Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Запись акустической гитары в домашней студии

Дмитрий Малолетов

В настоящее время все больше входит в моду использовать в записи акустическую гитару, которая придает удивительный колорит звучания аранжировке. Качественно прописанная акустическая гитара сама по себе уже является ценностью, так как несет большую информативность, насыщая музыкальную фактуру богатыми красками. В то же время запись акустической гитары один из самых сложных вопросов, которые встают перед гитаристом в работе над музыкальным материалом. Особенно это касается музыкантов, которые не имеют большого опыта в звукорежиссуре. Данная статья поможет решить многие проблемы домашней звукозаписи и создавать звучание инструментов на высоком качестве.

В целом для того, чтобы получить качественную запись акустических инструментов необходимо соблюдение определенных правил, а также наличие соответствующего инструментария, т.е. качественной гитары, микрофона, предусилителя, аудиоинтерфейса (при компьютерной записи). Итак, набор элементов – гитара – микрофон - преамп – интерфейс является базисной конструкцией и каждый элемент этой цепи должен иметь определенную качественную планку.

Инструмент
Для того, чтобы получить хороший звук гитары на записи, надо в первую очередь иметь этот звук изначально. Для этого необходим качественный инструмент и музыкант, который собственно и заставляет звучать инструмент. Никакие приборы не спасут музыканта, который не правильно извлекает звук, когда инструмент, к примеру, не держит строй, когда сама гитар не дает необходимого звука. В целом первое правило состоит в том, что подходить к микрофону надо с максимально хорошим инструментом, с новыми струнами, с хорошо выученными партиями (или быть готовым к импровизации). После этого можно начинать чисто техническую работу.

Выбор акустической гитары см. >>> здесь

Микрофон
Наилучшая запись акустической гитары получается только при помощи микрофона. Никакие звукосниматели, которые используют на концертах скорее по необходимости, не могут передать все богатство звука деки гитары. Иногда гитаристы подмешивают электрический сигнал (записывая на другой трек) к микрофонному сигналу. Но это, как говорится, на любителя. При записи акустической гитары наиболее эффективен для использования конденсаторный студийный микрофон, который применяют при записи вокала. Это наиболее чувствительные микрофоны, которые передают все малейшие нюансы игры. Динамические микрофоны справляются с этой работой гораздо хуже. Каких-то специальных микрофонов для акустической гитары именно для студийной работы не существует. Гитаристы методом проб подбирают микрофон для записи, как это делают в принципе и вокалисты. Каждый студийный микрофон имеет свои характеристики, которые будут отражаться и на записи. Наилучшим решением будет использование ламповых микрофонов, так они насыщают звук дополнительными гармониками.
Самое сложное действо при записи гитары является установка микрофона. Как правило каждый гитарист методом подбора выбирает положение микрофона, при котором получается наилучший звук. Здесь сложность в том, что малейшее изменение положения, даже поворот на несколько градусов влияет на звук. В то же время подбор положения микрофона при записи является очень увлекательным занятием, которое может подарить очень приятные и неожиданные сюрпризы. В основном микрофон устанавливают в район 12 лада под небольшим углом. Именно в этом положении микрофон улавливает наибольшую глубину звучания.
Иногда гитаристы используют два микрофона, устанавливая их в разные места. Комбинации такой установки просто бесконечны и гитаристы экспериментальным путем приходят к собственным наработкам в этом вопросе. Сложность использования нескольких микрофонов в том, что они могут нарушать частотную линию звука (резонировать на определенных частотах), что негативно сказывается на звук. Поэтому здесь надо быть предельно осторожным и использовать правило «лучше «недо-», чем «пере-»».

Выбор студийных микрофонов >>> см. здесь

Предварительный усилитель
Сигнал с микрофона поступает в предварительный усилитель. Независимо от того, куда вы подключите микрофон в микшерский пульт, на вход звуковой карты или выносной преамп он будет подвергаться усилению до необходимых значений. Естественно, в дешевых звуковых картах и пультах не может быть качественных преампов, так как они дороги сами по себе. Поэтому если у вас нет соответствующего пульта (к сведению качественный студийный пульт стоит от 10 тыс. долларов) или аудиоинтерфейса с приличными преампами необходимо использовать выносной преамп. Задача этого устройства состоит в том, чтобы максимально точно с минимальными искажениями и шумами усилить сигнал. И задача эта очень непроста, так как плохой прамп может испортить звук самого лучшего микрофона. Здесь у звукорежиссеров есть правило – все оборудование в цепи должно быть одной ценовой категории. Ухудшение качества одного элемента, например, преампа, не может компенсироваться качеством других звеньев цепи, например, микрофона. Поэтому подключать микрофон за 2000$ на вход звуковой карты за 200$ совершенно бессмысленно. Это все равно, что на Запорожец установить реактивный двигатель… Быстрее все равно не поедет, так как подвеска данного авто не рассчитана на большие скорости. В равной степени и другое – при использовании дешевого микрофона стараться «вытащить» звук качественным преампом, который только еще больше усугубит проблему, честно показывая недостатки микрофона (или гитары), занятие бесперспективное. Гораздо лучший результат даст микрофон среднего качества с преампом такого же класса. Звук будет достаточно хорош, во всяком случае лучше, чем в первых двух случаях.

Выбор преампов >>> см. здесь

Аудиоинтерфейсы
В настоящее время в дорогих аудиоинтерфейсах устанавливаются достаточно качественные преампы. Они способны работать без внешних устройств. Что касается дешевых звуковых карт или недорогих пультов, как было уже отмечено, то для лучшей записи более целесообразно использовать выносной предварительный усилитель.
В настоящее время современные звуковые карты (даже очень недорогие) позволяют записать звук достаточно качественно. При выборе звуковой карты необходимо обратить внимание на качество аналогово-цифровых преобразователей, которые отвечают за оцифровку сигнала. Немаловажную роль играет и стабильность, надежность работы.

Выбор интерфейсов >>> см. здесь

Продолжение следует…