Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

«Перкуссивный» способ развития координации рук в технике TouchStyle

Дмитрий Малолетов

Многие гитаристы, которые осваивают технику TouchStyle, отмечают, что самым сложным в этом способе является не столько само звукоизвлечение, сколько соединение партий обеих рук при игре. Особенно это трудно дается гитаристам, которые не владеют в какой-то степени игрой на фортепиано. У гитаристов, в отличии от пианистов, с первых занятий вырабатывается четкий рефлекс - левая рука зажимает струны, а правая бьет (разными способами, т.е. щипком, медиатором, и т.д.) по струнам. Функции рук при этом строго дифференцированы.
В «фортепианной» технике гитарист играет две независимые партии, тем самым создается необычная для гитары фактура. Добиться этого довольно не просто, но все же не стоит думать, что данная техника настолько сложна. Основная беда молодых музыкантов в том, что попробовав один раз сыграть упражнение техникой TouchStyle (порой довольно не простое) и не видя при этом мгновенного результата, гитарист сразу это дело бросает, не видя для себя большой перспективы. Кстати, гитара является самым распространенным инструментом именно благодаря легкости освоения на первоначальном этапе. Наверно все гитаристы помнят то чувство, которое посещало от того, когда берешь в руки загадочный инструмент, зажимаешь аккорд, (его тебе показал друг), и осторожно проводишь рукой по струнам… Гитара худо-бедно, но как-то звучала. Далее брался второй аккорд, а потом третий… А три аккорда это уже по сути песня и на все это ушло не более получаса. Такой прогресс давал надежду на будущие успехи.
Во времена своей педагогической практики я давал учащимся разные методики преодоления трудностей в плане координации. И один из способов, который я назвал «перкуссивным», для многих может быть очень эффективным. Заключается этот метод в следующем. Представьте, что гитара, которую вы держите в руках, это своеобразный ударный инструмент. Забудьте на время про лады и ноты – вы самый настоящий барабанщик, лучше сказать, перкуссионист, который отбивает ритм ладонями на струнах гитары как на барабанах. С этой мыслью попробуйте поиграть какие-нибудь ритмические фигуры, «забыв» о звуковысотной стороне, и вы увидите, что гитару можно превратить в хороший ударный инструмент.
Для примера попробуйте сыграть простой ритмический рисунок.

Пример 1


Такие упражнения целесообразно играть ладонями, слегка ударяя по струнам. В данном случае левую руку лучше держать в районе третьего лада, а правую в районе восьмого, примерно как на фото.

Старайтесь придумать свои рисунки. Здесь главное сконцентрировать все внимание на ритме.
Я уверен, что через 10 минут такой необычной игры на гитаре вы откроете для себя огромный пласт неосвоенных гитарных областей. Ведь гитарист может играть перкуссивные партии не только для общего развития, но и найти художественные приемы, которые можно использовать на записи и на концертах. Многие гитаристы, такие как, Иван Смирнов, Энвер Измайлов, Темур Квителашвилли и др. в той или иной степени применяют перкуссивные приемы в своих произведениях. И звучат они порой очень эффективно.

После того, как вы будете легко играть «на барабанах» разные ритмы можно переходить к следующей фазе метода. А именно, вместо игры ладонями, теперь следует эти ритмы играть пальцами, при этом ударять по струнам между ладов на грифе на определенных нотах.
Это не должно составить большого труда, так как, по сути, это то же самое что играть ладонями.

Пример 2

Далее, мелодические линии обеих рук можно расширять от простого к сложному. И главное «держать в голове» ритм.

Пример 3


Вот мы прошли путь от перкуссивного ритма, до двуручной фактуры. Конечно, данное упражнение, приведенное выше, следует рассматривать только как демонстрацию метода развития координации рук.
Итак, подведем итоги.
Если вы на каком-то этапе столкнулись с проблемами координации рук, т.е. не можете соединить две партии при игре, то следует в первую очередь проанализировать каждую партию в отдельности в ритмическом отношении. Попробуйте сыграть тот или иной музыкальный материал ритмически, даже без гитары, хотя бы на коленях. Когда ритмическая фигура «осядет» у вас в голове, вы уже сможете сыграть его обеими руками на гитаре, на одной ноте. И следующий, третий этап это «подставить» под ритм уже конкретные ноты.
Таким образом, вы постепенно преодолеете привычные для гитариста стереотипы и сможете преодолеть трудности координации рук.