Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Львица, рожденная в год Тигра

Интервью с одной из лучших бас-гитаристок России Викторией Коротковой

Наверное навсегда ушли в прошлое те времена, когда бас-гитара в ансамбле выполняла исключительно аккомпанирующую функцию. Эпизодические сольные фрагменты не могли удовлетворить творческие амбиции басистов. В наши дни многие бас-гитаристы не только полноценные солисты, но во многом определяют звучание групп, являясь лидерами коллективов. Если проанализировать современное состояние музыки, то очевидно, что ее развитие в большей степени происходит в плоскости ритма или грува (ритмической основы). Именно ритм секция, новые комбинации ритмических «паттернов», определяют новые стили современной музыки. Это касается не только электронных стилей, которые создаются на «семплах», но и чисто «живого» исполнения. Найденный грув, придающий движение, уже сам по себе является крепкой основой для создания танцевального хита. И не случайно, что именно бас-гитаристы являются генераторами новых музыкальных идей, сочиняя все новые и новые ритмические риффы.
С другой стороны, бас-гитара за последние 20 – 30 лет превратилась в какой-то другой инструмент. Дошло до того, что некоторые бас-гитаристы записывают целые альбомы на бас-гитаре полностью сольно, то есть без аккомпанемента. (Это кажется невероятным, но это факт, достаточно познакомиться с творчеством американского басиста Виктора Вуттена. ) Это стало возможным по причине того, что современные бас-гитаристы расширили палитру звучания инструмента, применяя различные технические приемы игры типа слэп, теппинг и т.д. Кроме этого, бас-гитаристы стали более активно использовать различные «примочки» или процессоры эффектов, создавая различные оттенки звучания баса.
Возросший исполнительский уровень бас-гитаристов очевиден и в России. Наш журнал достаточно много внимания уделял внимания лучшим бас-гитаристам нашей страны (достаточно вспомнить интервью с Евгением Шариковым, Алексеем Лебедевым, Антоном Горбуновым и т.д.). В этой статье вы познакомитесь с творчеством удивительной девушки Вики Коротковой, которая стремительно ворвалась в музыкальную жизнь столицы, и сразу зарекомендовала себя как одна из лучших бас-гитаристок России. Откуда взялся этот бриллиант?
Если честно, то лично я всегда смотрел на девушек-инструменталисток с легким снисхождением. Конечно, это не касается классических скрипачек и пианисток с консерваторским образованием… Речь идет о «фольклоре» - блюзе, джазе, роке, фьюжне… Порой кажется, что многие девушки, пытаясь освоить мужские профессиональные пространства, хотят некой необычностью просто обратить на себя внимание. (Причем когда цель достигнута спокойно это дело бросают.) А говорить о роли девушек-инструменталисток в поп-музыке вообще не стоит. Зачастую сексапильной девице, которая с трудом может зажать аккорд, вешают гитару только для визуальной картинки, включая при этом виртуозное соло, записанное в студии музыкантом, отдавшим всю жизнь освоению инструмента. По настоящему играющих музыкантов женского пола в стране можно пересчитать по пальцам. И вдруг…
На конкурсе «Многоликая гитара», проходившем в ГМУЭДИ на Ордынке в списке конкурсантов в номинации «Бас-гитара» появилась фамилия В. Короткова. А когда она вышла на сцену и начала ритмично (как ни странно) играть фанк, грамотно используя все технические приемы типа слэп, двуручный независимый теппинг, флажолеты, аккордовые арпеджио, то все в зале, как зрители так и жюри, пришли в восторг. По ее игре было видно, что за всем этим стоит, во-первых, хорошая школа и накопленный музыкальный багаж, во–вторых, что самое главное, Вика Короткова играла Музыку, а не технические этюды, пытаясь поразить всех «фишками». Уже после первой композиции многие специалисты поняли, что в России появилась яркая самобытная личность. Вике Коротковой помимо грамот и призов, от сайта www.guitarplayer.ru был присуджден титул «Мисс Бас-гитара 2004».

Примечательно, на конкурсе Вика Короткова была сразу замечена многими арт-директорами клубов, продюсерами и людьми, которые занимаются организацией концертов. Виктория со своей группой была приглашена для выступления в один из лучших московских музыкальных клубов «Mezzo Forte», где проявила себя не только как необычайно яркая инструменталистка, но и как певица, а также как автор оригинальных композиций и песен. Сейчас В. Короткова частый гость этого престижного заведения. И это все подтверждает истину, что настоящий талант всегда будет замечен и всегда будет востребован.
Хочется особо отметить тот факт, что Викторию Короткову очень любят зрители. За годы работы на сцене, наблюдая за появлением и исчезновением звезд, я невольно пришел к выводу, что любовь зрителей основывается на каких-то непонятных аргументах, с трудом поддающихся какой-то логике, тем более расчету. Популярность и известность, как известно, можно купить за деньги и механизм этой покупки предельно прост. Авторитет и уважение можно заслужить долгим упорным трудом. Для этого надо стать мастером своего дела. Но любовь народа не купишь и не заслужишь никогда. Ее источник неизвестен и не понятен. Видя выступление Вики, буквально все слушатели, даже не очень хорошо понимающие принципы игры на бас-гитаре, подсознательно осознают ту глубину, тот багаж, который накоплен многими годами работы. Да и дело, скорее не в технике игры, хотя это очень подкупает… Открытость, доброта и искренность ее души, отражается в ее музыке и сразу притягивает к себе всех слушателей. Она самородок, рожденный в глубине необъятной Руси, который создан для выполнения какой-то миссии.
Мы встретились с Викой Коротковой для интервью. Я уверен, что вам будет интересно познакомиться с этой удивительной бас-гитаристкой.

Вика, как ты начала заниматься бас-гитарой и почему ты выбрала этот странный для девушки инструмент?

Я отчетливо помню, что неудержимое желание овладеть бас-гитарой у меня появилось, когда я увидела по видео Пола Маккартни, будучи совсем девочкой. Быть может, как многие в юности, я просто влюбилась в звезду, и, скорее всего, именно эта история стала для меня стартовой. К тому времени я уже начала заниматься музыкой - играла на фоно, к тому же мой отец был уважаемым музыкантом в нашем городе и к нам в дом часто приходили его друзья-музыканты, – то есть музыка была вокруг и повсеместно. Отец с раннего детства прививал мне любовь к музыке, тем вкусом и чутьем, которые помогают мне сейчас, я обязана во многом своему папе.
Я начала изучать бас-гитару сама, - из какой-либо аппаратуры доступным оказался только магнитофон «Астра», который служил и усилителем и динамиком, плюс еще можно было записать и послушать свои «шедевры». Мои первый опыт извлечения звуков закончился заявлениями соседки: « Что вы с водопроводом там делаете?!»
Окончив школу, я, не сомневаясь ни минуты, решила поступать в музучилище,- доступным тогда было только Ставропольское Культ-Просвет училище, я выбрала дирижерское отделение, поскольку играть на любого рода гитаре там не учили – отсутствовало эстрадное отделение. Когда подходил к концу первый курс, в Ставропольском Музыкальном училище впервые проводился набор на эстрадно-джазовое отделение и я мгновенно перепоступила туда и получила там музыкальное образование по классу бас-гитары. Огромное положительное влияние оказал на меня заведующий эстрадно-джазовым отделением Рудольф Леонович Атанесов, который пленил нас всех своей глубочайшей любовью к музыке, порой даже какой-то отрешенностью от мира. Мы как то пришли поздравить его с днем рождения, зашли в класс с цветами, подарками, он спросил нас: « А что за праздник-то?», то есть даже про день своего рождения забыл. Рудольф Леонович мог встать глубоко ночью и писать до утра музыку, а утром шел в училище учить нас. Его преданность музыке передалась мне.

Как сложилась твоя дальнейшая судьба? Мне кажется, что в Ставрополе достаточно тяжело живется музыкантам…

Каждый год в нашем училище проводился джазовый фестиваль, в котором я ежегодно принимала участие, получая призовые места, также выступала на джаз-фестивале в Ростове.
Со второго курса училища я начала работать – играла на развлекательных мероприятиях, вроде свадеб, где мне приходилось петь и играть на бас-гитаре одновременно, - это была отличная практика для меня. По окончанию училища меня пригласили в муниципальный Диксиленд, но достаточного заработка это не приносило и мне приходилось подрабатывать в ресторанах, исполняя нетленные шедевры советской эстрады. Летом со своим коллективом выезжали работать на море, пожалуй, это была самая тяжелая работа.
На море в составе коллектива ездили отличные музыканты, отдельно хочу отметить Женю Мазаева, который фактически являлся моим учителем, играя сам более 20 лет на басу, он очень многое дал мне в плане звукоизвлечения.

Занятие бас-гитарой требует огромного количества времени и сил? Есть ли у тебя секреты повышения эффективности занятий?

Секретов нет, надо просто очень любить свое дело. А самое эффективное занятие это «сьем» игры выдающихся музыкантов. На манеру моей игры влияние оказали такие басисты, как Стэнли Кларк, Джон Патитуччи, Джако Пасториус, команды – «Beatles», «Tower of power», «Chicago».
Многими элементами техники я овладевала сама, так сказать интуитивно, я услышала в записи слэп и пыталась воспроизвести это на ВЕНИКЕ!!!, потому что бас-гитару из училища взять домой не могла. Я излохматила веник, «оттачивая» слэп, а утром стремглав побежала к открытию училища к своей бас-гитаре. Позже, когда записи групп стали доступнее, я «переснимала» кучу разной музыки, - Лед Зепеллин, Патитуччи, Маккартни, да море всего… Многое мне дали «съемы» игры басиста «Tower of power».

Да, здесь невольно хочется сделать небольшое лирическое отступление… Все же как-то с трудом представляется как девушка в городе Ставрополь, в то время как все другие особы заняты исключительно своей внешностью (да простят меня девушки), отрабатывает слэп и снимает соло Джако Пасториуса. Как может вообще появиться тяга к этому занятию, учитывая еще среду обитания, где «слэп» вместе с Пасториусом нужен так же как корове седло. Здесь и кроется великая тайна – любовь к своему делу дается свыше, это и есть талант.

Я слышал как ты удивительно пародируешь голоса разных исполнителей? Это твое хобби?

Нет, это получалось как-то само собой. В процессе разучивания какой-нибудь популярной песни, я пыталась максимально приблизиться к оригиналу. Иногда происходили забавные случаи. В ресторане пела одну песню из репертуара Любы Успенской. Я выучила не только текст и мелодию, но и приблизилась к ее тембру и даже освоила ее некоторые мелкие дефекты дикции. А сама Л. Успенская ужинала после концерта в нашем ресторане и услышала мое исполнение. Да, было весело…
Но лучше всего, мне кажется, у меня получается Алла Пугачева. Хотя я пою много и фирменных хитов на английском языке.

Как ты считаешь, работа в ресторане не «убивает» творческую личность?

Наверное это зависит от личности. Я уверена, что работа в ресторане шесть дней в неделю по 4-5 часов (а иногда и всю ночь напролет) это очень хорошая профессиональная школа. Конечно, есть и негативные моменты, многие ресторанные музыканты не стремятся идти дальше и создавать что-то свое. Музыка для них превращается в обычную работу. Но что касается меня, то я всегда мечтала сделать свою программу с оригинальными авторскими композициями. Сейчас я выступаю на различных концертах со своей группой и исполняю не только песни, но и инструментальные композиции собственного сочинения.

Расскажи в двух словах о своей группе и проектах, в которых ты участвуешь?

Я играю и пою в трио, исполняя собственные композиции. Мне помогает мой родной брат Лёша Коротков - великолепнейший гитарист и не менее восхитительный барабанщик Паша Федосеев, он весьма молод, но не по годам профессионален. Еще я выступаю как аккомпаниатор в квартете «ЭтнА», где к перечисленным музыкантам прибавляется вокалист. В трио мы играем что-то вроде фанк-фьюжн, а в составе квартета рок-музыку. У нас есть друг Виталий Лунгу, иногда выступающий с нами в качестве перкуссиониста, он – директор звукозаписывающей студии «АнимаТон», услуги которой он нам безвозмездно и радушно предоставляет. Весной этого года мы записали на этой студии две мои песни на английском языке и сейчас готовимся записать несколько композиций с группой «ЭтнА». Оба эти проекта администрирует Александра Кочнева.

Каковы планы на будущее? Планируешь ли ты записать диск?

О планах не хотелось бы много говорить, дабы не сглазить. Могу сказать только, что все планы связаны с музыкой, с бас-гитарой и с занятиями творчеством вместе с моими друзьями, без помощи которых мне не удалось бы сделать и десятой доли того, что на данный момент сделано.

* * *

В заключении хочется отметить, не смотря на то, что Вика Короткова родилась под созвездием льва да еще в год тигра она по своей природе мягкий и очень искренний человек. Общаться и быть в компании ее друзей очень легко и приятно. Хочется от всей души пожелать этой удивительной девушке творческих успехов и удачи.

Беседовал Дмитрий Малолетов

P.S. После опубликования статьи в журнале IN/OUT У Вики Коротковой начался бурный творческий рост. В группе появились духовая секция, обогатилось звучание. В настоящее время группа называется Missis Big