Цифровые процессоры для бас-гитары.
Дмитрий Малолетов
Для многих рядовых слушателей бас-гитара ассоциируется с ансамблевым,
чисто аккомпанирующим инструментом. Хотя еще в традиционном джазе
контрабасу (и даже тубе в диксилендах) давали возможность поиграть
пару квадратов соло, все же основная функция этого инструмента –
ритмично «держать» гармонию. Но постепенно бас-гитаристы довели
исполнительскую технику до таких высот, что стали записывать пластинки
соло, где бас-гитара самодостаточно звучит без участия других инструментов.
Эволюция исполнительских приемов, рост мастерства, развитие устройств
обработки звука – все эти факторы превратили бас-гитаристов в полноценных
солистов.
Традиционно звук бас-гитары формируют по принципу: инструмент –
усилитель – микрофон/линия. Соответственно звук будет зависеть от
качества самого инструмента, усилителя, кабинета и, конечно, рук
музыканта. Сама схема звукоформирования бас-гитары не меняется уже
пол века, развиваются только технологии производства басовых усилителей,
динамиков, инструментов… Так как бас-гитара это по сути та же гитара,
продвинутые бас-гитаристы стремились использовать различные гитарные
«примочки» для расширения звуковой палитры инструмента. Так продолжалось
до тех пор, пока в музыкальную индустрию стремительно не ворвались
цифровые технологии. Бас-гитаристы наверное остались самым консервативным
классом. Так «клавишники» уже забыли о звучании аналоговых синтезаторов,
многие гитаристы также перешли на цифровые процессоры. Но что касается
бас-гитары, то здесь музыканты не спешат променять свой ламповый
усилитель на «мыльницу», съедающую, по их мнению, половину спектра
звука баса.
Рассмотрим, к примеру схему подключения бас-гитары одного из самых
выдающихся бас-гитаристов современности Виктора Вутена (Victor Lemonte
Wooten).
-


Традиционно этот бас-гитарист – новатор использует инструменты
Fodera. Кстати, гитары ему делает и наш соотечественник, один из
лучших мастеров этой знаменитой фирмы – Вадим Медведь. Так как Виктор
использует в концерте множество различных гитар, он использует для
коммутации пульт Alesis Studio 12R mixer включенный в усилитель
Ampeg SVT-4 Pro amplifier. В разрыв подключается Alesis MIDIVerb
4 и другие «примочки». Кабинеты используются той же фирмы Ampeg
BXT-410HL и BXT-115HL. В целом схема довольно классическая, которая
косвенно говорит о том, что весь звук у музыканта «в руках». На
самом деле, слушая две последние пластинки, приходишь к выводу,
что не все так просто. Как, например, он записывает сольную многоголосную
композицию, где струны разбросаны по панораме? Это убеждает, что
Виктор Вутен постоянно экспериментирует со звуком, ищет новые приемы
и способы реализации своих творческих замыслов. Ни один бас-гитарист,
который претендует на роль солиста, не может стоять в стороне от
технического прогресса и полностью замкнуться только в инструменте
и исполнительской технике. Ведь именно этот прогресс, рождая новое
оборудование и технологии, предоставляет дополнительный инструментарий,
на котором строится музыкальная ткань.
Цифровые технологии развиваются очень высокими темпами и дошли до
уровня, который позволили цифровым процессорам если не конкурировать
с аналоговой техникой, то входить как составной элемент в общую
схему формирования звука бас-гитары. Я думаю, что не за горами то
время, когда цифровая техника победит аналоговую. Самым большим
преимуществом цифрового процессора относительно аналогового усилителя
является то, что цифровое устройство изначально предназначено для
подключения бас-гитары в линию. Хотя ламповые басовые усилители
тоже неплохо звучат при таком включении, все же для лучшего аналогового
звука целесообразно использовать кабинет и микрофон. Так, в домашней
компьютерной студии, имея цифровой процессор, бас-гитарист может
записывать качественные партии, не мешая жить соседям. Еще одним
преимуществом «цифры» является расширение звуковой палитры за счет
эффектов, причем управляемых в реальном времени. Эксперименты с
эффектами дают свои плоды, в виде интересных «фишек», необычных
звуковых находок, которые расширяют спектр выразительных средств
инструмента. Таким образом, цифровой процессор, создавая такое удобство
при формировании звука бас-гитары, становится вещью довольно полезной
и перспективной. Помимо использования процессора в студии, цифровые
устройства можно применять и на сцене, а также, что наиболее интересно,
параллельно с аналоговой техникой.
В настоящее время на музыкальном рынке выделяются три процессора
для бас-гитары, которые заслуживают самого пристального внимания
- BASS POD фирмы Line6, BOSS GT-6B и революционная система для бас-гитары
Roland V-BASS.
BASS POD
BASS POD фирмы Line6 включает в себя высококачественный предусилитель,
процессор математического моделирования и процессор эффектов. Устройство
предназначено для прямого подключения бас-гитары к устройствам записи
(Direct Recording), микшерным пультам и системам звукоусиления.
Использование метода математического моделирования A.I.R. Modeling
позволяет имитировать различные модели комбо, кабинетов и микрофонов.
Встроенный процессор эффектов обеспечивает обработку сигнала алгоритмами
хоруса, флэнжера, фэйзера, дисторшна, октавера и других эффектов.
Компания Line6 хорошо известна гитаристам своими процессорами POD,
которые в свое время в гитарном мире навели много шума. Но еще до
этого, специалисты компании разрабатывали компьютерные плагины обработки
звука. Свои высокотехнологичные алгоритмы разработчики применили
в своих «железных» приборах, в том числе и в Bass POD - технологию
математического моделирования, позволяющую максимально точно воспроизводить
звучание традиционных басовых усилителей. Применяющийся в процессорах
Line6 запатентованная система моделирования A.I.R. Modeling, воспроизводит
характерные акустические свойства классических, в том числе и раритетных
громкоговорителей и микрофонов. Разумеется, BASS POD можно использовать
не только в качестве замены, но и в дополнении к имеющимся комбо
и усилителям. BASS POD предназначен для так называемого прямого
подключения, при котором сигнал с выхода прибора поступает непосредственно
на вход записывающего устройства или усилителя. В BASS POD предусмотрена
расширенная поддержка MIDI –функций. При помощи программы Sound
Diver компании Emagic (входит в комплект поставки), можно также
управлять всеми параметрами прибора, а также загружать новые пользовательские
пресеты с сайта компании Line, библиотека которых (Tone Transfer
Web Library), находится в разделе The Lup. Библиотека постоянно
пополняется новыми пресетами, которые создают не только профессиональные
музыканты, но и любители. В BASS POD предусмотрена расширенная поддержка
MIDI-функций, в т. ч. управление всеми параметрами в реальном времени.
При подключении напольных контроллеров, которые подходят для всех
изделий Line6 (FLOORBOARD, FB4), осуществляется полное дистанционное
управление и доступ к некоторым дополнительным функциям: быстрый
доступ ко всем пресетам, хроматический тюнер, включение/выключение
всех эффектов. При помощи устройства POD MOUNT (опция) прибор BASS
POD можно закрепить на микрофонной или любой другой вертикальной
стойке.
Помимо напольного варианта процессора, компания Line6 выпускает
и рэковые устройства BASS POD PRO.
BASS POD PRO – студийная модификация популярного гитарного процессора
BASS POD. Прибор функционально очень похож на BASS POD. В нём также
используются технологические решения для достоверного моделирования
звука классических бас-гитарных усилителей и кабинетов. BASS POD
PRO обладает дополнительными функциями, необходимыми для эффективной
работы в профессиональной студии. Основным отличием BASS POD PRO
является применение 24-битовых аналогово-цифровых преобразователей
с цифровыми выходами форматов AES/EBU и S/PDIF (дискретизации 44,1
и 48 кГц ), что существенно повышает качество звука при записи.
Для синхронизации с внешними устройствами имеется вход WordClock.
Кроме того, в BASS POD PRO добавлены линейный вход, выходы с разъемами
XLR и разрыв для подключения внешних процессоров обработки. Функционально
POD PRO идентичен POD 2.0, включая MIDI-управление, возможность
загрузки новых пресетов с сайта компании Line6, мощный процессор
эффектов, возможность подключения контроллера FLOOR BOARD.
Как и гитарный собрат, басовый процессор имеет достаточно хорошее
звучание и очень удобен для домашней звукозаписи.
BOSS GT-6B
Процессор мультиэффектов BOSS GT-6B является самой последней разработкой
этой авторитетной фирмы, которая на протяжении 30 лет работает над
созданием устройств для гитары. Однако для бас-гитары серьезное
профессональное устройство разработчики BOSS сделали только в этом
году и представили его на зимней сессии NAMM 2002. BOSS GT-6B представляет
собой напольный контроллер, преамп, основанный на моделировании,
мощнейший процессор эффектов, с управляемыми параметрами в реальном
времени. Все это «упаковано» в единый корпус. 24-х битные преобразователи
на входе и выходе, наличие цифрового выхода дают прекрасное качество
звука, а также возможность запись партий бас-гитары по цифре. Бас-гитаристу
достаточно соединить цифровой выход процессора с цифровым входом,
например, звуковой карты и он получает саму оптимальную коммутацию,
которая избавляет звучание бас-гитары от лишних конвертаций.
Процессор выполнен в очень удобном варианте, при котором для настройки
параметров не нужно листать страницы меню; все делается при помощи
потенциометров. Специально для этого устройства разработаны алгоритмы
моделирования COSM Bass Amp Modeling, которые по утверждению разработчиков
являются самыми прогрессивными на сегодняшний день. BOSS GT-6B моделирует
практически все известные усилители и кабинеты. Так как бас-гитара
в большинстве случаев требует качественной компресии, в процессор
ввели 4 типа компрессоров, основанных на технологии COSM Compression.
Кроме традиционных эффектов BOSS GT-6B имеет ряд интересных эффектов
типа «Loop», который семплирует и воспроизводит петли, а также очень
интересным эффектом является "Auto Slap", который впервые
введен в басовые устройства. Помимо традиционных звуков, с помощью
BOSS GT-6B бас-гитарист может создавать оригинальные звуки синтезаторного
типа, которые расширяют звуковой спектр инструмента. Разработчики
позаботились о том, чтобы бас-гитарист мог использовать и аналоговый
усилитель, параллельно включенный в цепь. Для этого в процессоре
введен «true analog bypass», благодаря которому есть возможность
посылать из процессора необработанный аналоговый звук бас-гитары
на усилитель.
В целом, данный процессор производит очень приятное впечатление.
Roland V-Bass
V-Bass – новейшая цифровая система для бас-гитары, которая на сегодняшний
день имеет такие функции, которые недоступны другим процессорам.
Впервые система была продемонстрирована на NAMM 2002 и, судя по
отзывам, является совершенно революционным устройством для басистов.
Функционально V-Bass близок к виртуальной гитарной системе Roland
VG-88, которая является вершиной в развитии гитарных процессоров.
В отличии от других процессоров для баса, моделирующих физические
свойства различных усилителей, кабинетов, Roland V-Bass позволяет
моделировать саму модель бас-гитары. Так, имея обычную электробас-гитару,
программными средствами V-Bass ее можно превратить в акустический
бас, безладовую бас-гитару, создавать звуки синтезаторного типа.
По сути, бас-гитарист сам конструирует себе гитару (виртуальную
гитару) и весь усилительный тракт – выбирает тип гитары, устанавливает
звукосниматели, компрессирует, подбирает тип усилителя, микрофона.
В заключении всей цепи обрабатывает звук эффектами. Для того, чтобы
иметь возможность моделировать типы инструментов, на бас-гитару
должен быть установлен полифонический звукосниматель Roland GK-2B.
Этот датчик (иногда его называют MIDI-датчиком) можно установить
на 4-х, 5-и и 6-ти струнный бас. Кроме этого, процессор V-Bass имеет
и обычный аналоговый вход, правда в этом случае использовать специальные
полифонические эффекты (моделировать гитары, панорамировать каждую
струну в отдельности, транспонировать каждую струну в отдельности,
не вращая колков гитары и т.д.) будет невозможно. Устройство настолько
революционно, что описать все возможности этого устройства в рамках
обзорной статьи довольно сложно.
В соединении Roland V-Bass и аналогового усилителя бас-гитарист
получает практически весь звуковой спектр современной бас-гитары
и даже больше.
В заключении статьи хочется отметить, что развитие музыки тесно
связано с развитием музыкальных инструментов и оборудования. Новые
технологии, новые звуки неминуемо воплотятся в жизнь в виде новых
музыкальных идей, стилей, направлений. Теперь, с новейшим цифровым
оборудованием бас-гитара окончательно обретает статус полноценного
солирующего инструмента.
|