Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Расширение выразительных средств в технике TouchStyle

Дмитрий Малолетов


Многие гитаристы, изучающие «фортепианную» технику TouchStyle, могут прийти к выводу, что тэппинговое звукоизвлечение звучит несколько однообразно. Особенно это выражается в сольных медленных композициях. Действительно, при игре классическим способом, щипком, каждая нота звучит по-разному, красочно. Это происходит от того, что пальцами, при классическом звукоизвлечении, можно управлять звуком в очень широких пределах. При «молоточковом» звукоизвлечении у гитариста по сути один звук, который при длительном использовании приедается и может утомлять слушателя.
Здесь хочется пояснить и остановиться на некоторых вопросах, которые, надеюсь, будут интересны всем музыкантам и помогут в понимании звукоизвлечения не только при игре тэппингом.
Дело в том, что человек слышит не столько сам звук, сколько изменение звука в простренстве-времени. Человеческий мозг устроен так, что он реагирует и анализирует любые изменения окружающего мира. Так для того, чтобы привлечь людское внимание, на Web-сайтах мы видим анимационные картинки, которые сразу выделяются относительно статических рисунков. Простой пример: вы работаете за компьютером и не слышите шум вентилятора системного блока (если специально не сосредоточитесь на этом), но при этом слышите муху, которая где-то жужжит … К вентилятору слух привык и «выключил» его из анализа, - мозг ищет новой «пищи для творчества» и нашел наиболее яркое изменение.
Теперь этот закон перенесем на музыкальное искусство. Почему даже самые замечательные семплы, (типа барабанных лупов) так быстро надоедают? Ответ прост. Человеческий мозг «запомнил» их звучание и для него это стало уже не интересно. Другое дело, когда играет «живой» барабанщик. Человек не может сделать даже два одинаковых удара по хай-хэту. Он ударяет все время с разной силой, в разные места тарелки и кажется что это совершенно не заметно, но только не для человеческого «компьютера». Он анализирует самые малейшие изменения и что самое главное в этом повествовании - это «ему нравится». Мозг от этого не устает, не ищет другой информации. Можно в рассуждениях пойти еще дальше… MIDI-звуки, основанные на звучании статических семплов, никогда не смогут конкурировать с живыми инструментами, даже если первое время кажется, что MIDI - звук по всем характеристикам лучше. Но пройдет несколько секунд и вы устанете слушать это «клацканье».
Что касается гитары, то становится очевидным факт - ламповые усилители дают наилучший звук. А дело в том, что, играя через качественный ламповый усилитель, малейшее изменение угла медиатора, каждый новый щипок пальцем, каждое прикосновение к струнам приводит к новым краскам. Каждая нота становится отдельным микрокосмосом и звучит как бриллиант, который под разным углом дает свой уникальный цвет. Цифровые процессоры дают это гораздо в меньшей степени. Доходит до того, что цифровой процессор дает практически одинаковый звук гитаре за 250$ и за 2500$. Что касается гитар, то именно в этом показателе дорогие гитары отличаются от дешевых. Качественная гитара управляема, она слушается, предоставляя возможность получать разные звуки, и это понимание происходит на тонком уровне. Конечно, здесь надо учитывать еще и умение музыканта исполнять технические приемы для разнообразия звука. Профессиональный гитарист умеет вытаскивать из гитары звук, адаптируясь к ее характеру. Поэтому в гитарных кругах ходит выражение «у него звук в руках». К гитаристам такого класса я отношу Марка Нопфлера (Mark Knopfler) из "Dire Straits", который на любой гитаре будь-то «стратокастер», или акустика, или «Лес Пол» играет звуком Марка Нопфлера. Любой другой гитарист на этих же инструментах будет звучать по-другому, на мой взгляд, беднее.
Не знаю насколько я сумел, в столь упрощенной форме, объяснить природу человеческого восприятия, думаю, что вы поняли, - перед музыкантом стоит задача наполнить музыку информацией, изменением. Это изменение должно происходить в разных плоскостях, как в мелодико-гармоническом плане, как в плане аранжировки, так и в плане основного строительного материала – звука о котором идет, собственно речь. Задача студийного звукорежиссера максимально положить «информацию» на «пленку». Кстати, именно поэтому «живые» инструменты стараются писать на анлоговые магнитофоны, через дорогие микрофоны и преампы. Все эти устройства не только передают полноту звука на ленту, но еще и вносят свои дополнительные изменения, наполняя звук оттенками. Звук при этом получается магическим, трансцендентным… Цифровая техника в лучшем случае может только переносить звук, с минимальными потерями.
А в конце концов слушатель, подсознательно, т.е. совершенно неосознанно получает эстетическое удовольствие – его мозг наслаждается от анализа изменений… Остается только удивляться Тому кто создал такой «компьютер» как человеческий мозг.
Теперь после теории вернемся к практике и постараемся в технику TouchStyle привнести такие элементы звукоизвлечения, которые бы насыщали музыкальную фактуру «информацией».
И первое, на чем хочется заострить внимание это оборудование и инструмент. Как вы поняли для того, чтобы максимально обогатить звук в технике TouchStyle нужна очень качественная гитара, насыщенная обертонами. И второе, нужен хороший ламповый усилитель (или комбо) самого высокого класса. Раньше я использовал цифровые системы, причем самые лучшие (во всяком случае по цене самые дорогие). Но что получалось… Звук при тэппинге и так не имеет особой энергии и красочности, да еще и цифровой процессор вносит однообразие, окончательно убивая в звуке всякую жизнь. И так после многих лет игры на цифровых процессорах, на готовых пресетах, мне пришлось вернуться опять к усилителю. Вся моя теория об эволюции гитарного оборудования, все мои статьи о том, что новая музыка должна создаваться на соответствующем, т.е. самом современном оборудовании – рухнула как карточный домик. Хотя возврат к усилителю был болезненной процедурой, сейчас я пришел к пониманию звука гитары на более высокой ступени. Поэтому хочется пожелать моим коллегам, гитаристам, читающим журнал, не питать иллюзий по поводу цифровых гитарных устройств. Их можно рассматривать только как дешевый, очень удобный вариант для всяческих халтурных работ, типа на записи в песне сыграть соло напрямую в аудиоинтерфейс, или в клубе пожужжать. Но творческая работа над звуком без усилителя для гитариста невозможна, как невозможно строительство здания без кирпичей, цемента и бетона.
Теперь после того, как у вас в руках хорошая гитара, включенная в профессиональный гитарный усилитель можно перейти к рассмотрению технических приемов.
Первый способ, который дает разнообразие это, как я называю «легатный щипок». Данный прием извлечения звука напоминает исполнение искусственного флажолета, когда мизинец или третий палец правой руки дергает струну, а указательный зажимает эту же струну. В данном случае звукоизвлечение происходит не от ударов пальца по струне на грифе между ладов, а за счет удара по струне мизинцем правой руки. Прием достаточно сложный, ведь один палец должен зажать струну, а другой палец этой же руки бить по струнам, т.е. щипать.
Конечно, быстрые пассажи таким приемом не исполнишь, но длинные ноты звучат очень эффектно, как при игре обычной техникой.
Отрабатывать это звукоизвлечение целесообразно в медленных очень простых этюдах как вы можете видеть в примере 1.
Пример 1

Данный способ звукоизвлечения не надо путать с обычным легато. Отличия заключается в том, что легато подразумевает переход от одной ноты к другой. В «легатном щипке» звучит только одна нота. Лично я для наилучшей отработки этого приема стараюсь играть какое-то время на неподключенной гитаре. То есть надо стараться извлекать звук так, чтобы он звучал акустически, причем на динамическом уровне обычного звукоизвлечения.

Еще одним способом, который может существенно расширить звуковую палитру TouchStyle это соединение классического и тэппингового звукоизвлечения. На данную тему в одном из номеров Music Box был отдельный урок. Вообще, эта область изучения гитары имеет просто необозримые горизонты. На мой взгляд именно в этом направлении надо двигаться для получения максимального богатства игры, как в техническом, так и в музыкальном планах. Проанализируйте приведенный ниже этюд. (См. пример 2). Это самый простой, но достаточно эффективный прием, который можно сыграть сразу без особой подготовки. Левая рука зажимает стандартные аккорды, правая рука на первую и третью доли извлекает звук (большим пальцем вниз от 6-й струны к первой). А на вторую и четвертые доли тактов правая рука переносится на гриф и играет мелодию. Получается что-то типа одна гитара играет арпеджированные аккорды, а другая мелодическую линию. Сложность данного приема в том, что необходимо переносить правую руку после «разгеадо» для игры тэппингом. И здесь целесообразно для экономии времени и простоты извлекать звук классической техникой в районе 12-го порожка.

Пример 2

По этому принципу сочините свои собственные этюды и упражнения.

* * *

Итак, в данной статье мы рассмотрели некоторые способы расширения звуковой палитры при игре двуручным независимым тэппингом. Первое, на что надо обратить внимание это оборудование. Ламповый усилитель наполняет гитару энергией, дает динамику, дыхание и «вытаскивает» скрытые обертоны. Поэтому лучше всего заниматься игрой TouchStyle именно по старинке, через усилитель, не обращая внимания на соблазны.
Что касается технических приемов, то здесь, скорее всего единых рецептов нет. Данная техника не изучена, она «на карте» имеет больше белых пятен, чем освоенных материков. Хотя время сейчас не самое лучшее для научно-экпериментальной работы, все же желаю всем гитаристам получить удовольствие от открытия новой области в гитаре. И пусть это будет маленький необитаемый островок, но свой…