Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Певческие тренинги. Вводные упражнения.

Елена Ермак

Елена Ермак

Певческие тренинги идут по трем направлениям:

1. Артикуляционный комплекс
2. Дыхательный
3. Вокальный

Выделить какой-либо один по эффективности невозможно. Только в совокупности они дают положительный результат.

1. Упражнения о которых сейчас пойдет речь не требует больших разъяснений и оговорок. Их цель раскрепощение артикуляционного аппарата, который у начинающих вокалистов и детей работает вяло. А именно, сильно «зажатая» нижняя челюсть, перенапряженный язык в сочетании с вялыми губами и т.д. По какой причине это происходит и что из себя представляет артикуляционный аппарат тема достаточно объемная, а для начала, попробуйте освоить некоторые конкретные упражнения, значение коих можно оценить со временем.
Работать полезно перед зеркалом, когда движение нижней челюсти, положение языка находятся под зрительным контролем поющего.
Так как в вокальной технике обучение строится на слуховых и физических ощущениях, то при объяснении тех или иных упражнений у педагогов выработалась практика ассоциативного объяснения, которая не должна вас пугать.

Упражнение 1
Расслабление нижней челюсти. Чтобы ощутить естественно расслабленную нижнюю челюсть, например, Ю. А. Ковнев советует: «Представьте себя спящим с открытым ртом, при этом челюсть как бы, «отваливается».

Упражнение 2
Расслабление языка, глотки, гортани. Сымитируйте дышащую собаку, когда ей жарко – необходимо высунуть язык изо рта и сделать несколько быстрых выдыхательных движений. Голову опустить, расслабить шею.

Упражнение 3
Хорошего открытия рта можно добиться на гласных «А», «О», «У». Попробуйте это упражнение на речевом произношении с утрированной артикуляцией. Нижняя челюсть легко, без напряжения, опускается вниз. При фонации язык расслаблено расположен между нижними зубами. Гласные можно чередовать.
У детей и начинающих вокалистов при перенапряжении язык часто лежит горбом, закрывает зев, оттянут назад и загибается наверх, создавая определенные трудности во время пения. В этом случае многие педагоги помогают уложить язык с помощью ложечки. Он должен лежать ровно.
При неоднократном повторении приведенных выше упражнений довольно быстро вырабатывается более естественная работа артикуляционного аппарата, которая необходима при пении.

2. Теперь можно приступить к некоторым вокальным упражнениям. Данные упражнения помогают разогреть связки и подготовить голосовой и артикуляционный аппарат к пению. Распевайтесь на легко берущихся нотах, не насилуя голосовой аппарат. Пока это упражнение выполняется на среднем участке диапазона. (Диапазон это количество нот от самой низкой до самой высокой, которые может спеть данный голос).

Упражнение 1
«Мычание» – пение с закрытым ртом на сонорный согласный «М». Оно настраивает на головное звучание и осуществляется при сомкнутых губах, с несколько опущенной нижней челюстью и ощущением небольшого зевка. Грубо говоря, «мычите» на кончик носа. Если упражнение выполняется верно, то вы ощутите вибрацию в районе носа, губ.

Упражнение 2
«Рычание» - пение на широкой, нарочитой улыбке согласного «Р». Во время выполнения упражнения кончик языка плотно прилегает к верхним зубам, рот приоткрыт, положение губ, языка на протяжении распевки не меняется. Причем, чем выше ноты, тем более утрировано «улыбайтесь». При упражнениях не бойтесь искажений, странной гримасы на своем лице.

Упражнения выполняются секвенциями по полутонам вверх и вниз.
(Прим. Знак V – вдох)

Что касается дыхательного тренинга, то данная объемная тема будет рассмотрена отдельно.
Желаю удачи!