Львица, рожденная в год Тигра
Интервью с одной из лучших бас-гитаристок России
Викторией Коротковой
Наверное навсегда ушли в прошлое те времена, когда бас-гитара в
ансамбле выполняла исключительно аккомпанирующую функцию. Эпизодические
сольные фрагменты не могли удовлетворить творческие амбиции басистов.
В наши дни многие бас-гитаристы не только полноценные солисты, но
во многом определяют звучание групп, являясь лидерами коллективов.
Если проанализировать современное состояние музыки, то очевидно,
что ее развитие в большей степени происходит в плоскости ритма или
грува (ритмической основы). Именно ритм секция, новые комбинации
ритмических «паттернов», определяют новые стили современной музыки.
Это касается не только электронных стилей, которые создаются на
«семплах», но и чисто «живого» исполнения. Найденный грув, придающий
движение, уже сам по себе является крепкой основой для создания
танцевального хита. И не случайно, что именно бас-гитаристы являются
генераторами новых музыкальных идей, сочиняя все новые и новые ритмические
риффы.
С другой стороны, бас-гитара за последние 20 – 30 лет превратилась
в какой-то другой инструмент. Дошло до того, что некоторые бас-гитаристы
записывают целые альбомы на бас-гитаре полностью сольно, то есть
без аккомпанемента. (Это кажется невероятным, но это факт, достаточно
познакомиться с творчеством американского басиста Виктора Вуттена.
) Это стало возможным по причине того, что современные бас-гитаристы
расширили палитру звучания инструмента, применяя различные технические
приемы игры типа слэп, теппинг и т.д. Кроме этого, бас-гитаристы
стали более активно использовать различные «примочки» или процессоры
эффектов, создавая различные оттенки звучания баса.
Возросший исполнительский уровень бас-гитаристов очевиден и в России.
Наш журнал достаточно много внимания уделял внимания лучшим бас-гитаристам
нашей страны (достаточно вспомнить интервью с Евгением Шариковым,
Алексеем Лебедевым, Антоном Горбуновым и т.д.). В этой статье вы
познакомитесь с творчеством удивительной девушки Вики Коротковой,
которая стремительно ворвалась в музыкальную жизнь столицы, и сразу
зарекомендовала себя как одна из лучших бас-гитаристок России. Откуда
взялся этот бриллиант?
Если честно, то лично я всегда смотрел на девушек-инструменталисток
с легким снисхождением. Конечно, это не касается классических скрипачек
и пианисток с консерваторским образованием… Речь идет о «фольклоре»
- блюзе, джазе, роке, фьюжне… Порой кажется, что многие девушки,
пытаясь освоить мужские профессиональные пространства, хотят некой
необычностью просто обратить на себя внимание. (Причем когда цель
достигнута спокойно это дело бросают.) А говорить о роли девушек-инструменталисток
в поп-музыке вообще не стоит. Зачастую сексапильной девице, которая
с трудом может зажать аккорд, вешают гитару только для визуальной
картинки, включая при этом виртуозное соло, записанное в студии
музыкантом, отдавшим всю жизнь освоению инструмента. По настоящему
играющих музыкантов женского пола в стране можно пересчитать по
пальцам. И вдруг…
На конкурсе «Многоликая гитара», проходившем в ГМУЭДИ на Ордынке
в списке конкурсантов в номинации «Бас-гитара» появилась фамилия
В. Короткова. А когда она вышла на сцену и начала ритмично (как
ни странно) играть фанк, грамотно используя все технические приемы
типа слэп, двуручный независимый теппинг, флажолеты, аккордовые
арпеджио, то все в зале, как зрители так и жюри, пришли в восторг.
По ее игре было видно, что за всем этим стоит, во-первых, хорошая
школа и накопленный музыкальный багаж, во–вторых, что самое главное,
Вика Короткова играла Музыку, а не технические этюды, пытаясь поразить
всех «фишками». Уже после первой композиции многие специалисты поняли,
что в России появилась яркая самобытная личность. Вике Коротковой
помимо грамот и призов, от сайта www.guitarplayer.ru был присуджден
титул «Мисс Бас-гитара 2004».
Примечательно, на конкурсе Вика Короткова была сразу замечена
многими арт-директорами клубов, продюсерами и людьми, которые занимаются
организацией концертов. Виктория со своей группой была приглашена
для выступления в один из лучших московских музыкальных клубов «Mezzo
Forte», где проявила себя не только как необычайно яркая инструменталистка,
но и как певица, а также как автор оригинальных композиций и песен.
Сейчас В. Короткова частый гость этого престижного заведения. И
это все подтверждает истину, что настоящий талант всегда будет замечен
и всегда будет востребован.
Хочется особо отметить тот факт, что Викторию Короткову очень любят
зрители. За годы работы на сцене, наблюдая за появлением и исчезновением
звезд, я невольно пришел к выводу, что любовь зрителей основывается
на каких-то непонятных аргументах, с трудом поддающихся какой-то
логике, тем более расчету. Популярность и известность, как известно,
можно купить за деньги и механизм этой покупки предельно прост.
Авторитет и уважение можно заслужить долгим упорным трудом. Для
этого надо стать мастером своего дела. Но любовь народа не купишь
и не заслужишь никогда. Ее источник неизвестен и не понятен. Видя
выступление Вики, буквально все слушатели, даже не очень хорошо
понимающие принципы игры на бас-гитаре, подсознательно осознают
ту глубину, тот багаж, который накоплен многими годами работы. Да
и дело, скорее не в технике игры, хотя это очень подкупает… Открытость,
доброта и искренность ее души, отражается в ее музыке и сразу притягивает
к себе всех слушателей. Она самородок, рожденный в глубине необъятной
Руси, который создан для выполнения какой-то миссии.
Мы встретились с Викой Коротковой для интервью. Я уверен, что вам
будет интересно познакомиться с этой удивительной бас-гитаристкой.
Вика, как ты начала заниматься бас-гитарой и почему ты
выбрала этот странный для девушки инструмент?
Я отчетливо помню, что неудержимое желание овладеть бас-гитарой
у меня появилось, когда я увидела по видео Пола Маккартни, будучи
совсем девочкой. Быть может, как многие в юности, я просто влюбилась
в звезду, и, скорее всего, именно эта история стала для меня стартовой.
К тому времени я уже начала заниматься музыкой - играла на фоно,
к тому же мой отец был уважаемым музыкантом в нашем городе и к нам
в дом часто приходили его друзья-музыканты, – то есть музыка была
вокруг и повсеместно. Отец с раннего детства прививал мне любовь
к музыке, тем вкусом и чутьем, которые помогают мне сейчас, я обязана
во многом своему папе.
Я начала изучать бас-гитару сама, - из какой-либо аппаратуры доступным
оказался только магнитофон «Астра», который служил и усилителем
и динамиком, плюс еще можно было записать и послушать свои «шедевры».
Мои первый опыт извлечения звуков закончился заявлениями соседки:
« Что вы с водопроводом там делаете?!»
Окончив школу, я, не сомневаясь ни минуты, решила поступать в музучилище,-
доступным тогда было только Ставропольское Культ-Просвет училище,
я выбрала дирижерское отделение, поскольку играть на любого рода
гитаре там не учили – отсутствовало эстрадное отделение. Когда подходил
к концу первый курс, в Ставропольском Музыкальном училище впервые
проводился набор на эстрадно-джазовое отделение и я мгновенно перепоступила
туда и получила там музыкальное образование по классу бас-гитары.
Огромное положительное влияние оказал на меня заведующий эстрадно-джазовым
отделением Рудольф Леонович Атанесов, который пленил нас всех своей
глубочайшей любовью к музыке, порой даже какой-то отрешенностью
от мира. Мы как то пришли поздравить его с днем рождения, зашли
в класс с цветами, подарками, он спросил нас: « А что за праздник-то?»,
то есть даже про день своего рождения забыл. Рудольф Леонович мог
встать глубоко ночью и писать до утра музыку, а утром шел в училище
учить нас. Его преданность музыке передалась мне.
Как сложилась твоя дальнейшая судьба? Мне кажется, что
в Ставрополе достаточно тяжело живется музыкантам…
Каждый год в нашем училище проводился джазовый фестиваль, в котором
я ежегодно принимала участие, получая призовые места, также выступала
на джаз-фестивале в Ростове.
Со второго курса училища я начала работать – играла на развлекательных
мероприятиях, вроде свадеб, где мне приходилось петь и играть на
бас-гитаре одновременно, - это была отличная практика для меня.
По окончанию училища меня пригласили в муниципальный Диксиленд,
но достаточного заработка это не приносило и мне приходилось подрабатывать
в ресторанах, исполняя нетленные шедевры советской эстрады. Летом
со своим коллективом выезжали работать на море, пожалуй, это была
самая тяжелая работа.
На море в составе коллектива ездили отличные музыканты, отдельно
хочу отметить Женю Мазаева, который фактически являлся моим учителем,
играя сам более 20 лет на басу, он очень многое дал мне в плане
звукоизвлечения.
Занятие бас-гитарой требует огромного количества времени
и сил? Есть ли у тебя секреты повышения эффективности занятий?
Секретов нет, надо просто очень любить свое дело. А самое эффективное
занятие это «сьем» игры выдающихся музыкантов. На манеру моей игры
влияние оказали такие басисты, как Стэнли Кларк, Джон Патитуччи,
Джако Пасториус, команды – «Beatles», «Tower of power», «Chicago».
Многими элементами техники я овладевала сама, так сказать интуитивно,
я услышала в записи слэп и пыталась воспроизвести это на ВЕНИКЕ!!!,
потому что бас-гитару из училища взять домой не могла. Я излохматила
веник, «оттачивая» слэп, а утром стремглав побежала к открытию училища
к своей бас-гитаре. Позже, когда записи групп стали доступнее, я
«переснимала» кучу разной музыки, - Лед Зепеллин, Патитуччи, Маккартни,
да море всего… Многое мне дали «съемы» игры басиста «Tower of power».
Да, здесь невольно хочется сделать небольшое лирическое отступление…
Все же как-то с трудом представляется как девушка в городе Ставрополь,
в то время как все другие особы заняты исключительно своей внешностью
(да простят меня девушки), отрабатывает слэп и снимает соло Джако
Пасториуса. Как может вообще появиться тяга к этому занятию, учитывая
еще среду обитания, где «слэп» вместе с Пасториусом нужен так же
как корове седло. Здесь и кроется великая тайна – любовь к своему
делу дается свыше, это и есть талант.
Я слышал как ты удивительно пародируешь голоса разных исполнителей?
Это твое хобби?
Нет, это получалось как-то само собой. В процессе разучивания какой-нибудь
популярной песни, я пыталась максимально приблизиться к оригиналу.
Иногда происходили забавные случаи. В ресторане пела одну песню
из репертуара Любы Успенской. Я выучила не только текст и мелодию,
но и приблизилась к ее тембру и даже освоила ее некоторые мелкие
дефекты дикции. А сама Л. Успенская ужинала после концерта в нашем
ресторане и услышала мое исполнение. Да, было весело…
Но лучше всего, мне кажется, у меня получается Алла Пугачева. Хотя
я пою много и фирменных хитов на английском языке.
Как ты считаешь, работа в ресторане не «убивает» творческую
личность?
Наверное это зависит от личности. Я уверена, что работа в ресторане
шесть дней в неделю по 4-5 часов (а иногда и всю ночь напролет)
это очень хорошая профессиональная школа. Конечно, есть и негативные
моменты, многие ресторанные музыканты не стремятся идти дальше и
создавать что-то свое. Музыка для них превращается в обычную работу.
Но что касается меня, то я всегда мечтала сделать свою программу
с оригинальными авторскими композициями. Сейчас я выступаю на различных
концертах со своей группой и исполняю не только песни, но и инструментальные
композиции собственного сочинения.
Расскажи в двух словах о своей группе и проектах, в которых
ты участвуешь?
Я играю и пою в трио, исполняя собственные композиции. Мне помогает
мой родной брат Лёша Коротков - великолепнейший гитарист и не менее
восхитительный барабанщик Паша Федосеев, он весьма молод, но не
по годам профессионален. Еще я выступаю как аккомпаниатор в квартете
«ЭтнА», где к перечисленным музыкантам прибавляется вокалист. В
трио мы играем что-то вроде фанк-фьюжн, а в составе квартета рок-музыку.
У нас есть друг Виталий Лунгу, иногда выступающий с нами в качестве
перкуссиониста, он – директор звукозаписывающей студии «АнимаТон»,
услуги которой он нам безвозмездно и радушно предоставляет. Весной
этого года мы записали на этой студии две мои песни на английском
языке и сейчас готовимся записать несколько композиций с группой
«ЭтнА». Оба эти проекта администрирует Александра Кочнева.
Каковы планы на будущее? Планируешь ли ты записать диск?
О планах не хотелось бы много говорить, дабы не сглазить. Могу
сказать только, что все планы связаны с музыкой, с бас-гитарой и
с занятиями творчеством вместе с моими друзьями, без помощи которых
мне не удалось бы сделать и десятой доли того, что на данный момент
сделано.
* * *
В заключении хочется отметить, не смотря на то, что Вика Короткова
родилась под созвездием льва да еще в год тигра она по своей природе
мягкий и очень искренний человек. Общаться и быть в компании ее
друзей очень легко и приятно. Хочется от всей души пожелать этой
удивительной девушке творческих успехов и удачи.
Беседовал Дмитрий Малолетов
P.S. После опубликования статьи в журнале IN/OUT У Вики Коротковой
начался бурный творческий рост. В группе появились духовая секция,
обогатилось звучание. В настоящее время группа называется Missis
Big
|