Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Проблемы обучения рок-гитариста

Без знания классической гитары и классической музыки в целом ученик вряд ли состоится как полноценный рок-гитарист.

Специальное интервью с известным гитаристом и педагогом Александром Кутейниковым

Русская гитарная школа имеет давние традиции. Но, к сожалению, это касается в основном классической гитары. Джазовая гитара и особенно гитара в рок-музыке до недавнего времени оставалась инструментом одиноких самородков-самоучек, которые в силу своих природных данных пытались освоить заокеанские стили, необычные приемы игры. Надо добавить ко всему этому еще и то, что быть гитаристом, особенно электрогитаристом - занятие довольно дорогостоящее. Хорошие инструменты и гитарное оборудование стоит немало и для большинства музыкантов стало доступно только последние годы. Но главная проблема в том, что в России нет тех традиций, которые и формируют общественную мысль. Музыка – коллективное творчество, где каждый музыкант привносит в общую копилку свою малую часть.
Но последние годы в российском «гитаризме» наметился ощутимый прогресс. Развитие клубной жизни возрождает «живую» музыку. Сейчас появляются все новые и новые коллективы, которые, в отличии от официальной эстрады, идут своим путем, основанном на профессионализме. Инструменты и гитарное оборудование в наши дни стало вполне доступно. Многие гитаристы уже в состоянии не только покупать серийные модели, но и заказать инструменты разряда custom-shop. Но еще одним достижением последнего времени стало то, что в России появились педагоги электрогитаристы, которые могут четко показать ту дорогу, по которой надо идти, для достижения настоящего профессионализма.
С одним из таких преподавателей мы встретились для интервью. Это Александр Кутейников, преподаватель ГМУЭДИ и рок-лицея «Красный Химик», воспитавший уже много высококлассных рок-гитаристов, которые играют в профессиональных коллективах.
Итак, у нас в гостях Александр Кутейников.

Саша, первый вопрос вполне традиционный… Как к тебе попала гитара? С чего все началось?

Биография типичная для многих музыкантов моего возраста. Вдохновлённый масками и костюмами группы KISS взял в четырнадцать лет гитару и не расстаюсь с ней уже 22 года. Бодрящее звучание квинт привело меня сначала в музыкальную школу, где я постигал азы классической гитары, по окончании которой рискнул поступать в Гнесинку. Конечно же провалился, что меня никак не удивило и не расстроило, так как подготовка моя на тот момент, мягко говоря, оставляла желать лучшего. Постарался извлечь пользу из своего поражения - подготовил подобающий для поступления репертуар как джазовый, так и классический, интенсивно занимался сольфеджио и со второго захода поступил, правда, не в Гнесинку, а в Электростальское музыкальное училище. Надо сказать, что провинциальность этого заведения не только не мешала мне учиться, а напротив, способствовала моему развитию. Во-первых, в нём преподавали высокопрофессиональные педагоги, многие из которых работали, кстати, и в Гнесинке, а, во-вторых, неблизкий путь в город труженик Электросталь добавлял лишних полтора часа занятий юному гитаристу-камикадзе. Сейчас остаётся только жалеть о том, что мне не приходило в голову, истязая свою гитару, класть на заплёванный пол вагона кепку, мог бы ещё денег заработать. Зато потихоньку набирался в электричках сценического опыта. Моими первыми слушателями стали работяги, возвращавшиеся из ночной смены, их коллеги, заступающие на дневную и душевные подмосковные тётки, делавшие набеги на столицу за колбасой, так как в те времена в стране с продуктами была напряженка. До сих пор я не встречал более благодарных, а главное, тактичных ценителей музыки.

Как началась твоя профессиональная творческая карьера?

Моя профессиональная деятельность началась с третьего курса училища. Пришлось перевестись в заочное училище, так что диплом я получил уже в Москве. Ну а потом была многолетняя работа в малоизвестных коллективах. И постепенно я пришел к педагогике, которая на многие годы стала основной деятельностью…

Какие проблемы ты видишь в нынешней молодежной гитарной среде?

С тех пор, как я закончил обучение, прошло двенадцать лет. Мы живём в третьем тысячелетии, и многое с тех пор изменилось. С одной стороны, мы теперь обладаем бесценной информацией, которая в те времена была для нас совершенно недосягаемой, однако с другой стороны, она зачастую преподносится в настолько удобоваримом и, если хотите, разжёванном виде, что это может привести только к губительным, а то и к фатальным для некоторых студентов последствиям. Соблазн выучить соло любимого гитарного героя настолько велик, а таблатурная символика настолько проста, что обращать внимание на такие «маловажные» вещи, как гармонический анализ и прочие теоретические аспекты, а так же на культуру исполнения уже не хочется. Вообще двенадцать лет для музыки это целая эпоха. За это время сменились, чтобы навсегда позабыться, несколько модных стилей, цифровые носители вытеснили аналоговые, принципы звукозаписи стали совсем другими. Теперь, чтобы записать хорошую фонограмму, не обязательно уметь, или хотя бы пытаться хорошо петь, или играть на гитаре. Умная машина вычистит всю грязь, исправит фальшиво исполненные ноты, поднимет скорость в пассажах до космических скоростей и прочее, прочее, прочее. В результате мы окружены со всех сторон совершенно бестолковыми безжизненными семплами, которые я назвать музыкой не могу. Эта ситуация пагубно влияет на четырнадцатилетних мальчишек и девчонок, собирающихся стать профессиональными музыкантами. Очень часто ко мне на консультацию приходят абитуриенты, отвечающие на вопрос: « Какую музыку ты слушаешь?" - " Радио." Они с трудом вспоминают фамилии: Блэкмор, Пэйдж, а при упоминании покойного Хендрикса утверждают, что он из Металлики. Что можно требовать от такого высоко эрудированного подростка. Слава богу, что после первого же знакомства с творчеством вышеназванных классиков жанра, многие из них всерьёз увлекаются настоящей музыкой, а иногда даже становятся серьёзными музыкантами.

Вот мы и подошли к одному из самых важных вопросов: Каковы сложности в обучении рок-гитариста?

Сложность одна - вдолбить рок гитаристу в его, не обременённую нотной грамотой голову, что на свете существуют помимо рока еще и классика, и джаз и ещё огромное количество стилей и направлений. Без, хотя бы, поверхностного представления о всем многообразии музыки вряд ли вышеупомянутый рок-гитарист сможет хорошо играть рок в современном виде. Все хотят играть быстро и энергично, как Ингви Мальмстин, аккуратно, как, скажем, Винни Мур, сочинять популярные хиты в духе Джо Сатриани и исполнять причудливые импровизации как это делает Грэг Хоу. Но, к сожалению, довольно часто молодые гитаристы забывают о том, что Ингви уже в восемь лет постигал азы музыкальной науки, играя на трубе. Затем, несколько лет серьёзно занимался классической гитарой и помимо этого переснял и переиграл всего Блэкмора, Винни Мур владеет языком джазовой импровизации, что можно услышать в его соло даже на таком «диатонически-неоклассическом» альбоме, как Time Odissey. Джо Сатриани переиграл и «разжевал» своим студентам всю популярную на то время, когда основным источником его заработка была педагогическая практика, гитарную музыку. За плечами Хоу огромный опыт игры на гитаре в разных стилях: от джаз-рока до всем ненавистной попсы, а так же кропотливая работа над формированием собственного импровизационного стиля, основанная не только на прекрасном владении гитарной техникой, но и на использовании непростых для гитариста нюансов фразировки, свойственных другим инструментам, не имеющим ничего общего со струнными. К сожалению, не все нынешние студенты уделяют всему вышесказанному должное внимание. Зачем корпеть над нотами, заниматься гармоническим разбором полифонических произведений классиков, или постигать основы джазовой импровизации, когда, хвала всевышнему, есть таблатура и куча не точно снятого транскрайберами материала. За мою преподавательскую карьеру я перелопатил достаточно нот, изданных в США, чтобы понять, что подобные издания очень часто выпускаются с огромным количеством аппликатурных неточностей, которые не только не позволяют, а даже мешают изучению манеры игры того или иного гитарного героя. Попробуйте разобрать «Блюзоманию» Пола Гилберта, или такую несложную с технической точки зрения «Олвэйз…» Сатриани.

Неужели ситуация с нотами настолько плачевна?

К счастью, наши издатели избрали иную политику, поэтому у нас можно приобрести достаточное количество отечественной, полноценной и даже уникальной литературы, которую вы не найдёте за рубежом. Помимо этого, благодаря компьютерным технологиям и колоссальному количеству видеоматериалов любой из нас способен сам заняться изучением секретов «хвалёных заокеанских профессионалов». Достаточно скачать в интернете какой-нибудь видеоплеер позволяющий замедлять видеоклип и вы откроете все аппликатурные тайны любимого гитарного героя. Вообще, на мой взгляд, начинающим гитаристам необходимо как можно чаще заниматься «съёмом». «Съём» не только развивает слух и аппликатурное мышление, но и вырабатывает профессиональную дисциплину, приучает будущих звёзд к нотному письму.

В чём отличия подготовки классического гитариста и рок-музыканта?

На мой взгляд, рок-музыкант обязан владеть классической гитарой, хотя бы на уровне выпускника музыкальной школы. Он должен справляться с нейлоном, так же хорошо как он справляется с тонкими стальными струнами, видеть ноты на грифе гитары, не пасовать перед гармоническим разбором многоголосных композиций. Без знания классической гитары и классической музыки в целом он вряд ли состоится как полноценный рок-гитарист.

А классикам, в отличие от рокеров, достаточно ограничиться знанием только своего классического инструмента?

Всё не так просто, как кажется на первый взгляд. Безусловно, классический гитарист может найти для себя очень много интересного и даже необходимого, обучаясь на электрогитаре. Рок и джаз раскрывают и развивают в человеке способность к импровизации, чего иногда не хватает классическим исполнителям. Решение этой проблемы уже давно существует в Ордынском училище. Студенты обучаются владению, как классической, так и электрогитарой. В зависимости пристрастий учащихся один из этих инструментов является основным, другой родственным. Таким образом, соблюдаются пропорции во времени, отведённому на занятия той или иной дисциплиной, а ученик, не становясь слугой двух господ, гармонично развивается как полноценный и разносторонне образованный музыкант. Честно говоря, я с огромным удовольствием работаю со студентами-классиками и меня очень радует, когда я вижу и слышу, как занятия на электрогитаре способствуют их творческому росту.

В чём отличие коммерческих музыкальных заведений от государственных муз.училищ?

Это непростой вопрос. За время моей педагогической деятельности мне довелось поработать как в тех, так и в других музыкальных заведениях. Довелось даже проводить мастер-классы в лондонском филиале Music Institute, в котором в юности мечтал учиться. Возможно моё впечатление от этого заведения несколько поверхностно, но, тем не менее, мне показалось, что методика, построенная на разовых мастер-классах таких звёзд, как: Ингви Мальмстин, Пол Гилберт, Фрэнк Гамбале, Джордж Линч, Энтони Киддиса, а так же других звёзд шоу-бизнеса и визитах молодых и фактически никому неизвестных преподавателей из России, или ещё какого-нибудь региона, вызывающего в данный момент интерес у английского, или американского обывателя, не всегда приводит к успеху. Здесь к месту вспомнить лозунг «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих!». В результате подобной системы обучения большинство студентов покидает, как я полагаю, стены этого и подобных ему заведений не получив должной, профессиональной подготовки. Конечно, «всяк кулик своё болото хвалит», но я считаю, что обучение в наших государственных учебных заведениях даёт возможность студентам получить по-настоящему фундаментальное образование.

Бытует мнение, что педагог просто физически не в состоянии совмещать преподавательскую и концертную деятельность. Так ли это на самом деле?

Надо сказать, что все преподаватели струнного отдела Ордынки умудряются совмещать, отнимающую уйму сил и времени, работу на ниве просвещения, с гиперактивной концертной деятельностью. Это лишний раз подтверждает высокий профессиональный уровень наших педагогов. Стараюсь не уступать в этом своим коллегам. В данный момент "раскручиваю" проект «Налей!» в котором, помимо меня, участвуют люди, навсегда связавшие свою жизнь с музыкой. Это-Екатерина Белоброва - вокал, Евгений Степанов - бас-гитара и Александр Беляев - барабаны. Когда работаешь с такими профессиональными, главное, хорошо образованными людьми невольно вкалываешь сам на полную катушку и полностью выкладываешься на каждом концерте. Вокал Катерины и тандем Сани и Жени позволяют исполнять любые гитарные партии, поэтому мы легко обходимся без второго гитариста, или клавишника. Я даже не мечтал, что судьба сведёт меня с такими классными музыкантами. Подробней о нашей группе вы можете узнать на сайте: www.rockvocalist.ru/nalei.

Технический вопрос... Многие отечественные гитаристы очень заняты вопросом получения фирменного звука электрогитары. Какова твоя концепция работы над звуком?

Социалистическая закалка позволяет спокойно относится к любым испытаниям, связанным с проблемами в этой области. Долгие годы игры на инструментах: Эттерна де Люкс, Диаманд и Лид Стар воспитали бойцовский характер, не забыть и варку старых струн в содовом отваре. Поэтому мне редко мешает отсутствие американских комбиков или присутствие индонезийского страта. Главное, чтобы гитара держала строй, и у неё не было проблем с электроникой. Конечно, стараюсь, по возможности, использовать качественное оборудование, но, к сожалению, не всегда предоставляется такая возможность. Мой основной инструмент - Gibson Les Paul Studio Litе и он целиком меня устраивает. Инструменты серии Studio Litе несколько отличаются от других Лес Полов благодаря чему они в полной мере адаптируются к суровым реалиям сегодняшнего дня. Колковая механика выполнена в соответствии с современными требованиями - отсутствуют причудливые и очень нежные пластиковые набалдашники, датчики не убраны в похожие на мыльницы коробы и отсутствует не нужная для современной постановки правой руки громоздкая подставка на деке. Для студийной работы чаще всего использую DigiTech Valve FX с ламповым предусилителем. Но всё-таки я считаю, что основной секрет хорошего звука кроется не в дорогом оборудовании, а в хорошем звукоизвлечении.

Александр, большое спасибо за интервью. Мы надеемся, что мы не раз встретимся на страницах нашего журнала. Удачи тебе в творчестве и в педагогической деятельности.

Беседовал Дмитрий Малолетов