Чтобы дерево звучало…
Встреча с людьми, настоящими профессионалами своего дела всегда
интересна. Ведь эти люди, которые всю жизнь отдают искусству, творчеству,
работая по зову своего сердца, в процессе своей творческой жизни
накапливают много знаний, как умственных, так и духовных. Сегодня
мы встретимся с замечательным мастером Николаем Гусевым, одним из
лучших гитарных мастеров России. Да, создать звучащую гитару – настоящее
искусство, подлинное творчество! Как рождается это чудо, отчего
зависит звук гитары, что нужно сделать для того, чтобы дерево и
струны заставляли тревожить человеческую душу? Ответы на эти вопросы
вы найдете в этой статье.

Николай Гусев начал заниматься гитарами с 1990 года. До этого с
11 лет играл на классической гитаре, выступал в жанре авторской
песни на ведущих площадках страны. В 1986 году познакомился с гитарным
мастером В.М. Перфильевым и эта встреча перевернула его жизнь. Он
стал учеником этого мастера. Осенью 1991 собрал первый авторский
инструмент. С тех пор работает самостоятельно, имея собственную
мастерскую. За 15 лет сделал более 50 авторских гитар ручной работы,
а также отреставрировал тысячи серийных инструментов.
На его гитарах играют Сергей Никитин, Вадим и Валерий Мищуки, Виктор
Луферов, Наталья Дудкина, Лидия Чебоксарова, Андрей Козловский.
Сотрудничает с Олегом Митяевым, Олегом Газмановым и другими известными
музыкантами…
Николай в России всегда любили гитару. Это самый распространенный
музыкальный инструмент. Но почему же в нашей стране такие слабые
гитарные традиции?
В Росиии с традициями гитарных мастеров странная ситуация – их
практически нет.
Как-то не задалась у гитары судьба в нашей стране. В конце XIX начале
XX века активно развивалась семиструнная гитара, были мастера, мануфактуры,
но с революцией гитару объявили инструментом мещанским, потом непмановским,
и традиции мастеров, не успев толком сложиться, начали угасать –
кому ж охота потерять голову, играя на инструменте, вызывающем «классовые
ассоциации»?! И мастера тоже понемногу стали сходить «на нет». Известно
всего несколько имен того времени - Климов В.В. и два его сына,
еще авицкий Ф. – он как раз с начала 30 годов занимался развитием
испанской шестиструнной гитары.
Ситуация изменилась с приездом Андреаса Сеговьи во время войны в
Испании – он был представителем дружественных испанцев, борющихся
с фашизмом, и гитара, правда, уже 6 струнная, стала инструментом
романтическим и революционным. На этой гитаре стало можно играть,
ее начали делать. Мастеровых инструментов того периода (это где-то
с 1930 по 1960) встречается очень мало, что, видимо, отражает реальное
положение с мастерами в то время. Зато в это время огромное количество
струнных инструментов изготавливают бесчисленные спичечно-мебельно-лыжные
фабрики, а то и «производства трудовых колоний НКВД». Существовали
еще музыкальные мастера в Шихово, где делались практические любые
струнные инструменты, в том числе и гитары. Но особой специализации
там не было, и гитару обычно делал балалаечный или домровый мастер.
Где-то с начала 60-х годов появляется эта странная категория людей,
начинающих делать авторские инструменты. Это, как правило, бывшие
гитаристы, люди музыкальные и образованные. Начинать им приходилось
практически «с нуля» - и это очень длинный и тяжелый путь. Династий
как-то из этого не сложилось, и потому и по сей день не сложилось
и каких либо профессиональных традиций. В восьмидесятые годы была
предпринята попытка на «Московской экспериментальной фабрике музыкальных
инструментов» создать школу гитарных мастеров, были набраны люди,
было произведено два выпуска этой школы. Руководили этой школой
известные и заслуженные гитарные мастера В.М. Беатов и Ф.М Меренский.
Попытка удалась, и появилось некоторое количество мастеров, делавших
инструменты на достаточно высоком профессиональном уровне. К сожалению,
с наступлением «нового времени» подавляющее большинство их перестало
заниматься профессиональной деятельностью.
И как тогда теперь обстоит дело с количеством мастеров?
Мастеров по акустическим и классическим гитарам немного. Иное дело
– электрогитары. Сейчас в России довольно много очень неплохих,
а то и высококлассных мастеров по изготовлению таких инструментов.
И это не обязательно молодые ребята. Ведь потребность появилась
также в середине 60-х годов, и многие, кто тогда «на коленке» придумывал
и копировал заграничные фирменные инструменты, выросли в серьезных
высококлассных мастеров.
Так что, в акустических гитарах потребность меньше?
Ни в коем случае! Просто сделать акустику профессионального уровня
– работа гораздо более сложная. Ведь наше дело состоит из двух составляющих.
Первое – это владение ремеслом, совершенным умением воплотить задуманное.
И в изготовлении электрогитар – это основное и совершенно необходимое
дело. Дальше очень многое зависит от оснастки инструмента, качества
фурнитуры и датчиков. И, конечно от качества древесины – но в меньшей
степени, чем в акустике. Электрогитара с достаточно выдержанным
и правильно распиленным деревом уже дает великолепный результат.
Другое дело – акустика. Тут мастеру мало владеть ремеслом. После
овладения профессией начинается самое сложное и непонятное. Ты знаешь
и умеешь, как сделать «технически». Но инструмент же должен еще
и зазвучать! Сам по себе, никаких ручек и усилителей. Я первые годы
работы ни про что, кроме гитар и того, как сделать их звучащими
не думал, не разговаривал и даже снов других не видел. То есть дальше
– только опыт. Понять материал, из которого ты делаешь данную гитару,
почувствовать соотношения толщин верхней и нижней дек – это передать
ученику, увы, невозможно. Видимо, мне повезло, мой учитель, Валентин
Митрофанович Перфильев, смог не только передать мне ремесло, но
и ему удалось научить меня думать в нужную сторону.
А как же тогда серийные, фирменные инструменты? Ведь есть
гитары совершенно потрясающего звучания?
Безусловно! Если гитара сделана мастером – это ни в коем случае
не является гарантией ее качества и великолепного звучания. Судят
всегда не процесс, а результат. То же самое справедливо и по отношению
к «фирмЕ» - магические слова «Gibson» или «Martin» не могут заставить
инструмент зазвучать волшебным образом. Но вообще, опыт таких уважаемых
фирм не может не вызывать глубокого уважения и изучения. Я, пожалуй,
не знаю ни одной гитарной фирмы старше, чем «Martin» . 1833 год!
Да в это время еще классическая гитара не сформировалась, как современный
инструмент!
Конечно, и киты этого бизнеса делают гитары очень разного качества
изготовления и звучания. Разные ценовые категории. Ведь сделать
хорошую акустическую гитару, кроме того, что сложно, еще и очень
недешево. И на самых дорогих инструментах на изготовлении сидят
мастера, которые делают гитару от самого начала, от выбора материала,
до последнего касания и установки струн. На инструментах чуть подешевле
– мастер ведет строгий контроль за отбором материала и качеством
работы квалифицированных рабочих. На совсем серийных – это больше
всего напоминает конвейер. Но и тут происходит строгий контроль
качества.
Знаешь, часто спашивают о «секретах мастерства», «тайнах лаков»
и прочем романтической чепухе, окружающей изготовление музыкальных
инструментов. Я придумал такую формулировку – «изготовление гитары
– это секрет 1000 мелочей».
Существуют некие средние параметры в конструкции гитар для толщин
и прочих тонкостей. И если соблюсти только все эти «тысячи мелочей»
- правильно заготовить дерево, правильно его распилить, правильно
изготовить все детали будущей гитары, правильно собрать, и т.д.
и т.п. - то получится уже очень хороший инструмент. И, понятное
дело, что массовое производство просто не сможет все это соблюсти.
Потому и существуют ценовые категории.
Расскажи о дереве, о его заготовке - ведь это тоже какой-то
очень непростой процесс?
Да… Дерево – это наша, российских мастеров, огромная проблема…
В теории так: - профессионалы отбирают дерево еще на стадии вырубки,
и после этого его годами выдерживают, постепенно распиливая на массивы,
которые приближаются к размерам будущих заготовок. Никакой искусственной
сушки, несколько лет оно лежит под навесом, потом перебирается в
закрытые склады, и так и сохнет. Минимальный срок (в идеале) – 10
лет. Чем больше, тем лучше. Конечно, это процесс дорогостоящий –
дерево лежит, денег не приносит, а ты платишь за склады, рабочим,
и так далее. Конечно, у музыкальных фирм, существующих веками, эта
проблема решена, у них все свое и каждый год они закладывают новые
запасы. Есть так же фирмы, занимающиеся сугубо заготовками дерева.
И материал там очень разный – искусственная сушка по современным
технологиям – достаточно дешев, естественной сушки и десятилетия
выдержки – очень дорогой.
А какие породы дерева применяются в вашей работе?
Перечень не очень велик. Верхняя дека – ель, канадский кедр. Елей
много разновидностей, и, как ни удивительно, ареал произрастания
ели с самой высокой акустической константой находится у нас под
Вологдой. Сейчас из нее успешно делают вагонку, плинтуса, и другие
полезные вещи.
Корпус гитары – палисандр, клен, орех, красное дерево. Для «классики»
традиционен только палисандр, остальные породы как бы заменители.
Для гитар «western» используются все эти породы, и зачастую бывает,
что кленовая гитара даже дороже, чем палисандровая.
Гриф – красное дерево, орех. Накладка на грифе – черное дерево или
палисандр.
Как видно из названий, у нас растет только ель и клен. Но так как
отсутствует в России такая тема, как заготовка музыкальной древесины,
то остается только заказывать все это на Западе.
Ну, а какие тенденции ты видишь в современном гитаростоении?
Тенденции… Разные. Первое – качество инструментов стало неизмеримо
выше. С приходом на рынок фирменных гитар стало уже как-то неудобно
говорить, что, мол, гитара моя выглядит плохонько, и сделана кривовато,
зато она звучит лучше всех… Да и информация появилась в огромном
количестве, пусть у нас нет Школы, но в других-то странах она есть!
И не одна. Да и конкурировать с «фирмОй» оказалось не так уж сложно
– по-настоящему дорогие инструменты приезжают редко – оно и понятно,
не у всякого музыканта есть 5-10 тысяч долларов для покупки такого
раритета. А что до класса «до 5 тысяч долларов» - мы вполне справляемся.
Тем более что стоимость российских гитар в два и более раз меньше.
Так что конкуренция тут на уровне «брендов» - что выбрать «Gibson»
или Николай Гусев?
Второе – сейчас практически все акустические инструменты просят
оснащать какой-либо электроникой. Даже классику. Да, в студийной
работе, конечно, все пишут через микрофон, но в концертной практике
гораздо удобнее пользоваться электронной системой съема звука. И
даже тут у нас есть свои мастера – ведущие фирмы по изготовлению
пикапов, как выясняется, отчаянно экономят на элементной базе. И
если «апгрейдить» фирменный датчик более дорогими микросхемами,
или сделать свой, то результат получается превосходный.
Ну, и третье – это как разнее не очень веселое. Когда я начинал
заниматься «гитаростроением», было огромное количество молодых ребят,
кто «горел» этим делом, придумывали, экспериментировали, работали…
Сейчас, увы, ситуация совершенно обратная. За последние 15 лет количество
мастеров уменьшилось, боюсь, раз в 10… И новых не появляется. Говорю
про акустические гитары – как я уже сказал, ситуация с «электро»
совсем обратная. Виной тому и сложность этого ремесла, и отсутствие
каких-либо условий – мастерских, обучения, дерева, в конце концов…
Даже в старые времена был в ходу анекдот: «что такой радостный?
– Гитару продал! - И чего? – Материала куплю!»
Некоторые музыканты сетуют на дороговизну мастеровых гитар. Но с
бизнесменами разговор повторяется обычно слово в слово: «Сколько
у вас стоит гитара? – Полторы тысячи у.е. (в глазах появляется уважение,
тон меняется) – И сколько в месяц? Надо сказать, что после ответа
на этот вопрос уважение пропадает, тон меняется на соболезнующий…
«Ну, это не бизнес… Увы… Не бизнес.» Одна гитара делается от полутора
до двух с половиной месяцев. И по другому нереально. Ясное дело,
что это не сильно выгодно, делать новые инструменты. На ремонте
и реставрации мастер за то же самое время зарабатывает в два-три
раза большие деньги. Так собственно и выживают
Новые инструменты интересно делать под какого-то конкретного музыканта,
творчество которого тебе симпатично.
Кто из музыкантов играет на твоих гитарах?
Много разных, всех не перечислишь… В свое время я очень увлекался
авторской песней, даже сам выступал в этом жанре, на серьезных площадках,
типа Театра Эстрады, к/з Росиия… Поэтому многие известные в этом
жанре люди играют на моих инструментах – Сергей Никитин, Вадим и
Валерий Мищуки, Виктор Луферов, Наталья Дудкина, Лидия Чебоксарова…
Андрей Козловский играет на гитаре western моей работы. Постоянно
занимаюсь гитарами – ремонтирую, привожу в порядок у Олега Митяева,
Олега Газманова… Все струнные инструменты группы «ГрассМейстер»
постоянно проходят через мою мастерскую. С Андреем Шепелевым мы
сейчас совместно делаем «Dobro» - его и моя голова, мои руки.
Есть в этом деле, конечно, и большое счастье. Когда ты слышишь музыку,
которую классные музыканты играют на сделанных твоими руками инструментах
– это очень здорово. Тут уже не до размышлений – выгодно-невыгодно,
тяжело-легко…. Сразу понятно зачем и для чего ты работаешь.
Беседовал Дмитрий Малолетов
|