Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Гитарная школа Сергея Дмитриева


Являясь членом жюри Международного конкурса «Многоликая гитара» невольно поражаешься тому, как 14 летние ребята играют с задором, с огнем сложнейшие соло Ричи Блекмора. (Журнал IN/OUT на протяжении нескольких лет является информационным спонсором этого фестиваля.) И зачастую, глядя на молодого перспективного гитариста мы забываем о том, что своего уровня он достиг благодаря не только своим музыкальным данным, трудолюбию и терпению родителей, но, прежде всего, педагогу, который сумел найти и раскрыть потенциал юного дарования.
Слушая очередного мальчика-виртуоза можно сразу увидеть руку мастера Сергея Дмитриева. Его ученики сразу видны и отличаются от других хорошо подобранным репертуаром, блестящей техникой игры, а главное, эти мальчишки по настоящему понимают рок-музыку, чувствуют дух этой музыки. Не случайно, что многие студенты, прошедшие через школу С.Дмитриева выступают на ведущих площадках страны, записывают пластинки звездам эстрады, играют в модных рок-группах. На глазах рождается новое поколение музыкантов, которые без сомнения заявят о себе в недалеком будущем.
Мы встретились с Сергеем для интервью. Я уверен, что вы с удовольствием прочтете эту статью…

Немного о себе…
Музыкой я начал заниматься с пятого класса средней школы. Поступил в музыкальную школу по классу баяна. Как мне казалось, учился я хорошо, и через 2 года обучения меня перевели к другому педагогу. Через некоторое время он мне объяснил, что играть я не умею. Для меня это было шоком. Я хотел было уже бросать музыкальную школу, но, как это иногда бывает, не бросил, и стал продолжать.
Результатом таких моих занятий явилась первая моя в жизни запись на радио в 15 лет.

Затем как и многие, по накатанной в энерго-институт, где на 3м курсе стал вопрос - оставаться на кафедре или заниматься музыкой? Я выбрал… и то и то. Успешно закончил институт и продолжал играть в модной тогда рок-группе Лира.
В 1982 году поступил в джазовую студию Москворечье, под руководством Ю. П. Козырева, тогда она гремела на всю Россию, и занимался по классу "банджо" (гитара тогда не преподавалась). Это было мое первое знакомство с джазом. В дальнейшем мне удалось в студии проиграть все основные стили джаза. Одновременно с занятиями на банджо я самостоятельно начал осваивать электрогитару.
Мой первый педагог по гитаре, как у многих в Москве, был тогда М.М. Есаков. Затем закончил 3-е Областное музыкальное училище, дневное отделение по классу электрогитары .
Первый мой серьезный музыкальный проект - это квартет под управлением саксофониста Александра Звягенцева - солиста ансамбля "Зебра" и биг-бенда под управлением А.Кролла. Эта была первая моя самая серьезная школа. Например, приносились темы Намысловского или Урбанека, Девиса и я должен был играть это с листа в требуемом темпе. Кто знает этих авторов, тот поймет. Как правило, темы этой стилистики играются в унисон, поэтому мне было немного легче. И по началу, я, конечно же, мазал. Но, от репетиции к репетиции играл все точнее. В этом коллективе впервые познакомился с серьезной нотной работой.

Надо заметить, что очень ценно, если вы попали в коллектив, где музыканты выше вас классом. Они тянут вас за собой, не подозревая об этом. Рост колоссальный.
1989 году - новый проект- группа "Обряд". Коммерчески он был неудачен, но с точки зрения музыки, крайне интересен. Аранжировщиком и композитором в группе был Александр Лавров. Он разработал новую музыкальную систему, основанную на славянских знаменных распевах 12 века. Например, в отличие от традиционной Европейской культуры, показателем наклонения в новой системе являлись не большая и малая терция, а большая и малые секунды. Малая секунда - это типа минор. Большая секунда - это «мажор». Доминанта в новой системе строилась на 4 ступени и т.д., т.е. все гитарные и музыкальные стереотипы рушились. Пришлось пересматривать гриф, лады, аккорды, т.е. все гитарное мышление. В 1991 году фирма грамм записи "Мелодия" выпускает наш первый виниловый диск " Сладкая вера". Через некоторое время мы выпускаем CD" Cosmic Forses", к сожалению, на английском языке.
Удалось немного поработать в коллективе "Добры молодцы", организованном давным-давно Севой Новгородцевым. Надо отметить, что работа в старых ВИА - отличная школа для гитариста, ни на что не похожая. Всего лишь играй нужные аккорды в нужное время, играй подголоски, и при этом еще и пой второй, третий или четвертый голос. Ни секунды не жалею об этом времени. Соло, сыгранные абы как, не проходят. Очень важную роль играет аккомпанемент. Это, как известно, слабое место почти всех начинающих гитаристов, которые хотят только соло в дисторшн. Вообще-то, культура ВИА заслуживает отдельного рассмотрения. Во всяком случае, диск Тухманова "По волнам моей памяти" или "Песняры", два шикарных, по исполнению и содержанию проекта. Они достойно представляли нашу поп-культуру в мире.
В настоящее время помимо преподавания играю в акустическом трио с прекрасными гитаристами А. Семочкиным и И. Ламзиным.

Как ты стал преподавать? Это был внутренний позыв или так сложилась судьба?
Так получилось, что в группе "Обряд" мои коллеги уже преподавали. Ну и я пошел по их стопам. Это еще было обусловлено тем, что в начале 90х с рок-музыкой стало сложнее, началась эпоха "Ласкового мая". Многие музыканты не хотели подстраиваться под те законы, которые диктовала поп-индустрия. Я стал больше внимания уделять именно преподаванию. Сначала сам учился и совершенствовал свои знания вместе со своими студентами. Естественно, что не имел ни методики, ни технологии. Но помогали друзья –гитаристы, имеющие опыт.
Я никогда не стремился стать педагогом, но так получилось, что теперь это моя основная работа, которую выполняю с удовольствием уже 15 лет. Может быть это судьба…

Есть ли отличия подготовки рок и классического гитариста?
На этот вопрос я бы ответил так - у них должно быть как можно больше общего. Я сам прошел систему музыкального классического образования и считаю ее очень добротной. Она воспитывает музыкальность, учит вас играть так, чтобы инструмент дышал, а нюансы в игре стали бы важными. Что касается рок-музыки, то вам останется только овладеть спецификой языка. Имея классическую базу за спиной, не проблема освоить любой современный стиль, хотя, потрудиться придется. С другой стороны, несмотря на то, что акустическая гитара и электрогитара - это родственные инструменты, они очень разные. Современные гитаристы серьезно продвинули вперед различные виды гитарной техники - медиаторную технику, легатную левой руки, теппинг.

Твои ученики работают в ведущих коллективах страны. Как тебе удается вырастить таких «деток»?
Да, действительно, так получается, что ряд моих молодых учеников работают в серьезных проектах. Если бы мне лет 10 назад сказали, что мой ученик будет работать, например, у Ю.М.Антонова, я бы не поверил, но это так.
Технология преподавания продвинулась на столько, что студенты осваивают инструмент не только у меня, но и у других преподавателей за 2-2,5 года. Разумеется, далеко не все станут профессионалами, да и этого не требуется, но чтобы им стать, надо поставить перед собой суперзадачу " Какой Стиви Вай!? Я круче, только об этом пока никто не знает" - и тогда можно говорить о результате. Причем, необязательно иметь какие-то выдающиеся способности, но обязательно быть усидчивым и работоспособным.
Как ни странно одаренные студенты добиваются высокого результата реже. Как правило, такие студенты в начале обучения делают рывок, за счет своих способностей, но дальше, их не хватает.
Теперь о секретах технологии. Как-то на занятии по аранжировке я пришел к Ю.И. Маркину и попросил его что-то мне объяснить. Он взял мои ноты, все перечеркал, затем ткнул пальцами пару раз в клавиши, и сказал:" Надо вот так!", потом ткнул еще раз " или так!". Сказать, что я не понял - неудобно, он же показал мне все. Но я, действительно, ничего не понял, тем более, не запомнил. Но положительно кивнул головой и ушел. Целый вечер я просидел за пианино, пытаясь разгадать, что же он там "ткнул", не знаю как, но я догадался. И запомнил этот урок на всю жизнь. А вывод таков: не надо думать, что педагог придет, поставит вам пальцы на гриф и поможет ударить медиатором по струнам. Может быть, так кто-то и делает, но только не я. Хотя, был и такой опыт. Ученик при моем активном участии выучивает хорошо какие-то соло, и в этот момент он представляет из себя CD проигрыватель. Все зависит от того, что ты вложишь в него, какой носитель. Но я не встречался с импровизирующим CD проигрывателем. Можно долго объяснять, что такое горячо. Но пока вы своей рукой не почувствуете это, никакие объяснения вам не помогут. Педагог только открывает вам дверь, а вот войти в нее или нет, решаете вы. В этом мое кредо.

Может ты имеешь какие то специальные упражнения? В чем секрет твоей методики?
Честно говоря, очень не люблю давать разного рода этюды и упражнения. В этом я вступаю в противоречия с классической системой музыкального образования. Но система жива, если она развивается и дает результат. Я случайно увидел фильм о великом пианисте Т.С. Рихтере. Так вот он тоже, оказывается, не любил играть такого рода вещи, типа, технические гаммы, арпеджио, секвенции. Справедливости ради, надо отметить, что лады и вертикали знать необходимо, но даю я их по другому поводу, и уж только в-третьих или в-четвертых, по поводу развития техники. Лучше уж выучить готовое музыкальное произведение, в котором есть музыкальный смысл. Ведь музыкант определяется еще и музыкальным багажом. В реальных произведениях есть все - и лады, и арпеджио, но они подчинены в них исключительно художественным ценностям, что очень важно. Когда ко мне попадает человек "с нуля", что редко, то он буквально через 5 минут будет играть самостоятельно квадрат рок-н-рола. А «секрет» в том, он написан таким образом, что стилистические особенности сохраняются и, с другой стороны, при исполнении не требуется малейшей гитарной подготовки. Я называю его "квадратом пятиминуткой". Левая рука елозит по грифу, а правая играет, как на балалайке. Согласитесь, что гораздо веселее играть через 5 минут рок-н-рол под минус, чем гамму до-мажор не понятно зачем. Примерно так я открываю дверь любому студенту, ну а учить эти квадраты или нет - дело каждого.

Как ты считаешь должен ли электрогитарист осваивать акустическую гитару?
Несомненно, электрогитарист должен осваивать акустику. Во-первых, это никак не вредит вашей левой руке, а только укрепляет ее. Кроме того, у ученика развивается координация рук - очень важный элемент техники. Остается выбрать только правильное произведение, которое интересно не только с точки зрения исполнительства, но и несут в себе музыкальную ценность, что не менее важно.

По поводу координации рук. Расскажи, как ты подходишь к этой теме?
Очень часто от студентов приходится слышать, " вот правая рука отстает от левой..." Это не так. На самом деле просто отсутствует координация или взаимодействие рук. Не стоит подгонять левую или тормозить правую, надо твердо помнить, что момент нажатия струны пальца левой руки строго соответствует моменту удара медиатором правой - железное правило. Именно вместе, именно так, а не иначе. Координация рук очень важный момент в занятиях. По поводу координации, легко себя проверить, исполняя, например, соло Blackmora " Hightway star". Обратите внимание на тремоло. Хитрость в том, что три пальца левой руки играют 4 ноты. Если это у вас не будет получаться - с координацией есть проблема. Выход - играть это тремоло настолько медленно, насколько оно начнет получаться, помня при этом, что акцентировать надо каждую первую шестнадцатую из четырех. Да, я немного углубился в детали...
Конечно, ни одна видео школа, ни один учебник не заменит живого общения с педагогом. Но, все же, в любой работе и в любой видео школе можно найти для себя рациональное зерно. Поэтому, жду вас на своих уроках.

Я заметил, что все твои ученики блестяще играют классику рока, а именно известные соло легендарных гитаристов. Ты считаешь, что именно на этих соло растет гитарист?
Хотелось бы отметить, что многие начинающие молодые гитаристы с нисхождением относятся к такому «нафталину», как Blackmore или Page , Santana или Clapton. Почему я даю соло именно этих музыкантов? Да потому, что они мелодичны. В словосочетании "рок-музыка" для меня на первом месте находится слово "музыка". Я определил бы мелодию, как последовательность нот, которую вы сможете спеть. Большинство соло, вышеперечисленных гитаристов можно петь. Хотя я не идеализирую этих исполнителей. К сожалению, современная гитарная музыка пошла, в основном, по пути финтов техницизма. Что будет дальше? При игре, либо классических произведений, либо произведений современных авторов вы совершенствуете свое гармоническое мышление. Гитара устроена так, что взять на грифе можно далеко не все ноты аккорда, которые вы хотели бы. В результате изучения произведений мастеров, вы, в том числе, увидите совершенно чудесные формы, казалось бы, понятных аккордов. Можно долго изучать гармонию, или пособие, где написаны 5000 аккордов, но самое главное, увидеть, как работают эти аккорды в реальных произведениях и какие они приобретают аппликатурные решения. Зачастую, в угоду голосоведения, аккорды принимают причудливые формы. Очень важно, как на гитаре вы трактуете тот или иной аккорд. Один и тот же аккорд взятый соответственным басом может менять как функцию (тоника, субдомининта, доминанта), так и наклонение( мажор, минор). Все зависит от вашего опыта, каким вы хотите услышать этот аккорд.

Ты занимаешься с учениками теорией? Насколько это необходимо по твоему ученику?
Очень многие студенты игнорируют теоретические занятия гармонией. Но как можно плавать без воды? И как можно импровизировать неизвестно на что? Д.Дибров, также занимавшийся у меня, как-то в шутку заметил : "Это вы , профессионалы, выдумали аккорды, чтобы мы, лохи, не научились играть!" Знание гармонии - это и умение аккомпанировать и умение импровизировать. Поэтому я уделяю внимание этому с первых занятий…

Скажи, а педагогика и концертная деятельность совместима? Ты, насколько я знаю часто выступаешь в разными проектами.
Она не только совместима, но и необходима. На данный момент, я со своими коллегами А. Семочкиным и И. Ламзиным, тоже преподавателями рок колледжа «Красный химик», организовали гитарное трио «Гитармания». Концертируем достаточно плотно. Весной 2005 г. выпустили очередной CD «Избранное».

И последний такой наивный вопрос. Как ты думаешь, сможет ли новое поколение гитаристов «догнать Америку»?
Что касается Америки, то в роке или блюзе, не важно, уже все сказано. Когда Ричи Блекмора спросили: "Почему вы разошлись после "Come test the band?" Он ответил:" А мы все сыграли!" И этим подтверждается развитие рок - музыки дальше. Что изменилось? Добавилась вторая бочка. Металлисты стали играть ритмы на базе "Мурки". Исчез вокал поя вилось рычание. Вместо читаемой гитары появились убойные примочки. И это все? Metallica стала использовать переменные размеры, но их использовали Led Zeppeling на десятилетие раньше. Назовите рифы, достойные рифов Black dog, Smoke on the water, Woоdoo child, и вы мне назовете, беда в том, что все это уже было. Да! Мы все время повторяли и повторяем американских гитаристов. Мы постоянно учимся у них и друг у друга. Так же, как они, очевидно, черпают свое вдохновение в нашей классической музыке. Идет процесс взаимного обогащения культур. Беда в том, что в России инструментальная музыка не в почете. Куда пойдет гитарная музыка? Может, к корням - к акустическому звучанию, которое было потеряно в 90-х годах. Совсем недавно появились первые drumm-машины и мы уволили барабанщиков. Потом появились самоиграйки, типа Yamaha SH10, вдобавок ко всему умножили на 0 всех басистов. Мини диск уволил всех музыкантов вообще, в том числе и вокалистов. Повсеместно вокалисты, умеющие петь, шаманят или показывают трусы на сцене. Что говорить о не умеющих! И, несмотря на эту ситуацию, появился целый ряд хороших гитаристов. Из Сибири, с Юга приезжают уникальные музыканты. Их достаточно и в Москве. Остается главный вопрос, где себя проявить?
К сожалению или к счастью, деньги никто не отменял, поэтому надо стремиться к тому, чтобы ваше творчество нашло материальное подтверждение, иначе время и силы, затраченные на музыку, уйдут как вода в песок. Несмотря на ваши музыкальные предпочтения, я бы не забывал, что у нас не Америка и прожить, исполняя металл, хард, джаз, экспериментальную музыку довольно непросто. Музыка, творчество гитариста должно быть востребовано в противном случае оно не созреет до «американских» высот. Это реальность моей Родины - России, в которой я имею честь жить и работать.

Беседовал Дмитрий Малолетов