Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Blackmore's Night

Дмитрий Малолетов

Журнал IN/OUT # 55

19 апреля 2006 в концертном зале Россия в Москве с огромным успехом прошел концерт группы Blackmore's Night. Ричи Блэкмор, легендарный гитарист, в свое время бывший «иконой» хард-рока, впоследствии круто поменявший свое творческое амплуа, не потерял своих старых поклонников, он приобрел новых. Немало их и в России…

Стоит вспомнить, что когда Ричи начинал столь кардинально новый, «не модный» проект (имеется ввиду именно Blackmore's Night) имелось не мало скептиков, которые не верили в восход маэстро в новом качестве, - в роли средневекового трубадура. Казалось, что это очередной каприз неуравновешенного гения, которому необходимо немного отдохнуть перед очередным творческим витком. Но все оказалось более чем серьезно. Группа Blackmore's Night в настоящее время по количеству концертов не уступает легендарным «темно-лиловым». Песни Blackmore's Night входят в хит-парады разных стран. И в разных частях света создаются Фан-клубы… Все это говорит о том, что новый проект Blackmore's Night оказался очень успешным

.


Написать статью о концерте Blackmore's Night для меня оказалось непростой задачей. Уж слишком много здесь личного. В своих интервью, отвечая на вопрос «как ты начал заниматься гитарой», я всегда отвечал: «После того как услышал Блэкмора». И таких людей по всему миру не мало. Не все стали гитаристами, но то что он своей игрой перевернул мир тысячам, сотням тысяч мальчишек - сто процентный факт. Моя любовь к этому музыканту не дает мне сделать сухой отчет о концерте, слишком много вопросов хочется поднять, которые скрыты от «толпы». И так как наш журнал сугубо профессиональный- его читают люди, которые имеют отношение к шоу-бизнесу, то мне хотелось бы затронуть некоторые вещи, которые не описываются на страницах популярных СМИ «для народа», далекого от сцены. Я это попытаюсь сделать только для того, чтобы отразить масштаб личности Ричи Блэкмора, достоинства которого, до конца не оценены.

Культовая группа Deep Purple, открыв целое направление музыки, навсегда осталась в истории, стала памятником с Ричи Блекмором. Но что же произошло потом? Почему вдруг Маэстро так кардинально поменял свой творческий путь? Написано об этом немало и не хотелось бы тут повторяться. Но одно высказывание Ричи процитировать все же стоит. На вопрос почему он ушел из группы и из хард-рока в целом, Ричи ответил очень просто: «Потому что мы все сыграли…» И если посмотреть на дальнейшее развитие рока как музыкального направления, то становится очевидно, процесс развития всей ветки тяжелой музыки перешел в медленное количественное накопление мелких несущественных деталей. Классический хард-рок стал историей, а новые группы уже не могут представлять такого интереса, так как «едут» по проложенным рельсам. Едут многие быстро, даже виртуозно, но все это, сказать грубо, уже было… в середине 70-х… Если проанализировать гитарные соло современных виртуозов, то отчетливо видно не только общее направление мысли, играются даже пассажи, знаменитые Блэкморовские клише. Язык Блекмора вошел в копилку всех последующих рок-гитаристов и в любом соло вы услышите его влияние. Но это естественно. Все музыканты, вставшие у истоков направления, создают базисный лексический словарь, которым пользуются все остальные, привнося в него свои отдельные слова.

Но вот человек вдруг понимает, что книгу свою он написал, хотя законы бизнеса требуют от него новой главы. Здесь встает сложный вопрос…
Наверное многие читатели понимают, что музыкант, которого вознесли поклонники на Олимп, постепенно становится рабом своего кредо. Это относится ко всему, даже изменение прически может не очень понравится поклонникам, которые ждут от своего кумира «продолжения любимой пластинки». Сколько трагедий переживают артисты, которых привыкли видеть красивыми и молодыми. Достаточно посмотреть на то что сделала жизнь с вечным «маленьким мальчиком» Майклом Джексоном. В ход идет все, в том числе и пластические операции и это для того, чтобы сохранить себя для поклонников, которые не хотят видеть какого-то изменения своего кумира. Может быть поэтому бывает достаточно смешно видеть старого рокера, которому под 60 лет, который устраивает шоу, превращаясь на сцене в истерично двигающегося юнца. Да, в 20 лет, в эпоху обкуренных хиппи можно на сцене сжечь усилитель. Но делать это в 60 уже даже не прилично. Вот и получается – сочинил песню человек когда ему было 20 лет и должен петь ее, когда ему уже 50, когда мера ценностей уже другая, когда уже по-другому воспринимается жизнь. Но не исполнить в концерте свой золотой хит, на который и пришел собственно народ в зал, просто невозможно. А если учесть, что за длительную творческую жизнь у музыканта накапливается 20-30 песен, то получается, что для новых песен в концерте уже нет места. Заменять старые известные хиты, которые являются визитной карточкой артиста, на не раскрученные песни не совсем кажется разумно. И если для зрителей, которые приходят на концерт раз в год прослушивание старых песен становится наслаждением, то для исполнителей, которые работают по 20-30 концертов в месяц через 20 лет это становится пыткой, которая приводит к нарушениям нервной системы. Особенно остро это проявляется у особо одаренных, которые должны идти вперед, а жизнь заставляет «тянуть лямку», засавыая музыканта в рутинную однообразную и неинтересную работу. Поэтому основная причина нервного поведения музыкантов звездных групп заключается в том, что у этих талантливых людей нет полного выхода творческой энергии.

Смена своего кредо дело очень опасное и неблагодарное. Музыкант, который идет на смену своего творческого направления совершает в какой-то степени внутренний подвиг. Он сознательно уходит от своего зрителя, который ждет от него привычных штампов, а к новому, как правило не приходит, так как эти новые его воспринимают как «заслонного казачка», случайного искателя приключений. Сделать такой «кульбит» со своей карьерой похоже на то, как генерал морской пехоты, вдруг решил стать летчиком-истрибителем и для этого, скинув генеральские погоны, становится курсантом 1-го курса летного училища. Через несколько лет он может быть станет лейтенантом. Дорасти до генерала второй раз, как правило, не удается… К сожалению жизнь коротка и силы не бесконечны. И здесь стоит еще добавить постоянные тыкания пальцем в спину: «Смотри! Это же бывший генерал!».
Ричи Блекмор не любит (по слухам журналистов даже предупреждают о том, чтобы в беседах с Маэстро не поднимали некорректные темы) когда ему задают вопросы о периоде Deep Purple и Rainbow. Он «летчик» и рассказывать в сотый раз об успехах его «черных беретов» уже давно не интересно. Все это, как говорится, «дела давно минувших дней». Для Музыканта более важны вопросы сегодняшнего дня и будущего. Ричи Блекмор, создавая проект Blackmore's Night, уходя от современности в анализ прошлого, невольно быть может для себя открыл молодым музыкантам и обычным слушателям неизвестный им мир. Музыка Blackmore's Night ласкает душу, но не тело, о котором заняты все мысли 20 летних здоровых физически парней. И так в движении: Deep Purple – Rainbow - Blackmore's Night прослеживается эволюция творческого человека от революционного бунта, к глубинному познанию и далее к вечности.

И совершенно понятно, что окончательно вырвать свой творческий опыт и уйти от себя самого человеку конечно не удастся. Да к этому никто и не стремится. И когда на концерте Blackmore's Night началось вступление к песне «Солдат Фортуны» зал просто взвыл от удовольствия. Но маленькая поправочка - все увидели не хулигана, бьющего гитары об пол, а скорее мудрого профессора, который прожил жизнь и что-то в ней понял. Побывав на форуме поклонников Deep Purple, бросился в глаза рейтинг песен группы. Удивительно, но «Солдат Фортуны» (судя по рейтингу) любимая песня россиян, опередив даже легендарную «Смок он зе воту»…
Эта песня, спетая солисткой группы Кандис Найт в совершенно новой аранжировке, заставила еще и задуматься над тем, что действительно гениальные произведения не теряют своей красоты и не зависят от аранжировки. О как порой трудно разубедить музыкантов, которые причину плохого звучания песни списывают на плохую, устаревшую, не модную аранжировку! Ищутся новые звуки, новые семплы, вводятся какие-то модные «фишки» (которые через пол-года становятся уже не модными) и все это порой только для того, чтобы спрятать пустоту, заполнить пространство, в котором нет никаких идей. Послушав «Солдат Фортуны» понимаешь - хорошая песня прозвучит и под аккомпанемент ленинградской гитары, и симфонического оркестра, и электронного хип-хопа. А что касается новой версии «Солдата» в исполнении Blackmore's Night, то поразило то, насколько песня органично влилась в категорию вечных ценностей, практически став в один ряд с легендарной песней 16 века Greensleeves!

Хочется остановиться еще на одном интересном моменте, который вызвал во мне какое-то странно-приятное чувство. Перед началом концерта в фойе я случайно встретился с молодым гитаристом, Ярославом Кисловым, своим бывшем учеником. Еще тогда (лет пять назад в Гитарном Колледже) я обратил на него внимание, так как он был ярым поклонником Ричи Блэкмора, знал все его соло. Для меня было это немного удивительно, так как большинство гитарной молодежи знает в основном новых героев - Мальстина, Стив Вая, Сатриани, Металлику, Нирвану… Но смысл описания нашей встречи в том, что на концерт этот молодой гитарист пришел в странной, какой-то стилизованной средневековой одежде. Девушка с ним была тоже одета в такой необычный для наших дней наряд. Потом я уже более отчетливо заметил, что многие люди на этот концерт пришли «ряженные», как бы возвращаясь в прошлое . Конечно ходит немало слухов о странностях Музыканта, в частности о том, что Ричи Блэкмор призывает приходить на его концерты в средневековых костюмах, то что концерты группы проходят в средневековых замках. Но я никак не думал, что этот призыв найдет отклик в России. Новая культура одежды на концертах Blackmore's Night, которая в начале кажется немного смешной, вдруг превращается в некий диалог со стариной. Вдруг к нашей «тусовке», в которой я был один без «спецодежды», подошли две женщины, которые по-английски задали вопрос, типа, «в каком ряду вы сидите». Билеты у них конечно были далеко от сцены. Узнав об этом, женщины (видно имеющие прямое отношение к группе Blackmore's Night) предложили поменяться, вручив «ряженым» билеты на первый ряд (кстати, цены на первый ряд в кассах были около 300$). Видно Блэкмору лучше играется, когда он видит зрителей хотя бы первых рядов, в средневековых костюмах. Так мои знакомые оказались на первом ряду, а кое-кому из этого ряда даже досталось пиво (может это был и другой напиток, который стоял у Блэкмора на сцене) лично переданное Маэстро в зрительный зал. Это был пожалуй единственный контакт Блэкмора с московским зрителем. В Питере на концерте, проходившем тремя днями позже (22 апреля), он даже что-то говорил в микрофон и концерт был на 20 минут дольше московского. Видно, что в Петербурге у Блэкмора было более хорошее расположение духа.
Я думаю, что культура одежды, такая своеобразная игра со зрителем, на концертах Blackmore's Night будет иметь все большее распространение. Эти игры очень нравятся молодым людям, которые с легкостью идут на перевоплощения. В любом случае это выглядит более эстетично чем спадающие на коленки широкие штаны.

В противовес скептикам, утверждающим, что на концерты Blackmore's Night приходят по инерции, хочется заметить очевидный факт – подавляющая часть аудитории это молодежь. Это уже совсем другое поколение, которое воспринимает Blackmore's Night без оглядки на прежние заслуги гитариста. Хотя что в этом удивительного? Ведь настоящая музыка, подлинное искусство всегда найдет своего слушателя.

И в заключении… Я уверен, что Blackmore's Night в скором времени обязательно посетит нашу страну с новыми концертами. Ведь музыка, которую исполняет эта группа, та истинная красота, духовность и доступность всегда ценились в нашей культуре. А мы будем с нетерпением ждать новых гастролей, дабы на два часа попасть в удивительный сказочный мир Blackmore's Night.