Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Эффективное использование гитарного процессора T.C. Electronics G-Major

Дмитрий Малолетов

Сегодня музыкальная промышленность стремительно развивается во всех областях, в том числе и в сфере гитарного оборудования. Ежегодно на рынок выходит огромное количество различных педалей, процессоров, усилителей, гитар, преампов… Как же среди всего этого многообразия выбрать то оборудование, которое бы отвечало всем требованиям?

Главная проблема в выборе гитарного оборудования заключается в том, что в решении этой задачи нет единого рецепта. Каждый гитарист, по большому счету, в своей творческой жизни должен найти свой уникальный звук. Ведь каждый стиль музыки, каждая индивидуальная манера игры гитариста требует своего решения, своих инструментов, своего оборудования.
Кроме этого, встает еще множество вводных задач. Например, многим концертирующим гитаристам очень важно иметь оборудование, которое можно легко перевозить (т.е. важны такие категории как размеры оборудования, его вес), чтобы оно было надежным и прочным, стойко перенося все тяготы гастрольной жизни. Удобство работы имеет также немаловажное значение. Порой гитаристы вынуждены идти на компромиссы и получать максимальное удобство эксплуатации за счет некоторой потери качества. Добавьте сюда еще массу чисто субъективных моментов… Даже внешний вид устройства, его цвет может повлиять на тот или иной выбор.
В начале статьи хочется ответить на вопрос, почему гитаристы так скрупулезно копаются в таких, казалось бы, тонкостях и мелочах. У некоторых музыкантов поиски своего звука превратились в какую-то хроническую болезнь, продолжающуюся всю творческую жизнь. Особенно это касается электрогитаристов (а также электроакустических). Дело в том, что электрогитаристы слышат звук гитары не от самого инструмента, как например саксофонисты или барабанщики, а звук, идущий из гитарного усилителя (или других усилительных систем). Оборудование, усилитель является не просто каким-то дополнением к инструменту, а по сути есть продолжение гитары, некоего сложного составного инструмента, состоящего из различных блоков. И здесь особо следует подчеркнуть, что само звучание этого комплексного инструмента во многом влияет на технику игры гитариста, определяет его исполнительский стиль и общее музыкальное мышление. Так например, плохое звучание гитары подсознательно заставляет музыканта играть быстрые пассажи, чтобы, как то «спрятаться» от «всего этого». Напротив, при наличии качественного звука, особенно грамотно обработанного эффектами, гитаристы в импровизации стараются играть без суеты, без лишних нот, спокойно выдерживая длительные паузы. Таким образом, звуковой комфорт дает гитаристу условия для создания подлинных музыкальных картин, направляет музыканта в ту область сознания или духа, где и рождается чудо, чудо творчества… И именно поэтому гитаристы как наверное никакие другие музыканты наиболее щепетильные в вопросах гитарного оборудования и инструментов.


Зачастую музыканты при выборе оборудования опираются на опыт коллег, авторитетных музыкантов, которые добились мирового успеха. Конечно, звезды гитары, как показывает опыт, могут играть на любом оборудовании (конечно профессионального класса). Звук у них, как говорится, «в руках». Однако нельзя отрицать, что оборудование для них не имеет значение. Наоборот, они более чувствительны и ранимы, так как их «тюнер» настроен на самые тонкие нюансы звука, которые не всегда слышат начинающие гитаристы. Последнее время мне приходилось много общаться с музыкантами мирового класса, где помимо прочего я пытался изучить их подход к звуку, а также опыт их друзей-коллег, мировых звезд гитары. В частности, наиболее полно я общался со Скоттом Хендерсоном, который очень детально осветил тему формирования звука. Таким образом, материал этой статьи основывается не только на субъективных умозаключениях автора, но в основном базируется на опыте мировых гитарных звезд, причем из первых уст.


Данная статья адресована гитаристам, кто не имеет склонности как-то экономить на своем оборудовании, искать обходные пути, для кого звук гитары является, быть может, главным приоритетом в жизни. Таких гитаристов не мало, в основном в профессиональной джазовой, рок и фьюжн среде. Первое с чего начинают создавать звук это, конечно, инструмент – гитара. Никакое оборудование не спасет гитариста, если его инструмент не отвечает элементарным требованиям (к примеру, не держит строй или имеет конструктивные недостатки). После того, как появляется инструмент гитаристы приобретают гитарный усилитель, который должен проявить все прелести звучания гитары. Хотя современное гитарное оборудование, особенно цифровое, позволяет получать приличный звук без усилителя (включаясь напрямую в пульт) в настоящее время практически все профессиональные гитаристы работают по старинке, используя ламповый усилитель. Таким образом гитара + гитарный усилитель является базисной, фундаментальной основой гитарного звука. Но, как вы понимаете, в настоящее время этого явно недостаточно. Сухой звук, т.е. качественная основа, является первичной субстанцией из которой можно «вылепить» различные оттенки и даже полностью поменять звуковую картину гитары. Для этого используют специальные эффекты, которые не только украшают звук, но и этим создают комфорт исполнителю. Существуют два способа использования эффектов. Первый при помощи разных педалей, второй при помощи цифровых процессоров, включенных в частности в разрыв усилителя. Второй способ более современный и дает больший простор для гитариста. Да и качество профессиональных рэковых процессоров намного выше чем в выносных педалях. Но самое главное, в цифровом процессоре собраны все эффекты в одном корпусе, что дает неоспоримое удобство эксплуатации.
Итак, перейдем к главному… Наиболее качественный звук гитары можно получить в том случае если сохранить аналоговый (желательно) ламповый звук, при этом его украсить цифровыми эффектами, не нарушая аналоговой структуры. Проще говоря, для получения наилучшего звука не следует оцифровывать аналоговый сигнал. Процессор эффектов должен только добавить эффекты сверху аналогового звука, исключая при этом прямой оцифрованный звук (иначе они будут соединяться в общем тракте и приводить к фазовым нарушениям). На приведенных структурных схемах вы можете наглядно увидеть отличие звукового тракта последовательного включения цифрового процессора и параллельного.

Как было отмечено, это можно сделать при помощи включения процессора в разрыв между преампом и оконечным каскадом гитарного усилителя. Современные профессиональные ламповые усилители имеют гнезда Send-Return (посыл-возврат). При этом наиболее ценным при этом является наличие регулятора «Wet-Dry», который дает возможность подмешивать цифровой обработанный звук (Wet) к аналоговому.
В этом случае, аналоговый звук проходит не сквозь процессор, а параллельно, что и дает наилучший результат – сохраняется аналоговая структура, при этом звук идет с эффектами студийного качества.

Теперь, после того, как рассмотрены общие вопросы следует более детально остановиться на процессоре эффектов, что по сути и является основным моментом статьи. Казалось бы, сейчас на рынке столько цифровых процессоров, что проблем возникнуть не должно. Однако мне пришлось в течении двух месяцев изучать массу процессоров, чтобы понять какой из них наилучший в плане использования в вышеописанной схеме. Каковы основные требования? Первое – процессор должен быть ориентирован под определенные специфические задачи, т.е. должен быть разработан именно для подключения в разрыв усилителя (или после выносного преампа). Как вы понимаете, использовать стандартные студийные процессоры эффектов не всегда эффективно, т.к. они могут быть не очень приспособлены под гитарную специфику, а главное, иметь много лишнего и быть плохо функциональными (с точки зрения не звукорежиссера, а именно гитариста). Главным критерием процессора должно быть то, что каждый эффект цепи должен иметь регулировку «Wet-Dry» или MIX, т.е. гитаристу нужно иметь возможность убрать из всех эффектов цепи прямой сигнал, оставив только обработку (сухой сигнал, как вы понимаете, пойдет напрямую). Это очень важный момент! Исходя из этого, обычные гитарные процессоры эффектов (которыми заполнены все музыкальные магазины) для работы по такой схеме не годятся совершенно. И последнее, качество эффектов, возможности устройства, удобство эксплуатации, наконец, стоимость должны иметь наилучшие показатели. И что в итоге?
T.C. Electronics G-Major

T.C. Electronics на музыкальном рынке относится к классу «мерседесов». Качественное оборудование этого брэнда пользуется огромным спросом в музыкальной среде. Но несколько лет назад эта компания обратила внимание на гитаристов и выпустила бескомпромиссный гитарный процессор T.C. Electronics G-Force . Стив Вай, Фрэнк Гамбале (который «продемонстрировал» его работу в Москве), а также множество других гитаристов такого масштаба используют этот процессор в качестве цифровой обработки. Единственный недостаток этого устройства собственно для российских музыкантов – высокая цена, которая пугала многих, хотя профессиональные вещи такого класса не могут стоить дешево. Но два года назад, фирмой T.C. Electronics был представлен новый гитарный прибор T.C. Electronics G-Major , который в сущности является несколько упрощенным вариантом G-Force. Вследствие невысокой цены (около 600$) такой породистый процессор привлек к себе внимание и не случайно. Первое что бросается в глаза – разработчики настолько чутко уловили потребности современного гитариста, что приходится только удивляться. Можно с уверенностью сказать что инженеры очень долго изучали опыт гитаристов и имели длительные консультации. Это видно хотя бы потому, что в устройстве нет ничего лишнего, а все что нужно есть. Многие неопытные гитаристы, быстро пробегая по пресетам устройства, начинают искать звуки исказителей, типа овердрайвов, дисторшнов и т.д. Удивляются почему их там нет… G-Major изначально предназначен для работы с внешним преампом (или выносным, или преампом гитарного усилителя). Он имеет только модуляционные и пространственные эффекты (исключение составляет компрессор, гейт и эквалайзер), а формирование исходного звука «отдает» на попечение аналоговым устройствам. И в этом главная особенность прибора. Так некоторые гитаристы могут сказать, что в G-Major нет, к примеру, эффекта Wah-Wah. Но разве уважающий себя гитарист будет использовать цифровую «квакушку», тем более находящуюся в цепи эффектов после преампа. Всем понятно, что педаль Wah-Wah должна включаться до преампа, а для этого нужна выносная аналоговая педаль. И только в этом случае гитарист получит фирменный звук Wah-Wah и то качество, к которому стремится. Это только один пример, который характеризует грамотную концепцию. Многие цифровые процессоры заманивают клиентов «огромными» возможностями и бесчисленными эффектами. И совершенно не важно, что 80-90% всего этого «богатства» никогда не используется. T.C. Electronics G-Major ориентирован исключительно на профессиональный подход к звуку. Это один из блоков длинной цепи, не претендуя при этом на полную универсальность. Ведь все гитаристы понимают, что универсального гитарного прибора «все в одном» полностью удовлетворяющего потребности всех гитаристов быть не может.
Анализируя отечественный рынок приходишь к выводу, что на отечественном музыкальном рынке T.C. Electronics G-Major это, по сути, единственный гитарный процессор таковой специфики.
Если кратко описать технические возможности G-Major, то процессор имеет алгоритм из семи блоков, каждый из которых имеет набор эффектов определенного класса с большим количеством настроек. Алгоритм выглядит так:
1. Подавитель шумов (Noise gate) + эквалайзер (EQ)
2. Компрессор (Comp)
3. Фильтры/модуляторы (Filter/Mod)
4. Эффекты изменения высоты тона (Pitch)
5. Хорусы/Флэнжеры (Cho/Fla)
6. Задержки (Delay)
7. Ревербераторы (Reverb)

Как было отмечено в каждом блоке алгоритма есть свой набор специализированных эффектов. Так например, в блоке «фильтры/модуляторы» есть следующие эффекты – резонансный фильтр, автоматический резонансный фильтр, два вида фэйзера, эффект тремоло и паннера. В блоке Pitch – detune (небольшая растройка гитары, типа хоруса), whammy – (изменяет высоту тона звука), pitch shifter (добавляет два голоса в пределах октавы (вверх/вниз) с определенными настройками высоты каждого голоса). В блоке Cho/Fla имеются различные виды хорусов, флэнжеров, а также эффект вибрато. Блоки задержки и ревербераторов имеют наборы соответствующих эффектов действительно студийного качества, которые можно применять не только на сцене, но и на сведении в профессиональной студии в качестве вспомогательного процессора эффектов. Особо качественно звучат хоруса, - очень распространенный эффект у гитаристов. В целом G-Major имеет набор эффектов, которые имеют большое количество функций и настроек, описание которых, как вы понимаете, займет не одну страницу статьи.
Особенностью G-Major является то, что эффекты могут включаться последовательно, полупараллельно и параллельно.

Это намного повышает функциональность устройства и предоставляет гитаристу большую свободу при создании пресетов. Без сомнения, что гитаристы, которые раньше использовали только последовательные цепочки (практически все гитарные устройства среднего класса работают исключительно в последовательном режиме) будут приятно удивлены эффектом параллельного включения.
Все эффекты в регулировках имеют страницу MIX, которая позволяет убрать прямой сигнал гитары, оставив только звук обработки. Это наиболее важная функция без которой все другие замечательные возможности процессора не имеют уже никакого значения. G-Major, как ни странно, один из немногих гитарных процессоров, который обладает этой возможностью (наличие регулировки MIX) по всей цепи эффектов.
Что касается интерфейса, то вряд ли найдется более удобный прибор. Выбор или активизация эффектов происходит при помощи соответствующих кнопок на передней панели. Причем при двойном нажатии на какую-либо кнопку вы сразу попадаете на страницы редакции соответствующего звука.

Регулировать уровень каждого эффекта можно мгновенно, т.к. регуляторы редакции параметров и уровня эффектов в цепи разведены, т.е. их два. Это дает просто колоссальное удобство, даже во время игры на сцене можно быстро подкорректировать звук, например, уменьшить уровень реверберации или делея, которого вдруг оказалось много.
Очень приятным моментом является то, что на передней панели постоянно работает тюнер для настройки гитары. Это очень удобно в концертной и студийной работе. Тюнер можно отстроить на тонкую и более грубую шкалу. На табло сразу отображается извлекаемая нота, например С (до), E (ми) и т.д., а на индикаторе появляется визуальная картинка высоты ноты.


Управление/переключение пресетами в процессоре можно (причем более эффективно, особенно на сцене) выполнять при помощи MIDI-контроллера. Любой стандартный контроллер вполне подойдет для переключением программ, а также для выполнения других функций (с использованием CC-педали, например можно регулировать длину реверберации, высоту тона, глубину хоруса и т.д.). Но разработчики G-Major видимо не могли оставить гитаристов в чистом поле (лучше сказать в джунглях) и выпустили собственный MIDI-контроллер G-Minor. Конструкция его очень оригинальная и напоминает скорее хоккейную шайбу, чем напольный фут-контроллер. Многие MIDI-контроллеры имеют просто огромные размеры и вес (превышающие размеры и вес самого процессора). В рекламных целях разработчики делают упор, что такой контроллер выдержит все, на нем можно даже танцевать. Хотя я никогда не видел танцующего гитариста на MIDI-контроллере, а вот условия, когда на сцене некуда даже встать одной ногой, - вполне нормальное явление (особенно на гитарных фестивалях и различных «живых» тусовках, где участвуют много коллективов). Поэтому большой железный контроллер видимо уходит в прошлое и G-Minor открывает новые горизонты в виде компактных, высокотехнологичных, легких устройств. Это самый маленький контроллер, хотя по своим возможностям он не только не уступает, но и во многом более функционален относительно других MIDI-контроллеров.


Теперь хочется рассмотреть некоторые вопросы коммутации этого процессора с различным гитарным оборудованием. К сожалению некоторые гитаристы не используют весь потенциал G-Major. Звучание процессора надо донести до слушателя, а сделать это можно разными способами.
Конечно, включаясь в гитарный усилитель в разрыв, с последующим съемом звука микрофоном готового обработанного сигнала, звук можно получить довольно приличный. Во всяком случае для живого концерта это нормальное (стандартное) решение.

Но это компромиссный, самый легкий путь (это слова Скотта Хендерсона, сказанные на мастер классе, проходившем в конце прошлого года в ЦДХ). При таком включении вы, во-первых, получаете моно-эффект, что убивает всю красоту звучания (особенно стерео эффектов типа хоруса или паннера). Во-вторых, гитарный усилитель, в силу специфики не дает того частотного диапазона при котором работают эффекты. Микрофон, улавливающий звук из комбоусилителя с обработкой, тоже должен быть соответствующего качества. Таким образом, из-за вышеперечисленных факторов, дешевые процессоры эффектов и даже педали в гитарном усилителе звучат почти также как дорогие профессиональные приборы. Согласитесь, обидно покупать профессиональный процессор, чтобы получить ревербератор как у копеечной «мыльницы» Все дело в том, что снимать обработанный звук с гитарных кабинетов (колонок) и посылать на пульт является мерой вынужденной. На студии при записи гитары (если это не является творческой задумкой) на пленку записывают сухой аналоговый сигнал из комбоусилителя и обрабатывают уже на сведении. Но и здесь есть острый угол, появляется масса сложных вопросов. И главное в том, что гитарист начинает зависеть от звукорежиссера или продюсера, от его вкуса, от его понимания не только места гитары в общем миксе того или иного произведения, но и самого звука, его качества и картины. Поэтому гитаристы оправдано стремятся приходить на запись со своим звуком, таким, который не требует дополнительной коррекции, обработки. И это грамотный подход, т.к. кто же кроме гитариста может лучше всего «нарулить» звук. Задача звукорежиссера при таком подходе только в том, чтобы грамотно «положить готовый звук на пленку» и подставить его в микс на сведении, сделав самую минимальную корректировку. Как же получить максимальную свободу и иметь всегда свой звук как в студии, так и на сцене?


После длительного изучения этого вопроса самым простым и относительно недорогим является следующий: Гитара включается в гитарный усилитель (мы не рассматриваем здесь некоторые эффекты типа Вау-Вау, педали дисторш и т.д.,которые включаются перед преампом). Далее сухой сигнал снимается микрофоном (желательно качественным, а лучше даже двумя – конденсаторным и динамическим) и посылается на промежуточный пульт, который располагается у гитариста. Как вы понимаете, даже 4-х канального пульта будет достаточно. Главное чтобы в пульте был AUX и два стереовыхода (основной и мониторный). В настоящее время выбор таких пультов огромен и качества даже недорогих моделей вполне хватит для решения данной задачи. Процессор G-Major включается в пульт в AUX и подается на каналы, куда включены микрофоны, снимающие звук с усилителя. В этом случае вы обрабатывая гитарный сигнал на выходе пульта получаете стерео сигнал студийного уровня. По сути на сцене мы создали министудийный комплекс, схему студийной записи гитары.


Заметьте, это уже готовый звук, который вы подаете на пульт звукорежиссера, т.е. тот звук гитары, который уже не нуждается в дополнительной «рулежке» и обработке. В отличии от включения гитары через процессор просто в линию в описанной выше схеме вы получаете звучание лампового усилителя и снятым звуком микрофоном. Разница просто глобальная. Многие могут сказать, что в этом случае гитаристу на сцене приходится играть на сухом звуке. Как же быть? А вы не задавали себе вопрос, почему при «живой» работе у гитаристов фирменных групп на сцене стоят несколько усилителей? Для чего же они нужны? Помимо всего прочего именно для того, чтобы слышать обработанный готовый звук. Для этого необходимо с мониторного выхода гитарного пульта взять сигнал и подать его на дополнительный стерео усилитель со стерео кабинетом (или на два гитарных усилителя для каждого канала). При этом получается, что основной гитарный усилитель дает исходный звук на гитарный пульт (где сигнал обрабатывается), а стерео усилитель (с кабинетом) предназначен для мониторинга, для комфорта на сцене, а также общей звуковой заполняемости.

1. Гитара
2. Комбоусилитель
3. Гитарный пульт
4. Процессор эффектов
5. Мониторные усилители


Кстати, этот обработанный звук можно тоже снять 2 –мя микрофонами (стерео) и подать на пульт звукорежиссеру. Можно, конечно, обойтись без дополнительного гитарного стереоусилителя. Для этого обработанный звук гитары можно подать в линию сценических мониторов, хотя это не даст такого эффекта как дополнительный гитарный стерео усилитель. Процессор G-Major в такой схеме дает действительно потрясающие результаты, а главное именно при такой концепции формирования звука электрогитары G-Major на порядок отличается от обычных гитарных процессоров.

Естественно многие гитаристы, особенно активно концертирующие могут сказать, что эта схема довольно сложная, требует больших вложений и имеет большие размеры и вес. Это правда… Данная концепция требует вложений и дополнительных сил. Но все же это самый простой способ получить настоящий звук, который мы слышим на фирменных концертах (да и пластинках). Только такой подход даст тот звук, о котором мечтают все гитаристы, особенно гитаристы выступающие сольно. Существуют еще более дорогие и сложные схемы коммутации гитарного оборудования. И главная их цель – максимально донести студийный звук гитары в зрительный зал.


Конечно, данная схема может упрощаться или дополняться массой другого оборудования. В основном гитаристы, например, Скотт Хендерсон, имеют несколько вариантов формирования звука. Имеет ли смысл, играя на свадьбе, создавать такую коммутацию и получать «бескомпромиссное» звучание? Поэтому я опишу несколько вариантов коммутации, которые незначительно уступают вышеописанной концепции, но выигрывают в удобстве, в легкости транспортировки и т.д. По большому счету гитарист сам в праве решать как ему распоряжаться своим звуком, затратами энергии и деньгами.
Как было отмечено самым простым способом подключения G-Major является подсоединение прибора в разрыв усилителя. Но те недостатки (получается моно сигнал) заставляют задуматься и искать другие формы создания звука. Наиболее эффективной является использование ламповых выносных преампов. В настоящее время на рынке их достаточно много, но я рассмотрю коммутацию на примере использования лампового MIDI-преампа Marshall JMP-1 и более простого, самого распространенного на нашем рынке преампа немецкой фирмы Hughes Kettner TubeMan

Marshall JMP-1 в паре с T.C. Electronics G-Major дает очень впечатляющие результаты. В данной схеме JMP-1 формирует аналоговый звук, а G-Major берет на себя функцию обработки сигнала. Для концертирующего гитариста это пожалуй самый оптимальный вариант. Дело в том, что Marshall JMP-1 имеет свой разрыв, куда и целесообразно подключать G-Major. Уровень сухого и обработанного сигнала устанавливается в JMP-1. Еще одно удобство это возможность переключения и управление пресетами при помощи одного MIDI-контроллера. Одно нажатие на кнопку контроллера и вы переключаете пресеты сразу на двух процессорах.
В целом схема выглядит так:

Если вместо JMP-1 использовать Hughes Kettner TubeMan, то мы получаем еще более простую и дешевую схему. Это такой «походный» вариант, который можно использовать в самых разных условиях. TubeMan, G-Major и контроллер G-Minor помещается в сумочку и спокойно можно ездить в метро.

При этом звук можно получить очень даже приличный, вполне профессионального уровня по российской системе отсчета. Естественно, последовательное включение G-Major несколько ухудшает звук, хотя я обнаружил удивительную вещь. Использование G-Major в последовательном варианте совершенно «не ломает» в плане звука, в тоже время дает потрясающее удобство, которое во многих случаях явно превышает незначительные потери. Благодаря качественным АЦП и ЦАП G-Major может с успехом использоваться в последовательной схеме. Кстати, в техническом описании, которое прилагается к процессору использование последовательной схемы даже рекомендуется, как наиболее эффективная коммутация. Но это дело, как говорится, вкуса, тем более, что гитарист имеет возможность использовать данное устройство с разным оборудованием по соответствующим схемам. К примеру, в ответственных сольных концертах выставлять оборудование по «полной программе», т.е. через усилитель, микрофон, гитарный пульт, на обработку, далее, посылать сигнал на мониторный гитарный усилитель, параллельно на пульт звукорежиссеру. На гастроли можно ездить взяв с собой просто только преамп и G-Major. Для живого концерта на выезде этого может быть вполне достаточно.

Выводы: Итак, в данной статье мы рассмотрели вопросы, связанные с эффективным использованием цифрового процессора эффектов T.C. Electronics G-Major. Это устройство дает гитаристу весь необходимый набор эффектов профессионального качества при относительно невысокой цене. Как было отмечено, главной особенностью прибора является то, что он ориентирован исключительно для работы с внешним премпом (или с преампом усилителя для включения в разрыв, или при использовании выносных рековых или напольных предусилителей). При этом достигается результат - G-Major подходит для работы в любых коммутационных схемах гитаристов как блок, отвечающий за пространственные, модуляционные эффекты и другие эффекты.
Подбирая оборудование для формирования звука электрогитары, конечно, полезно изучать опыт многих гитаристов. Я думаю, что данная статья, независимо от ваших дальнейших решений принесет пользу, так как рассмотренные в ней вопросы относятся к категории «вечных» ценностей. Время, когда российские гитаристы покупали оборудование не потому что оно нравится, а по принципу доступности, постепенно проходит. Профессиональные гитаристы должны приобретать качественные вещи, которые принесут не только моральное удовлетворение, но и положительно повлияют на творчество, на музыку, которая в многом зависит от качества звука.