Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Программирование ударных в MIDI- аранжировке
BFD и Stylus RMX


Данная статья является продолжением актуальной темы об эффективных способах создания партий ударных инструментов в MIDI-аранжировке. Наверное трудно не согласиться с тем, что вся современная музыка основана на ритме и именно партии ударных является ключевым моментом и во многом определяет общую звуковую картину композиции. Интересный ритмический рисунок, найденный грув, пойманное движение ритма является первостепенной основой для того, чтобы сделать классное музыкальное произведение.
Эволюция программирования барабанов прошла долгий путь. Сейчас партию ударных можно создать самыми разными способами от классической ручной «забивки» до рисования мышью готовыми семплами. Появляются даже такие инструменты, которые, по сути, «играют сами» и задача музыканта только выбрать подходящий рифф. К числу этих чудо программ относится, например, программа Goove Agent фирмы Steinberg (более подробно смотрите IN/OUT # 44). Каждый аранжировщик может найти свой собственный метод работы исходя из стоящих перед ним задач.
В этой статье вы познакомитесь с новыми программными инструментами создания партий ударных, которые дают аранжировщику необычайный простор фантазии.

Акустический барабанный модуль BFD

Акустический барабанный модуль BFD фирмы FXpantions открывает новые страницы в развитии концепции создания аранжировки. Идея модуля заключается в том, что пользователь сам собирает виртуальную ударную установку из предоставленных компонентов (барабанов, тарелок и т.д.), озвучивает ее виртуальными микрофонами, «устанавливая» их в разные места и таким образом получает свой звук ударных. Также программа предоставляет в пользование уже готовые пресеты барабанных рисунков, брейков с «человеческим лицом», т.е. сыгранные «живым барабанщиком». В целом BFD ставит перед собой цель максимально приблизить звучание к реальным условиям звука настоящей барабанной установки, записанной в студии, чтобы пользователь мог максимально близко сымитировать на компьютере «живую» запись ударных. Поэтому данная программа рекомендуется тем аранжировщикам, кто работает в традиционных стилях музыки, т.е. кто хочет получить максимально реалистическое звучание классической барабанной установки.

Библиотека звуков модуля BFD имеет 7 готовых ударных установок записанных на студии с применением самых передовых технологий. Плюс к этому, в библиотеке звуков можно найти дополнительные инструменты – хай-хэты, малые барабаны, тарелки. Семплирование (т.е. запись) звуков производилась одним из лучших студийных инженеров Лос-Анджелеса Стивом Дуда (Steve Duda) в знаменитой студии Eldorado Recording Studio.
Вот некоторые интересные факты создания библиотеки. Барабаны библиотеки записывались одиннадцатью разными микрофонами с разным положением и в разных акустических помещениях. Каждый звук в данном модуле имеет 46 слоев velocity, что дает полный реализм звучания инструмента. Стоит добавить, что сами барабаны в студии для записи подбирались не случайно. Вы сможете услышать необычные звуки ударных, изготовленных еще в 20-е годы прошлого столетия.
Кроме этого, как было отмечено, модуль BFD имеет набор готовых ритмических рисунков (грувов), сбивок в разных стилях (rock, jazz, funk, country, hip-hop, blues, drum & bass), записанных известным барабанщиком Крисом Дагли (Chris Dagley), который играл в группах Jamiroquai, Lalo Schifrin, Ella Fitzgerald, Eric Clapton, Chaka Khan.
Акустический барабанный модуль BFD используется как VST плагин, который без труда интегрируется в любую современную программу создания MIDI аранжировки. Стоит заметить, что данная программа требует приличных ресурсов. Только библиотека займет около 9 Гб дискового пространства. Также потребуется мощный процессор, т.к. некоторые параметры обработки, например ширина стереобазы и т.д., работают в реальном времени. Минимальные требования к компьютерам следующие:
• 1 GHz Pentium III или Athlon (Windows)
• Apple PowerMac G4 733 MHz (MacOSX)
• 512 MB RAM (рекомендуется 768 MB и более)
• DVD drive
• Windows 2000/XP или MacOSX 10.2.8
• 9 GB свободного места на жестком диске
Но полноценно плагин будет работать на более мощном компьютере.
Окно модуля выполнено очень наглядно, так что разобраться в программе может даже самый неподготовленный человек за короткое время, не заглядывая в Help.

Подбор звуков

Работу в BFD целесообразно начинать с подбора звуков. Пользователь может взять готовую установку и сразу начать работать на ее звуках, или собрать ее из отдельных барабанов и других инструментов. Так можно из библиотеки выбрать и назначить бочку, малый, хай-хэт, томы, и три разные тарелки, составив таким образом свой уникальный комплект. Для этого имеется набор кнопок в левом ряду главного окна программы, при нажатии на которые появляются наглядные меню.

Очень интересно то, что при помощи мыши, нажав на определенном секторе соответствующего инструмента установки, вы можете услышать его звучание при разных уровнях velocity.
Работа по назначению инструментов, т.е. созданию виртуальной барабанной установки превращается в увлекательное занятие. Вы можете сохранить найденное звучание и использовать его других проектах.
После того как назначены звуки, они располагаются на нотах GM стандарта, можно приступать к дальнейшему моделированию. При необходимости пользователь может поменять MIDI-ноту каждого барабана. Для этого надо нажать соответствующую кнопку в правом ряду и откроется меню для редакции MIDI-нот.

На микшере можно установить громкость, высоту и динамику каждого инструмента установки. Так можно, к примеру, немного повысить высоту звука хай-хэта или малого барабана и добиться уже другого звука. В некоторых случаях это работает очень эффективно. Далее, при помощи соответствующих ручек, перемещая «микрофоны», подбирая ширину и пространство, пользователь может создавать разный звуковой колорит, т.е. моделировать помещение и установку микрофонов. Самое главное, что звучит барабанная установка при этом необычайно реалистично, откликается на малейшее перемещение органов управления. Таким образом, в отличие от обычных семплерных библиотек, BFD дает не только семплированные звуки ударных, но и передает «живую» атмосферу, акустику студии.

Программирование партии
Как вы понимаете, на подобранных звуках пользователь можете программировать барабаны ручным способом, играя на MIDI-клавиатуре и записывая тем самым партии в секвенсор (или другим способом, например, рисуя партии в нотном редакторе). Но это далеко не все что предлагает эта потрясающая программа. Нажав в верхней части окна программы на кнопку, вы можете открыть специальное меню, которое подарит вам не один час наслаждения. Меню имеет набор готовых ритмических паттернов, а также огромное количество брейков (сбивок). Все это, по сути, «живая» игра барабанщика, переведенная в MIDI и звучащая на звуках ударной установки, которую вы создали сами. Благодаря этой технологии при изменении темпа эффекта «Буратино» не будет, так как это не аудиолупы в чистом виде, а готовые MIDI-паттерны очень высокого уровня. BFD после открытия в разделе VST секвенсорной программы сразу определяет темп вашего проекта и при изменении темпа аранжировки изменяет и темп «лупов».
При нажатии на выбранный пользователем грув или брейк (Fill) вы можете выбранный паттерн в среднюю часть окна, назначив данную партию на определенную MIDI-ноту, чтобы играть «лупом» «живьем».

Пользователь может прослушать тот или иной паттерн прямо из этого окна, кликнув по нему мышью. Назначив на MIDI-ноты грув-паттерны и брейки, можно приступать к созданию партии в секвенсорной программе.

Управление при помощи контроллеров
Грамотное использование возможностей программы может дать просто удивительные результаты. Речь идет об управлении параметрами BFD в реальном времени при помощи контроллеров. В программе Logic Audio вы можете вызвать любой регулируемый параметр, нажав на соответствующей кнопке, расположенной на треке BFD (как назначаются контроллеры в каждой программе см. руководство конкретной программы).

Практически всеми параметрами можно управлять при помощи кривых, создавая очень интересные партии. Например, при помощи контроллера Master Dynamics можно «уходить на piano», т.е. переходить на тихую игру.

Здесь стоит пояснить, что это не просто уменьшение громкости воспроизведения. Это именно художественное piano, т.к. при уменьшении динамики звуки ударной установки звучат на более низких уровнях velocity, т.е. другими звуками. Звучание получается очень реалистичным, просто живым!

Пакеты расширений
Разработчики программы позаботились о том, что пользователь, имея начальную версию BFD, сможет расширять ее звуковые горизонты, т.е. будет иметь возможность использовать все новые и новые звуки. Для этого, правда, придется докупать пакеты расширений, которые существенно обогатят звуковую библиотеку.
Так пакет расширения BFD XFL это еще 22 Gb звуков (5 DVD дисков!). Здесь, помимо стандартных наборов, можно найти массу таких более тонких звуковых барабанных деталей, как, например, звучание щеток и т.д.. Звуки в этом пакете еще более серьезные, т.к. имеют до 93 слоев.
Кроме этого, существует и другой пакет расширения 8 Bit Kit, который вобрал в себя различные экзотические, перкуссионные звуки. Кроме акустических звуков данное расширение позволяет использовать звучание ударных аналоговых электронных инструментов - Vintage Analog Drum Machines (808, 909, LM-1, Drumtraks, Oberheim DX и др.)

Итак, акустический барабанный модуль BFD является прекрасным инструментом для создания партий «живых» ударных. Семплерая библиотека, плюс готовые MIDI пресеты, с возможностью тонкого управления, все в одной программной оболочке. Прекрасная программа. К недостаткам можно отнести только то, что BFD требует больших ресурсов компьютера. Можно найти обходные пути, например, сразу переводить партии в аудиофайл, но все же это вынужденная мера. В основном это касается морально устаревших машин. Современные компьютеры последнего поколения справляются с данной программой легко.

Stylus RMX REALTIME GROOVE MODULE

Плагин модуль Stylus фирмы Spectrasonics уже хорошо известен читателям IN/OUT (cм. IN/OUT # 42). Если вышеописанная программа BFD ориентирована на «живую» игру и звучание барабанов, то Stylus идет в другом направлении, она дает грувы и звуки современных электронных стилей. Программа интересна тем, что дает невероятные просторы для поисков и экспериментов.
Stylus RMX качественно новая ступень в развитии технологии Stylus. Всего, при стандартной установке, пользователь имеет 7.4 Gb качественных звуков и тысячи готовых грувов. Если кратко описать концепцию программы, то ее можно охарактеризовать так. Пользователь назначает данный плагин на выбранный трек, далее из банка/библиотеки выбирает готовые семплы, которые автоматически подгоняются под выбранный темп (в программе аранжировки). Всего можно назначить до 8 барабанных семплов (треков) одновременного звучания, со своими установками уровня громкости, посыла на эффекты, которые назначаются в микшере. Далее, MIDI-грувы переносятся в окно аранжировки. Аранжировщик, кроме этого имеет большой инструментарий для создания новых комбинаций звучания, в программе есть большой набор эффектов, многие параметры могут управляться в реальном времени. Словом, Stylus RMX при грамотной эксплуатации может дать законченное звучание ударных, без дополнительной помощи.
По сравнению с предыдущей версией Stylus RMX дает еще большие возможности в создании партии ударных. Стоит добавить, что Stylus RMX сохранены все грувы старого Stylus, кроме того, обе версии при необходимости могут работать одновременно в одном проекте.

Назначение грувов
Назначение грувов лучше всего производить из окна EDIT. Перед вами откроется список категорий, в которых находятся уже непосредственно сами MIDI-файлы.

Как было отмечено пользователь может одновременно проигрывать до 8 таких грувов, назначив каждый на свою дорожку. Для того, чтобы ориентироваться в звуковом пространстве Stylus RMX конечно надо прослушать всю библиотеку (правда на это может уйти неделя). Ведь каждый новый рисунок может дать интересную идею, которая станет ритмической основой будущей композиции.
Назначение грувов относится к чисто творческой деятельности, в которой какие-либо правила и рекомендации не могут быть истиной в последней инстанции. Аранжировщик, имея звуковой материал, должен сам разобраться и составить партию ударных, отражающую художественный замысел конкретного произведения. Поэтому можно перейти к следующей части описания программы.

Микширование и обработка
Обработка паттернов - отдельная область в модуле Stylus RMX, которая по сравнению со старой версией Stylus имеет ряд инноваций. Новым инструментом, расширяющим возможности плагина, является система Chaos Designer™, которая дает возможность варьировать звуком, т.е. добавлять импровизационные моменты в звучание грува.

В окне Chaos Designer пользователь может найти простые органы управления, которые могут существенно поменять картину. Например, при помощи ручки pattern пользователь может «играть» семплом и добавлять новые импровизационные сочетания. Изучать функции данного инструмента эффективно экспериментальным методом, т.к. словами достаточно трудно описать полученные результаты. Главное понять то, что те семплы, которые вы получаете как данность (зашитые в программу) на самом деле только отправная точка из которой можно получить огромное количество новых комбинаций. Причем если вам, к примеру, понравился измененный в Chaos Designer какой-либо грув, вы можете его сохранить как MIDI-файл и перенести в окно аранжировки.
Выбор устройств эффектов обработки выбранных грувов производится в окне FX.

Пользователь назначает блоки эффектов на каналы: AUX 1, 2,3,4, Insert, и Master. Список эффектов довольно большой и ориентированы они на самое современное звучание.
Окончательная стадия создания звукового полотна ударных – микширование. В окне микшера можно устанавливать уровень громкости каждого «лупа», регулировать посылы на эффекты, отстраивать панораму. При необходимости поменять луп, это можно сделать прямо из микшера.

Кстати, в микшере имеются уже готовые барабанные сеты, которые можно брать за основу и редактировать на свое усмотрение.

Уже в окне аранжировки в секвенсорной программе при помощи кривых можно управлять параметрами в реальном времени при помощи контроллеров. Грамотное использование контроллеров может еще больше обогатить звучание партии.

И последенее, как вы понимаете после того, как пользователь перенес MIDI-файл в окно аранжировки, он может делать с ним любую дальнейшую редакцию, вплоть до полной самостоятельной «забивки» секвенсора на звуках Stylus RMX.

Конечно, описать все возможности Stylus RMX в обзорной статье не представляется возможным. Программа довольно объемна и требует серьезного изучения. Кроме этого Stylus RMX может быть существенно расширен дополнительными библиотеками.

Выводы:
В настоящее время в плоскости создания партий ударных инструментов идет самое бурное развитие. Программные продукты, которые предлагают все новые и новые инструменты работы с ударными, дают возможность создавать целые «барабанные» симфонии. Это обусловлено тем, что вся современная музыка имеет вектор развития именно в ритмическую область. Многие утверждают, что в основе современного хита лежит правильно подобранный грув, который заставляет человека входить в резонанс и делать непроизвольные движения частями тела. Для достижения этого эффекта есть все инструменты.
Итак, статья закончена… Проведены тесты, прослушаны сотни риффов и сбивок. И как же после всего этого хочется послушать простую мелодию, желательно без барабанов… А если серьезно, то программы, описанные выше, предоставляя пользователю огромный выбор, требуют от него еще большего вкуса, чутья, профессионализма, поиска своего пути. Казалось бы, что чем легче в эксплуатации инструмент, тем более доступнее он становится для «серой» массы случайных «пассажиров». Быть может надо опасаться, что вся музыка, созданная на новых технологиях, превратиться в набор грувов и лупов, подогнанных к единому темпу. Скорее всего эти опасения напрасны. Ведь талантливый человек доступными инструментами все равно создаст что-то неповторимое, уникальное, необычное…

Дмитрий Малолетов