Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Аналоговое микширование в компьютерной студии

Дмитрий Малолетов IN/OUT 56

Наиболее уязвимым местом компьютерной многоканальной звукозаписи является суммирование, то есть непосредственное сведение треков в один стерео файл. Как же повысить качество сведения, чтобы избежать программных артефактов? Использовать аналоговый сумматор?

Многие музыканты, сравнивая свое компьютерное сведение, выполненное в программе аудио-миди секвенсора (например Cubase, Logic Pro и т.д.) с аналогичной работой на аналоговом пульте, приходят к выводу, что сведение внутри компьютера заметно уступает по качеству звука аналоговому способу. Лучше сказать даже не по качеству, выраженному в каких-то конкретных цифрах (хотя они есть), а по субъективному восприятию музыкального материала. Кажется, что звук, пройдя через аналоговый тракт пульта, приобретает какую-то жизнь, насыщается особой энергией и колоритом, который более легко усваивает человеческая психика. Можно долго рассуждать на эту тему и искать корни данного пока не совсем объяснимого явления, но факт остается фактом, как ни пытаться себя уговаривать и делать логичные выводы, мол, «все это только кажется». Становится понятно, что цифровая звукозапись, особенно ее психоакустические свойства далеко не изучены. И это естественно, ведь полтора –два десятка лет развития цифровой звукозаписи это не срок для изучения всех «подводных камней», которые таит в себе техническая революция. И возвращаясь назад, слушая старые пластинки, с характерными скрипами и шумами, они кажутся цветущим оазисом в мертвой пустыне цифрового потока. Анализируя материалы на эту тему, в одном из форумов попалось хорошее объяснение этому явлению. «Секрет в том, что цифровое сведение это математика, а аналоговое – физика…» Это отчасти объясняет данный феномен. Пересчет данных сопрягается с потерями. Аналоговые же приборы наоборот привносят новые частицы, правда не всегда положительные, например, шумы. Именно эти нюансы и чувствует человек и это заставляет наиболее щепетильных звукорежиссеров возвращаться к аналоговым методам работы и соответствующим приборам. Закон отрицания, отрицания в действии…

Если немного посмотреть в историю, то всегда новые технические решения являлись предметом споров и вызывали ностальгию по старым добрым временам. Так появление автомобилей, например, породило проблемы загрязнения атмосферного воздуха. Хотя сейчас мало кто вспоминает проблемы больших городов, например, Парижа, который во второй половине XIX века просто задыхался от огромного количества экипажей и соответственно с этим от тонн естественных отходов, т.е. навоза, который невозможно было убрать с той оперативностью, которой обладают тысячи лошадей. Да, автомобиль каптит, требует бензина, постоянного ремонта, ему нужны хорошие дороги, инфраструктура, но он имеет очевидные преимущества – скорость, мощность, способность выполнять множество прикладных задач – копать, поднимать, а самое главное - воевать… И как бы ни стараться прогресс не остановишь, так как его движителем является экономическая эффективность и повышение производительности. То что прогресс всегда имеет две стороны и в движении вперед обязательно будет потерян какой-то элемент общеизвестная истина. В цифровой записи при помощи компьютеров потеря в звуке компенсируется удобством работы и огромными возможностями при мизерных (относительно аналоговой техники) материальных затратах.
Как же можно скрасить, т.е. улучшить компьютерное сведение, которое является самым слабым звеном производства музыкального материала?

Проблемы компьютерной звукозаписи

В середине 90-х годов вся музыкальная индустрия ринулась в «цифру», пытаясь в новых технологиях найти более простые формы работы, а также получить новые возможности. И это можно сказать удалось на все 100%. Теперь благодаря современному программному инструментарию спеть песню, например, может любой случайный прохожий, которого можно встретить на улице. Если пойти дальше, то практически каждый второй компьютер нынешнего школьника это полноценная студия звукозаписи, с набитым жестким диском «колотого» софта. С одной стороны такая массовость приводит к тому, что любой человек, имеющий хоть какие-то способности, может реализовать свои творческие идеи, с другой, сильно дискредитируется профессия. Сейчас, в такой куче звуков, идущих из каждой торговой палатки, можно безвозвратно заблудиться. А человеку, не имеющему высоких критериев оценки, считать что все вокруг так и должно быть и при желании «я так же смогу», купив компьютер и «саунд бластер». Так постепенно потребительский рынок вышел на уровень mp-3 – слышны слова, мелодия и аккомпанемент. Тонкие нюансы это для избранных, которых явное меньшинство. Но не все так печально. Те музыканты, которые постепенно углубились в детали компьютерного музыкального производства постепенно приходят к выводу, что выше демо-записи поднять уровень компьютерной «кустарщины» все равно не удается. Во-первых, звук до компьютера надо донести, а для этого нужны профессиональные инструменты, исполнительские навыки, голос, микрофоны и условия работы (помещение). А во-вторых, при глубоком подходе музыканты и звукорежиссеры приходят к выводу, что запись требует больших знаний и опыта работы со звуком, который вырабатывается длительной практикой. Здесь стоит остановиться подробнее. Наверное всем понятно, что оборудование не звучит само собой и хороший специалист может выжать максимум из того оборудования которое у него в распоряжении. Стоит добавить что в эпоху массовости звукозаписи именно этот фактор становится определяющим, как говорится «кадры решают все…» И если раньше клиенты в студию «клевали» на хорошие пульты и семплеры, то сейчас уровень студии определяет не количество железа, а коллектив сотрудников или даже отдельный звукорежиссер, которому можно доверить работу. (Есть масса примеров, когда студия полноценно функционирует благодаря одному специалисту, который там работает…)
Продолжая тему, в целом проблемы компьютерной записи в техническом плане лежат в трех плоскостях.
1) Звук VST – инструментов не всегда может конкурировать с «железными» синтезаторами и семплерами, особенно когда они звучат вместе.
2) Не достаточное качество внутренней обработки (VST-плагинов), которое раскрывается на этапе сведения
3) Программное суммирование, т.е. собственно непосредственное превращение многоканальной записи в стереопару.

Итак, ставшие модными VST инструменты не всегда могут заменить аппаратные устройства. Парадокс заключается в том, что звук, например, ударных VST i размером до нескольких сотен мегабайт зачастую проигрывает старенькой библиотеке Akai, пропущенной через прибор и пульт, объем которой занимает одну дискету. Поэтому на внутренних звуках компьютера не легко сделать действительно звучащую аранжировку. Конечно это во многом зависит от стиля музыки и задач. Если в компьютерной записи использовать железные инструменты, то их конечно лучше включать на сведение в пульт, где каждая группа звуков будет идти на свои каналы. Без пульта приходится записывать звуки выносных синтезаторов как аудио треки в компьютер, что ведет к заметным на слух потерям. Звук становится плоским.
Второй пункт фирменного звучания это качество обработки материала. Хотя сейчас быстро развивается область программных процессоров, по мнению звукорежиссеров выносные устройства звучат более богато. Анализы показывают, что даже недорогой аппаратный ревербератор выигрывает у более современных программных устройств по субъективному восприятию. Однако удобство работы с виртуальными процессорами зачастую перевешивает нюансы качества. Тем более, что для получения качественных программных эффектов есть хорошее решение – установить в компьютер выносные платы, которые помимо качества звука не потребляют ресурсов центрального процессора. Компьютер при этом уже превращается в звукозаписывающую платформу. Сейчас на рынке наибольшим спросом пользуются UAD -1 и T.C. PowerCore, которые звучат на близком уровне «железных» собратьев и могут на определенном уровне неплохо заменить сотню физических приборов.

Заключительная фаза – микширование – вызывает в настоящее время наиболее сложную задачу. Суммирование программным способом не совсем удовлетворяет, даже тех, кто имеет дорогие цифровые системы. При этой операции, при пересчете всех данных в миксе теряется что-то неуловимое и уйти от этого артефакта пока не представляется возможным. Звукорежиссеры, желающие добиться профессионального звука, давно пришли к выводу, что компьютер целесообразно использовать как «магнитофон». Далее, микширование и сведение происходят по старым проверенным рецептам – пульт с «железными» устройствами обработки, и через качественный конвертер обратно в цифру, уже в стереопару. Хотя в сигнале происходит двойная конвертация такое сведение выглядит намного интереснее. Главное отличие в том, что в миксе появляется более контрастная детализация - читаемость инструментов со всеми положительными вытекающими последствиями, нет низкочастотного гула (замыливание), резких атак, звук получается более глубоким, позиционированным, но главное, такую запись субъективно более приятно слушать. Особенно это становится очевидным при многократном прослушивании.
Как вы понимаете такая форма работы резко увеличивает стоимость студийного оборудования и усложняет процесс. Поэтому многие музыканты, работающие дома, приходят к тому, что записывают треки на свой компьютер, а далее в профессиональной студии сводят через пульт. Это пожалуй самое рациональное решение. Однако такой способ тоже не может удовлетворить всех. Сведение при «включенном счетчике» студийного времени не дает возможности к поискам и экспериментам, без которых нельзя найти собственную звуковую картину.

Общественная мысль музыкантов и звукорежиссеров, занимающихся компьютерным сведением, постепенно привела к новым формам работы, к приобретению специальных аналоговых микшеров-сумматоров, которые встают на пути сигналов от многоканального рекордера (компьютера) и носителя, на который записывается окончательный микс. На сегодняшний день это самое реальное, т.е. относительно недорогое решение получить аналоговый микс в домашней студии.

Что такое аналоговый микшер-сумматор?
Что из себя представляет сумматор? Принцип действия его довольно прост он имеет входные каналы в основном 8, 16, а на выходе два. В зависимости от моделей сумматоры могут иметь инсерты для посыла на выносные аналоговые или цифровые процессоры, регулировку панорамы, уровень громкости и т.д. Выходы аудиоинтерфейса соединяются со входами сумматора, а уже стереопара записывается на отдельный носитель желательно через профессиональный конвертор.

Некоторые музыканты используют способ записи «в самих себя», то есть в этот же компьютер в аналоговые входа. Практика показывает, что это не лучший способ, хотя он все равно дает более качественный результат, чем программное микширование.
На первый взгляд можно подумать, что сумматор это, по сути, тот же микшер, только без фейдеров. На самом деле в обычном микшерском пульте сумматор это только один из узлов, причем выполняется он, по словам специалистов, в виде одной микросхемы. Сумматор в чистом виде, хотя и является микшером, устройство более ориентировано именно на суммирование потоков, так как баланс инструментов, эквализация, обработка эффектами, панорамирование, компрессия может выполняться программным способом, т.е. непосредственно в программе аудио-миди секвенсора.
Кроме того, сумматор как устройство по своим габаритам занимает 1-2 U и тем самым легко вписывается в любую домашнюю студию, в отличие от обычного пульта.

Краткий обзор.

Итак, аналоговое сведение прежде всего требует качественного выходного аудиоинтерфейса. Причем он должен иметь как можно больше выходов – 8, а лучше 16 каналов. При этом 16 каналов это восемь стереопар – не так много, учитывая, что многие проекты перекрывают это количество дорожек. Выход есть - распределять инструменты на группы, например, ударные отдельно, бас, отдельно, гитары отдельно и т.д. Вариантов здесь немало и они зависят от музыки. Но даже 8 канальный интерфейс с четырьмя подгруппами дает неплохой результат.
Далее следует микшер-сумматор (обзор ниже). И последнее, носитель для записи окончательного микса. Это может быть профессиональный магнитофон DAT, которые до сих пор используют в студиях или другой компьютер, со звуковой картой (2-х канальным интерфейсом высокого класса).

MixDream (Model 2384) компании фирмы SPL.

Имеет 16 входных каналов в корпусе 19“/2U. Кроме этого, имеется возможность подключать выносные модули через 16 инсертов. Для предотвращения выхода за пределы допустимых значений уровня MixDream имеет аналоговый пик-лимитер. В данном устройстве также имеется стереоэкспандер, который, судя по названию, расширяет стеробазу, придавая сведенной записи больший объем.

Младшая линейка сумматоров MixDream XP представляет собой более упрощенную версию - восемь стерео входных каналов (16 моно) без инсертов. Данное устройство рассчитано на тех, кто не имеет планов использовать выносные процессоры обработки, а также аналоговые приборы. Все что дает прибор это 16 треков на входе и два на выходе. Обработка эффектами, компрессия, эквализация, панорамирование, автоматизация, установка уровней каждого трека устанавливается в программе аудио-миди секвенсора. И конечно, в данный микшер подключаются железные семплеры и синтезаторы, которые, как правило, имеют свою собственную обработку. Таким образом, микшер-сумматор MixDream XP вполне разумное решение для домашних компьютерных студий.

Neve 8816 - Analogue Summing Amplifier

Фирма AMS Neve хорошо известна студийным профессионалам, так как оборудование этой компании используется лучшими студиями мира. Репутация компании очень высока. Помимо микшеров, которые можно охарактеризовать как подлинные произведения искусства Neve имеет в линейке интересный микшер-сумматор 8816 - Analogue Summing Amplifier.
Фото 8816_2big
Он представляет собой 16 канальный микшер 2U, выполненный по технологии известных профессиональных пультов Neve. Каждый канал имеет Cue, Level, Pan, Solo, Mute с управлением по MIDI через USB. Имеется инсерт для подключения внешних аналоговых или цифровых эффектов на мастер, инсерт "Stereo Width Control", инсерт «Dance mix style», а также раздельные выходы для мониторов. Прибор может быть оборудован платой A/D и выдавать конечный микс в цифровом виде. Neve 8816 это уже по сути законченный микшер самого высочайшего класса, на котором можно выполнить самые сложные задачи. В случае нехватки каналов данные устройства можно модульно собирать из нескольких приборов в группу. Стоит обратить внимание, что цена в 3500$ для устройства такого уровня достаточно невелика. Во всяком случае использование в компьютерной студии Neve 8816 дает прекрасные результаты.
Кроме описанных выше устройств, конечно стоит обратить внимание на другие фирмы производители, в частности на прибор TUBE-TECH SSA 2A Stereo Summing Amplifier, Manley 16x2 Line Mixer, API 8200A и т.д.
А как там наш отечественный производитель?

Конечно, в данной статье хотелось бы помимо устройств мировых лидеров посмотреть что же творится в нашем отечественном производстве. А посмотреть есть на что и поверьте оно этого стоит. Кажется уже навсегда ушли в прошлое времена, когда музыканты относились к отечественным разработкам с недоверием, как к «самопалу». Время все расставило на свои места и продукция отечественных производителей, в основном аналоговая электронная техника, заняла свое достойное место. Причина роста популярности отечественных разработок в том, что, во-первых, в этом бизнесе остались только самые преданные люди, которые выдержали сложный период насыщения рынка заморскими товарами. С другой стороны, творческие люди (потенциальные клиенты) стали больше верить не громким брэндам и рекламным буклетам, а своим ушам. Ведь появилась возможность сравнения и вместе с этим исчезла идеализация фирменных приборов. Многие поняли, что порой внутри красивого корпуса скрывается дешевая начинка, спаянная на конвейере китайским специалистом. Наши инженеры в это время тоже не дремали, изучали начинку мировых лидеров и все лучшее естественно использовали в своих изделиях. Получилось так, что наши отечественные аналоговые приборы, например, предварительные усилители, компрессоры, эквалайзеры, и т.д. звучат намного выше своей цены.

Long Микшерный пульт-сумматор MICROMIX 8S

Фирма Long хорошо известна в нашей стране и за рубежом. Продукция компании пользуется большим спросом. Так как приборы делаются малым тиражом продукцию Long трудно найти в свободной продаже. Более того, например, на двухканальный преамп-компрессор Stereo-Channel, который используется во многих студиях, нужно стоять в очереди! И это в наше то время! Секрет этого довольно прост. Получить звук уровня , который дает продукция Long можно только на очень дорогих приборах авторитетных фирм. При этом разница в цене получится как минимум двойная.
Что представляет собой Микшерный пульт-сумматор MICROMIX 8S?

Каждый из его 8 идентичных каналов имеет:
- симметричные стереофонические входы,
- регуляторы уровня и стереопанорамы;
- регуляторы посыла на внешнюю обработку AUX;
- индивидуальные поканальные индикаторы уровня;
- индивидуальный несимметричный DIRECT- выход.
Каждый канал также имеет кнопки MUTE. Микшер можно использовать как 8-канальный стерео или 16-канальный моно, а также в любых нужных Вам комбинациях. В мастер-секции имеются измерители уровня выходных сигналов, регулятор уровня выхода и его стереобаланса, а также встроенный контрольный усилитель для наушников со своим регулятором громкости и кнопка MONO для проверки на моносовместимость при прослушивании.
Основные технические параметры:
Полоса пропускания - от 1 Гц до 800 кГц, при этом в звуковом диапазоне неравномерность АЧХ не превышает 0,03 дБ, а неравномерность ФЧХ - не более ±5°
Шумы на несимметричном выходе пульта:
При закрытом мастере: ...............................................................- 98dbu (-100dbA).
При Uвх=0dbu, Uвых=0dbu и одной открытой ячейке: ...........- 97dbu (-100dbA).
При Uвх=0dbu, Uвых=0dbu и всех открытых ячейках: ...........- 94dbu ( -96dbA ).
При Uвх=0dbu, Uвых=+20dbu и одной открытой ячейке: ......- 83dbu ( -86dbA ).
Максимальный уровень сигнала:
На несимметричном выходе пульта.....................+21dbu.
На симметричном выходе пульта.........................+27dbu.
Отношение сигнал\шум при номинальных положениях регуляторов:......115db.
Характеристики, честно говоря, отменные! А главное, что эти цифры не фикция, а объективная реальность, доказуемая специальными тестами. Так что Михаила Чернецкого как руководителя и главного конструктора фирмы LONG можно поздравить еще с одной блестящей разработкой, которую без сомнения высоко оценят музыканты, работающие в компьютерных студиях.

DIGILAB

Российская компания “DIGILAB” была образована в 1986 году в городе Москве инженером-разработчиком А. Сапуновым, который и по сей день является главой и руководителем компании. Устройства DIGILAB как уже отмечалось имеет отличное отношение цена/качество. В линейке компании по данной теме имеется два устройства:
STUDIOMIX
SSM-804
STUDIO 2-BUS RECORDING MIXER

Технические характеристики:
Диапазон частот 20 Hz - 20 kHz
Макс. входной уровень + 22 dB
Входное сопротивление 20 kOhm симметр.
Выходное сопротивление 50 Ohm симметр.
PHONES 125 mW
Коэф. гармоник < 0,005 %
Сигнал/шум - 98 dB
Напряжение питания 220 V. AC, 50 Hz
Потребляемая мощность 10 W
Габариты 482 х 45 х 120 mm
Масса 2,5 kg

MAESTRO
SSA-802
STUDIO SUMMING AMPLIFIER

Технические характеристики:
Диапазон частот 20 Hz - 20 kHz
Макс. входной уровень + 22 dB
Входное сопротивление 20 kOhm симметр.
Выходное сопротивление 50 Ohm симметр.
PHONES 125 mW
Коэф. гармоник < 0,0002 %
Сигнал/шум - 98 dB
Напряжение питания 220 V. AC, 50 Hz
Потребляемая мощность 10 W
Габариты 482 х 45 х 120 mm
Масса 2,5 kg

* * *


В заключении хочется сказать, что встав на путь аналогового микширования, музыкант и звукорежиссер обретает более сложную систему, требующую более тонкого и гибкого подхода, определенных наработок и знаний. Кроме этого, такие методы работы ведут к резкому удорожанию студийного оборудования. Стоит ли игра свеч, подумаете вы? Разница в звуке еле уловимая, а стоимость железа и да и трудоемкость процесса приличная. Наверное для повышения качества звука все же стоит, так как при таком подходе вы выходите на другой уровень сведения самого ответственного этапа звукозаписи.