитары Godin (наиболее распространенные модели), помимо всего прочего, оснащаются новым типом бриджа, который имеет не только пьезо-полифонический датчик, но и пьезо-звукосниматель. Таким образом, гитара имеет три выхода – от магнитных датчиков, от пьезо-датчика и от полифонического, типа Roland GK-2A. Все три способа снятия звука можно использовать одновременно. Это дает беспрецедентную широту спектра современного гитарного звука. И если взять в расчет, что сама конструкция гитары, качество дерева, организация производства находится на высочайшем уровне, то приходишь к выводу, что гитары Godin имеют очень высокие перспективы.
http://www.godinguitars.com

Гитары Blade (Швейцария)

Наконец-то свершилась моя давняя мечта – воочию увидеть гитары Blade. Эта фирма в России имеет очень интересный статус – о ней все слышали, но никто не видел. Гитары Blade обросли невероятными слухами и легендами, благодаря одному человеку – Энверу Измайлову – уникальному музыканту, который играет на этих гитарах уже более 10 лет. Это еще раз подтверждает мою позицию в том, что в рекламе музыкальных инструментов «лучше один раз услышать, чем сто раз увидеть». Техника игры этого музыканта требует инструмента самого высокого уровня качества. После долгих изысканий Энвер Измайлов сделал свой выбор на гитарах Blade.
Гитары Blade не выделяются какими-то невероятными формами, какой-то шокирующей необычностью. Это инструменты сохраняют классический стиль. Отличие от других инструментов только в том, что они изготовлены на высоком профессиональном уровне, т.е. очень качественные и с очень хорошей электроникой. Видно в Швейцарии, а именно в этой стране находится фирма Blade, умеют делать не только часы.
Мое внимание привлекли инструменты высокого класса, ценовой категории от 2000 $. Особенно мне понравилась гитара Blade California Custom, которая отвечает самым высоким требованиям. Очень глубокий звук, гитара звучит даже не подключенная к усилителю!

Вообщем, слухи о каких-то фантастических гитарах Blade имеют вполне понятные причины. Это инструменты высокого профессионального качества, которые изготовлены с точностью швейцарского часового механизма. Будем надеяться, что российские гитаристы смогут познакомиться с этими гитарами на осенней выставке музыкальных инструментов в Москве. Во всяком случае руководство Blade отнеслось к моему приглашению посетить московскую выставку в Сокольниках весьма серьезно. И еще, в следующем номере журнала вы сможете почитать специальное интервью с основателем компании и разработчиком гитар Blade Гарри Левинсоном (Gary Levinson)!
http://www.bladeguitars.com

Гитары Ruokangas (Финляндия)
Да, это был сюрприз, лучше сказать – открытие! Я не думал, что в Финляндии делают такие гитары! Проходя вдоль бесконечных стендов, какой-то внутренний голос мне сказал: «Стоп! Здесь то, что ты давно ищешь!». Эти финские гитары метров за 30 просто излучали какую-то необыкновенную ауру. Подойдя к стенду, на котором было написано Ruokangas guitars, что мне ничего не говорило, я внимательно рассмотрел эти гитары, которые выглядели как настоящие произведения искусства. Многие считают, что внешняя отделка никак не влияет на звук инструмента. Но мне кажется, извините за сентиментальность, гитара впитывает в себя труд и духовную атмосферу мастера, который многие месяцы, а то и годы, в страданиях и мольбах, порождает на свет музыкальный инструмент. Кроме этого, совершенно логично, что, украшают инструмент только тот, который изначально готовится к показу, к демонстрации, который делается как визитная карточка мастера. Совершенно очевидно, что для этого инструмента подбирают лучшее дерево, самые качественные комплектующие. Не думаю, что кто-либо догадается пол-года вручную делать перламутровую инкрустацию на фанерном корпусе. Поэтому отделка инструмента, особенно тонкая ручная работа, как правило, является показателем качества инструмента, особенно если это все делают мастера мирового уровня.
Гитары Ruokangas демонстрировал гитарист из Нью-Йорка, который был просто в наркотическом состоянии от звука гитары. В общении с ним, я понял, что он просто в невероятном восторге от этих неизвестных до сих пор инструментов. Мне тоже удалось поиграть на этих гитарах, отчего я получил истинное наслаждение. Первое, что сразу бросилось в глаза (в уши) – отсутствие биений струн на всех без исключения нотах. Мне ни разу в жизни не попадалась в руки гитара, в которой бы отсутствовали эти резонансные биения на некоторых нотах. А о сустейне даже говорить не хочется! Ruokangas на обычном ламповом перегрузе на вытяном бэнде звучит около минуты – ровно, без биений, маслянисто… На такой гитаре не хочется играть какие-то быстрые пассажи, одна нота звучит настолько приятно, что сама по себе является музыкой. Но и цена на гитары была приличной. Одна гитара, место которой можно уже готовить в Финском национальном музее прикладного искусства, стоит 9000$. Это рекордная по цене электрогитара, на которой мне приходилось играть.
Я познакомился с молодыми ребятами, которые непосредственно делают эти гитары. Меня поразило то, что на фирме работают всего 4 человека!, которые сами и представляли инструменты на выставке. Глава компании Juha Ruokangas (см. фото) оказался очень приятным и контактным человеком.

Именно от таких фирм, на которых работают люди по призванию, в нашу «конвейерную эпоху» можно ждать настоящих музыкальных инструментов. Хочется искренне пожелать мастерам Ruokangas успехов, а также очень хочется, чтобы российские гитаристы смогли увидеть и поиграть на этих гитарах.
www.ruokangas.com

Nik Huber Guitars (Германия)
Это еще один сюрприз выставки. Совершенно случайно, в непроходимых джунглях гитарных стендов я увидел очень красивые гитары – на сине-голубом фоне волнистого клена «плавали» перламутровые маленькие дельфинчики… Дело совсем не в том, что мне нравятся морские пейзажи, просто так уж получается, что хорошие дорогие гитары любой гитарист чувствует на расстоянии. Стенд Nik Huber Guitars был всегда полон народу, так, что мне пришлось постоять в очереди. Как это принято на выставке, общение с Ником Хубером (Nik Huber) пошло в таком русле, как будто мы знакомы несколько лет.

Что хочется сказать об этих гитарах? Конечно, оригинальная и дорогая внешняя отделка, качественное дерево было видно невооруженным глазом. Не играя еще на гитаре, уже чувствовалось, что гитара переваливает за 2000 $. Гитары Nik Huber’а обладают ровным звучанием по динамике, длительным сустейном и богатством обертонов. Звучание инструментов на 100% оправдали свой внешний вид. Конструкция, изготовление, комплектующие и электроника – все соответствует друг другу. Вообщем типичное немецкое качество. Хочется надеяться, что гитары фирмы Nik Huber Guitars полюбят в России.
www.nikhuber-guitars.com

Заключение…
Конечно, на выставке было огромное количество прекрасных инструментов, представленных сотнями известных и малоизвестных фирм. К сожалению в обзорной статье невозможно даже перечислить все достойные компании, которые производят профессиональные инструменты. Жаль только одно. На такой огромной выставке не было ни одной российской гитарной фирмы, ни одной мастеровой русской гитары. Страна, занимающая 1/6 часть суши земного шара, имеющая такое количество талантливых людей не может сделать 10-15 гитар… Да, гитары производить гораздо трудней, чем их продавать… Сразу после приезда в Москву я узнал, что Российская фирма Shamray guitars, наверное единственная оставшаяся гитарная компания нашей страны, уже сейчас готовится к выставке Musikmesse 2003. Ну что ж пора и нам делать гитары высокого профессионального уровня, достойно представляя русские гитары в Европе.


Дмитрий Малолетов