Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин


Мастер классы звезд гитары или праздники для гитаристов!

В марте этого года в Москве провел свой мастер класс Джо Сатриани, в мае, к нам приехал Грэг Хоу…Рассказ о том, как крупнейшие музыкальные компании AT&Trade и «Авалон» устроили российским гитаристам настоящие праздники…

«Стабильная стабильность» общественной и экономической жизни страны привели к тому, что и в гитарной жизни России наметились приятные тенденции. Но в последние несколько месяцев количество скачкообразно перешло в качество… В марте этого года в Москве провел свой мастер класс выдающийся гитарист Джо Сатриани, в мае, к нам приехал виртуоз Грэг Хоу… Для многих гитаристов нашей страны это были просто исторические события.
История мастер-классов в России началось еще в 1995-м году, когда компания Микс-Арт при содействии журнала Music Box организовала приезд известного американского рок-гитариста Майкла Анжело. Это была первая ласточка и данный мастер-класс до сих пор в гитарном мире помнят. После нескольких лет затишья гитарная жизнь страны набирает новые обороты.
На мой взгляд мастер-классы для компаний, которые торгуют музыкальным оборудованием, является лучшей рекламой. Ведь всем понятно, что в рекламе музыкальных инструментов гораздо эффективнее один раз услышать, чем сто раз увидеть. Гитарист, услышав звучание инструмента, посмотрев на оборудование, которое использует мировая звезда гитары, уже на этой основе обретает уверенность, что и его гитара может звучать также, если он приобретет весь этот набор. Таким образом, гитарист с наибольшей вероятностью выберет то, в чем уверен, именно то оборудование, которое слышал в работе. И никакие красивые рекламные буклеты по своей эффективности не перевесят реальную рабочую обстановку, живую демонстрацию инструментов и оборудования, так как мало найдется охотников покупать «кота в мешке».
С другой стороны, проведение таких акций создает компании приятное лицо и «клиенты», видя такую созидательную работу, более расположены к покупкам именно в этих фирмах, чем в иных, которые заинтересованы только в получении прибылей. Но есть и еще один момент. Мастер-классы, пробуждая гитарную жизнь в стране, активизируют общее гитарное движение, что способствует спросу на гитарное оборудование и инструменты. Как сказал одному бизнесмену мой знакомый гитарист: «Если хотите продавать свои гитары, то нужно чтобы в стране было много гитаристов, чтобы был постоянный интерес к инструменту, особенно в молодежной среде. В противном случае гитары и оборудование, когда через десяток лет вымрут старые рокеры, продавать будет уже не кому». В этой шутке есть доля правды. Время «схватить и убежать» прошло, сейчас целесообразно вкладывать деньги в перспективу, в свое будущее. И последнее, данные мастер-классы приносят огромную пользу, так как в России зарождается основа современной гитарной школы, которая обязательно даст плоды. Уже сейчас в среде 16-17 летних мальчишек есть будущие звезды гитары нового типа, мирового класса. Общение со знаменитым гитаристом может перевернуть внутренний мир молодого музыканта и направить его творческую энергию в правильном направлении. Словом, мастер-классы с любой точки зрения имеют только положительные стороны и явно покрывают все затраты, связанные с организацией этих акций.
Но начнем по порядку. Компания AT&Trade, как дистрибьютор Ibanez в России организовала мастер-класс выдающегося электрогитариста современности Джо Сатриани, который на протяжении всей своей творческой деятельности играет на гитарах японской фирмы Ibanez. Эти гитары являются подлинно народными, самыми распространенными в России, благодаря своему качеству при относительно невысокой цене. Я думаю, что не последнюю роль в этом сыграл Джо Сатриани, который является кумиром многих молодых гитаристов.
Это был первый приезд Джо в нашу страну. На его выступление многие, к сожалению, не попали и билеты на «черном» рынке доходили до 200$ при нормальной цене 500 руб. Этот ажиотаж был вызван тем, что Джо Сатриани очень любят в России. Его музыка, с одной стороны понятна и доступна, с другой очень технична и современна. Уже на протяжении более чем 15-ти лет Джо Сатриани является одним из самых известных концертирующих инструменталистов. Многие его композиции уже вошли в золотой фонд гитарной музыки, став инструментальными хитами.
Хочется отметить высокую организацию мастер класса. Компания AT&Trade очень ответственно отнеслась ко всем аспектам, связанным с проведением столь масштабного мероприятия. Как вы понимаете, мастер-класс существенно отличается от обычного концерта. Основное отличие в том, что мастер-класс предполагает активное общение со зрителями. И здесь возникают сложности, особенно в плане перевода. Надо не только в совершенстве знать английский язык со всеми музыкальными терминами и слэнгами, но и понимать гитарную специфику, причем на очень тонком уровне. Александр Авдуевский, в гитарном мире очень известный человек, справился с этой задачей просто прекрасно.
Мастер-класс Джо Сатриани имел свои особенности. Во-первых, Джо Сатриани сыграл все свои знаменитые инструментальные хиты, которые играют («снимают») многие гитаристы. И это напоминало настоящий концерт. Более того, он пояснял многие композиционные моменты. Из его разговора лично я сделал вывод, что этот музыкант больше думает о композиции, чем о технике игры на гитаре, которая является для него лишь «слугой», лишь инструментом к достижению цели, но никак не «хозяином», не самоцелью. И это выделяет Джо Сатриани относительно других музыкантов, которые зачастую стремятся к совершенству исключительно в плане технического освоения гитары.
Безукоризненная игра Джо Сатриани, его потрясающий звук гитары, его простота в общении не могли оставить равнодушным никого. Я просто уверен, что после этого события многие гитаристы провели всю ночь в обнимку с гитарой, а может быть не одну. Мы надеемся, что Джо Сатриани еще не раз посетит нашу страну, как с мастер-классами, так и с концертами.
Конечно, нельзя не отметить и проведение «автограф-пати», проходившем в новом музыкальном салоне AT&Trade «Музторг». Все желающие могли украсить свой Ibanez автографом Джо Сатриани. Кстати, победитель конкурса «Многоликая гитара» Михаил Санок играл на гитаре Ibanez с автографом великого маэстро. Как вы думаете это случайность?

В мае этого года прошел еще один мастер-класс, в котором принял участие один из самых техничных современных гитаристов Грэг Хоу. Многие западные специалисты гитары этого музыканта называют гитаристом XXI-века. Конечно, сравнивать Джо Сатриани и Грэга Хоу совершенно некорректно, они разные. Грэг Хоу это чистый импровизатор, в музыке которого переплетены практически все стили современной и даже классической музыки. Многие могут утверждать, что Грэг Хоу занят в основном техникой игры. Сложно сказать, музыка многогранна. Но мне кажется, что в техническом совершенстве есть своя красота, своя гармония, которую могут понять только те, кто сам идет по этому пути. Техническое совершенствование, ежедневная тренировка приводят к пониманию таких глубин души, что это становится для музыканта какой-то религией. Поэтому изучать творчество таких гитаристов как Грэг Хоу очень интересно, а главное полезно.
Приезд Грэга Хоу организовала компания Авалон, официальный дистрибьютор гитар ESP и усилителей Rivera на территории СНГ. Грэг Хоу на своем мастер-классе, кратко остановился на своем инструменте и объяснил почему он играет именно на гитарах этой фирмы. Вообще, в музыкальных кругах бытует мнение, что фирма ESP специализируется исключительно на гитарах для тяжелой, экстремальной музыки. На этих гитарах играют практически все звезды хэви-металл групп, перечисление имен которых займет не одну страницу. Но Грэг Хоу это фьюжн гитарист, который играет элементы и джаза, и кантри, и неоклассики, и фанка и т.д. Он здорово выделяется относительно «металлических» коллег. Таким образом, ESP это разноплановая гитара, на которой можно играть любую современную гитарную музыку. И это доказывает Грэг Хоу своим творчеством.
Данный мастер-класс прошел под несколько другим углом относительно Джо Сатриани. Во-первых, больше всего разговор шел о технике игры, о технических приемах, об импровизации. С другой стороны Грэгу Хоу задавали вопросы, типа, продемонстрируйте что вы играете у Энрике Иглесиса? Стоит напомнить, что Грэг Хоу сотрудничает с поп-исполнителями. Раньше он играл у Майкла Джексона, сейчас, помимо всего прочего, работает в группе у Энрике Иглесиса. Грэг Хоу исполнил партию из какой-то песни Энрике (напомнило одесскую народную, сыгранную приемом «восьмерочка»), чем здорово повеселил публику. Был, например, вопрос, который задал известный российский бас-гитарист С. Тяжин, типа, какое количество алкоголя выпитого перед концертом идет на пользу, а какое уже во вред. Грэг Хоу ответил, что перед концертом не пьет совсем, так как теряет координацию и внимание. Кстати, здесь уместно заметить, что Грэг Хоу, как и Джо Сатриани выделяются своим крепким здоровьем, т.е. сразу видно, что они посещают спортзалы, бассейны и в целом ведут здоровый образ жизни. Современные гитаристы, отдающие все силы своему инструменту и музыке, не могут иначе, в противном случае они потеряют концертную форму и не выдержат конкуренции. Некоторым нашим музыкантам, особенно рокерам и блюзмэнам, стоит об этом задуматься… Нам надо, господа, следить за собой… И это тоже положительный момент общения со звездами, так как наши гитаристы должны не только учиться играть гаммы, и изучать гармонические обороты, но и впитывать в себя их образ жизни, который во многом способствует росту музыканта.
Грэг Хоу на мастер-классе продемонстрировал все свои основные приемы игры. Что сказать? Чтобы так владеть инструментом, чтобы так импровизировать надо десятки лет провести с инструментом. И в этом весь секрет… Автограф сессия, проходившая на следующий день в салоне компании «Авалон», также собрала множество гитаристов. Когда еще будет возможность пообщаться лично с гитаристом такого масштаба?
В общении Грэг Хоу оказался удивительно мягким и скромным человеком. Мы надеемся, что этот мастер-класс, показал Грэгу Хоу то, что его музыку в России понимают и любят, что у него есть поклонники и последователи.

В заключении той статьи хочется еще раз выразить благодарность компаниям AT&Trade и «Авалон» за то, что они дали отечественным гитаристам возможность увидеть и даже пообщаться с такими музыкантами – лучшими гитаристами современности. Хочется чтобы на этом движение в этом направлении не останавливалось и эстафету подобных мастер классов подхватили и другие крупные музыкальные фирмы.

Дмитрий Малолетов