Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

«Пусть сбудутся мечты…»

"Если ты не купил бы это для себя, не продавай это". По моему опыту, невозможно сделать хорошую гитару без любви к ней.»

Пол Рид Смит

Статья для журнала IN/OUT №55 посвященная обзору гитар PRS.

Гитары PRS во всем многообразии производства гитар занимают особое место. Инструменты этой фирмы относятся к высшему классу профессиональных электрогитар, которые отличаются не только высочайшим качеством изготовления, но и имеют ярко выраженный особый характер звука. Наиболее опытные музыканты, беря в руки PRS, на тонком уровне чувствуют в этих гитарах некую духовную ауру. Даже на расстоянии, вися на выставочном стенде, в демозале музыкального салона, эти гитары излучают некую «крутость», которая трудно поддается описанию. Это дорогие гитары, которые имеют не только материальную ценность.

В чем секрет гитар PRS? Это в немалой степени определяется тем, что разработчик, основной генератор идей, а так же руководитель компании является человеком, отдающим все свои силы в свое родное детище. Очевидно, что Paul Reed Smith достаточно честолюбивый человек, влюбленные в свое дело, который не может иметь свое имя на грифе некачественной гитары. Даже бюджетные корейские PRS, ориентированные на начинающих музыкантов, имеют тот уровень качества, который всегда отличал гитары этой фирмы. Гитары этой компании пользуются спросом не только у музыкантов, но и у коллекционеров, так как многие инструменты PRS подлинные произведения искусства.
В связи с этим хочется несколько слов сказать о создателе этих потрясающих инструментов.

Пол Смит начал свою деятельность в мастерской по ремонту гитар. Это стало его профессиональной школой, как он позже скажет Тому Уиллеру для его книги "The PRS Guitar Book", он "учился на всем, что к нему попадало для ремонта". Это были совершенно разные инструменты, среди прочего и гитары «золотой эры» 50-х – 60-х годов Strat'ы, Les Paul'ы, Junior'ы. Изучая различные конструкции гитар, Пол Смит стал для себя определять те факторы, которые влияют на звук, на удобство игры. Таким образом, открывая для себя тонкости гитаростроения, определяя причинно-следственные закономерности этого сложного процесса Пол Смит встал на путь, «который поглотил его без остатка и определил его карьеру, а вместе с тем и создал лицо современного производства гитар.»
В одном из интервью Paul Reed Smith сказал: «То, что поддерживает мой бизнес – это любовь к гитаре. Спроси любого, кто работает на фабрике, и тебе ответят то же самое. Нас всех заботит то, что происходит. Я разговаривал с Форрестом Уайтом, он был менеджером по производству на Fender в их самые славные годы. Он сказал мне, что они поговаривали тогда: "Если ты не купил бы это для себя, не продавай это". По моему опыту, невозможно сделать хорошую гитару без любви к ней.»

Теперь хочется перейти к конкретному описанию некоторых моделей гитар Paul Reed Smith. И начать хочется с инструмента, который появился на свет около двух лет назад и успевший в гитарной среде наделать много шума. Это модель PRS 513.

Основная изюминка этой гитары в том, что она имеет революционную систему датчиков, которая представляет собой пять независимых синглов. Благодаря этому в этой гитаре имеется 13 (!!!) режимов включения звукоснимателей. Сдвоенные синглы работают как хембакеры, таким образом, данная гитара имеет множество звуков как гитар «гипсоновского» плана, так и инструментов типа «стратокастер». Кроме этого существуют и уникальные комбинации, которые не встречаются на других инструментах в принципе. Это поистине универсальная разноплановая гитара, которая может применяться в самых разных стилях и направлениях.
Особенностью гитары является еще и то, что гриф целиком изготовлен из бразильского палисандра, который обычно, в следствии высокой стоимости, применяется только для изготовления накладки грифа. Данное дерево дает звуку маслянистость, особую насыщенность. Кроме этого, данная модель имеет увеличенную относительно других PRS мензуру - 25 1/4" (в основном на PRS мензура 25").

Корпус изготовлен из традиционных материалов – красное дерево с волнистым кленом на топе. Материал для гитар моделей 513 используется элитный, многолетней естественной сушки.
Гитара по всей вероятности удивительная, учитывая, что ее цена около 6000 Евро. Почему приходится вводить термин «по всей вероятности», объяснить довольно просто. В Россию эти гитары еще не поставлялись, так как выпускаются они очень малыми объемами. Точно сказать когда 513-я модель дойдет до нашего музыкального «хуторка» трудно. Судя по всему, заполнение американского и тем более европейского рынка этими гитарами произойдет еще не скоро. В связи с этим достаточно странная ситуация сложилась в Германии на выставке MusikMesse 2006, где было представлено только 2 гитары этой модели, с табличками «Don’t touch”. Гитары бережливо охранялись немецкими консультантами – смотреть и фотографировать можно, трогать нельзя. На мою просьбу попробовать данные инструменты мне тактично ответили, что гитары уже проданы и счастливые обладатели ждут окончания выставки.
Модель PRS 513 высоко оценена на MusikMesse. Вот уже второй год данная модель занимает титул лучшей электрогитары года.
Изучая отзывы музыкантов о данной гитаре (при таком раскладе приходится опираться на мнение зарубежных коллег), я пришел к выводу, что данная гитара это не просто «стратокастер» и «лес пол» в одном лице. Многие гитаристы, находясь в поисках универсальной гитары, говорили о том, что этот инструмент не заменяет легендарные «классические» электрогитары, она имеет свой характер звука. И это наиболее ценно.
PRS Custom 24


Модель PRS Custom 24 появилась на свет в 1985-м году и является самой распространенной гитарой этой компании. Можно сказать, что модель Custom 24 является визитной карточкой PRS.
Гитары изготовлены из красного дерева с топом из волнистого клена. Стоит обратить внимание, на специальные колки с зажимами, что дает отличный строй при экстремальной игре. Гитара звучит удивительно. Глубокий бархатный звук, которое дает выдержанное дерево, удобство игры, высочайшее качество изготовления – это только самые основные слагаемые, которые ценят гитаристы в этих гитарах. Единственный минус – высокая цена – около 4000 $. Вследствие этого, данные гитары в нашей стране используют в творчестве далеко не все желающие. Но те, кто способен покупать такие гитары становится их вечным поклонником и не могут уже заменить их на что-то другое. Так, по словам Владимира Кузьмина, который имеет в своей коллекции более десятка PRS разных моделей, гитары этой фирмы отлично звучат в любых концертных условиях, они предельно надежны, прекрасно держат строй. Кроме этого, по словам Маэстро данные гитары выдерживают механическое воздействие, которое сопутствует в гастрольной жизни (падения, удары, транспортировку), при котором другие гитары наверное закончили бы свою основную функцию.
Но главное конечно то, что данные гитары имеют неповторимый характер звука и необходимое удобство.
PRS - Santana III


Как известно лучшей рекламой музыкальных инструментов является игра известных музыкантов. Можно напечатать сотни рекламных проспектов, провести тысячи семинаров и выставок, обклеить баннерами центральные улицы всех городов – все это не будет иметь никакой цены, если эти инструменты нельзя услышать в реальной музыкальной жизни. По статистике практически 80% начинающих гитаристов выбирают именно модели гитар своих кумиров. Конечно, многие понимают, что инструмент это только одно слагаемое звука, - главное руки музыканта. Тем не менее, человек всегда выберет то, в чем он уверен, а не «кота в мешке». Более того, зачастую гитара становится неотъемлемой частью имиджа музыканта. Достаточно мысленно представить Fender Stratocaster, как сразу в воображении возникают в образе Ричи Блекмор, Джимми Хендрикс, Стив Рэй Вон, Ингви Мальстин и т.д. Гитара PRS прочно ассоциируются с легендарным гитаристом Карлосом Сантаной, который с самого начала развития компании является знаменосцем этой фирмы. Стоит еще сказать, что помимо эффективной рекламы разработчики, общаясь с музыкантами, могут узнать потребности гитаристов и реализовать их идеи. Такой союз музыкантов и инженеров всегда положительно отражается на конечном продукте, так как он создается с учетом реальных потребностей.
Модельный ряд именных гитар Santana имеет две разновидности Santana II и относительно новая модель Santana III. По своим характеристикам данные гитары близки к модели PRS Custom 24. Визуально данные гитары отличаются незначительно – немного изменена форма корпуса. Основное отличие в подборе материала и в более дорогой отделке. Кроме этого, на гитарах Santana установлены специальные датчики. Цена гитар достигает 10 (и более) тысяч долларов, что вполне допустимо для американского рынка, а также для некоторых российских бизнесменов-коллекционеров. Среди российских гитаристов единственным обладателем этой модели является Владимир Кузьмин.
PRS - Swamp Ash Special


Следующей моделью, на которую хочется обратить ваше внимание - PRS - Swamp Ash Special. Эта гитара несколько выделяется из всей линейки PRS. Во-первых, прикрученный кленовый гриф. (Практически все модели PRS изготавливаются по технологии вклеенного грифа.) Во-вторых, корпус гитары изготавливается из болотного ясеня. Такое сочетание материала дает данной модели характеристики более близкие к «стратокастеру». В добавок к этому Swamp Ash Special имеет уникальную систему включения звукоснимателей. На гитаре установлены датчики собственной разработки 2 хембакера McCarty, а также Seymour Duncan Vintage Rails - центральный звукосниматель. Благодаря этому данная гитара очень разноплановая, так как может дать множество звуков. Несмотря на «простоту» конструкции данная модель по цене практически не отличается от PRS Custom 24, что может показаться неожиданным. (Визуально и конструктивно Custom 24 кажется дороже по изготовлению (вклеенный гриф), а также по материалам (волнистый клен). Однако, взяв гитару Swamp Ash Special в руки становится понятно почему она столько стоит. Разноплановость, отличный звук, качество изготовления вот те слагаемые, которые оправдывают ее высокую цену.
PRS Singlecut


Особо стоит остановиться на гитарах модели PRS Singlecut. Внешняя схожесть со знаменитой модельно гитар Gibson Les Paul вызвала не одно судебное разбирательство, вследствие чего данные гитары на некоторое время были сняты с производства. Однако в этом году эта линейка получила следующий виток развития. Появились новые модели Singlecut, которые вобрали в себя все лучшее от Gibson и PRS.
Кроме профессиональных инструментов высшей ценовой категории, в линейке PRS имеется модельный ряд недорогих гитар. Эти инструменты в первую очередь ориентированы на молодых начинающих музыкантов. Удивительно то, что гитары нельзя назвать ученическими. Механика, электроника, качество изготовления данных инструментов на уровне американских гитар. Единственно чем, на мой взгляд, отличаются эти инструменты – качество дерева, которое для профессиональных гитар имеет более высокие требования как по структуре, долголетию сушки, визуального ряда рисунка и т.д. И конечно гитары отличаются по цене, так как труд американских специалистов оценивается выше. Так что модели SE вполне рабочие гитары, которые могут применяться как на сцене, так и в студии. Во всяком случае оттачивать мастерство можно и на недорогих инструментах.


* * *


Конечно, данная обзорная статья не может охватить всего модельного ряда инструментов. В линейке PRS более 30 моделей, в числе которых прекрасные бас-гитары.

Наверное единственный минус PRS это очень высокая цена. Пугает еще и постоянная тенденция роста цен на новые модели. Данная фирма всегда в этом вопросе была локомотивом. Так по словам Пола Рид Смита во времена начала его деятельности гитары имели потолок цен – 1000 $. Это был такой психологический рубеж. Но Пол Смит никак не мог мириться с этим. «Почему саксофонисты за свой инструмент могут отдать 3-4 тысячи долларов, а гитаристы нет?» - думал он. В конечном итоге рубеж давно пройден и пройдя по выставке MusikMesse 2006, приходишь к выводу, что профессиональные гитары в среднем стоят от 3000 Евро. Новые модели PRS еще дороже – 5-6 тысяч Евро, а модели Private Stock (аналог фендеровского custom shop) улетают в космос, преодолевая физическое земное притяжение .(Цены доходят до 20-30 тыс. долларов). Российские гитаристы в своем большинстве не могут позволить себе такие гитары. Особенно при нашем музыкальном рынке, где для гитариста высшей точкой карьеры можно считать работу в аккомпанирующем составе звезды эстрады. Но жизнь не стоит на месте. И, как говорится, все начинается с мечты, а мечты часто сбываются…


Автор Дмитрий Малолетов