Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Crossroadz 15 лет

Для меня гитара как женщина. Она начинает звучать только тогда, когда ей уделяешь внимание.

Сергей Воронов

Интервью с лидером группы Crossroadz легендарным отечественным гитаристом Сергеем Вороновым.


19 мая 2005 года в московском клубе «Апельсин» при полном аншлаге группа Crossroadz отметила свой 15-летний юбилей. Яркое шоу, в котором принимали участие известные музыканты, давние друзья группы (Андрей Макаревич, Александр Ф. Скляр, Дмитрий Четвергов, Николай Арутюнов, Анатолий Герасимов и др.) продолжалось около 4-х часов.

В этой статье, в журнале IN/OUT, который читают исключительно люди профессиональные, мне как автору не хотелось бы искать уж слишком красивые слова в честь основателя группы Сергея Воронова. Ну разве можно написать что-то лучше чем:

«Сергей Воронов был и остается одной из самых харизматичных фигур отечественной рок-сцены. Всегда окруженный ореолом таинственности, в неизменной черной шляпе, с отстраненным взглядом - лидер ''Crossroadz'' Сергей Воронов производит впечатление какого-то загадочного волшебника. Оно лишь усиливается, когда Воронов берет в руки гитару. Описывать бесполезно. Надо слышать.»

Конечно, первое, что бросается в глаза, когда видишь Сергея Воронова это стиль. Стиль игры на гитаре, стиль одежды, даже машина у него соответствует его образу жизни – раритетный Mercedes 70-х годов (кстати, в очень хорошем техническом и внешнем состоянии). Видя этого человека в толпе, даже те, кто его не знает (если есть такие), все сразу понимают «какой-то крутой музыкант». Иначе как музыкант он быть просто не может. И стиль Воронова это не надуманный кем-то эпатаж, это естественное отражение долгих лет работы на сцене, проведенных в музыке, в беспрерывном творчестве.

При всей своей дерзкой внешности Сергей Воронов удивительно скромный человек, который о себе говорит очень мало, как бы стесняясь.
Часто можно слышать из уст людей афоризм «хороший человек это не профессия». Не знаю как в других профессиях, а в музыке, для того чтобы быть настоящим профессионалом, надо быть, прежде всего, Человеком. И здесь хотелось бы заострить внимание на некоторых фактах, которые без всяких слов характеризуют Сергея Воронова.
1) Группе Crossroadz исполнилось 15 лет и в ней работают все музыканты со дня основания. То есть за 15 лет из коллектива под его руководством не ушел из группы ни один человек. И это во времена экономических кризисов, дефолтов, политической борьбы и т.д. Стоит добавить еще и то, что группа Crossroadz практически всегда была в легком андеграунде, не имела каких-то баснословных доходов, которые могут как-то держать музыкантов вместе. В данном случае, играя некоммерческую музыку, «далекую от народа», группа жила своей жизнью в спокойной, судя по всему, обстановке, сохраняя свое лицо.
2) Сергей Воронов является арт-директором одного из лучших московских блюзовых клубов «B.B. King» со дня его основания (даже со времени его строительства). То есть с 1994 года. За более чем 10 лет в небытие ушли уже все заведения и забыты их названия. Эти исчезнувшие клубы, которые начали открываться в 1994-95 м годах, не смогли удержаться в этом довольно непростом бизнесе. Из первых открывшихся заведений Москвы остался только «B.B. King». На мой взгляд, этому способствовала грамотная политика клуба, прежде всего музыкальная концепция, которая «не прогибалась» из стороны в сторону под давлением быстроменяющегося вкуса толпы. В результате в клубе «B.B. King» сформировалась своя аудитория, которая и обеспечивает клубу существование и дальнейшее процветание.

И какие же можно сделать выводы? Прежде всего, это говорит о том, что Сергей Воронов не конфликтный человек, способный вокруг себя создавать позитивную комфортную обстановку. И еще, что этот музыкант ценит дружбу и очень доброжелателен к окружающим его людям. И эти качества в наше время у людей, достигших определенного положения в обществе, большая редкость. В результате и музыкант он редкий.

Готовя статью к печати, общаясь с Сергеем, я столкнулся с одной проблемой. Дело в том, что интереснейшей информации, которую хотелось бы предоставить читателям о группе Crossroadz е, оказалось столько, что это хватит на целую книгу. Поэтому в данной статье я постарался в самой сжатой, концентрированной форме изложить наиболее значимые события в жизни группы и лично Сергея Воронова.

= С чего все началось? Когда ты начал увлекаться музыкой?
Я начал играть в 11 лет, когда жил в Берлине. (В Германии Сергей Воронов жил с 6 до 16 лет. Прим. Д.М.). Мое увлечение рок-музыкой развивалось под влиянием атмосферы того времени. Помню в школьном автобусе, на заднем сидении, мы обменивались пластинками. Кроме этого, я любил слушать заподногерманское радио, где звучала самая современная музыка, а также смотреть выступления групп по телевидению. Чуть позже в 1978-м году я даже попал на концерт группы Yes. Впечатления от этого шоу у меня остались на всю жизнь.

= Да, твое детство и юность прошли в более благоприятном климате относительно сверстников живших в СССР, где был дефицит информации. Что же было потом?
В 1978-м году я вернулся в Союз, поступил в институт иностранных языков. И конечно я мечтал играть блюз, рок. Мне повезло, я познакомился с Николаем Арутюновым, который тоже как и я любил эту музыку и мы решили создать группу, которая впоследствии стала называться «Лига блюза».
В 1980-м году мы с Колей на некоторое время расстались. Я вошел в состав группы Галерея, где участниками были в основном студенты суриковского художественного училища.

= Вы не могли музыкой зарабатывать деньги, где же ты работал?
До 1983-го года я был студентом, а после окончания иняза, пошел работать на радио диктором иновещания на немецком языке, который для меня, по сути, был вторым родным. Музыка практически для всех рок-музыкантов была, типа хобби. Выступать с концертами в то время было сложно, так как в филармонии могли играть только ВИА, ориентированные на исполнение песен советских композиторов. Мы могли играть только на студенческих вечеринках, танцах, в клубе «Да-Да» и в клубе «Колизей», который мы создали с друзьями для друзей.

= Во времена перестройки для рок-музыки открывались неплохие перспективы. Как ты попал к Стасу Намину?
В 1985-м году мы с Дмитрием Гусевым по прозвищу «Рыжий черт» образовали «группу» «Гонщики». Ее название произошло от того, что мы просто гнали импровизации, сочиняя на ходу, что придет в голову. В общем, полная свобода. Он играл на губной гармонике, а я на гитаре.
Однажды на даче Александра Липницкого, это было в 1986-м году, у которого в то время записывался весь советский андеграунд, я и познакомился со Стасом Наминым, который предложил играть в его группе «Цветы». Группа Стаса Намина в то время играла довольно качественную музыку. Мы много выступали за рубежом: в Америке, в Японии на фестивале, который, кстати, устраивал Питер Гебриэл, побывали в Африке, в Австралии, в Англии. Так как я достаточно хорошо знал английский, Стас брал меня на пресс-конференции и различные тусовки, где происходили интересные встречи.
В следующем году мы с Колей Арутюновым решили воссоздать «Лигу блюза». Стас Намин поддержал нашу идею и под эгидой его центра мы стали активно гастролировать не только по СССР, но и по всему миру. Так мы побывали в Южной Америке (в Перу и Колумбии), а также в Швеции и других странах.

= Николай Арутюнов в своем интервью нашему журналу говорил, что в Южной Америке был потрясающий прием! За что так любили вас зрители?
Мы были по сути первой русской блюзовой группой, которая активно гастролировала по миру. И естественно к нам был повышенный интерес. Всем хотелось посмотреть на русских музыкантов, так как долгие годы для всего мира мы были как НЛО. И конечно, принимали доброжелательно, подходили, знакомились.

= В свое время в отечественном музыкальном мире было много разговоров по поводу того, что Кейт Ричардс подарил тебе очень дорогой «стратокастер»!
Да, известный барабанщик Стив Джордан, который переиграл наверное со всеми звездами рока ((Blues Brothers Band, Bob Dylan, Little Steven, James Tailor и т.д.), в Нью Йорке познакомил меня с Кейтом Ричардсом, гитаристом Rolling Stones.
Стив Джордан привез меня к нему домой, это было в 1988-м году. А потом мы поехали к нему на студию, где он записывал свой альбом «Talk Is Cheap». А на прощание Кейт Ричардс подарил мне уникальную гитару Fender Stratocaster 1959 года. С ней я много в свое время выступал, записал пластинку, ездил на гастроли, она падала, царапалась… Сейчас я к ней отношусь более бережно, так как это очень ценная вещь. Помимо того, что она звучит потрясающе, эта гитара мне дорога как память. Все же подарок хорошего человека.

= Ты пел в группе Стаса Намина?
Да, в основном кавера на английском языке.

= Почему ты решил создать свою группу?
К тому времени у меня накопился собственный материал, который необходимо было реализовывать. До этого, Лиге Блюза я играл свою музыку, но это было эпизодически. К 1990-му году я почувствовал в этом сильную потребность. У каждого музыканта наступает момент, когда он должен идти своим путем. А начался он с того, что я записал 5 своих песен и выступал с ними в составе Бригады С, Гарика Сукачева.

= Ты играешь с музыкантами в группе 15 лет. Как образовалась группа?
Когда я ездил с концертами с Бригада С и СВ, то естественно у меня было желание создать свою команду. Первым участником группы стал бас-гитарист Андрей Бутузов. Я просто дал послушать кассету со своими песнями и он сказал, что это музыка «его». Большая проблема была с барабанщиком. Для того, что мы сбирались играть, нужны были очень крепкие музыканты, понимающие этот стиль. Мы прослушивали музыкантов на базе Бригады С и как-то пришел Александр Торопкин. Мы поиграли несколько квадратов стандартного блюза и стало сразу понятно, что это наш человек. Так в составе трио мы начали репетировать. Потом на дне рождения Сергея Мнацаканова, который кстати, еще в 1979-м году познакомил меня с Николаем Арутюновым, я познакомился с Мишей Савкиным и подумал, что 2-я гитара в группе придаст плотность в звучании. Получился такой классический состав. А первый концерт мы дали 30-го апреля 1990 года в Д/К «Серп и Молот». В таком составе мы существуем по нынешний день.

= Во всяком случае мне не известны факты такой стабильности состава российской группы. В чем здесь секрет?
Мы семья, проводим вместе большую часть нашей жизни. Секретов никаких нет, просто все любят свое дело. Однако не стоит думать, что у нас все так безоблачно. Были разные периоды, бывали и трения и даже драки! Но все проходит, а музыка остается.

= Начало 90-х годов для рока время не совсем удачное. Наступала полоса «Ласковых маев» и «Маленьких принцев», как жилось в то время?
Как-то работали, ездили на гастроли и в Прибалтику, и в Минск, да и в другие города. Были у нас и друзья, которые помогали. Так Миша Космос финансировал выпуск пластинки, а потом и съемку видеоклипа на песню «Diamond Rain». Деньги, между прочим, мы ему вернули.

= Во Франции, насколько мне известно, песня «Diamond Rain», написанная тобой, была хитом.
Да, там она попала в рейтинги. Но во Франции также часто крутили по радио нашу песню «Сколько можно терпеть» на русском языке. В начале 1992 го года я поехал в Париж подписывать договор на выпуск пластинки. Затем в июле у нас состоялось первое турне по Франции, а в декабре мы поехали повторно. В конце 1993 в Париже, на фирме грамзаписи TREMA, вышел наш диск «Between» («Между»).

Уважаемые читатели! Так как описать весь творческий путь группы в рамках статьи не представляется возможным, остановимся лишь на самых значимых событиях.

• 1992
«Crossroadz» участвует в фестивале «Rock Summer» в Таллине, работая на одной сцене с командами FAITH NO MORE, NEW MODEL ARMY.

• 1994
Сергея Воронова единодушно выбрали председателем жюри фестиваля «Поколение-94», в котором «Crossroadz» традиционно участвуют как гость.
В октябре 1994 они дважды выступили с приехавшей в Москву легендарной группой BIG BROTHER & THE HOLDING COMPANY, в которой пела Дженис Джоплин.
1-го декабря 1994 группа играет для великого B. B. King в баре, носящем его имя, после чего «Король блюза» сказал: «Если мне нравится, как вы играете, то и всем остальным должно...».

• 1995.
«Crossroadz» с большим успехом играет в «East Club» в городе Бишофсверда (Германия). Овации публики вынудили группу играть не один час, как планировалось, а примерно три часа.
В мае 1995 фирма SNC выпускает диск «Между» для российского рынка и стран Содружества, а глава фирмы Стас Намин в интервью для Biz-TV выразил мнение о том, что группа достигла мирового уровня. В сентябре 1995 «Crossroadz» участвует в круизе «Проще простого» по странам Средиземного моря.
В конце года группа открывает концерты Глена Хьюза (экс-DEEP PURPLE) в Москве.

• 1996
Участвует в турне британской рок-группы NAZARETH, открывая их концерт в Санкт-Петербурге. Кроме того, группа устраивала джем-сейшны со Стингом, Ричардом Гиром и многими другими. В августе 1996 «Crossroadz» играли на фестивале в Парке Горького в одном концерте с ZZ TOP.
В конце 1996 Сергей участвовал в открытии «Blues House» в Чикаго вместе с группой BLUES BROTHERS.

• 1997
" Crossroadz " презентуют новую программу и начинают очередной клубный тур. Среди совместных с западными "звездами" проектов - джем-сейшн с группой Motorhead в клубе "Честерфилд". В декабре 97-го Сергей Воронов едет в Нью-Йорк, где знакомится с известным бас-гитаристом Ноелом Реддингом, участником группы The Jimi Hendrix Experience. Их совместный концерт проходит в нью-йоркском клубе Manny's Carwash.

• 1998
В рамках серии "Живая коллекция" выходит концертный диск группы, а в конце года " Crossroadz " выпускают СD Iron Blues, в который входят кавер-версии знаменитых блюзовых композиций.

• 1999
По приглашению Министерства культуры Китая " Crossroadz " отправляются в полуторамесячное турне по Китаю, где дают 23 концерта, в том числе с "отцом китайского рока" Сю Цзянем . По возвращении в Москву, музыканты проводят серию клубных выступлений "Кроссроудз: China Tour".

• 2000
выходит четвертый диск " Crossroadz " Salado. Группа репетирует новую программу и готовится к выпуску русскоязычного диска.

• 2001
Весна 2001 года была отмечена чрезвычайно успешным концертом Crossroadz в Московском Дворце Молодежи, за которым последовал тур по Украине. Позже в этом году группа начала работу над биографическим документальным фильмом, который продюсировал Андрей Станкевич. Летом 2001 года Crossroadz записали три сингла на русском языке. Вскоре последовало открытие веб-сайта группы www.crossroadz.ru.
• 2002
В этом году группа репетировала новый материал, выступала в клубах различных городов и сыграла на четырех летних байк-шоу: в Каунасе, Краснодаре, Егорьевске и, разумеется, в Москве. Позже тем же летом, CROSSROADZ сыграли три концерта с Barry "The Fish" Melton (Country Joe And The Fish) во время его гастролей в России. Crossroadz выступали живьем на крупнейшем музыкальном канале России "МузТВ", а также на "Дарьял ТВ". Песня "In The Morning" вошла в ротацию "Открытого Радио"- рок-станции номер один в Москве.
• 2003
Весной группа играет песни Окуджавы в блюзовой обработке на международном фестивале в Кракове. Выходит DVD "Живая коллекция" с телевизионного концерта Crossroadz 1998 года (первый DVD отечественной блюзовой команды). Во время своего приезда в Москву осенью W.C.Clark джемует с Crossroadz в клубе B.B.King. В конце года Воронов и Бутузов приглашаются на запись песен В.Высоцкого, чтобы придать нетленным произведениям блюзовое звучание.
• 2004
Весной в клубе Апельсин под творческим руководством Сергея Воронова проходят Voronnights c участием лучших представителей нашего блюза, джаза, соула. 26 июня - 10-летие клуба B.B.King в Лефортово. В июле Crossroadz принимают участие в международном фестивале в Дуарнене (Франция). С 27 сентября по 3 октября группа дала несколько концертов в Великобритании. Один из них состоялся в клубе CAULFLOWER в Илфорде. Два других - в Лондоне, в старейших и знаменитейших 100СLUB (существует с 50-х) и HALFMOON PUTNEY (открылся в 1963), в которых переиграли буквально все, кого можно себе только представить: Мадди Уотерс, Роллинги, The Who, Sex Pistols, U2, Bo Diddley, Oasis, Rod Stewart и еще десятки хорошо всем известных (великих) музыкантов.


= Сергей! Ты являешься бессменным арт-директором старейшего московского блюзового клуба «BB King». Имея огромный опыт, как ты думаешь, что нужно клубу, чтобы он существовал и активно развивался?
Наверное надо понимать, что нельзя объять необъятное и угодить всем. Каждый клуб должен быть ориентирован на определенную публику, и только для нее и работать. Если же постоянно менять концепцию заведения, то оно, в конце концов, потеряет свое лицо и туда будут заходить только случайные прохожие.

= Следующий вопрос, который я задаю всем блюзменам. Особенно интересно услышать ответ от тебя, ведь ты, дипломированный лингвист, автор стихов не только на русском, но на английском и на немецком языках. Как ты считаешь, русский язык органично вживается в блюз или это чужеродный элемент?
Я думаю, что блюз лучше всего звучит на родном ему английском языке. Он в таком виде более гармоничен и естественен. Если рассматривать чисто музыкальную сторону, то фразы на английском легко укладываются в ритмику. Но на русском петь тоже можно, только нужны хорошие тексты, которые не у всех получаются. Лично мне очень нравятся тексты Алексея Романова (Воскресение), который умеет в нескольких словах выразить глубокое содержание и положить их в рамки определенной мелодики. Стоит добавить, в блюзе многое поется между строк, на эмоциональном уровне. Если просто взять и дословно перевести известный блюз на русский язык это может звучать пошло. Там есть свои законы не только в музыкальном плане, но и в текстах. А русский язык, как я уже сказал, вполне может существовать в блюзе.

= Вопрос тебе как гитаристу. Что для тебя гитара? Это просто музыкальный инструмент или нечто большее?
(Задумывается) Для меня гитара как женщина. Она начинает звучать только тогда, когда ей уделяешь внимание. Вот, к примеру, повисит гитара пару недель без дела и уже начинают струны дребежжать, строй уже не держит, да и звучать стала хуже. У меня сейчас много гитар, хотя играю постоянно я только на трех-четырех. Это уже упомянутый Stratocaster, подаренный Кейтом Ричардсом, Fender Telecaster начала 70-х годов и гитара «Voron», которую мне сделал известный гитарный мастер Дмитрий Якомульский - копия одной из гитар Zemaitis.

= Каковы ваши ближайшие планы?
Планируем выпуск DVD юбилейного концерта. Думаю, что он появится в продаже уже в августе.

Сергей! Большое спасибо за интервью! Мы желаем тебе и всем музыкантам группы Crossroadz дальнейших творческих успехов!

Официальный сайт группы http://www.crossroadz.ru

Беседовал Дмитрий Малолетов