Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Найти свой голос, найти свою песню…

Елена Ермак

Елена Ермак

Начало XXI столетия в нашей стране ознаменовано всеобщей вокализацией. Практически каждый день на музыкальном небосклоне можно услышать новое имя, новую группу. Словом поют все, обо всем, везде… С одной стороны среди профессионалов частенько поговаривают о снижении планки исполнительского мастерства, а с другой, вне столь далекие времена не умение музицировать и петь было признаком дурного тона! Поэтому в наше время изучать вопросы, связанные с развитием своих вокальных данных, не будет лишним даже для тех, кто не стремится на большею сцену, не говоря уж об артистах, кто хочет добиться настоящего профессионализма.

При подготовке серии статей по вокальному мастерству я столкнулась с рядом трудностей. Главная из которых, - в рамках отдельной статьи невозможно компетентно в полном объеме раскрыть даже самую элементарную тему. Поэтому данный материал написан в форме рекомендаций, затрагивающих основные положения. Для более детального изучения тонких вопросов существует ряд книг в подробностях излагающие суть дела. Я же осознанно опускаю узкие профессиональные тонкости и терминологию, чтобы ярче выделить на первый взгляд простые всем понятные вещи, которые являются может быть самыми важными, не соблюдение которых может привести к потере голоса или заболеванию голосовых связок. Но это в будущем, а в данной вводной статье, перед тем как перейти непосредственно к вокальным урокам, хочется остановиться на общих вопросах, которые могут волновать многих начинающих вокалистов.

Можно ли научиться петь? Конечно, есть люди которых Бог наградил исключительным природным даром – богатым тембром голоса, хорошим музыкальным слухом, тонким чувством. Но что же делать тем, кто не подпадает в эту категорию? Ведь невозможно только путем усиленных «тренировок» однажды вдруг получить голос «Карузо». Как же быть?

Во-первых, не стоит отчаиваться! Если речь идет об эстрадных направлениях, т.е. «легкого» жанра, то успех певца зависит от многих факторов и недостаток вокальных данных (по меркам классической школы) можно компенсировать другими слагаемыми музыкального материала. Например, гитариста, композитора и вокалиста Марка Нопфлера, никак нельзя назвать певцом в обычном понимании этого слова. Тем не менее, миллионы людей во всем мире с удовольствием слушают его песни. И таких примеров не мало. Можно сделать определенный вывод – в эстрадном жанре ценится индивидуальность, открытие новых музыкальных пространств, способность своей энергией воздействовать на слушателя. Поэтому первое на что стоит обратить внимание – качественно подобранный репертуар, то есть сам музыкальный материал является определяющим фактором реализации певца. Найти «свою песню» быть может самая главная задача для любого творческого человека. И работа эта может продолжаться всю творческую жизнь.

Второе. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что вокальное искусство сугубо индивидуально. Связано это с тем, что у певца, в отличии от инструменталистов, его инструмент является частью организма. Строение, размеры гортани, резонаторных полостей и т.д., у каждого человека различны, что сказывается на тембре, качестве и характере звука, а так же на восприятии. Следовательно, вокальные упражнения и технические приемы, удобные для одного, могут быть не приемлемы для другого. Любые рекомендации и правила нужно максимально адаптировать под себя. Если вы доверяете только великим мастерам, то в качестве мини мастер класса привожу цитату великолепного пианиста И.Гофмана: «Никакое правило или совет данные одному, не могут подойти никакому другому, если эти правила и советы не пройдут сквозь сито его собственного ума и не подвергнутся при этом таким изменениям, которые сделают их пригодными для данного случая». К вокалистам это правило относится еще в большей степени!

Наше увлечение вокалом происходит непроизвольно. Как правило, наше пение начинается с того, что мы слушаем, а затем максимально «снимаем» полюбившуюся песню и обучаемся, копируя своего кумира. Это конечно же полезно. Это первый шаг. Главное выбрать достойный образец для подражания. Но на этом этапе молодого певца подстерегает опасность. Многие молодые вокалисты, слушая пение окружающих, в силу своей подражательной способности начинают неузнаваемо изменять свой голос и, ломая его, подстраивать под «эталон». В результате кардинально искажают свой природный тембр голоса, «горлят», «гнусавят», сгущают звук, вырабатывают не свойственную конкретному человеку манеру пения. Порой доходит до абсурда, когда вокалист специально форсирует свой чистый голос, чтобы получить характерный хрип рок-певцов! В ход идут все приемы и ледяная вода, и душераздирающие крики под железнодорожным мостом в момент прохождения поезда. И все для того, чтобы «разодрать горло» до хрипоты любимого Джо Кокера. Это крайне опасный путь! Ведь, как было уже отмечено, каждый человек имеет свой индивидуальный вокальный инструмент. Поэтому слепое копирование чужого голоса это примерно то же самое, что играя на тубе стремиться получить звучание флейты.

Поэтому главным принципом вокалиста должен быть девиз «найди свой голос». Необходимо найти свой собственный голос, полноценно раскрыть его и полюбить. Конечно, работая над исполнительской манерой, необходимо изучать, т.е. «подснять» чужие «фишки» и нюансы, но делать это надо адаптировано под свой «инструмент», понимая цели и задачи.

Многие молодые певцы мечтают встретить такого педагога-вошебника, который решит все его проблемы и подарит такой «золотой ключик», повернув который, даст мгновенный результат. Но выдающиеся педагоги по вокалу как раз отличаются тем, что могут увидеть в ученике его индивидуальность, помочь молодому певцу раскрыть собственный голос, найти свою манеру исполнения, подобрать репертуар. Вокалист в процессе пения не может слышать себя адекватно со стороны. Исходя из этого если вы решите заниматься вокалом самостоятельно надо обязательно слушать себя со стороны, записывая свое пение на магнитофон. И пусть критерием вашей самооценки станет ваш художественный вкус. Быть может для развития индивидуальности это есть самый эффективный путь.

И последнее… Мы очень щедро раздаем друг другу ярлыки типа «отстой», «бездарный», «безголосый», определяя это по своей шкале оценки, исходя из своих пристрастий. Здесь об этике говорить не приходиться. Иногда критика, которая сопутствует любому артисту может подорвать веру в себя. Так вот не отчаивайтесь, идите вперед и пусть примером для вас будут те, которых отчисляли из вузов по профнепригодности, а они, обладая определенной долей терпения и веры, стали истинными мастерами своего дела.

* * *

Итак, в этой вводной статье мы обозначили те глобальные задачи, которые стоят перед будущим певцом. Найти себя, развить свои природные данные, создать свой репертуар, который бы отражал ваш духовный мир является главными направлениями работы. И хотя на этом пути перед вами неизбежно будут стоять какие-то мелкие технические детали, девиз «найти свой голос, найти свою песню» должен всегда быть той звездой, которая будет освещать ваш творческий путь.
Продолжение следует…