Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

Ермак Елена

Вокальная джазовая импровизация

Автор: Елена Ермак

Статья для журнала Music Box

Под словом «импровизация» в общем смысле слова многие люди понимают некое неподготовленное ранее действие, которое рождается спонтанно, в данную минуту. В музыкальном искусстве импровизацию воспринимают как «сочинения музыки на ходу», при котором музыкант в процессе исполнения создает новую музыкальную материю. Однако любой импровизатор-инструменталист, особенно работающий в джазе, где импровизация есть атрибут стиля, вам скажет, что импровизация требует большой предварительной работы и тщательной подготовки. Импровизация, по сути, есть результат звучания накопленного музыкального багажа, некоего строительного материала, из которого строится новая музыкальная ткань.
Вокальную импровизацию можно условно разделить на два этапа – вокально-интуитивный и «инструментальный».

1) Вокальная импровизация на первом этапе может показаться занятием довольно простым. Она присуща всем жанрам народной музыки. И действительно, первая ступень импровизации это варьирование темы, легкий уход от основной мелодии за счет введения мелизмов, опеваний определенных нот, а также введения в фактуру индивидуальных вокальных приемов. В основном на этом этапе вокалист действует интуитивно, основываясь на чувствах и эмоциях. И для многих вокалистов такой вид импровизации не представляет больших трудностей. Накапливая опыт, постепенно, за счет слухового отбора вокалист осознанно или нет запоминает наиболее удачные фразы, приемы, мелизмы и это прочно входит в его музыкальный словарь. Попадая в конкретную ситуацию, на сцене или в студии вокалист использует свои наработки, обогащая мелодию.

2) Второй этап вокальной импровизации требует от певца расширять сугубо вокальную (тональную) мелодику и фразировку. Здесь целесообразно ввести в обиход понятие «инструментальной импровизации», при которой вокалист постепенно начинает вводить в импровизационную лексику фразы, пассажи, обороты, присущие больше инструменталистам – духовикам, пианистам, гитаристам и т.д. На этом этапе у вокалиста начинают появляться трудности, которые еще больше возрастают с постоянным усложнением гармонической основы, которая лежит в основе современного джаза. В целом, вектор развития джаза направлен на усложнение гармонии, которая своим расширением на каждом историческом этапе открывала импровизаторам новые горизонты для творчества. Если в диатонике, в тональности вокалисты чувствуют себя легко, опираясь на тонику, то в политональной гармонии, где нет одного тонального центра, неподготовленный вокалист теряется и его пение больше напоминает поиск нужных нот. Особенностью инструментальной импровизации является обыгрывание гармонической последовательности по правилам гармонических замен, введения проходящих аккордов, альтераций и надстроек. Пассажи, которые использовали в импровизациях такие музыканты, как например, саксофонист, Чарли Паркер, состоят именно из такого соединения сложных альтерированных аккордов. Особенно сложным элементом для вокалиста является выход из тональности, при котором импровизатор обыгрывает вымышленную последовательность, которая никак не подкрепляется в звучании гармонии. Эти сложные виды импровизации требуют не только хорошего гармонического слуха, вокальных данных и теоретической подготовки, но и подготовленного слушателя, который может оценить такое искусство.

Осваивать «инструментальную» импровизацию вокалисту наиболее целесообразно методами, которые используют инструменталисты. В общем виде эта методика состоит из заучивания короткого пассажа до автоматизма. Далее, этот пассаж используется в импровизации, как один из кирпичиков. Имея большой запас этих «заготовок» вокалист может создавать разнообразную мозаику и создавать все новые и новые сочетания. Таким образом, работа импровизатора заключается в постоянном накоплении импровизационных фраз, которые есть первичный материал для создания импровизационной мелодической линии.

Как же научиться импровизировать? Главное - надо слушать блестящих импровизаторов, музыкантов, которые достигли больших высот. При постоянной тренировке слуха вы начнете что-то запоминать, повторять, а в последующем сможете найти и свой собственный подчерк.
Начинать осваивать джазовую импровизацию технически следует с самых простых фраз, опевая стандартные гармонические обороты. В классическом джазе основным оборотом является разрешение доминанты в тонику, по схеме II-V-I, что в тональности До-мажор будет соответствовать аккордовой последовательности: Dm7-G7-Cmaj7. Хочется отметить, что освоение джазовой импровизации невозможно без теоретического изучения функциональной гармонии. Но еще больше важно развивать гармонический слух и научиться слышать аккорды не только по функциям как ступень лада (типа, тоника, субдоминанта, доминанта), но и слышать чувствительные тона – надстройки и альтерации.

Теперь перейдем к практическому занятию.

Итак, возьмем стандартный гармонический отрезок /Cmaj7/ Dm7 G7/ и попытаемся выучить несколько «инструментальных фраз». Первое, что нужно сделать – это многократно прослушать гармоническую последовательность. Это можно сделать, играя просто аккорды на рояле, но лучше запрограммировать последовательность на синтезаторе с автоаккомпанементом в стиле свинг. При многократном прослушивании, гармония становится прочным фундаментом, на которую можно положить тысячи мелодий. Прослушивание нужно довести до такого состояния, чтобы аккордовая последовательность прочно вошла в память. После этого, надо стараться напевать мелодические фразы, которые на основе гармонии и ритма будут приходить в голову.

Пример 1

Сначала, быть может мелодии будут получаться не очень удачные, но постепенно фразы отфильтруются… Главное, ежедневная тренировка. После того, как эта работа будет выполняться с легкостью, можно перейти непосредственно к изучению и пропеванию «инструментальных» пассажей.

Пример 2

Обратите внимание, что в примере 2 опевается альтерированный аккорд G7(-9). Таким образом, во фразе присутствуют ноты не входящие в состав До-мажорной гаммы. Опевание чувствительных тонов, т.е. альтерирированных ступеней доминантсептаккорда наиболее распространены в современном джазе. В качестве хрестоматийного примера, хочется адаптировать к вокалу доминантовую фразу Чарли Паркера (2-й такт 3-го примера), одного из основоположников стиля «бибоп». Проанализируйте пример 3, постарайтесь его пропеть и выучить.

Пример 3

Для того, чтобы свободно использовать эти фразы, они должны быть хорошо впеты. В конкретных условиях эти фразы можно варьировать ритмически, получая бесконечное число вариантов. Осваивая все новые и новые обороты вы, тем самым, наращиваете свой потенциал и ваша импровизация будет все более и более разнообразна и насыщена.

* * *

В заключении хочется сказать, что освоение импровизации, приведенное в данной статье, есть лишь попытка обозначить направление работы для вокалиста. Как вы понимаете, это достаточно длительный процесс, который невозможно пройти за пару месяцев. Однако накопление импровизационного багажа это не только большой труд, это огромное удовольствие, полученное от освоения все новых и новых пространств, это увлекательное путешествие в неведомую музыкальную страну. За это музыканты и любят джаз, который в разных формах дает музыканту свободу творчества в реализации своего потенциала.