Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Техника в культуре. Где этому учат?

«Творчеству научить невозможно.
Но можно научить приемам творчества»
Девиз Технического Института Культуры


Инженерно-техническое образование в нашей стране всегда считалось одним из лучших в мире. Это обуславливалось прежде всего необходимостью всестороннего развития оборонной промышленности. Для защиты завоеваний социализма нужны были кадры, «которые бы решили все»… Так в условиях социалистической экономики советские ученые и инженеры создавали уникальные вещи, многим из которых аналогов в мире нет до сих пор. Космические корабли, самолеты, ракеты, подводные лодки со всей «начинкой» разрабатывали и производили выпускники отечественных ВУЗов. Сейчас эти традиции постепенно уходят в прошлое… Наступило другое время.
Однако такая ситуация была далеко не во всех сферах. Все что не имело прямого отношения к задачам обороны страны, для руководства социалистического государства не имело особого значения и было всегда на вторых ролях. Сначала, как говорится, «базаис», а потом уж «надстройка»… Одной из таких «надстроечных» сфер всегда была культура, вернее ее техническое обеспечение. В стране, выпускающей лучшие в мире радиолокационные станции, не могли «спаять» микшерный пульт, гитарный усилитель, не говоря уж о многоканальном магнитофоне! Те образцы, которые можно было найти в советских магазинах, типа ионики «Юность», усилителя «Родина» были настолько отсталыми, что как-то сопоставлять их с фирменным оборудованием даже некорректно.
В эпоху развития отечественного рок-н-ролла с конца 60-х и до перестройки жуткий дефицит музыкального, сценического и звукозаписывающего оборудования привело к появлению нового слова – «самопал», т.е. самодельного оборудования. Наверное все, кому сейчас около 40 лет помнит время и сам выпиливал себе гитару, паял «фуз» и пытался сделать эхо из отечественного магнитофона… Так умельцы-самоучки, экспериментальным методам, кустарным способом пытались заполнить пустующую нишу технического оснащения новой электронной музыкальной культуры. Хотя такая жизнь создала отдельных самородков, все же прочного пласта инженеров, тем более традиций у нас в стране не появилось. После перестройки попсовый музыкальный бум, который начал приносить колоссальный доход, требовал специалистов – в первую очередь звукорежиссеров и саунд-продюсеров, а также специалистов по звукоусилительному сценическому оборудованию, светоинженеров высшей квалификации. Так постепенно образовалась российская музыкально-техническая «тусовка». Практически все нынешние специалисты основу ремесла изучали самостоятельно, прямо на концертах и в студиях. Почему государственные ВУЗы никак не могут гибко адаптироваться к изменениям жизни, когда современный шоу-бизнес ощущает огромную потребность в кадрах, остается загадкой.
И хотя наше государственное образование в целом заметно упало, что не может вызывать большого восторга, в новой России в сфере образования есть одна положительная тенденция. Стали появляться негосударственные ВУЗы, заполняющие некоторый спектр профессий, которые не готовят престижные учебные заведения. В основном это профессии совершенно новые, появляющиеся в наши дни. Так, например, сказать пару десятков лет, что «хочу поступить в ВУЗ на светооператора» прозвучало бы анекдотично! 5 лет учиться, чтобы «мигать лампочками»! Теперь это уже совершенно не смешно. Современные световые установки технически настолько сложны, что без фундаментального образования не обойтись. А возможности современного света, способного создавать целые световые спектакли требуют особых знаний. Эта профессия стала сродни театральному режиссеру.
Аналогично и со звукорежиссерами. Современное звукозаписывающее и концертное оборудование по своему оснащению уступает, быть может, только космической станции. Но мало знать только технику, ведь звукорежиссер это творческая профессия, требующая вкуса, особого таланта, тонких чувств. То есть в этой профессии должно органично сочетаться тонкая душа «поэта» и логика математика.
Так получилось, что специализированных учебных заведений, где бы готовили дипломированных звукорежиссеров, в России никогда не было. До недавнего времени…
Перед тем как перейти к основной теме статьи хочется немного напомнить читателям с чего, собственно началась история звукозаписи.

В России процесс развития техники звукозаписи начался в конце Х1Х века.

1879 год: первая демонстрация фонографа, изобретенного Томасом Эдисоном в 1877 году, в Музее прикладных знаний, воспроизведено приветствие Эдисона жителям Москвы.

1888 год: идею механической звукозаписи усовершенствовал американский изобретатель Эмиль Берлинер в, осуществив запись звука на диск, что позволило тиражировать записи в виде граммофонных пластинок.

1890 год: первый усовершенствованный фонограф с возможностью записи звука на восковой валик, доверенное лицо фирмы Эдисона Ю.Блок записал на фоновалики монологи Яго и Отелло в исполнении артистов Малого театра Южина и Ленского. Один из первых фонографов, появившихся в России, был подарен Эдисоном Льву Толстому. В государственных архивах России хранятся уникальные восковые валики с голосами Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, Ф.И.Шаляпина и других крупнейших деятелей русской культуры ХХ века.

1899 год: в Петербурге была организована первая студия грамзаписи, записавшая в 1901 году голоса великих певцов Ф.И.Шаляпина и Л.В.Собинова.
20-30-е годы: дальнейшее развитие технологии звукозаписи привело к становлению профессии звукорежиссера в России. Значительную роль в этом процессе сыграл звуковой кинематограф. Были созданы приборы записи звука на кинопленку сначала оптическим, а позднее электромеханическим способом. Следующим направлением, сыгравшим большую роль в становлении профессии звукорежиссера, было создание и развитие радиовещания.

1924 год: в Ленинграде открылась первая радиостудия, записавшая выступления поэта В.Маяковского. В этот период и появилась новая профессия – «фоник» - так в то время называли звукорежиссеров.

30-40 годы: основным носителем звукозаписи были большие восковые или тонфолевые диски. С помощью американского аппарата Presto на этих дисках электромеханическим способом нарезались звуковые дорожки, с которых на этом же аппарате воспроизводилась запись.

1931-32 годы: в Москве и Ленинграде состоялись первые телевизионные передачи оптико-механического телевидения – предшественника телевидения с электронно-лучевой трубкой.

1939 год: открылись телецентры в Москве и Ленинграде.

50-60-х годы: произошло техническое переоснащение студий звукозаписи: появились первые ламповые магнитофоны, микшерные пульты, расширился парк микрофонов, совершенствовались технические параметры усилителей, контрольных агрегатов. Началось широкое распространение стереофонического радиовещания. Возникли крупные государственные студии грамзаписи, такие как фирма «Мелодия».
Звуковые студии переоснащались оборудованием на транзисторах.

Вторая половина 70-х годов: переоснащение студий оборудованием на интегральных микросхемах, с устройствами обработки звукового сигнала. На киностудиях внедрялись магнитные записи. Появились стереофонические и многодорожечные магнитофоны, стереомикрофоны, передвижные и стационарные микшерные пульты. Появилась возможность монтажа звука, перезапись, последовательное наложение.

80-е годы: начался переход на новые цифровые и компьютерные технологии обработки звука, стали внедряться системы пространственной звукопередачи. Переход на цифровые технологии открывает новые возможности благодаря нелинейному монтажу звука, огромному числу спецэффектов, пространственному кодированию. Стало возможным произвольное формирование акустического пространства, введение в музыкальную ткань новых тембров (как живых, так и синтезированных), применение спецэффектов, создаваемых на виртуальном уровне.

А что происходит сегодня? В наши дни Россия быстрыми темпами интегрируется в мировое сообщество в самых разных сферах. Молодое поколение россиян уже не помнят социализма, они живут в жестком мире, где нужны профессионалы самого высокого класса. И только образованный человек, любящий свою профессию может добиться успеха и быть востребованным.
Очень радует то, что в России уже в течении 5 лет существует Технический Институт Культуры, который готовит кадры для шоу-бизнеса. Для чего создан институт, как проходит обучение рассказывает ректор института доктор технических наук, профессор Янин Игорь Николаевич.

Учитывая кадровый дефицит специалистов технического профиля, владеющих спецификой работы в учреждениях сферы культуры и искусства (театров, парков, кинотеатров, концертных залов) при поддержке Аппарата Правительства Российской Федерации, Департамента науки, культуры и образования, ряда учебных и научно-исследовательских заведений был создан Технический Институт Культуры, который ведёт подготовку специалистов в области "Звукорежиссуры", "Режиссуры рекламы", "Дизайна", "Бухгалтерского учёта и аудита".
Все эти годы недостаток технических средств в нашей стране зачастую компенсировался изобретательностью талантливых звукорежиссеров. Они имеют поистине неоценимый опыт, который готовы передать новому поколению, и не только готовы – а с успехом это делают. Один из московских вузов, название которого точно отражает направленность деятельности – Технический Институт Культуры – собрал уникальный на сегодняшний день коллектив преподавателей, способный во всей полноте донести до студентов специальные знания, обучить навыкам индивидуальной творческой работы. Достаточно назвать имена заслуженного деятеля искусств, лауреата Фонда Ирины Архиповой И.П.Вепринцева, Лауреата международных премий В.С.Пузанова, доктора филологических наук, заслуженного деятеля искусств Б.А.Загряжского, доцента, члена Союза журналистов А.Р.Дегтярева, заслуженной артистки России И.Н.Агеевой, кандидата социологических наук, заместителя главного редактора журнала «Империя света» А.Ф.Панасюка, доцента, лауреата международных фотовыставок К.Н.Малышева, чтобы любой специалист согласился с нами – учат здесь настоящие метры отечественной теории и практики свето и звукорежиссуры, театра, экономики. Они передают опыт, наблюдения всей своей жизни, а восприимчивость студентов ТИКультуры, их молодая, здоровая жадность к знаниям дают повод говорить о преемственности, непрерывности процесса, о сохранности старой школы и органичном переходе в новый формат образовательного процесса. Кроме обучения профессии «звукорежиссер», в здесь преподаются профессиональные и специальные дисциплины, которые можно объединить под общим названием «Основы художественного света»: это: теория, история и эстетика света, а также режиссура, постановка света и новейшее светотехническое оборудование и оптика.

Будущим режиссерам рекламы преподается полный курс информатики, компьютерного дизайна, видеомонтажа и сценарного мастерства. В кинозале Технического Института Культуры в рамках курса «История театра» студенты уже сегодня смотрят записи легендарных спектаклей лучших театров, фильмы с комментариями профессиональных киноведов. Обучение в этом вузе является успешным благодаря постоянно расширяющемуся сотрудничеству с передовыми фирмами-производителями светового и звукового оборудования, выполняющими важнейшую роль в оформлении шоу-спектаклей, телевизионных, театральных постановок. Это дает возможность студентам Технического Института Культуры знакомиться со всеми новинками и техническими достижениям. Звукорежиссер сегодня востребованная специальность, объективно существует кадровый дефицит специалистов технического профиля, владеющих спецификой работы в учреждениях сферы культуры и искусства. Немаловажным на сегодняшний день является то обстоятельство, что администрация вуза помогает сориентироваться и выбрать самое перспективное направление для дальнейшего карьерного и, самое главное, творческого роста вчерашнего студента. Пройдя курс актерского мастерства, музыкальной грамоты, изучив законы драматургии, язык и стилистику кинематографа, получив необходимое для создания сценария представление о драматической ситуации, энергии характера, значении детали, научившись осмыслять звуковой материал и воплощать удивительные замыслы световых эффектов, подкрепив все знанием основ социально-экономических и общегуманитарных дисциплин и знанием терминологии выпускники получают множество предложений интересной работы по специальности, всегда будут иметь реальный выбор и достойную заработную плату.

При подготовке специалистов вуз ставит своей задачей дать фундаментальные знания по общеобразовательным предметам, изучить современные технологии, а также предоставить студентам возможность овладения навыками практической работы на современном оборудовании театров, эстрадных комплексов, нетрадиционных сценических площадок, профессиональных студий звукозаписи.. В целях оптимизации образовательного процесса в новом здании института, создана собственная студия звукозаписи. Студентам предоставлена возможность свободно овладеть приемами звукорежиссерской техники, умело применять новейшую аппаратуру, а как следствие – воплощать в реальность сложнейшие постановочные проекты, самые смелые творческие фантазии. В институте открылись курсы ди-джеев, хорошие перспективы обозначились у студентов клипмейкеров (кстати сказать, это название специальности возникло в стенах ТИКультуры). В этот вуз кроме вчерашних старшеклассников пришли учиться молодые люди, уже сегодня работающие в самых известных театрах Москвы, на заметных эстрадных площадках, в теле-шоу, клубах, прессцентре Администрации Президента РФ. Преподаватели, входящие в десятку лучших инсталляторов нашей страны, и, конечно же, студенты, в процессе обучения предоставляют техническое обеспечение выставок, шоу, фестивалей. В ближайшее время планируется предоставить возможность получения второго высшего образования и повышения квалификации иногородним специалистам, они смогут в сокращенные сроки получить диплом государственного образца. Индивидуальный подход к обучению каждого студента поможет засверкать и молодому дарованию, и откопать талант, который некоторые творческие люди, к сожалению, успели когда-то зарыть.

Беседовал Дмитрий Малолетов