Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Монстр восседающий на троне.
Rocktron Prophesy.

Дмитрий Малолетов

Большинство профессиональных гитаристов считают, что лучший звук гитары достигается только при помощи лампового усилителя и снятия звука микрофоном. Это классика, которая на протяжении всей истории джаза и рока (а также производных стилей) остается неизменной в своем структурном виде. Но современные цифровые гитарные процессоры постепенно входят в жизнь даже самых закостенелых рокеров и джазменов. С одной стороны цифровые процессоры очень удобны в эксплуатации. Они позволяют сохранить в памяти сотни самых разных звуков. Одно нажатие на педаль MIDI-контроллера и ваша гитара звучит совершенно по-другому. С другой стороны процессоры дают хороший результат при записи, особенно в домашней студии. Записать гитару с микрофона (особенно при помощи конденсаторного микрофона) в домашних условиях очень проблематично. Цифровые процессоры очень облегчают эту задачу. Записывать мощнейшие гитарные риффы, благодаря им, стало возможным даже в коммункалке. И последнее, цифровые процессоры дают поле для экспериментов, для поиска новых подходов к гитаре. Современная музыка ломает некоторые стереотипы подхода к звуку и гитарист, работающий в музыке «будущего», должен по идее открывать какие-то новые пространства, искать собственные нестандартные решения, идти по не протоптанной тропинке. Современная музыка должна создаваться на современных технологиях и тем самым быть в ритме окружающей жизни. И если рассматривать цифровые процессоры с этой точки зрения, то именно им в большей степени принадлежит будущее.
Цифровые процессоры на заре своей истории были революционными устройствами, но гитарный мир (имеется ввиду профессиональный круг) их не принял. Основным недостатком цифровых процессоров было то, что все ноты, которые играет гитарист, звучат как-то одинаково. Этот факт вызывает привыкание и слушатель подсознательно или сознательно имеет желание «поменять пластинку». Еще один недостаток – почти нет разницы между дорогой и дешевой гитарой. Процессор делает звук где-то внутри микросхем и косит все под одну гребенку. И последнее… Удешевление технологии приводит к тому, что цифровые процессоры рассчитаны на массовый спрос огромной армии начинающих и любителей. Производители в своей массе занижают планку и работают на количество (на прибыль), но не качество. И это, кстати, калечит молодых музыкантов, которых большой бизнес цифровых процессоров изначально «сажает на иглу», в результате чего они не могут правильно отрабатывать технические приемы игры и общий подход к культуре звука. А для электрогитариста этот фактор определяющий, без которого все остальное второстепенно. Сначала нужно добиться звука, исходного строительного материала, а потом уже строить свое «здание» мелодией, аккордами, техническими приемами…
Однако в спектре цифровой гитарной техники есть свои «мерседесы», которые ориентированы именно на профессионалов. Разработчики вкладывают в эти приборы все достижения научной мысли, все лучшие наработки и весь накопленный опыт. Именно по таким устройствам стоит судить о цифровом гитарном оборудовании, хотя их доля на рынке очень мала. Сейчас наиболее прогрессивная схема цифровых процессоров это соединение ламповых преампов, формирующих звук, и самих цифровых обработок. Данная конструкция дает действительно качественный эффект. В данной статье мы познакомимся с одним из таких процессоров Rocktron Prophesy, который относится в самому высокому классу современного цифрового гитарного оборудования.

Гитарные устройства известной компании Rocktron в отечественном гитарном мире всегда вызывали неподдельный интерес. Оборудование этой фирмы использует универсальный гитарист, записавший несметное количество пластинок - Стив Лукатер (Steve Lukather), виртуоз Алан Холдсворс (Allan Holdsworth) и многие другие звезды гитары. Кто из российских музыкантов не знает знаменитый цифровой процессор «Хамелеон», который в середине 90-х годов был мечтой любого гитариста. Пожалуй, это был единственный цифровой процессор, которые музыканты всего мира, играющие до этого на ламповых усилителях, приняли на вооружение. Сегодня эта компания представляет на рынке много все новых и новых гитарных устройств, которые, вбирая в себя все лучшее от моделей, ставших уже классикой, идут в ногу со временем, предоставляя гитаристам все новые и новые возможности.
В данной статье хотелось бы познакомить гитаристов с флагманом Rocktron, гитарным процессором Rocktron Prophesy, в котором собран весь многолетний опыт этой авторитетной фирмы.
На сегодняшний день в цифровой гитарной технике Prophesy, пожалуй, самый дорогой и технологичный процессор. Что же такого в этом приборе особенного, что цена его составляет более 1500$, что, согласитесь, не мало для цифровой техники? В то время как многие фирмы пытаются играть на понижении стоимости своих изделий, максимально удешевляя производство, Rocktron идет по пути удорожания. Чисто житейский опыт показывает, что цена устройства находится в прямой зависимости от качества и возможностей, которые дает то или иное устройство. Поэтому логично думать, что технология Prophesy заметно отличается он производственной линии китайского процессора стоимостью 120$. Однако никакие логические доводы и аргументы не могут заменить конечного результата - самого звучания устройства. Поэтому было очень интересно протестировать данный прибор, а также послушать отзывы авторитетных музыкантов, которые являются постоянными пользователями данного процессора.
И перед тем как приступить к описанию этого «монстра» мне хочется сказать еще пару слов… Вот уже на протяжении более чем 10 лет я внимательно изучаю гитарную технику и слежу за развитием гитарного оборудования. Очень интересно наблюдать, как «новое борется со старым» и постепенно завоевывает себе «место под солнцем». Prophesy, на сегодняшний день самый технологичный аналогово-цифровой гитарный прибор и по нему можно определить ту точку развития цифровой гитарной техники, на которой находится научная мысль в этой области. Итак, процессор у меня в руках. Начинается самое интересное…

Что представляет из себя Prophesy? Концепция этого устройства в настоящее время является наиболее прогрессивной. Процессор состоит условно из трех блоков – аналоговой части, преампа и цифрового блока, т.е. цифрового процессора эффектов. Все это выполнено в едином корпусе 2U.

1) Аналоговая часть предназначена для подготовки гитарного сигнала к дальнейшему процессингу и реализована в новейшей технологии Dynamic Tube Replication Technology (DTR). Все эти новшества разработаны с одной целью - подать на АЦП процессора наилучший сигнал. Музыканты, имеющие опыт цифровой записи, давно поняли, что чем лучше исходный сигнал, который подается на вход звуковой карты, тем лучше получается и конечная запись этого сигнала. Таким образом, объективные потери при оцифровке можно компенсировать изначальным качеством подаваемого звука. В Prophesy аналоговая часть основана на ламповой схеме (использована лампа 12АХ7), что придает звуку ламповый колорит и максимально улучшает звук гитары перед цифровым преобразованием. То есть лампа в предварительном каскаде процессора выполняет функцию «утеплителя» перед основным цифровым блоком. В аналоговую часть входит, судя по схеме, и компрессор, регулирующий динамику входного сигнала. Данный блок, т.е аналоговая составляющая процессора, во многом определяет конечный звук. Быть может именно аналоговая часть Prophesy так существенно отличает это устройство от более простых цифровых процессоров, которые оцифровывают гитарный сигнал, идущий непосредственно с гитары.
2) Секция преампа основана на четырех режимах, (подразумевается четыре типа усилителя) которые обозначены как 1)“Clean American”, 2)“Texas Blues”, 3)“Vintage British” и 4)“Mega Drive”.
Каждый режим работы, как вы понимаете, предназначен для создания специфических звуков -“Clean American” для чистого звука, “Texas Blues” для легкого перегруза («кранча»), “Vintage British”- для перегруженного лампового звука и “Mega Drive” – самый экстремальный режим работы, обеспечивающий наивысшее искажение. Таким образом, на базе этих исходных режимов гитарист может создать любой колорит современного и традиционного звука гитары. Отличительной особенностью Prophesy является то, что в процессоре реализовано привычное для гитаристов аналоговое управление преампом при помощи потенциометров. Как на ламповом усилителе вы можете регулировать уровень гейна, presence’a, трехполосного эквалайзера и мастера. Вращая эти ручки, на табло вы можете видеть уровень каждого параметра (от 0 до 10).
Естественно, что каждый параметр преампа (как и всех других установок) может сохраняться в пользовательском пресете. В гитарном процессоре секция преампа является самой основной, ведь именно здесь формируется базисный звук, который далее обрабатывается эффектами. Многие цифровые процессоры делают упор на огромном количестве эффектов, каких-то фишках, создавая космические звуки, которые никогда нигде не применяются. Это, как говорится, не что иное как «замыливание» реальной картины. На эту удочку клюют, в основном, начинающие музыканты, слушая реверберацию, делей и массу других эффектов. В случае с Prophesy несколько иная. В процессоре преамп занимает центральное место, имеет тонкую удобную отстройку и дает разные оттенки звучания по всему спектру современного гитарного звука. В секцию преампа входят и эквалайзеры, позволяющие отстраивать частотные характеристики звука. В этом отношении с Prophesy трудно соревноваться, т.к. в устройстве три параметрических эквалайзера – Pre-EQ (перед преампом), Post EQ (после преампа) и Global Parametric EQ, который регулирует общий выходной сигнал пресета.
3) Цифровой блок эффектов Prophesy имеет весь набор современных эффектов студийного уровня: Ducker Delay, Reverb, Tremolo, Chorus, Flanger, Phaser, Compressor, Wah Wah, Pitch Shifter, Rotary Speaker Simulator…
Все эти эффекты предназначены для украшения звука, созданного в аналоговом и цифровом преампе. Отличительной особенностью Prophesy относительно других процессоров является то, что эффекты разделены на pre-effects и post-effects, которые включаются до преампа и после преампа. Автоматически до преампа устанавливаются только компрессор и эффект WAH-WAH. А после преампа – эффект тремоло и реверберации. Остальные эффекты можно включить до и после преампа. Это очень важный момент, так как, например, эффект WAH-WAH целесообразно использовать до «овердрайва» и именно в этом случае получается классический эффект «квакушки». Аналогично и с компрессором. Естественно, изучив схему, вы можете понять, что, создавая цепочку эффектов, вы имеете возможность располагать эффекты в разных последовательностях и сочетаниях. (На три блока post-effects можно назначить любые имеющиеся эффекты). Если говорить о качестве эффектов, то оно не вызывает ни малейших сомнений, т.к. Rocktron имеет давние традиции разработок высококлассных процессоров.
Эксплуатация. 1) Создание пресетов и сохранение. Удобство данного прибора в том, что все установки преампа и цифрового процессора сохраняются в памяти и вызываются простым нажатием на соответствующую кнопку выносного MIDI-контроллера. При помощи CC-педали можно управлять многими параметрами в реальном времени (например эффектом WAH). Благодаря потенциометрам на передней части процессора доступ к аналоговой части происходит практически мгновенно. Вы сразу можете добавить/убрать гейн, пресенс и услышать результат. Создавать собственные звуки достаточно просто. Управление блоком цифровой обработки также очень удобно. На передней панели устройства имеются кнопки, каждая из которых дает быстрый доступ к редакции того, или иного эффекта. В этом случае потенциометры преампа превращаются уже в органы управления соответствующих параметров, выбранного эффекта.
2) Коммутация. Данный процессор дает возможность гитаристу использовать его в различных коммутационных схемах. Самой эффективной является подключение процессора к гитарному стерео усилителю и стере кабинету. Именно работа в стерео дает наилучшие результаты. В этом случае гитарист получает всю полноту звука данного устройства. В линейке Rocktron имеется несколько видов рековых гитарных усилителей. В российской гитарной среде наиболее распространен стерео усилитель Rocktron Velosity 100, который дает два канала по 50 W. Левый и правый канал с усилителя необходимо в этом случае подать на стерео кабинет или две независимые гитарные моно колонки. С каждого кабинета звук целесообразно снимать с микрофонов и данный сигнал подавать на микшерский пульт звукорежиссера. При таком подходе, в стерео режиме, получается самодостаточный гитарный комплекс, который не требует никаких обязательных дополнительных устройств.


Однако отличительной особенностью данного устройства является то, что он заточен не только для работы с усилителем, но и может работать напрямую в линию. Для этого Prophesy имеет функцию «спикер симулятора», которая дает возможность эмулировать звучание кабинетов с разными динамиками, позицию микрофона и специфические характеристики комбинации усилителя и кабинетов. Видно, что разработчики этому вопросу уделили большое внимание, так как изменение параметров приводит к существенному изменению картины звука. Это дает возможность использовать устройство при записи (и на концерте) без усилителя. Исходя из этого, данный процессор может эффективно использоваться как штатный гитарный прибор в профессиональных студиях звукозаписи, не говоря уж о домашних компьютерных студиях.
Конечно, данный процессор имеет множество функций, описание которых не может вместить обзорная статья. Prophesy достаточно сложный и функционально объемный прибор, глубокое освоение которого займет не один день.

От теории к практике. Естественно, для того, чтобы понять всю глубину и характер звука профессионального устройства необходимо достаточно много времени работать с устройством. Причем в разных условиях – на концерте, с усилителем, в линию, в профессиональной студии, в домашней студии и т.д. Кто же это может сделать лучше музыканта, для которого Prophesy является основным гитарным прибором. Поэтому решил узнать мнение своих коллег. Среди гитаристов я сразу нашел поклонников этого процессора. Один из них известный в России гитарист Сергей Терентьев, с которым мы встретились для того, чтобы поговорить о его подходе к звуку. Тем более, что Сергей Терентьев недавно выпустил диск со своим новым проектом, где при записи был использован Prophesy.

Творческая биография Сергея Терентьева.

На профессиональной сцене с 1987 года.
В его активе восемь альбомов, записанных с разными группами и исполнителями.
1987 г. работа в группе “Слайды” под управлением В.Зорина,
В 1990 г. участвует в записи CD “Wild and Dangerous girl” группы “Родмир”,
В 1991 г.приглашен в группу “Новый Завет”,
В 1992 г.работает в гр.”Гунеш”
В 1994 г. записывает сольный инструментальный альбом “Up to 30” ,
В 1994г. приглашен в гр. “Ария”
C 2002 г. по 2003г. работает в гр. “Кипелов”.
С ноября 2003 г. занимается сольным проектом “Артерия”.


Cергей, почему твой выбор как гитариста пал именно на Rocktron Prophesy?

Уже больше года я использую Prophesy в домашней студии, а поскольку я давно знаком с маркой Rocktron (приборы Rocktron мы активно использовали при записи
и сведении таких альбомов гр.” Ария”, как “Генератор зла”, “ 2001 ночь”, “Химера”, саундтрек к игре “Дальнобойщики”), то основное внимание я сосредоточил на преампе, т.к. меня, в первую очередь, интересует базисное формирование звука и только во вторую различные эффекты.
Сначала мне не очень понравились заводские пресеты. Заводские программы созданы по попсовым принципам - произвести максимум впечатления на пользователя с помощью реверов, задержек и модуляторов, фильтров и всяческих «красивостей». Но изучив основные моменты формирования звука, я увлекся прибором… Я обнаружил очень необычную внутреннюю архитектуру - в Prophesy имеется три эквалайзера – пре, пост и глобал , что позволяет откорректировать каждую программу по своему вкусу.
Вполне достойные спикерсимуляторы (предлагаются и размеры динамиков 8”10”12” и 15”), плюс несколько вариантов расположения виртуальных микрофонов по отношению к динамикам. В общем, прибор требует внимательного подхода и времени. И только после того как данный процессор изучен и хорошо покручен можно делать выводы.
При создании пресетов значительно облегчает жизнь возможность эквализации гитарного сигнала до попадания в преамп. Это позволяет иметь массу различных тембральных вариантов, манипулируя уровнем гейна и настройками пре-эквалайзера в сочетании с различными настройками спикерсимулятора и изменения позиции виртуального микрофона. Возможно гитаристам – натуралалистам такой путь поиска звука вряд ли придется по вкусу, но в ситуации, когда в домашних условиях приходится записывать гитару, а за стеной проживают нервные соседи, у которых аллергия на ваши громкие музыкальные поиски – это хороший и бесшумный выход.
Для исполнения самой тяжелой музыки максимальная глубина дисторшн более чем достаточна., что позволяет исключить из звукового тракта дополнительные “раскачки” типа педали «over drive». Но неприятно удивило отсутствие цифрового выхода, видимо разработчики были уверены в том, что человек купивший такой прибор, разумеется имеет адекватный AD конвертер.
При записи в РС атаки оставляют желать лучшего, но кто в этом “виноват” – мой ADDA конвертор или преамп ? Вопрос остается открытым. Тем не менее эта проблема частично решается при помощи виртуальных плагинов. В моем случае – это ламповые симуляторы.

А как Prophesy ведет себя на концерте, в живой команде?

Попытки “скрещивания” Prophesy и Marshall JCM900 (имеется в виду подключение Prophesy в оконечный усилитель Marshall и кабинет Marshall 1936), на мой взгляд, не дали положительного результата, так же как и подобные эксперименты с другими усилителями и спикер-cсистемами. Относительно родного преампа происходит сужение динамического диапазона и спектра. Но в свой штатный усилитель Rocktron Velocity 100 и через кабинет Taboo 2Х12” преамп прозвучал очень уверенно и, что важно, своим “голосом”. Поэтому гитаристу для живой работы лучше приобретать весь набор – преамп, услитель, кабинет. Это даст лучший звук.
В результате моего, разумеется, субъективного анализа я пришел к выводу, что Prophesy займет достойное место в моей коллекции как универсальный прибор и для концертной деятельности и студийного применения.


Выводы:
Данный процессор можно отнести к самому высокому классу профессиональных цифровых гитарных устройств. На мой взгляд, это один из лучших процессоров, особенно для тех гитаристов, которые работают в тяжелой музыке. Основное преимущество - Prophesy законченный полнофункциональный процессор, в котором есть практически все возможности и эффекты, которые используют современные гитаристы и даже более того.

* * *
Итак, гитаристам дана еще одна задача, новая «информация к размышлению». Действительно, на отечественном музыкальном рынке сейчас много интересных устройств, которые заслуживают внимания, лучше сказать, глубокого анализа. Но такая ситуация должна только радовать ведь по большому счету у современного гитариста должно быть много различного оборудования, каждое из которого дает собственные уникальные краски. Всем гитаристам, которые хотят найти универсальное устройство «все в одном», способное выполнить любые творческие задумки следует более детально изучить этот процессор, а главное послушать его в работе. Надеюсь, вы не будете разочарованы…