Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Запись вокала и акустических инструментов в домашней студии. Обзор аналоговых вокальных процессоров.

В настоящее время многие музыканты имеют домашнюю компьютерную студию. Для кого-то она является своеобразной творческой лабораторией, для записи демо, а кто-то делает в домашних условиях готовый музыкальных продукт. Развитие цифровых технологий позволяет добиться очень высокого качества звука записываемого материала, при относительно небольших вложениях. Так компьютер, с соответствующим программным обеспечением, оборудованный профессиональным аудиоинтерфейсом, по сути, является законченной студией, в которой при грамотном использовании программных средств можно добиться очень высокого уровня записи.
Однако доступность и относительная простота приобретения такого звукозаписывающего комплекса не гарантирует отличный результат. К сожалению, домашняя звукозапись имеет ряд моментов, которые не дают музыканту в полной мере реализовать свои идеи.
Первая проблема - оборудование не звучит само по себе, им надо уметь пользоваться. У музыканта порой уходят годы и годы на овладение ремеслом студийного звукорежиссера. Помимо того, что нужно знать необходимый инструментарий (т.е. программы ) музыканту, желающему выполнять звукозапись в собственной студии, надо изучать массу предметов, так или иначе связанных с процессом звукозаписи, сведения, обработки, мастеринга и т.д.
Также в домашней записи есть и другая сложность – городская квартира не всегда имеет хорошую звукоизоляцию. Это очень усложняет качественную запись вокала, а также акустических инструментов.
Если с записью электронных инструментов для большинства музыкантов все более-менее ясно, то запись вокала и акустических инструментов является самой ответственной и сложной частью работы. Поэтому, чтобы иметь возможность качественно записывать вокал и акустические инструменты, в первую очередь необходимо максимально снизить посторонние шумы, которые будут попадать в микрофон.
Теперь можно перейти непосредственно к описанию процесса звукозаписи и описанию необходимого оборудования. Но перед этим хочется все же заострить внимание (особенно начинающих) на еще одном моменте. Некоторые музыканты при покупке компьютерного оборудования и программ наивно полагают, что компьютер может все, т.е. при помощи программных средств можно будет исправить все огрехи звукозаписи. Действительно, современные программы обработки звука порой делают удивительные вещи, но все же не стоит ждать уж слишком больших чудес… Так, продолжая эту мысль, не очень опытные музыканты наивно могут думать, что как-то записав голос через дешевый микрофон, "воткнутый" на вход звуковой карты, далее уже в компьютере смогут украсить его всевозможными средствами, типа "волшебных" плагинов, эмулирующих , например, ламповый конденсаторный микрофон. Идти по такому пути будет большой ошибкой. Для того, чтобы получить качественную запись голоса и акустических инструментов необходимо "ввести" в компьютер максимально лучший сигнал. Для этого необходимо иметь цепочку оборудования, все звенья цепи которой являются одного качественного диапазона.
Итак, какое же оборудование требуется для того, чтобы иметь возможность качественно записывать вокал?

Первое с чего следует начать это подбор звуковой карты или аудиоинтерфейса. Именно это устройство переводит аналоговый сигнал в цифровой вид. И соответственно именно это устройство является во многом определяющим фактором качества звука. Но… При записи голоса и акустических инструментов не менее важным фактором является то, какого качества сигнал вы приведете к АЦП аудиоинтерфейса. Ведь профессиональные конверторы только оцифровывают звук и не стоит "кивать на зеркало", коль звук вашей акустической гитары, например, будет похож на звучание банджо. Для того, чтобы получить качественный звук необходим микрофон, передающий все нюансы звучания инструмента или голоса. Микрофон, который предназначен для перевода воздушных колебаний в электрический сигнал, является очень важным элементом цепочки оборудования.
Электрический сигнал от микрофона имеет очень маленькое напряжение, его необходимо усилить, для чего создаются специальные устройства – предварительные усилители. Некачественные предварительные усилители могут испортить звук даже самого дорогого микрофона. Напротив, профессиональные преампы, передают все оттенки звучания, наполняя инструменты и голос музыкальными гармониками. Значение прампа в записи, особенно цифровой, трудно переоценить, поэтому все звукозаписывающие студии используют очень дорогие специальные устройства (выносные ламповые предварительные усилители), даже при наличии профессиональных пультов. Как вы понимаете, предварительный усилитель имеют даже самые дешевые звуковые карты. Наличие микрофонного входа в плате уже доказывает присутствие этого устройства, без которого просто не будет полноценно работать микрофон. Однако, как правило, данные преампы (даже у профессиональных звуковых аудиоинтерфейсов) для серьезной работы совсем не годятся. Многие музыканты используют предварительные усилители микшерных пультов (цифровых или аналоговых), что без сомнения является лучшим решением относительно включения микрофона на вход аудиоинтерфейса. Однако наилучшим методом является использования выносного специального устройства – предварительного усилителя, который изначально создан для целей усиления сигнала от микрофона. В настоящее время на рынке музыкального оборудования имеется огромное количество микрофонных преампов – ламповых, транзисторных, цифровых, комбинированных, стоимостью от нескольких десятков до нескольких тысяч долларов. Однако преамп решает далеко не все проблемы звукозаписи.
Цифровая техника, в отличии от ленточных магнитофонов, очень чувствительна к резким скачкам уровня входного сигнала, которые не должны превышать 0дб. Уменьшение (провалы) входного сигнала также ухудшает звук. Для того, чтобы максимально сгладить динамические скачки, а также более четко контролировать входной уровень сигнала (от преампа) используются специальное устройство – компрессор, без которого не обходится ни одна профессиональная студия (особенно цифровая). Компрессор в звукозаписи выполняет не только чисто техническую функцию, это еще, при грамотном пользовании, уникальный инструмент, решающий многие музыкально-творческие задачи.
И последнее звено цепи, которое может быть не является столь обязательным – эквалайзер, регулирующий частотные характеристики сигнала. Конечно, данная цепь оборудования может быть достаточно длинной (деесоры, психоакустические устройства и т.д.), но их использование уже не столь необходимо на данном этапе.
Таким образом, вся цепочка оборудования выглядит следующим образом:
Микрофон - Предварительный усилитель – Компрессор - Эквалайзер и другие дополнительные устройства – Аудиоинтерфейс (звуковая карта).

Как было отмечено, при подборе всего перечисленного оборудования следует исходить из принципа качественного соответствия. Что здесь имеется ввиду? Все оборудование в цепи должно иметь определенный качественный уровень. Как правило, в аналоговой технике, качественный уровень оборудования пропорционально соответствует и ценовому. К примеру, вы приобрели микрофон за 1500$, надеясь получить хороший звук. Но если вы при этом будете использовать его с преампом за 100$, то вы не добъетесь ожидаемого качества звука от микрофона. Его звучание просто-напросто испортит дешевый предварительный усилитель. Таким образом, профессиональный микрофон за 1500$ будет мало отличаться от звучания полупрофессионального микрофона стоимость 300$. (Конечно, все эти цифры условны…)
В настоящее время производители музыкального оборудования, понимая важность и перспективность данного направления, разрабатывают все новые и новые устройства, которые заметно облегчают звукозапись, а также дают прекрасных звук. Это относится, к так называемым, вокально-инструментальным процессорам, отдельные блоки которых (преамп, компрессор, эквалайзер и др.), интегрированы в единый прибор, что упрощает эксплуатацию и коммутацию приборов. Кроме этого, развитие индустрии в области музыкального оборудования приводит к общему снижению цены на подобное оборудование, доступно"среднему" россиянину (хотя студийные устройства стоят достаточно дорого).
Данные процессоры представляют собой полностью готовую линейку обработки звука от микрофона до непосредственно записывающего устройства. В основном данные процессоры имеют следующие главные блоки:
Предварительный усилитель, имеющий фантомное питание. Практически все процессоры имеют и инструментальный вход, для возможности подключения инструментов (электрогитары, бас-гитары, и т.д.).
Компрессор позволяющий регулировать динамику сигнала.

Многие процессоры имеют также эквалайзер, деессер и др. функциональные возможности. Последним «писком» моды аналоговых процессоров является возможность установки плат с цифровыми выходами, которые позволяют коммутировать преамп по цифровому тракту.
На российском рынке имеется достаточно много оборудования вокально-инструментальных аналоговых процессоров. Как вы понимаете, их развитие идет не такими быстрыми темпами как компьютерные плагины, поэтому многие устройства этого типа уже хорошо известны. Кстати, это заметный плюс аналогового оборудования – оно практически не устаревает и не падает в цене. В данной статье отметим лишь новинки, а также самые распространенные модели, которые зарекомендовали себя с наилучшей стороны и применяются как в профессиональных студиях, так и в домашних.

TL Audio
А начнем обзор мы с новой продукции компании TL Audio, с ламповых процессоров серии Ivory 2, которая пришла на смену популярных устройств под лейблом Ivory. По заявлениям разработчиков оборудование Ivory 2 является заметным шагом вперед и имеет ряд технологических усовершенствований относительно предыдущих моделей. Несомненным плюсом описываемого ниже оборудования является доступная цена, что немаловажно для домашних студий. Из всего спектра устройств (TL Audio выпускает очень широкий ассортимент музыкально-студийного оборудования) остановимся на двух моделях: 5050 – ламповый монофонический микрофонный предусилитель и компрессор. Другим устройством является ламповый вокально/инструментальный процессор модели 5051.

5050 – ламповый монофонический микрофонный предусилитель и компрессор для многих музыкантов может стать идеальным решением.

По сути, т.е. по назначению в домашней студии, он не имеет ничего лишнего – только преамп и компрессор. Низкая цена этого устройства относительно других ламповых устройств, честно говоря, настораживает. Тем не менее, по многочисленным опросам устройство работает великолепно, придавая звучанию микрофона своеобразную мягкую ламповую окраску.
Модель 5050 имеет две лампы – одна в предварительном каскаде устройства, вторая в секции компрессора. Органы управления: регулировка входного уровня, переключатель фантомного питания, обрезной фильтр низких частот, инструментальный вход. Имеется два светодиодных индикатора, которые показывают включение питания и включение компрессора. Компрессор имеет регулировку порогового уровня, степени компрессии, компенсации уровня, двухпозиционные переключатели времени атаки и спада. В секции «мастер» имеется регулятор выходного уровня и светодиодные индикаторы выходного уровня.
Микрофонный/линейный вход симметричный (XLR), линейный выход несимметричный (джек).
Прибор имеет возможность установки платы с цифровыми выходами для прямого подключения к цифровому входу аудиоинтерфеса (звуковой карты).

Модель 5051 является полностью законченной линейкой записываемого сигнала (от микрофона до АЦП).

Сочетает в себе микрофонный предусилитель, компрессор, подавитель шумов и эквалайзер. Предусилитель имеет регулятор входного уровня, переключатель фантомного питания, обрезной фильтр низких частот, инструментальный вход. Компрессор имеет управление пороговым уровнем, степенью компрессии и компенсацией уровня, четырехпозиционные переключатели времени атаки и затухания. Гейт имеет регулировку порогового уровня. Четырехполосный эквалайзер может быть включен до/после компрессора и имеет переключатель обхода. В мастер секции есть регулятор выходного уровня, стрелочный индикатор (может показывать входной уровень, выходной уровень или уровень подавления сигнала) и переключатель для работы в стерео. Микрофонный вход симметричный (XLR), линейные входы и выходы симметричные (XLR) и несимметричные (джеки). Есть разрыв для подключения процессора эффектов. Опционно имеет цифровые выходы.
Кроме звукозаписи эффективен для работы на сцене. Изготовлен на шести лапмах – одна в секции преампа, вторая в блоке компрессора и четыре в блоке эквалайзера.
(более подробно о данных устройствах смотрите http://www.tlaudio.co.uk )

dbx
Продукцию этой знаменитой марки используют музыканты всего мира как в студии, так и на сцене уже более 25 лет. В спектре многочисленного оборудования, представленного компанией на рынке, по нашей теме выделяется устройство 376 Tube Channel Strip.

Это устройство содержит ламповый предусилитель, трехполосный эквалайзер с полупараметрической регулировкой средних частот, компрессор и деэссер. Выполнен в однорэковом корпусе.
Предусилитель имеет переключатель между микрофонным (XLR) и линейным (джек) входами, регулятор чувствительности (Drive), четырехсегментный светодиодный индикатор входного уровня, переключатель фантомного питания (48 В), аттенюатор (20 дБ), переключатель полярности, обрезной фильтр низких частот (75 Гц, 12 дБ/окт). Оборудован инструментальным входом на передней панели (джек).
Компрессор имеет регуляторы порогового уровня и степени сжатия, светодиодный индикатор порогового уровня, переключатель типа (жесткий/легкий), переключатель диапазона времени атаки, светодиодный индикатор уровня сжатия.
Деессер имеет регуляторы частоты и уровня обработки, светодиодный индикатор порогового уровня.
Регулятор выходного уровня и восьмисегментный светодиодный индикатор переключаются между цифровым и аналоговым выходами.
Процессор имеет два аналоговых выхода (на разъеме XLR и на джеке), разрыв (джек), вход и выход синхрослова (BNC), цифровые выходы формата AES/EBU (XLR) и SPDIF (RCA). Используется технология аналого-цифрового преобразования Type IV. Поддерживаются частоты дискретизации 44,1 48, 88,2 и 96 кГц, разрядность 16, 20 или 24 бита. Возможен выбор алгоритма нойс-шейпинга и типа дизеринга.

ART
Данная компания выпускает очень много устройств, предназначенных для студийной работы – от миниатюрных ламповых преампов до профессональных процессоров самого высокого ценового диапазона.
Среди малобюджетных устройств наиболее интересным является одноканальный ламповый предусилитель Tube MP Studio, который представляет собой предварительный усилитель и лимитер, выполненный в корпусе, напоминающим отчасти CD-плеер.

Несмотря на такой «несерьезный» вид использование данного устройства в домашней студии очень эффективно. При стоимости чуть выше 100$ музыкант получает довольно хорошее звучание микрофона. Устройство можно использовать и в качестве микрофонного предусилителя и как инструментальный директ-бокс (например для записи гитары, бас-гитары и т.д.). Имеет фантомное питание (48 В) для подключения конденсаторных микрофонов, переключатель полярности, регуляторы входного и выходного уровней. Используется лампа 12AX7a. Вход и выход выполнены на джеках и на разъемах XLR.

Для тех, кто хочет повысить планку своего оборудования стоит обратить внимание на устройство ART Pro Channel.

Ламповый процессор Pro Channel фактически состоит из трех блоков, которые интегрированы в один прибор. Секция микрофонного предусилителя имеет основу самостоятельного преампа этой компании Pro MPA, компрессор работает по схеме оптического компрессора Pro VLA и секция эквалайзера есть, не что иное, как блок отдельного параметрического эквалайзера Tube EQ.
Предусилитель имеет регулятор чувствительности, переключатель фантомного питания (48 В), аттенюатор (20 дБ).
Фирма ART славится собственными разработоками. Это касается, в частности, компрессоров. Так в данном процессоре оптический компрессор можно переключение на новый для фирмы ART тип компрессора Variable Mu, имитирующий, по словам производителя, "агрессивное звучание раритетных радиовещательных лимитеров". В обоих случаях у компрессора есть переключатели времени атаки (быстро/медленно) и восстановления (быстро/авто), регуляторы порогового уровня и степени компрессии (от 2:1 до 10:1), регуляторы выходного уровня.
Четырехполосный эквалайзер имеет полупараметрические регулировки двух средних частот (с переключением добротности, нижняя середина переключается между 20-200 Гц или 200-2000 Гц, верхняя середина переключается между 200-2000 Гц или 2-20 кГц), переключаемые фильтры высоких (6/18 кГц) и низких (40/120 Гц) частот.
Вход и выход симметричные (на разъемах XLR) и несимметричные (на джеках). Между частями устройства есть разрывы (несимметричные, на джеках), их можно использовать в качестве прямых выходов с предусилителя и с компрессора. Используются три отобранных вручную лампы, ступенчатые потенциометры. Оборудован светодиодными индикаторами подавления уровня и работы ламп, стрелочным индикатором (с подсветкой), способным показывать уровень основного выхода, уровень выхода предусилителя или компрессора.
(Сайт компании http://www.artproaudio.com )

FOCUSRITE
Компания FOCUSRITE достаточно хорошо известна в нашей стране. Продукцию этой фирмы используют многие музыканты, а также профессиональные студии. Из богатого спектра устройств FOCUSRITE особо выделяется новый вокальный процессор FOCUSRITE PLATINUM VOICEMASTER PRO, который предназначен для полной обработки микрофонного сигнала. Прибор целесообразно использовать для прямой записи на аналоговые или цифровые носители (опционно имеет цифровые выходы), а также устройство может использоваться на сцене. Имеет инструментальный вход, для подключения электроинструментов. По своей конструкции VOICEMASTER PRO является усовершенствованным FOCUSRITE VOICEMASTER, который имеет только положительные отзывы пользователей. Уже по внешнему виду отличается от других подобных устройств особой «навороченностью».

Итак, что имеет устройство на борту? Органы управления VOICEMASTER PRO имеют 9 секций: Предусилитель, Оптический экспандер, секция vintage harmonics, оптический компрессор, секция имитации лампового звука, эквалайзер, деесер, мастер секцию, а также секцию мониторинга.
Предусилитель (класс А) имеет входы (микрофонный (с фантомным питанием), инструментальный) индикатор и регуляторы входного уровня. По заявлению разработчиков имеет наилучшие характеристики в своем классе.
Так как VOICEMASTER PRO не является ламповым устройством, оно имеет секцию tube sound , при помощи регуляторов которой можно добавлять ламповую окраску по своему усмотрению. Следует обратить внимание, что данный имитатор лампового звука существенно отличается от цифровых имитаторов и имеет действительно эффективный результат. Эквалайзер специально адаптирован для вокала и имеет ряд специфических настроек.
Итак, музыканты желающие получить максимально лучший звук микрофона должны обратить самое серьезное внимание на данный процессор, который при таких возможностях имеет не очень высокую стоимость.
(Сайт FOCUSRITE http://www.focusrite.com )

Long (Russia)

Прекрасные устройства создают и отечественные разработчики. Многие изделия наших инженеров намного превышают свой ценовой диапазон, относительно фирменных приборов. Например, преамп/компрессор Stero Chanell отечественной фирмы Long явялется порой лучшим выбором, так как при стоимости 500$ это устройство не хуже приборов стоимостью более 1000$. В настоящее время об этих устройствах готовится отдельная статья, так как хочется читателям более подробно рассказать об устройстве...

* * *

Конечно, обзорная статья не может вместить в себя все модели вокально/инструментальных процессоров. В настоящее время большое количество фирм разрабатывают все новые и новые аналоговые устройства. И все это происходит на фоне бурного роста цифровых процессоров, которые используют технологии моделирования и добиваются порой превосходных результатов.
При выборе устройств данного типа трудно давать какие-либо общие советы. Ведь перечисленное оборудование, а также процессоры не вошедшие в этот весьма скромный обзор, имеют свои нюансы. В первую очередь это относится к звуку. Здесь необходимо учитывать, что голосу каждого вокалиста может подходить тот или иной прибор. Поэтому надо стремиться послушать эти устройства в работе. На мой взгляд, никакие самые объективные тесты не смогут ответить на вопрос что лучше, что хуже.
Другая сторона – функциональность. Современная тенденция создания законченных цепей обработок в виде многочисленных секций не всем нужна (при записи многие используют только преам/компрессор). Но все же они, как минимум, не помешают - такие приборы дают большой простор для поиска и экспериментов. Кроме этого, данные «навороченные» устройства можно использовать в концертной деятельности.

Текст Дмитрия Малолетова