Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Радиосистемы Samson

В настоящее время подавляющее большинство музыкантов, выступающих на сцене, используют радиосистемы, которые обеспечивают свободное перемещение музыкантов, не скованных во время выступления проводами. При этом музыканты и певцы имеют ряд преимуществ, например, это помогает общению со зрителем, - солист может спокойно не только работать во всех уголках сцены, но и «пройтись» по залу. Для танцевальных групп использование радиосистем становится просто необходимым атрибутом. С радиосистемой можно делать даже тройные сальто. Гитаристам во время игры не надо постоянно держать в голове мысль о длине провода … Словом радиосистема прочно вошла в нашу музыкальную жизнь. Однако есть немало музыкантов, которые настроены не слишком оптимистично. Во-первых, это удовольствие не дешевое. И для многих радиосистема вещь не первой необходимости. Что касается звука, то некоторые (особенно гитаристы) считают, что гитарный сигнал, «пролетая» без провода по воздуху, несколько теряет свои свойства. Другие боятся всяческих наводок, идущих от, к примеру, авиационных локаторов. Самые нервные, используя радиосистему, подсознательно думают о том, что в самый ответственный момент у него сядет батарейка и т.д. Все эти опасения под собой не имеют почвы. Тысячи и тысячи музыкантов работают с приемопередающими устройствами, забыв о тех проблемах, которые может нарисовать по неопытности богатое творческое воображение. К тому же в последние годы появились радиосистемы вполне доступные по цене. Словом, использование радиосистемы целесообразно в том случае если, во-первых, вам необходима свобода передвижения на сцене, и главное - радиооборудование должно быть предельно надежным, оно должно работать в любых условиях.
В данной статье хочется познакомить читателей с радиосистемами американской компании Samson, которая уже на протяжении 25 лет выпускает отличные радиосистемы, которыми пользуются многие музыканты во всем мире.
Первые образцы приемопередающих устройств Samson появились в 1980-м году и работали на частоте 49 MHz. Главное, что отличало данные изделия от аналогичного оборудования других фирм это низкая цена при качестве ничуть не худшим что у именитых конкурентов. Продукция Samson серьезно разрушила ценовую политику, образовавшуюся в этом сегменте рынка. Ведь радиосистемы, особенно в начале 80-х всегда считались оборудованием музыкальной элиты – вещью уж никак не первой необходимости. В отличии от, к примеру, гитарной примочки это устройство трудно разработать, испытать и произвести кустарным способом на чердаке. Это достаточно сложное высокотехнологичное устройство. (Хотя в России такие умельцы были). Кстати, низкая цена оборудования Samson стала особой традицией, своеобразной экономической политикой компании. Она сохраняется, кстати, и в другом спектре оборудования. Стоит отметить, что в 1992-м году компания Samson объявила об открытии нового подразделения Samson Audio, которое заставило музыкальный рынок несколько пошатнуться. Могут ли студийные мониторы стоить менее 400$ за пару, а качественный 16-ти канальный пульт около 300$. Есть у Samson’a еще и студийные конденсаторные микрофоны ценой около 150$ и много всякого другого добра. Что это шутка, насмешка? Те музыканты, которые работают на мониторах более тысячи долларов за один могут только улыбнуться. Тем не менее, факт остается фактом. Вопреки всеобщей формуле «хорошие вещи дешевыми не бывают» компания Samson доказывает, что оборудование, которое оно представляет на рынке должно стоить как минимум в два раза дороже. Логика подсказывает – или Samson’ы настолько хороши или конкурирующие известные фирмы просто искусственно задирают цену, в два раза перекрывая себестоимость своего товара. Почему это происходит объяснить не сложно, но это тема отдельной статьи.
В настоящее время в модельном ряде радиосистем Samson существуют множество устройств, которые подойдут для любых целей и задач.
В начале стоит пояснить. Радиосистемы делятся на два типа одноантенные и двухантенные. Суть в том, что любая акустическая среда имеет радиофон и помехи. Обычная радиосистема может на какой-то период отказать в работе из-за этих помех. Для того, чтобы повысить надежность устройств были созданы двухантенные ресиверы, которые работают по такому принципу: если одна антенна из-за помех перестает принимать сигнал, сигнал поступает с другой. Система постоянно отслеживает сигналы двух независимых радиосекций приемника и комбинирует их в один сигнал, что обеспечивает повышенную чувствительность, уверенный прием и надежную защиту от выпадения сигнала. Ситуация, при которой сразу две антенны не работают в нормальных условиях при грамотной эксплуатации практически невозможны, т.к. обычно помехи возникают в определенной точке пространства (существуют так называемые мертвые зоны приема); из-за того, что две антенны в двухантенных системах находятся на приемнике на расстоянии друг от друга (примерно около 15-20 сантиметров), проблема "мертвых зон" в большинстве случаев практически полностью устраняется.


Начать обзор хочется с одноантенной гитарной системы AirLine Guitar, при создании которой разработчики решили подойти к этому вопросу несколько нестандартно. В основном это касается передатчика, который выполнен в виде миниатюрной коробочки с джеком. Гитаристу надо просто вставить этот передатчик в разъем гитары. Ему не требуется провод, ремень, место для крепления и т.д. Очень удобно…

Единственный недостаток такого решения в том, что, как в понимаете, бывают разные модели гитар, т.е. разные конструкции расположения гнезда выходного сигнала. Для того, чтобы решить эту задачу система AirLine имеет две модификации AF1 – для моделей гитар типа «стратокастер» и AG1 для гитар с традиционным расположением гнезд (типа «Лес Пол»). Гитарист может приобрести модель радиосистемы подходящую к его гитаре.
Работает устройство в диапазоне 800-806 МГц, радиус действия 50 метров. Передатчик (ресивер) питается от стандартной пальчиковой батарейки ААА – 14 часов. Приемник может быть запитан от 9-ти вольтовой кроны или от адаптера. Ресивер выполнен в виде напольной педали и может включаться прямо в цепь перед «примочками».
Более дорогая модель - AIRLINE/ONE GUITAR – двухантенная система имеющая радиус до 90 метров. Передатчики (2 типа о которых говорилось выше) также выполнены в виде миниатюрного устройства-джека, которое просто вставляется в разъем гитары.

Возможно одновременное использование 6-ти радиосистем. Приемник имеет симметричный выход XLR и несимметричный выход 1/4" джек, что обеспечивает подключение к различным звуковым системам.
Последней новинкой в гитарной коллекции является приемопередающаее устройство для бас-гитар. По своим характеристикам AIRLINE BASS схож с одноантенной гитарной системой AirLine.
Очень интересной разработкой является радиосистема SAMSON AIRLINE/ONE HANDHELD
/// ACF18B1///
Она представляет собой двухантенную радиосистему для ручных микрофонов, работающую в стандартном диапазоне 800-806 МГц. Миниатюрный передатчик АХ1 с разъемом XLR вставляется в любой динамический микрофон и при этом микрофон интегрируется в полноценную радиосистему. Таким образом, музыкант имеет возможность использовать самые различные модели микрофонов, не только те, которые предлагает производитель. Передатчик питается от батареи типа ААА, продолжительность работы батареи до 14 часов. Приемник UR1 из серии UHF SERIES ONE имеет радиус действия 90 метров. Возможно одновременное использование 6-ти радиосистем. Приемник имеет симметричный выход XLR и несимметричный выход 1/4" джек.
Наверное наибольшую трудность в концерте представляет озвучивание акустических инструментов – духовых, акустических гитар, классических струнных и т.д.. Все музыканты прекрасно понимают, что акустические инструменты лучше всего звучат при снятии звука высококачественными микрофонами. Однако сложность такого способа заключается в том, что в микрофон одного инструмента со сцены во время игры «лезут» посторонние «шумы» от других инструментов. И спрятаться от них нет никакой возможности. Особенно это касается наиболее чувствительных конденсаторных микрофонов, хотя именно они лучше всего передают дыхание акустических инструментов. И второе, при использовании микрофонов музыкант привязан к микрофонной стойке и малейшие движения исполнителя во время игры влияют на звук. Как компромиссное решение - музыканты используют другие способы снятия звука, например, при помощи пьезозвукоснимателей. Однако такой датчик, такое озвучивание инструментов может рассматриваться только как компромисс. Радиосистемы Samson совместно с компанией Applied Microphone Technology, производящей конденсаторные минимикрофоны самого высокого класса полностью решают эти проблемы. Так система AirLine/Series One ROAM1 имеет высококачественный микрофон АМТ и продуманное крепление, подходящее к разным духовым инструментам. При игре музыкант полностью свободен, так как микрофон с радиосистемой прочно установлен на инструменте.

Во время подготовки материала мне попала интересная информация о том, что известный гитарист Пэт Метони (Pat Metheny ) при записи альбома "One Quiet Night" использовал микрофон АМТ S15G Guitar, который он постоянно применяет в живых концертах. В плане звука акустической гитары и всей группы, Пэт Метони стоит особняком. Такого звучания инструментов нет просто ни у кого. Обратите внимание на систему крепления микрофона (см. рис.).

Микрофон стоит на значительном расстоянии от отверстия акустической гитары. Это, во-первых, дает гитаристу возможность безбоязненно извлекать звук самыми разными приемами – как щипком, медиатором так и приемом разгеадо. Кроме этого, такое положение микрофона дает наибольшую полноту звука.
Радиопередатчик Samson в этой схеме никак не лишний. Именно так озвучивает акустическую гитару Пэт Метони на живых концертах.

Данная система с родным микрофоном Samson HM40 AirLine/Series One Wind стоит почти на сто долларов дешевле.
Для «танцующих» вокалистов в модельном ряде Samson есть радиосистема AirLine/Series One Fitness.

Передатчик с миниатюрным микрофном одевается как очки (только наоборот) и не сковывает движения во время исполнения. Все параметры системы идентичны двухантенной системе SAMSON AIRLINE/ONE HANDHELD
Выводы: Конечно, модельный ряд радиосистем Samson на этом не ограничивается. Всего фирма выпускает около тридцати моделей, покрывая весь потребительский спрос. Что отличает данную продукцию от других так это цена. Наиболее недорогие модели стоят чуть больше 100$, что совершенно невероятно для столь технологически сложного устройства. Тем не менее, благодаря развитию современных технологий и 25 летнему опыту работы в этой сфере радиосистемы Samson стали доступны даже начинающим музыкантам.

Текст Дмитрия Малолетова

По вопросам приобретения данного оборудования обращайтесь в компанию >>> Аввлалон