Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

PowerCore

Дмитрий Малолетов

Данная статья адресована музыкантам, звукорежиссерам, аранжировщикам, саундпродюсерам, словом всем тем кто профессионально занимается звукозаписью.
При бурном развитии компьютерной техники, которая коснулась практически всех областей, в том числе и музыкальной индустрии, мы регулярно сталкиваемся с поразительными возможностями, которые были просто немыслимы еще десяток лет назад. В то же время техническая революция, открывая новые горизонты, устанавливает и новые стандарты, как бы требуя идти в ногу с современными стандартами качества. Это относится и к полиграфии, и к фото-видео производству и, конечно, к звукозаписи, в которой компьютер практически полностью вытеснил аналоговую технику.
С одной стороны современные программы, такие как Logic Audio, Cubase и т.д. являются законченными виртуальными студиями, которые предоставляют музыканту удивительный инструментарий для воплощения идей. Все просто и легко: покупается за 150$ звуковая карта, за 30$ микрофон, китайская гитара, MIDI-клавиатура и можно готовить к записи альбом… И не удивительно, что такой setup, при грамотном использовании, может дать неплохой музыкальный материал, в котором можно показать свой потенциал! И порой кажется, что вся страна сидит в «Кубейсе» и ваяет песни, ведь у каждого дома стоит компьютер и можно в свободное время поиграться в музыкальные игрушки.

Как вы понимаете развитию компьютерного музыкального «образования» в России поспособствовало одно обстоятельство… В нашей стране очень развит рынок пиратского софта. Этот не очень приятный (с этической и юридической точки зрения) момент дал отчасти и положительный результат. Сейчас любой студент, купив несколько дисков в подземном переходе, может наполнить свой компьютер музыкальными программами до такого уровня, что ему может позавидовать даже крупный западный продюсер! Есть даже неофициальная статистика - в среднем у каждого российского музыканта, кто более-менее серьезно занимается музыкой, в компьютере установлено программного обеспечения тысяч на двадцать долларов (если считать по нормальным, а не пиратским ценам).
Однако наличие различных даже супер профессиональных программ для работы со звуком, в настоящее время не гарантирует хорошего звучания. Мы постепенно пришли к новой фазе развития, когда на повестку дня выступают знания, опыт, умение на «стандартном» оборудовании делать нестандартные вещи, выходящие за уровень среднего уровня. В этом ничего нет удивительного. Ведь купить гусиное перо и чернила может каждый, но написать этим пером гениальные строки могут единицы.
Заметьте, в данной ситуации профессионалы и любители, работая в одних и тех же программах, используя один и тот же инструментарий, находятся на одном статусе. При этом дистанция между профессиональной работой и компьютерной демозаписью не так уж велика. Профессиональную запись выдают, только мелкие невидимые на первый взгляд детали, отдельные нюансы, которые благотворно влияют на восприятие конечного звука. Треки, записанные качественно и профессионально, излучают какую-то ауру, как дорогой автомобиль или уникальное ювелирное изделие. И не всегда можно сказать в чем здесь секрет качественно записанной песни, тот же бас, те же барабанные «лупы», обычный баланс голоса, привычный звук гитары… И только внимательно прислушавшись повнимательнее можно понять секрет звучания – бас не гудит, все инструменты на своем месте, а не в общей каше, голос кристально чистый, в каком-то удивительном пространстве… Изучая технические вопросы звукозаписи, музыкант понимает «логарифмическую» зависимость каждая ступень повышения качества звукозаписи приводит к удвоению, а то и к утроению затраченного бюджета. Возникает резонный вопрос, а стоит ли столько сил и средств тратить на тот результат, на ту минимальную добавку к качеству звука? И на этом этапе музыканты разделяются на две дороги – одни идут дальше, стараясь максимально расширить свои возможности, другие остаются на том уровне, который не выходит за рамки только программных возможностей.
Как уже говорилось, профессиональную запись выдают мелочи, отдельные детали. В чем же эти нюансы, на каком этапе они проявляются? Если рассматривать исключительно техническую плоскость, то касается это прежде всего возможности качественной обработки треков и возможности при этом сделать правильное сведение. Сама звуковая карта сейчас роли играет гораздо меньше (имеется ввиду в домашней записи), так как уровень массовых современных звуковых карт дает профессиональный звук, сравнимый с самыми дорогими аудиоинтерфейсами. Например, в звуковой плате E-MU 1212М, стоимостью 200$ (то есть по цене это самый что ни на есть самый бытовой уровень) стоят те же аналогово-цифровые преобразователи, что и на системах Pro Tools стоимостью в несколько тысяч тех же самых долларов. Поэтому какую бы звуковую карту вы не приобрели, вы не сможете “подпрыгнуть” выше демо-записи по современной шкале отсчета. Ведь звуковая карта отвечает в основном за оцифровку звука, т.е. она дает качество исходных треков. И по большому счету дорогой интерфейс не даст никакой ощутимой прибавки, так как современные “попсовые” звуковые карты звучат практически так же. Определение качества материала после того, как треки “забиты” в компьютер начинаются именно “внутри машины”! Требуется эти треки обработать, свести в стереопару и отмастерить для конечного тиража. Именно на этом этапе и начинаются проблемы, как в субъективном плане, так и в плане чисто техническом. С одной стороны многим не хватает знаний и опыта записи, обработки, сведения, с другой, те программные VST-эффекты, которыми заполнены все компьютерные рынки, не дают того звука, который дает Pro Tools (в данной статье возьмем эту систему за эталон цифровой звукозаписи). Почему? Ответ довольно прост. Pro Tools это аппартано-программная система, которая состоит из законченного комплекса. Именно наличие собственных качественных процессоров обработки звука выделяют эту систему из остального мира. Заметьте, что не конверторы выделяют Pro Tools от “креативовских саундбластеров”, не программа звукозаписи (сама программа Pro Tools по возможностям ничем не лучше, а возможно даже уступает по возможностям тому же Logic Audio или Nuendo), а именно программно-аппаратная обработка, именно наличие внутренних DSP, собственных эффектов, которые дают возможность получить звук Pro Tools, ставшим уже стандартом компьютерной звукозаписи.
Таким образом, получается следующая картина. Программы у вас есть (Logic Audio, Nuendo и т.д.), звуковая карта типа E-MU 1212М у вас дает отличный звук… Для получения Pro Tools вам не хватает одного элемента – наличие собственных DSP процессоров. Следует простой вывод, если мы добавим к компьютеру дополнительную карту аппаратными DSP, то мы получим законченную цепь: звуковая карта – специализированные программы – процессоры эффектов.


Несколько лет назад на музыкальном рынке появился инновационный продукт плата TC PowerCore от компании TC Works (TC Works является подразделением компании TC Electronic. Основное направление деятельности TC Works - разработка и производство продуктов для обработки сигналов в цифровых студиях базирующихся на компьютерах.)
TC PowerCore представлял из себя программно-аппаратный комплекс, состоящий из PCI-платы, устанавливающейся внутрь PC или Mac, а также набора подключаемых модулей, работающих в программах, поддерживающих формат VST 1.0 и 2.0. Ее задача - "разгрузить" работу центрального процессора при обработке звукового материала в реальном времени. Фактически это процессор эффектов внутри компьютера, полностью поддерживающий стандарты VST и AU. Вообще разгрузка центрального процессора это лишь средство. При современных мощностях двухпроцессорных компьютеров это уже не так актуально. Но здесь стоит отметить то обстоятельство, что чем качественнее эффекты, тем сложнее алгоритмы пересчета, требующие больших ресурсов. Таким образом, можно за определенные ресурсы центрального процессора получить или один хороший эффект или пару десятков не очень хороших. Именно поэтому стандартные VST-плагины уступают по качеству эффектам, выполненным на выносных DSP. Дополнительная плата как раз и берет на себя эту нагрузку, оставляя центральный процессор для выполнения своих основных задач. Без выносной платы эффекты работать будут, только даже при современных мощностях вместо 12 или 20 эффектов, вы получите 2 или 4.
Таким образом, приобретая плату PowerCore, пользователь получал качественные процессоры эффектов, уровня выносных «железных» собратьев практически без потери мощности компьютера.
Еще одним преимуществом PowerCore стало то, что данные эффекты могли интегрироваться в любую профессиональную программу. Как вы понимаете, Pro Tools работает только на своем «железе» и софте. В данном случае, установив в компьютер дополнительную плату, вы можете работать с эффектами в любых программах, поддерживающих VST, на любых звуковых картах.
Удобство работы, которое дает PowerСore, не оставило равнодушными даже самых агрессивных скептиков, привыкших работать на пультах. По мнению многих таких старых мастеров свести фонограмму без пульта, без выносных процессоров невозможно. Сведенная запись внутри компьютера сразу слышна. Это имеет под собой основание, однако при наличии PowerСore данная проблема практически решается, во всяком случае многие звукорежиссеры перешли на сведение внутри компьютера, так как это удобно, быстро, наглядно и очень эффективно. И эти слагаемые с лихвой перекрывают мелкие издержки компьютерного сведения.
Словом, PowerСore, появившись на свет около четырех лет назад, сразу завоевал симпатии огромного количества людей во всем мире.

 

В настоящее время платформа PowerСore получила дальнейшее развитие и производится в трех модификациях: PowerСore Compact, подключаемая к компьютеру по шине FireWire, PowerСore PCI mkII – плата PCI, устанавливается в слот PC или Mac и PowerСore FireWire, так же работающая по шине FireWire.

По функциональным возможностям устройства PowerСore PCI mkII и PowerСore FireWire идентичны и отличаются только конструктивно (одна как PCI, другая выполнена в выносном однорековом корпусе, подключаемом соответственно по FireWire). В базовой комплектации данные устройства имеют 14 плагинов, о которых более подробно мы остановимся чуть ниже. PowerCore FireWare и mkII имеет на борту четыре процессора Motorola 56K 150 МГц (512 КБ SRAM каждый) и один процессор Motorola PowerPC 266 МГц (8 MБ DRAM). Мощности одной платы достаточно для одновременной работы 8 самых энергоемких модулей MegaReverb или MasterX при частоте дискретизации 48 кГц. Но, например, компрессоров-лимитеров Vintage CL можно одновременно включить до 28!
PowerСore Compact - младшая модель – имеет на борту 12 эффектов и два процессора Motorola 56K 150 МГц.
На мой взгляд движение разработчиков в сторону выносных устройств дает возможность полностью заменить стационарный компьютер на ноутбук. Как вы понимаете, в ноутбуках, которые в принципе не предназначены для сложных вычислений (хотя некоторые современные лаптопы не уступают по производительности стационарным компьютерам), имеется несколько узких мест – меньшая (относительно стационарных) мощность процессора, скорость шины, скорость жесткого диска. Все это не дает возможности к полноценной работе, особенно в сложных проектах. Так вот PowerСore, беря на себя бремя вычислений большого количества обработок, освобождая тем самым центральный процессор, выводит работу с ноутбуком на новый качественный уровень.
Естественно, что в комплект поставки PowerСore входят все необходимые компоненты, сами устройства, CD с драйверами, руководство пользователя и порадовали рекламные проспекты, которые дают возможность помечтать и подумать о перспективах.
Для того, чтобы начать работать с PowerСore необходимо установить программы, потом подключить/подсоединить “железо” (в зависимости от варианта PCI или FireWire). Для того, чтобы программы, поддерживающие VST, «видели» модули эффектов PowerСore необходимо скопировать установленные DLL-файлы в директории VST всех программ.
После того, как выполнена установка в меню VST-плагинов появляется папка PowerСore и вы можете начинать работать.


Аналогичная ситуация с форматом AU для компьютеров Macintosh. (Что касается RTAS, то для работы PowerСore потребуется специальный адаптер FXpansion)
Плагины PowerСore могут включаться как обычные VST-эффекты – в посылы, инсерты, в подгруппы, в мастер секцию. Следует отметить, что при работе с PowerСore, как и другого выносного оборудования пользователь может столкнуться с задержкой сигнала, которая равна входному/выходному буферу звуковой карты. Для работы с реальном времени, например, для мониторинга, плагины могут быть включены в режиме "No Latency Mode". В этом случае в работу вступает и центральный процессор. При сведении данный режим может быть спокойно отключен, так как современные программы, такие как Nuendo автоматически компенсируют данную задержку. Кроме этого, в руководстве пользователя имеется ряд рекомендаций, выполнение которых может компенсировать Latency, если пользователь использует программы не имеющие функций автоматической компенсации.
Как и штатные VST-плагины, входящие в аудио-секвенсорные программы, модули PoewerCore могут управляться различными параметрами в реальном времени при помощи кривых. Так можно изменять глубину эффекта, уровень посыла или прямого сигнала, т.е. плавно изменять различные характеристики данного эффекта. В каждой программе это реализуется своими методами. Например, в Nuendo необходимо открыть канал FX, на который установлен модуль и открыть подменю, в котором можно найти необходимый параметр и назначить его на данный подтрек. Все просто, удобно и наглядно.

Теперь мы перейдем непосредственно к описанию работы плагинов. В прилагаемый пакет программных модулей (PowerСore PCI mkII и PowerСore FireWire ) входят плаг-ины: MegaReverb и ClassicVerb (реверберация), два эквалайзера TC EQSat и Dinamic EQ (последний не входит в комплект Compact), DeNoise, TC Chorus/Delay (модуляция), TC VoiceStrip (компрессор, деэссер, 3-полосный эквалайзер, гейт, обрезной фильтр, имитация насыщения ленты), TC VintageCL и 24/7С (имитация классических аналоговых компрессоров), TC Powercore 01 (имитация монофонического аналогового синтезатора), MasterX3 (алгоритмы для мастеринга, в т. ч. многополосные экспандер, компрессор и лимитер, 3-полосный эквалайзер с двумя типами фильтров, алгоритм дитеринга). Кроме этого в комплект входят специфические плагины имитации лампового гитарного усилителя Tubifex, плагин выполняющий функции аналогового фильтра Filtroid, а также модуль Charaster – адаптивный фильтр.

Начать целесообразно с главных козырей компании TC Electronic – ревербераторов и хорусов. В комплекте PowerСore имеется два модуля реверберации MegaReverb и ClassicVerb.

ClassicVerb
ClassicVerb представляет из себя плагин высококачественного эффекта реверберации по звуку не уступающему дорогому “железному” устройству. В некоторых отношениях мне показалось, что звучание модульного ClassicVerb даже выше моего гитарного TC Electronic G-Major, который я подключал по цифре в разрыв. В сравнении с плагинами, входящими в состав Nuendo и Logic Audio ClassicVerb звучит теплее, мягче, а главное намного объемнее. У меня как-то сложилась своя система проверки звука, и реверберации в том числе. Я не знаю насколько она объективна, но осмелюсь ее описать. Дело в том, что не всегда первые впечатления о каком-либо звучании бывает оценено адекватно. Иногда происходит, - кажется, что звучит потрясающее, но через несколько минут или десятков минут начинает появляться утомляемость. Причина этой утомляемости в неприятных частотах, от которых хочется подсознательно куда-то убежать, но главное, утомляемость слуха вызвана однообразием звучания. Наш слух требует постоянных изменений и не терпит константы. Чем качественнее звук, чем он более информативен, тем комфортнее нашему слуху, вернее головному мозгу (ведь уши это только датчики), который получает удовольствие от анализа и просчета попадающей информации. Так вот мой опыт заключается в том, что я стараюсь долго слушать материал и контролировать время утомляемости. Чем больше выдержит слух, тем лучше звук. Как говорится “время нас рассудит”. Конечно, эта система далека от совершенства, но тем не менее она работает. Как-нибудь на досуге попробуйте и вы поймете, что в этом рациональное зерно есть. Например, с качественным ламповым усилителем, с хорошей дорогой гитарой гитарист может провести всю ночь напролет. Звук не надоедает, так как каждая нота – новый мир. А цифровые процессоры приводят к утомляемости через 3-5 минут.
Что же получается с ClassicVerb? Если честно, при тестировании, при игре на гитаре в наушниках, я про него просто забыл, вышел за пределы технических аспектов. Причем надолго… И это как раз то, к чему стремятся многие. К слуховому комфорту. Если вы испытываете комфорт, значит и слушатели будут чувствовать себя так же.
Плагин легок в отстройке, кроме этого в меню пользователь может найти готовые пресеты, а также создавать и сохранять свою уникальную реверберацию.

MegaReverb
Модуль MegaReverb, имеет несколько другой характер звучания. Принцип его действия основан цифровом моделировании реальных помещений. Данный метод уже давно применяется в производстве цифровой техники. Однако реализация MegaReverb находится на самом высоком уровне. По заверению разработчиков алгоритмы работы MegaReverb базируются на основе знаменитого TC Electronic М5000.
Пользователь может выбрать звучание реверберации из шести различных по характеристикам помещений и на их основе производить дальнейшую отстройку.
Главным козырем плагина MegaReverb лично для меня является блестящая реализация возможности трехполосной регулировки уровня затухания. Каждая полоса может изменяться как по горизонтали, охватывая тот или иной диапазон частот, так и по вертикали, где устанавливается время затухания каждой частотной полосы. Благодаря этому можно выполнять очень тонкую отстройку и звучание реверберации инструмента в общем миксе. Приятно удивляет то, что при вращении какой-либо «ручки» можно услышать реальную разницу в эффекте.
Кроме этого, в плагине имеется наглядная регулируемая диаграмма фильтра высоких частот - High Cut Filter. Пользователь может с легкостью подрезать высокие частоты реверберации, придав звучанию томный характер.

Естественно, что плагин имеет все необходимые регулировки - уровень чистого и обработанного сигнала, возможность смешивать ранние отражения левого и правого канала. Кроме того, пользователь может контролировать панораму исходных отражений, хвоста реверберации и уровень стереоэффекта. И это далеко не полный перечень возможностей отстройки данного плагина.
Отлично звучат эффекты данного модуля в полном миксе.
Кристально чистый звук и богатые возможности тонкой отстройки дают возможность создавать любые пространственные эффекты на самом высоком профессиональном качестве.

Многие поклонники оборудования t.c.electronic особенно выделяют присущее данной фирме звучание хорусов, которые считаются одними из основных козырных карт компании.
Chorus/Delay
В PowerСore имеется комбинированный Chorus/Delay, который без сомнения придется по вкусу многим музыкантам, профессионально занимающихся звуком.

Плагин можно подключить или в разрыв или в посыл на шину и в зависимости от этого установить в программе режим работы Insert Mode Send/Return Mode. В блоке Levels пользователь может установить уровень входящего и выходящего сигнала, а также уровень хоруса и задержки относительно “сухого” сигнала. Также имеется графический высокочастотный фильтр, благодаря которому можно добиться очень мягкого хоруса.
В блоке хоруса помимо стандартных регулировок примечательна возможность изменения фазы, которая дает дополнительный эффект объема. Диапазон самого эффекта очень большой, от мягкого, еле заметного движения, до звуков, больше напоминающих работу фильтров.
Так же плагин имеет эффект Delay с визуальной регулировкой, который смешиваясь с хорусом, придает звуку дополнительную насыщенность.
В целом данный плагин для многих пользователей PowerСore является незаменимым инструментом, если в аранжировке требуется применение данного эффекта.


Теперь хочется перейти к динамическим и частотным модулям.
По своей значимости (для профессиональной работы со звуком) компрессор и эквалайзер занимают центральное место. Эти достаточно тонкие инструменты при всей кажущейся простоте являются самыми «капризным» и сложным для грамотного использования. Мне кажется, что профессиональная качественная запись выгодно отличается от домашнего демо не столько пространственными, сколько динамическими и частотными характеристиками. И здесь помимо качественного оборудования необходим опыт и знания, так как использование компрессоров и эквалайзеров является во многом определяющим фактором общего звучания фонограммы.
TC VintageCL
В комплекте PowerСore имеется прекрасный компрессор TC VintageCL, который основан на моделировании аналогового компрессора. По своим функциональным возможностям этот плагин представляет из себя классический компрессор-лимитер с последовательным подключением блоков.

Соответственно, визуально он состоит из двух основных частей. В блоке компрессора пользователь может контролировать стандартные для компрессоров параметры: порог срабатывания, степень сжатия, атаку, спад. Компрессор имеет возможность работы в двух режимах c “мягким” и “жестким” порогом срабатывания (soft-, hard-knee).
В лимитере устанавливается порог срабатывания и время спада, имеется функция SoftSat, которая придает работе лимитера особую утонченность. Стрелочный индикатор позволяет в реальном времени контролировать входной и выходной среднеквадратичный (RMS) и пиковый (PPM) уровни сигнала. Кроме того, доступна информации об уровне понижаемого сигнала как на стадии компрессирования, так и лимитирования.
Работа компрессора TC VintageCL оставила самые приятные впечатления. Качество звука, реальный эффект компрессии вполне сравним с аналоговым собратом. Однако в отличии от последнего PowerСore дает возможность одновременного использования 28 компрессоров, каждый из которых, естественно, со своими установками.

VoiceStrip
Особого внимания заслуживает модуль VoiceStrip, который представляет собой законченную линейку голосового тракта. Он включает в себя компрессор, деэссер, эквалайзер, обрезной фильтр низких частот и гэйт.

Работает данный плагин, лучше сказать набор модулей, очень качественно и тонко. Про удобство и говорить не приходится. При грамотном подходе и наличии хорошего исходного аудио материала можно добиться мягкого и сочного звука, сравнимого с дорогим аналоговым вокальным процессором.

Особо стоит заметить, что компрессор может быть подключен как до эквалайзера, так и после него. Кроме этого, из линейки спокойно можно отключить неиспользуемые блоки, например, деэссер. Кстати, плагин хорошо себя ведет и с инструментами, например, с гитарой.

TC MasterX3
Данный плагин позиционируется как виртуальный Finalizer, таким образом, является прямым аналогом уникальному «железному» процессору. Как многие наверное знают, Finalizer является индустриальным стандартом в спектре устройств для мастеринга. Достаточно сказать, что плагин MasterX3 может кардинально поменять картину готовой фонограммы и качественно подготовить ее под конкретные коммерческие задачи (выпуск CD, подготовка трека под видеоклип для ТВ, для прокрутки по радио и т.д.)
Модуль представляет собой трехполосный компрессор-экпандер-лимитер с настраиваемыми диапазонами частот для каждой полосы. Работу с плагином упрощает наличие функций Target Curve и Target Factor, которыми можно устанавливать степень воздействия компрессора-экпандера-лимитера для каждой частоты. Это дает легкость в управлении сразу несколькими параметрами.

Так как описать работу данной мастеринговой программы не представляется возможным, следует отметить, что для работы с плагином требуется достаточно большой опыт, так как модуль таит в себе огромные возможности, раскрыть которые можно только в том случае, если хорошо знать поведение прибора в том или ином случае. Но то, что данный плагин стал доступным практически каждому смертному несомненно радует, так как «железный» Finalizer для российского музыканта безумная роскошь.

PowerСore в своем наборе имеет два замечательных эквалайзера EQSat Custom и Dinamic EQ. Оба эквалайзера могут быть использованы как на уровне сведения, так и при мастеринге, так как обладают исключительной работой и возможностями.

EQSat Custom представляет из себя 5-ти полосный эквалайзер с 3-мя параметрическими полосами и полосами усиления/ослабления высоких (high shelve band) и низких (low shelve band) частот.

Dinamic EQ это инновационный модуль, который постепенно входит в арсенал инструментария звукорежиссеров, особенно мастеринг-продюсеров. Лично я никогда до этого не использовал динамические эквалайзеры, хотя знал об их существовании. Суть заключается в том, что динамический эквалайзер в своей работе зависит от динамики каждого частотного диапазона. По конечному результату данный эквалайзер близок к многополосному компрессору, однако имеет ряд особенностей, например, он дает возможность не просто поджать какую-либо полосу частот, а вырезать из этого динамического диапазона какую-либо частоту.
Как и плагин MasterX3 данный мастеринговый модуль для эффективного использования должен быть хорошо изучен и освоен практически. Только в этом случае можно раскрыть весь потенциал Dinamic EQ.

Charaster
В линейке PowerСore имеется также интересный плагин Charaster, который относится к категории психоакустических эффектов. Этот модуль разработан на основе уникальной технологии, которая на русский можно перевести как «интеллигентная адаптивная фильтрация». Данный плагин создан разработчиками компании Noveltech, сторонним производителем, и включен в набор PowerСore. В настоящее время для сисемы PowerСore создают плагины самые авторитетные компании – Sony, D-Sound и другие. Но об этом чуть ниже, а сейчас хочется коротко описать плагин Charaster.

В целом управление модулем происходит достаточно просто. Имеется регулировка входного/выходного уровня, глубины эффекта из трех предлагаемых режимов.
В меню уже имеются пресеты для некоторых инструментов, которые могут служить отправной точкой в создании своих собственных. В некоторых случаях данный плагин может дать прекрасный результат, обогатить звучание какого-либо инструмента, словом, придать ему Charaster.

Tubifex
В заключении обзора, (хотя как вы понимаете описаны не все плагины пакета PowerСore), хочется в двух словах коснуться специфического модуля - эмулятора гитарного усилителя. В настоящее время на данном рынке уже имеется достаточно много подобных процессоров.
Tubifex визуально напоминает обычный гитарный усилитель, так что проблем с настройкой у пользователя быть не должно. Что касается звука, то лично я, будучи гитаристом, не сторонник использования таких «чудес техники». Но аранжировщики, например, клавишники, могут вполне найти применение этому модулю. Ведь его можно использовать не только на гитару, но и «подгружать» другие инструменты, в том числе и вокальный трек, насыщая звучание легким «ламповым» перегрузом.

Как было уже отмечено система PowerСore имеет открытую архитектуру, которая дает возможность расширения возможностей за счет установки дополнительных плагинов сторонних разработчиков. В настоящее время множество компаний предлагают плагины самого высокого качества, которые можно приобрести за дополнительную плату.
По слухам (так как я не имел возможности ознакомиться с данными плагинами лично), опционные модули по уровню качества стоят на ступень выше стандартных плагинов.
Так например, что касается эффектов реверберации, то пользователь имеет возможность установить три модуля DVR2 Digital Vintage Reverb, VSS3 Stereo Source Reverb и Nonlin2 Stereo Effects Reverb работа, которых основана на алгоритмах студийной системы t.c.electronic System 6000.
Для саунд-продюсеров имеется ряд плагинов, которые еще больше расширят возможности PowerСore при мастеринге, например, MD3 Stereo Mastering, а также расширенный пятиполосный экспандер-компрессор-лимитер - MasterX 5. Для работы с голосом пользователь может установить Intonator HS для качественной коррекции вокальных треков, а также VoiceModeler, который может моделировать, т.е. изменять тембр и высоту голоса.
Особо стоит остановиться на плагинах Sony, которые, интегрируясь в PowerСore, получили широкое распространение среди опционных плагинов. В линейке Sony имеется четыре потрясающих модуля, которые выводят PowerСore на пик возможностей в плане компрессии и эквализации.

Кроме эффектов PowerСore имеет возможность работать с модулями программных синтезаторов. В основном пакете программ один такой синтезатор имеется (TC Powercore 01). Опционно можно установить виртуальный Virus/ PowerСore (Access), о звуке которого, кстати, ходят легенды и V-Station/ PowerСore (Novation).

В настоящее время идет дальнейшая разработка плагинов для PowerСore, что выгодно отличает данную платформу – пользователь имеет возможность приобретать самые качественные и самые современные эффекты расширяя, обновляя свой инструментарий. Тем самым PowerСore не имеет той скорости старения, которым подвержены другие компьютерные комплектующие.

Готовя материалы статьи к публикации, когда речь идет о профессиональных продуктах, я стараюсь получить информацию и мнения от людей, использующих то или иное оборудование достаточно долгое время. Кому как ни реальным саунд-продюсерам, тем, чьи работы мы можем слышать на каналах ТВ и радиостанциях, давать оценку оборудованию.
В журнале IN/OUT № 51 вы могли прочитать интервью с одним из лучших саунд-продюсеров страны Тарасом Ващишиным, который известен по работе с такими звездами как Ирина Аллегрова, Игорь Николаев, Лолита, Андрей Губин, «Фабрика Звезд 2» и т.д. Среди его оборудования имеется PowerСore FireWire. Хочется в краткой форме отразить наш разговор, я думаю, что это будет интересно.

Тарас, скажи, почему ты приобрел PowerСore и дает ли она ожидаемый результат.
Тарас Ващишин: Моя работа требовала от меня сдачи музыкального материала под ключ, т.е. заказчики, а это звезды эстрады, хотели получить готовый сведенный и отмастерингованный материал. Без качественного профессионального оборудования здесь не обойтись. Обрастать студийными пультами, выносными процессорами тоже не хотелось, так как было желание сделать высокотехнологичную студию с минимальным оборудованием.

В начале я склонялся к Pro Tools, но что-то меня останавливало. В конечном итоге, я пошел по более простому пути – компьютер (МАС), программы (Logic Audio), аудиоинтерфейс (RME) и платы DSP - PowerСore и UAD.
Что касается оправдала ли она мои надежды? На все 100% хотя бы потому что нет никакой альтернативы. Единственная плата, имеющаяся на рынке, это UAD, но она имеет другие козыри и не может заменить PowerСore.

Многих может мучить вопрос, а является ли плата вещью первой необходимостью? Можно ли обойтись без нее, к примеру, только средствами Logic Audio Pro? Ведь там тоже очень качественные эффекты и возможности.
Тарас Ващишин: С плагинами, работающими на выносных платах их нельзя сравнивать. Совсем другой уровень. Качество работы модулей PowerСore проявляется на сведении, когда из мелочей складывается общая картина. До сведения, во время записи, например, все ревербераторы и компрессоры хороши. А когда начинаешь сводить, слышишь все недостатки или достоинства того или иного оборудования. Без PowerСore, используя только встроенные плагины, можно сделать только приличную демозапись, которую рано или поздно придется пересводить.
Поэтому можно ответить на вопрос так: если человек не предполагает самостоятельно делать конечную запись, в этом случае можно вполне обойтись и без PowerСore. Данное оборудование незаменимо только на сведении и при мастеринге.

Какие твои любимые плагины?
Тарас Ващишин: Наверное любимый это MasterX - основной инструмент для мастеринга. Много использую EQSat custom – отличный эквалайзер. Естественно постоянно задействованы два ревербератора MegaReverb и ClassicVerb, а также и хорус TC Chorus/Delay. Из динамических плагинов практически в каждой сессии в работе 24/7С – очень теплый близкий к аналоговому компрессор-лимитер. Часто прописываю партии на одноголосном синтезаторе PowerСore 01, который звучит очень качественно в современных электронных стилях. (Прим. Автора. Лично я поначалу этот синтезатор не очень то оценил. Однако в общем миксе он звучит действительно хорошо)

Получается еак что PowerСore решает многие проблемы?
Тарас Ващишин: На какое-то время да. Но потом все равно захочется чего-то лучшего. Вот и я сейчас, что касается PowerСore, хочу приобрести дополнительные плагины SONY Oxford – просто потрясающие вещи! Кроме этого, думаю обзавестись виртуальным Virus’ом. Очень качественный программный синтезатор, звук практически идентичный «железному» оригиналу. Мастеринговые плагины тоже не помешают. Словом, нет пределов совершенству...


Итак, пора подвести итоги. Что ж PowerСore практически не имеет недостатков. Отличные эффекты, энергонезависимость, удобство работы, возможность использовать как при записи, сведении, так и при мастеринге, выпуская по сути полностью готовый музыкальный материал. Плата выводит компьютерную демо-студию, на уровень прожект студии и позволяет выполнять самую сложную работу в плане сведения и мастеринга.
Немного пугают только два фактора… Надо потратить не мало сил на изучение работы каждого плагина. Прочитать инструкцию в этом случае будет явно недостаточно, так как надо научиться их грамотно использовать и знать поведение каждого модуля в той или иной ситуации. И еще, смущает цена… Удовольствие это не так уж дешево. Да и каждый опционный плагин стоит минимум 200$. По компьютерным меркам это достаточно дорого, хотя в сравнении с «железными» приборами это совсем немного, учитывая, что PowerСore это 14 разных “приборов” в столь удобном интерфейсе. Но что ни говори, все аргументы разбиваются против одного. У человека, который хочет выйти за пределы домашней демо-записи и создавать профессиональный музыкальный материал все равно нет выбора. Если только Pro Tools… Но это уже совсем другой мир, неизвестные программы, неизученные возможности и другие деньги…