Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Как настроить гитару?


Многие гитаристы, прочитав название статьи, могут удивиться. Настроить гитару очень просто это могут делать даже дети, которые осваивают настройку на первом занятии в любом сельском гитарном кружке. Тем более при современных технологиях, когда есть тюнер не требующий тонкого слуха. Однако занимаясь гитарой, особенно электрогритарой более глубоко каждый музыкант постоянно сталкивается с проблемой строя, особенно на гитарах оборудованных системами тремоло. Несколько движений рычагом и надо настраивать гитару. Даже не трогая так называемый «вибратор», гитара расстраивается при «подтяжках», так как при выполнении этого приема постоянно изменяется нагрузка на пружины, которые далеко не всегда возвращаются в исходное уравновешенное состояние. Отчасти спасает система с зажимами струн Original Floyd Rose , которая имеет жесткие зажимы с двух сторон. Однако данная система не всегда удобна: тяжела в настройке в условиях концерта и установке струн, и по мнению многих влияет на звук не в лучшую сторону.

Занимаясь проблемой поиска гитары держащей строй, я пришел к выводу, что придется отказаться от «плавающих» систем вовсе или принимать все как есть. Что делать, надо чем-то жертвовать… Так на своем стратокастере я просто установил заглушку, которая навечно зажимает «вибратор» в одном статичном положении. Жить стало полегче, особенно на концертах… Но потеря особых красок, которые дает тремоло, особенно слушая Джефф Бэка, Скотта Хендерсона все равно наталкивает мысль на преодоление конструктивных недостатков и поиска решения этой задачи. Так начинается новый виток познания тайны гитарного строя. Наверное эта спираль раскручивалась бы до бесконечности, если бы не человек, который сумел решить комплексную задачу. Имя его пока не известно, так что наш журнал первый информационный носитель, кто берет у этого изобретателя интервью. Особенно приятно, что это человек наш соотечественник.

Многие могут подумать, что конструкция механизмов, отвечающих за строй гитары уже настолько изучена и освоена многими поколениями гитаристов и конструкторов, что добавить к этому уже нечего. В этой статье вы познакомитесь с изобретателем, Алексеем Хромовым, который разработал и усовершенствовал, как он говорит, три зоны, влияющих на строй гитары – механизм тремоло, передний порожек и колки.
Десятилетия проведенные над изучением и решением задач гитарного строя привели к тому, что Александр Хромов обладает просто энциклопедическими знаниями в области гитарной механики, и всех факторов влияющих на строй гитары.

Инженер-конструктор, имеющий авторские разработки в оборонной промышленности и в то же время дипломированный профессиональный гитарист, стоявший у самых истоков советского рока (еще в середине 60-х) Александр Хромов, благодаря уникальному сочетанию, в конечном итоге создал такие механические системы для гитары, которые без сомнения войдут в арсенал гитар будущего. Я постарался взять интервью, стараясь всячески избежать сложных инженерных терминов, непонятных большинству гитаристов.
Итак, на вопросы IN/OUT отвечает Александр Хромов, который сам расскажет о своих изобретениях.


Александр Евгеньевич Хромов. Увлекся гитарой с 14 летнего возраста. В 1966 году как лидер-гитарист вошел в состав группы "Ангелы", одной из первых рок групп СССР.
С 1967 по 1982 год учился в Московском Станкоинструментальном Институте СТАНКИН. Получил диплом инженера механика. (Интересный факт. Учился на одном курсе и факультете
в параллельных группах с Фрадковым Михаилом Ефимовичем, который стал нашим премьер министром.) Одновременно с учебой в институте играл в группе "Черные гитары". Несколько лет в начале 70-х годов играл вместе с Алексеем Глызиным, Анатолием Шуваевым . В 1988 году окончил эстрадное отделение Училища им.Гнесиных по классу гитара, электрогитара. Педагоги Андрей.Гарин, Геннадий Шилин.
В 1990 Вместе со своей рок группой снялся в фильме "Привал Странников".
Долгое время занимается разработкой новых систем гитарной механики. Имеет патенты на изобретения.

  • Александр почему Вы занялись проблемой разработки гитарной механики, с чего вообще все началось ?

Видимо сказался личный опыт игры на разных инструментах, общение со многими гитаристами и конечно посещение "живых концертов", где часто видел мучения музыкантов, постоянно настраивающих свои гитары. Стоит наверное рассказать немного о своем опыте общения с электрогитарами.
Моя первая электрогитара была немецкая эстрадная акустика, купленная в 1965 г. за 45 р. , на которую я поставил советский звукосниматель за 7 р, и струны "АТЛАНТИК" за трешку, купленные у спекулянтов на "Нигле". (Конечно, для молодых гитаристов, которые не знают прелестей социалистического периода, стоит пояснить, что в 1965-м году гитары, звукосниматели, струны были просто роскошью. В условиях жуткого дефицита купить современное по тем временам фирменное музыкальное оборудование не было никакой возможности. Единственно, что иногда появлялось на музыкальном рынке в очень ограниченном количестве это инструменты социалистических стран (ГДР, Чехия (ЧССР), которые можно было купить только в определенных точках (возле музыкального магазина на Неглинной улице), у спекулянтов-фарцовщиков.
Примечание Д.М.»

Эта гитара была без механизма тремоло, а струны "Атлантик" были очень толстые, сильно натянуты. Проблем со строем этой гитары не было. Но мне хотелось иметь " доску", как у "Теней" Клиффа Ричарда. Я купил за 60 р, как мне тогда казалось, крутой самопал - черную рогатую доску с двумя датчиками, но без струн. А когда поставил струны гриф изогнулся, словно лук. Оказалось, что в грифе не было анкера. В те годы еще не все знали про анкер. В том числе и некоторые мастера- изготовители самопалов. Пришлось вернуть эту доску. С тех пор, кстати, я с самопалами не связывался. Но этот опыт не прошел бесследно, я сделал вывод - нельзя играть на гитаре у которой «мягкая конструкция».

Первой надежной рабочей гитарой стала немецкая Этерна, Пока пользовался толстыми струнами даже качалка работала и строй кое как держался. Но после перехода на более тонкие струны строй куда-то испарился. Пришлось наглухо заклинить механизм тремоло. Потом у меня появился японский «реккен –беккер». Хоть у него было и два анкера в грифе, но качалку пришлось заклинить после первого дня работы. Потом я перешел на гитары без «качалок» дешевенькие лицензионные «лэс полы». Со строем проблем стало меньше. Гитарой, которая полностью держала строй для меня оказался «лэс пол» стандарт красного дерева с колками «гровер». Наконец-то проблем со строем не стало. Единственное слабое место этих гитар - передний порожек. Со временем он
продавливается и тогда гитару просто невозможно отстроить. Также пробовал Фендер Мустанг. Дерево шикарное, мензура маленькая, но «качалку» трогать не рекомендуется. «Фендер Стратокастер» новый потребовал не мало усилий что бы его привести в чувство. После подпилки переднего порожка, снятия струн со скоб на головке грифа (ретейнеров), графита, смазки укрепления скобы с крючками для пружин стало возможно пользоваться машинкой но очень осторожно.

Запомнился концерт Владимира Кузьмина где-то в году 89-м. Володя играл на стратокастере ... После каждой песни капитальная подстройка . Чуть посильнее качнет рычагом - нестроюха тут как тут. Наверное половину всех своих сил в концерте Володя потратил на подстройку своей гитары.

А вот совсем свежий пример: юбилейный " живой" концерт Тома Джонса. Смотрю за гитаристом. Играет на стратокастере. После каждой песни пальцы крутят колки, голова вниз, глаза на тюнер. Сплошное мучение. (Кто был на концерте Скотта Хендерсона могли обратить внимание на то, что после каждой вещи этот музыкант делает паузу, доходящую до пяти минут, которое уходило на настройку гитары. Причина в том, что он активно пользуется «рычагом». Что ж лучше потерять динамику концерта, чем играть на расстроенной гитаре… Прим.-Д.М.)

Вот и стал я задумываться, а можно ли сделать гитару с механизмом тремоло, которая будет держать строй?
В это время стали появляться первые «стейнбергеры» (патент США № 4704 936) без головки грифа, новые системы тремоло с микроподстройкой. Я стал ездить в Библиотеку института патентной экспертизы на Бережковскую Набережную. Изучил все патенты на тему «качалок».

Это довольно большой раздел класс G10. А класс G10D это подкласс качалок и фиксаторов строя, американцы называют их стабилизаторы строя гитары. Надо сказать, что все известные у нас железки для гитар ЗАПАТЕНТОВАНЫ. Запатентовано буквально ВСЕ! Колки, механизмы тремоло (качалки по нашему). Особенно любят патентовать все и вся американцы. Мы смотрим на стандаотный «лэс пол»,
а это оказывается куча патентов. Мы смотрим на стратокастер - сплошные патенты. Даже подставка под гитару, и та запатентована.

Удивило меня, что тему фиксации строя начал разрабатывать еще сам Флойд Д. Ройс. Его патент США№ 4 555 970 аж 1985 года, представляет собой подпружиненный упор нижней части рычага. Но эта конструкция Флойда Д.Ройса так и не получила распространения. А вот патент США №4 549 461 Флойда Д Ройса получил всемирную известность. Это патент на конструкцию механизма тремоло известного нам как "Флойд." Выдан он в октябре 1985 года...Некий Вильям Сарриколла получил патент США № 4 823 669 на ту же тему - стабилизация строя. Конструкция до неприличия топорная -подпружиненный болт с опорой на нижнюю часть качалки, рядом с пружинами.
Я изучил большое количество патентов на эту тему, но лишь один мне понравился. Это патент США №4 928 564 Девида Борисоффа из Калифорнии.
Это патент на фиксатор строя, который помогает сохранять строй при пользовании качалкой. Даже фирма Фендер стала его использовать на стратокастерах. Фиксатор ставится вместо центральной пружины. Однако гитаристы не очень его полюбили. Не удобно пользоваться, да и сама схема этого стабилизатора не жесткая. Эффект есть, но совсем небольшой...

Перебрав всю имеющуюся информацию на эту тему, стал конструировать собственную систему фиксации строя. Работал над зоной механизма тремоло (качалка) и зоной колков. Семь лет я работал после института конструктором. Мне легко читать и создавать чертежи, поэтому свои идеи
воплотил в заявки на изобретения, которые я и подал в институт патентной экспертизы.
Надо сказать что оформление заявок на изобретения очень хлопотная работа, требующая много времени.
Спустя два года мне выдали патент на изобретение № 2008725 " Фиксатор строя механизма тремоло"
Спустя еще два года выдали патент на Изобретение №2063575 "Колок для струнного музыкального инструмента". Таким образом мои труды увенчались большим успехом. В Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Токио и т.д. с моими разработками могут ознакомиться все кто занимается разработкой или усовершенствованием гитарной механики.

  • В чем Вы видите основную проблему строя на гитарах с вибрато?

Я бы начал со струн. Редко, но бывает, что новые струны не строят. Это заводской брак -неравномерное сечение по длине. Также изношенные струны не позволяют сделать точную отстройку.
Часто музыканты говорят: "Мои струны вытянулись поэтому не строят". Это не так. Струны просто износились. Трение о лады и пальцы сделало свое дело. И грязь от пальцев налипла и забилась между витками канители. Также влияет толщина струн. Чем тоньше струны, тем тяжелее отстроить гитару.

На гитарах с системой тремоло причин "нестроюхи "достаточно много. Рассмотрим кинематическую схему самой распространенной качалки типа стратокастер... Это качающийся рычаг с опорой на точку. На одном конце рычага усилие от натянутых струн на другом усилие растянутых пружин. После настройки система находится в равновесии. Давим рычаг вниз. Струны ослабли пружины растянулись. Отпустили рычаг - качалка как нам кажется должна возвратиться в исходное положение. Но даже теоретически этого не может быть. Ведь система не симметрична. С одной стороны пружины без точек трения, с другой – струны с тремя, а то и с четырьмя ( если струны на головке грифа под ретейнерами) точками трения. Первая точка трения сама секция качалки (кобылка). Вторая точка трения передний порожек . Третья - ретейнер.. Четвертая- сама ось колка. При нажатии рычага вниз из за упругой деформации происходит проскальзывание струны в этих точках, а на ось колка происходит подмотка струны. После отпускания рычага возврат в исходное положение не происходит. Мешают описанные выше силы трения. Струны начинает завышать. А чтобы как то сгладить это завышение надо еще раз дернуть рычаг вверх.

Произойдет проскальзывание в точках трения струны и строй улучшиться. Самое слабое место это передний порожек, в котором из за неправильной формы канавок трение усиливаться, а из за износа канавок гитару иногда просто вообще невозможно отстроить. Поэтому применяют графитовую смазку для канавок и других узлов трения. Таким образом, трение главный враг хорошего строя на гитарах с системами тремоло. Но кроме трения есть еще и пластическая деформация струн в местах перегиба. Опять это передний порожек особенно роликовый, где при скольжении струн место где происходит пластическая деформация тоже перемещается. Со временем происходит так называемый наклеп и струна рвется. Вот это в самых общих чертах…

  • Что же делать? Есть ли какие-либо методы улучшения строя?

Если допустить, что гитара без заводских дефектов, струны в порядке, колки надежные, линия грифа в норме и лады правильно посажены, высота струн над грифом и мензура отлажены, передний порожек не продавлен ну и т. д. и т. п., то все равно остаются трение и пластическая деформация.

Как выше сказано -главный враг трение. Потом пластическая деформация. Надо постараться от них избавиться. Способы есть. Та же смазка точек трения. Кроме этого надо постараться сделать минимум перегиба струн на переднем порожке. Лучше обойтись без ретейнеров или ставить роликовые. Старайтесь не использовать очень тонкие струны. А новые струны подвергните процедуре предварительной растяжки на стенде усилием на 50% больше номинального. это обеспечивает хорошую облагаемость петельки колечка. И струны быстрее поймают строй. Если во время качания рычагом слышно в грифе легкое потрескивание зто говорит о том что он не правильно отрегулирован. Надо несколько раз отпустить и затянуть гайку анкера. Если это не помогает значит гриф сделан не качественно. Но это дефект второстепенный.
Еще советую укрепить скобу за которую цепляются пружины. Это делается при помощи специально изготовленных по размеру зазора втулок. Это дает дополнительную жесткость конструкции и положительно влияет не только на строй, но и на звук.

Останавливаясь на общих тенденциях преодоления" нестроюхи", видим тенденцию усиления жесткости конструкции, появление новых конструкций гитар с роликовыми порожками, с зажимами струн на переднем и задних порожках, чтобы избежать точек трения, усиление конструкции колков, новые более продвинутые системы тремоло. Все это одного поля ягоды. Но все равно остаются факторы которые препятствую появлению идеально строящей гитары.

  • В чем смысл и новизна твоих изобретений? Как они работают?

Немного забегая вперед, скажу что сейчас главное для меня сделать плавающий передний порожек. Конструктивно продумано несколько схем плавающего переднего порожка ... Опираясь на него,
струны во время пользованием рычагом тремоло совершенно не будут тереться, как в обычном порожке, и не будет пластической деформации как в роликовых порожках. Это дело ближайших недель. Как только я получу приоритет ( а он выдается с момента подачи заявки на изобретение),
преступлю к его изготовление и испытанию.

Теперь отвечаю на вопрос. Смысл изобретений в поддержании строя гитар, оборудованных механизмом тремоло.
Формула моего первого изобретения (Патент Р.Ф. № 2008725) дословно следующая ":Фиксатор строя механизма тремоло струнного музыкального инструмента, содержащий установленный на корпусе инструмента с возможностью изменения натяжения струн для выполнения тремоло рычаг, одно из плеч которого установлено с возможностью взаимодействия с одним концом подпружиненной в продольном направлении оси, пружина которой установлена с возможностью изменения натяжения, отличается тем, что он имеет установленный на корпусе стопорный болт и соосно установленные на оси, коаксиально один относительно другого и подпружиненные в продольном направлении с возможностью регулировки перемещения цилиндр и рюмкообразный кожух, при этом другой конец подпружиненной оси установлен с возможностью упора в корпус инструмента, а стопорный болт установлен с возможностью фиксации перемещения рюмкообразного кожуха." Весело звучит не правда ли? Проще говоря это металлическая палочка, которую можно растянуть или сжать приложив определенное усилие, но потом она все равно примет первоначальный размер, кроме этого она может менять свою длину после ослабления цангового зажима.

Еще проще говоря, этот фиксатор возвращает систему в исходное положение с предельной точностью. Нет зазоров нет люфтов благодаря конструктивному решению. Ставится фиксатор строя вместо центральной пружины. Гитара, оборудованная моим фиксатором внешне с фронта не отличается от серийных.. А вот с задней стороны гитары есть маленькое отличие. Над пластмассовой накладкой, закрывающей пружины механизма тремоло, почти в одной плоскости с ней имеется небольшое, как его я зову, ушко формой полукруга ( похожее на заводную ручку старых механических будильников). Когда играешь на гитаре оно совсем не мешает, его не чувствуешь. А когда надо капитально настраивать гитару, например, во время замены струн, то приподнимаешь его ноготком, и крутишь против часовой стрелки где-то на пол оборота. После этого фиксатор строя перестает действовать, а если повернуть ушко по часовой стрелке и тем самым затянуть винт включения фиксатора в работу - фиксатор снова действует.

Проще говоря, фиксатор установлен в качалку вместо центральной пружины, ушко не затянуто - это обычный серийный вариант гитары. А если ушко повернуть по часовой, то есть затянуть винт включения фиксатора в работу, то не меняя высоты звучания струн фиксатор сразу в работе. Строй гитары при этом не меняется совсем.

То есть хочешь играть без фиксатор, как на серийном инструменте, ослабь винт (поверни ушко на пол оборота против часовой). Хочешь играть с фиксатором - затяни винт (то есть поверни ушко по часовой на пол оборота),а качалка все равно работает в обе стороны.

Но можно поставить фиксатор без выступающего над пластмассовой накладкой ушка. Некоторые гитаристы предпочитают снимать заднюю пластмассовую накладку. В этом случае ушко не выступает за заднюю плоскость корпуса гитары.
Сама конструкция фиксатора крайне надежна не требует обслуживания. Она легко устанавливается на любой инструмент, также легко снимается, не требуется переделки механизма тремоло.
Фиксатор ставится вместо центральной пружины механизма тремоло.
Вот некоторые преимущества игры на гитаре ,оборудованной моим фиксатором строя. Повышается сустейн, за счет жесткой связки системы тремоло с корпусом гитары. Или, например, тянешь третью струну 5-й лад от до к ре, а ре на второй которая тоже звучит в этот момент абсолютно не понижается (как в любой из существующих качалок не оборудованных фиксатором строя.) А качалкой в этот момент можешь работать в обе стороны.
Подтяжки гораздо легче выполнять - надо меньше тянуть струну, чем без фиксатора. Попробуйте, например, на третьей струне 12-й лад взять соль. Дотяните эту соль до ля (уж не говоря о ля диез и си) и при этом на второй мизинчиком возьмите нотку ДО на 13 м ладу. Послушайте это до .Оно понизиться примерно на четверть тона.(Это ,конечно если ваша гитара оборудована механизмом тремоло без фиксатора.) А при включенном фиксаторе, это до совсем не понизиться. Однако повторяю при включенном фиксаторе качалкой при этом можно пользоваться в любой момент в две стороны.
Даже при обрыве одной из струн, если фиксатор настроен с определенной жесткостью, строй катастрофически не плывет. Можно доиграть композицию на оставшихся струнах. А это важно на живом концерте.
Таким образом, оборудовав гитару фиксатором, гитарист ровным счетом ничего не теряет, только приобретает дополнительные возможности – более стабильную систему тремоло. Тем самым он избавляет себя от мучений с настройкой гитары при использовании тремоло. Это, кстати, отражается и на стиле игры, - музыкант уже играет более раскованно, не думая постоянно о последствиях своих действий рычагом.

Смысл второго изобретения в том, что благодаря ему не происходит подмотка струны на ось колка во время ослабления струн рычагом тремоло и не происходит вытяжка струны с оси во время натяжения струн рычагом тремоло.
Формула второго изобретения патент Р.Ф №2063575 такая:" Колок для струнного музыкального инструмента, поперечное сечение которого в месте намотки струны выполнено в виде сопряженных между собой скругленного рабочего участка и направляющего участка, отличается тем что направляющий участок выполнен прямолинейно". Проще говоря, струна по оси колка не скользит при ослаблении струн рычагом тремоло и при натяжении струн рычагом тремоло. Причем менять колок вам нет необходимости.
Любой колок, Шаллер, Гровер или другие, разбираются за 1 минуту. Родные оси снимаются, новые ставятся. Вот и все… В любой момент можно поставить все обратно и получить «родные» колки.

Таким образом, решена проблема трения в месте намотки струны на ось колка и решена проблема возврата самого механизма тремоло в исходное положение с предельной точностью.
Остается только передний порожек. Но я уже говорил конструктивно все решено. Осталось подать заявки и получить приоритет.
Таким образом, три зоны влияющие на строй – новые системы колков, плавающий передний порожек и стабилизатор вибрато практически полностью решают проблему строя гитары.

  • Насколько сложны в изготовлении твои запатентованные конструкции?

Фиксатор строя и ось колка может легко изготовить токарь средней квалификации. А провести сборку и наладить его работоспособность и установить на инструмент лучше под моим присмотром, чтобы достичь наилучших характеристик его работы. Ведь точность работы фиксатора исчисляется микронами.

  • На какие типы гитар можно их устанавливать?

Устанавливать данный фиксатор можно на гитары, оборудованные системами тремоло типа стратокастер, флойд ройс и другие...Кстати, если на флойды поставить фиксатор строя моей конструкции, который будет отрегулирован на минимально разумное усилие, пропадет" плавучесть" строя от изменения положения гитары. Лучше будет держаться строй. Мою запатентованную ось колка имеет смысл установить на любые гитары, кроме гитар с зажимами струн на переднем порожке. Даже на гитары без качалок имеет смысл установить новые оси колка. Строй станет более надежным.
Хочется особо уделить внимание, что при установке моих изобретений на гитару что-то выпиливать или что -то долбить в корпусе гитары совершенно не требуется. Все механизмы взаимозаменяемы. Но сама установка требует знание некоторых технологических тонкостей.

  • Да, очень интересно. Каковы Ваши дальнейшие планы?

Планирую в ближайшее время следующее:
Сначала подать семь заявок на изобретения. Все на гитарную тему.
«Плавающий передний порожек" (несколько конструкций в одной заявке) , фиксатор строя (новая более простая конструкция, чем у моего первого фиксатора. Это не как замена ему, а некое дополнение. Смысл в том, что фиксатор позволяет регулировать силу сжатия пружин, что способствует точной подгонки фиксатора под требования гитариста).
3 заявка - фиксатор строя для барабанных механизмов тремоло типа гибсон полуакустик с рычагом, который в народе зовут ложкой. Традиционно эти гитары очень плохо держат строй при использовании данного вида тремоло. Сам механизм при этом почти не изменит внешний вид гитары, только к барабану добавиться маленький выступ, в котором будет находиться барашек включения -выключения этого фиксатора в работу и сам фиксатор. То есть затянул барашек - фиксатор в работе, а рычаг работает в обе стороны, отпустил барашек фиксатор отключен, гитара как и была, фиксатора словно и нет.

Также готовлю заявки на изобретения новых колков. Колок с осью специальной формы, которая позволяет лучше сохранять строй, колок со специальным покрытием, которое также повышает эффективность работы. Работаю над созданием связующих пластин группы колков, позволяющие достичь большей стабильности строя. Кроме этого готовлю заявку на изобретение специального стенда для предварительной растяжки новых струн, что позволяет улучшить настроечные характеристики.
Конструктивно все заявки продуманы. Осталось провести рутинную работу - сделать чертежи, написать сопроводительные тексты к заявкам.

После этого поработаю над новой конструкцией самого механизма тремоло. Кое какие задумки есть но, на все, как говориться, воля Божья.

  • Александр! Большое спасибо за интервью. Я думаю, что Ваши изобретения уже в скором будущем войдут в технический арсенал всех гитаристов. Ведь тема эта очень актуальна… Хочется пожелать Вам успехов в работе, здоровья, личного счастья, а главное, чтобы Ваши идеи скорее воплотились в жизнь.

Пользуясь случаем передаю всем моим друзьям и знакомым, а так же всем прочитавшем эту статью пожелания здоровья и всех благ. Для всех гитаристов, мастеров -производителей гитар, любителей гитары, я открыт к сотрудничеству. Более подробно о моих изобретениях смотрите на сайте www.guitar-club.ru

Беседовал Дмитрий Малолетов