Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

С любовью к блюзу…

Интервью с одним из лучших блюзовых музыкантов России Леваном Ломидзе

Статья Дмитрия Малолетова для журнала IN/OUT

Леван ЛомидзеЛеван Ломидзе по праву занимает центральное место на российской блюзовой сцене. Достаточно сказать, что этот музыкант работает по 30 и более концертов в месяц, напрочь опровергая мнения некоторых скептиков, что рок-н-ролл «не живет в стране романсов и шансона» и к тому же давно вышел из моды, а слушатели, под влиянием «продажного» телевидения и радио, за последние десятилетия совсем потеряли вкус.
Странно то, что Левана Ломидзе не часто можно услышать по радио, незаслуженно он обойден вниманием телевизионными каналами (хотя изредка все же радует своим появлением на голубом экране), тем не менее этот музыкант настолько востребован, что его концертный календарь расписан на несколько месяцев вперед, включая понедельники.

Сложилось такое мнение, что настоящий блюзовый музыкант должен быть нищим, несчастным, вечно пьяным и петь о потерянной любви к своей «бэээйби». Но видя Левана Ломидзе, подъезжающего к клубу на белоснежной BMW, не курящего и не принимающего перед концертом даже пиво, данные ассоциации о блюзе рушатся. Сейчас на живые концерты, где звучит блюз и рок-н-ролл, ходит очень солидная публика и концерты проходят не только в пивных клубах, но и в дорогих заведениях… Можно сказать, что данный формат стал достаточно элитным, как джаз и классика, и поэтому блюзовые музыканты соответствуют своей публике, как в манере поведения, так и в образе жизни…

Основное отличие Левана Ломидзе от многих коллег по отечественному блюзовому цеху в том, что этот музыкант умеет работать со зрителем. На его концерте все посетители невольно становятся участниками одного большого ансамбля, прихлопывая своими ладошками в первую долю и подпевая на почти английском языке. Трудно представить концерт Левана, чтобы люди в конце концов не пустились в пляс! Даже самая, казалось бы, неподготовленная публика, скучно ожидающая салат «Цезарь», через 10-15 минут выступления Левана Ломидзе превращается в одну общую веселую компанию. И происходит это чудо прямо на глазах!
Пройдя хорошую школу, выступая на лучших блюзовых площадках США с легендарными американскими музыкантами, Леван Ломидзе получил тот бесценный опыт и понимание функциональности этой музыки – создать для слушателя настроение праздника.

Особо хочется отметить, что Леван Ломидзе уже на протяжении многих лет по оценке коллег, а также музыкальных изданий по праву считается одним из лучших гитаристов России. В техническом отношении этот музыкант не идет по пути расширения стилевых рамок, пытаясь играть во всех жанрах «всего по чуть-чуть». Его концепция играть блюз, рок-н-ролл, но делать это хорошо, профессионально, безукоризненно. И глядя на блестящую игру Левана, ощущаешь ту обманчивую легкость мастерства, которая достигается накопленным опытом работы на сцене. В узкопрофессиональном смысле хочется отметить то, что Леван Ломидзе как гитарист не просто демонстрирует свою технику игры на гитаре, занимаясь эффектным трюкачеством. Его выразительный арсенал, потрясающая техника, его звуки служат главной цели увести слушателя за собой в мир музыки. И у него, как ни у кого другого это получается! Он просто гипнотизирует слушателя и не отпускает его от своей игры до конца концерта. И именно в этом ценность этого музыканта...
У Левана Ломидзе есть еще один талант, который, как правило, есть большая редкость у музыкантов. Он умеет не просто генерировать интересные идеи, он умеет их реально воплощать в жизнь. Это касается организации блюзовых концертов, фестивалей, проведение интересных блюзовых вечеринок, а также джемов с известными музыкантами. Пользу от таких мероприятий трудно переоценить. Ведь такие масштабные концерты позволяют российским слушателям, особенно молодежи, соприкоснуться со «странной» музыкальной культурой и ощутить эту тонкую материю. И многие после таких концертов начинают чувствовать блюз, любить его.

IN/OUT: Леван, с чего началось твое увлечение гитарой и блюзом?
Леван Ломидзе: Моим первым инструментом было фортепиано. Но в 1975-м году, когда мне было 11 лет, в моей жизни произошло удивительное событие. В Тбилиси, где я жил, приехал B.B.King. В эпоху «железного занавеса» в Грузии, как ни странно, выступали западные звезды, о чем мало кто знал в Москве. B.B.King выступал в филармонии, напротив школы где я учился, и естественно, и я попал на этот концерт. Во время выступления я случайно поймал именной медиатор, который Маэстро бросил в зрительный зал. Быть может это был особый знак? Во всяком случае B.B.King, его музыка, перевернула мое сознание. Постепенно я начал осваивать блюзовый лад, сначала на фортепиано, потом переключился на гитару, которую мне подарил отец.

IN/OUT: Как ты стал работать профессионально?
Л.Л: На профессиональную сцену я вышел в составе группы, которая выступала в первом отделении концерта Вахтанга Кикабидзе. Мы работали так два года. На барабанах нашей группы в течении 8 лет играл его сын, с которым я дружил и мы жили по-соседству. Мы трое друзей детства и создали группу. Помню Вахтанг Кикабидзе поставил нам классический шаффл-блюз и сказал, что если мы его сыграем, то он возьмет нас в филармонию. Так и началась моя профессиональная карьера.

IN/OUT: Как тебе удалось попасть на североамериканскую сцену, а главное, как удается столько лет выступать а США?
Л.Л: В 2000-м году группа BLUES COUSINS, с которой я играл уже много лет, была приглашена на фестиваль Blues Sur Seine-2000 во Францию. Выступили мы, того не ожидая, очень успешно, даже получили приз зрительских симпатий и как лучшая группа фестиваля 2000-го года (из 57-ми участников) были приглашены уже на следующий год. После этого, нас пригласили в тур по шести городам Франции и вышла наша первая зарубежная пластинка. А далее нас стали приглашать и в другие страны: мы много выступали в Европе – в Финляндии, Чехии, Германии, Польше, Югославии и других странах.
В 2003-м году известный продюсер John Milner из США предложил нам подписать контракт на 15 концертов (трехнедельный тур) в штате Вашингтон. Естественно мы приняли приглашение. Эпогеей тура стало выступление на фестивале Mount Baker Blues-2003, где выступали всемирные звезды американского блюза.

Леван Ломидзе и Robin Ford

Леван Ломидзе и Robin Ford

Выступили мы довольно успешно и по окончании тура подписали контракт уже на следующий год на проведение 50 концертов и 12 блюзовых фестивалей уже по всей Америке.
Сейчас два раза в год (зимой 2-3 недели, а летом от полутора месяцев до трех) мы постоянно играем в Штатах.
В 2004-м году на лейбле Jazz Stream Records мы выпустили диск, который стал первым официальным CD российской блюзовой команды.

IN/OUT:В чем ты видишь отличие работы в России и в США?
Л.Л: В Америке зрители более раскованы. Уже с первой песни они дают из зала отклик. Словом, они умеют веселиться и чувствуют себя на блюзовых шоу «как рыба в воде». У нас каждый концерт это борьба за зрителя, некое доказательство своей состоятельности, экзамен. Но с другой стороны, как говорится, «русские долго запрягают и быстро едут». Если уж ты сумел завести зал, и в целом найти своего зрителя, то это всерьез и надолго.

IN/OUT: Видимо BLUES COUSINS единственный блюзовый коллектив в стране, который вышел за пределы клубного формата на большие концертные площадки. Как это тебе удалось?
Л.Л: Я всегда понимал, что наша музыка может быть органична не только в клубах, но и звучать в больших концертных залах. И хотя задача эта не простая, учитывая традиции нашей эстрады, в 2000-м году мы решили провести концерт BLUES COUSINS в зале Московского Дворца молодежи, приуроченный к юбилею группы. Это был большой трехчасовой концерт, при полном аншлаге, в котором было много приглашенных музыкантов – Игорь Бутман, Константин Никольский и другие. Кстати, на этот концерт мы пригласили всех менеджеров московских клубов, а также организовали профессиональную видеосъемку. Концерт показал, что в Москве есть немало поклонников блюза, его любят, что эта музыка, при грамотном подходе, может быть вполне коммерческой и выходить за рамки клубного формата. И сейчас, особенно в последнее время, нас часто приглашают выступить в филармонические (сидячие) залы в разных городах России. Вот недавно мы вернулись из тура по Сибири (Уфа, Тюмень, Сургут и другие города)

Levan Lomidze

IN/OUT: Сейчас ты выступаешь как продюсер многих блюзовых фестивалей, концертов… Кроме этого, благодаря тебе, многие московские клубы, в которых ты проводил концерты стали развиваться по этому музыкальному направлению.
Л.Л: Не секрет, что самые рентабельные клубы именно те, в которых звучит рок-н-рольно блюзовая музыка. Она позитивна, дает возможность людям потанцевать, познакомиться, пообщаться. Она не требует очень сложного технического оснащения. И это понимают многие владельцы клубов, а если кто-то по разным причинам об этом не знает, то мы наглядно это доказываем, проводя пробный концерт. Так мы отвоевывали для себя клуб за клубом, которые стали придерживаться блюзового напраления.
С другой стороны организация блюзовых вечеров, при всей суете очень интересное мероприятие, я очень люблю играть с друзьями в открытых джемах. Совсем недавно в Б-2 состоялся такой концерт, в котором принимали участие Андрей Макаревич, Алексей Белов, Сергей Мазаев. Это было просто потрясающее. В планах у нас организация блюзовых концертов с американскими звездами. Так что в этом направлении будет идти работа и дальше.

IN/OUT: Леван спасибо тебе за интервью! От лица нашего журнала желаем тебе дальнейших успехов! А всем читателям настоятельно рекомендуем найти в афише ближайший концерт Левана Ломидзе. Уверен, что вечер проведенный с BLUES COUSINS, пройдет незабываемо.


Официальный сайт группы http://www.blues-cousins.ru