Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Незабываемый концерт

Рассказ о том, как московская рок-группа «Green town» выступала с легендами рок-музыки Гленном Хьюзом и Джо Линн Тернером…

Перед входом в один из столичных клубов висела вывеска – «Мест нет!». Охранники, своим уверенным видом показывали, что спорить и что-то уже требовать бесполезно… «Опоздали, надо было приходить заранее и бронировать столики» - подумал я.
К счастью в дверях появился один знакомый музыкант, который объяснил крепким «ребятам», стоящим в дверях, что мы свои (все мы были музыканты – известная певица Елена Ермак, Вика Короткова – мисс-бас гитара 2004, подающий надежды рокер Слава Зайцев (не тот, что модельер конечно) и автор статьи (Дмитрий Малолетов)). Так мы попали в зал, на выступление группы Green Town, которое в этот день для многих посетителей этого заведения стало просто невероятным, историческим событием…

То, что на концертах Green Town «яблоку негде упасть» - обычное явление. Группа имеет своих постоянных поклонников, тех «старых» рокеров (конечно не в смысле возраста, а любителей настоящего «старого» рока), которые приходят на выступление этого коллектива, дабы в потоке повседневной весьма заунывной аудиоинформации вдохнуть глоток свежего воздуха, почувствовать и зарядиться энергией классной «живой» музыки. Репертуар Green Town основан на золотом фонде рок-музыки, - классических хитах, начиная с Deep Purple (и даже более ранних групп), до современных исполнителей рока… Так как группа на протяжении многих лет работает в самом жестком концертном режиме, как говорится «до упора» (обычно начало в 23.00, а заканчивается в 5 утра; и так несколько выступлений в неделю), музыканты Green Town дошли до невероятного исполнительского уровня. В профессиональном отношении музыканты ничуть не уступают западным музыкантам, ломая сложившееся впечатление, что на Руси рок-музыка существует только за счет каких-то философских текстов. Вообще, пользуясь случаем, хочется немного остановиться на этой теме. Становится очень непонятно, когда слушаешь рассуждения журналистов и музыковедов на тему что такое рок. Приходится просто удивляться – одни считают, что это некий «образ жизни», другие, что это такой «особый взгляд на мир», «духовное состояние личности», «протест против чего-то» … И все в таком ключе. Если говорить о содержании рока, то может отдаленно от всего этого найти в роке конечно можно. Но что касается формы, т.е. другой стороны рока, без которой эта культура не будет полноценной «медалью» (у которой как известно две стороны), то тут музыковеды молчат, не зная при этом как тогда классифицировать наш отечественный андегрунд… Почему-то никто не рассматривает рок с той позиции, что рок-музыка это, прежде всего, музыка, т.е. музыкальное искусство, основанное, как все музыкальное искусство, на определенных музыкальных элементах - гармонии, мелодии, аранжировке, фонизации, исполнительской манере и на особом ритме. В России получается так, что если под один и тот же аккомпанемент петь блатной текст – это будет называться «шансон», если на эту же мелодию положить текст про любовь – то это уже получится «попса», а если вставить пару резких фраз, завуалировать это философской «непоняткой», то это уже рок. Хотя музыка при этом одна и та же! Так вот чтобы определиться в понятиях: Green Town –настоящая бескомпромиссная рок-группа западного образца, без малейших вкраплений того, что музыканты называют «что нужно народу».


GreenTown
Слева-направо: Вадим Винцентини (бас), Игорь Туркин (клавиши), Алексей Савельев (ударные), Станислав Михайлов (гитара) и Андрей Храмов (вокал)


Удивительно то, что об этой группе широкая масса совершенно не знает, хотя в узких профессиональных кругах музыканты Green Town имеют огромный авторитет. Уважение коллег они получают не за счет каких-то хитростей, типа телевизионной раскрутки, искусственной болтовни в прессе, а на основе настоящей мужской работы – многолетнего накопленного труда, огромных знаний своего предмета, профессионального владения инструментарием, богатого музыкального и жизненного опыта.
Итак, вернемся в небольшой зал ночного клуба, дабы продолжить повествование… Все дело в том, что накануне этот клуб посетили два монстра мирового рока, - легендарные музыканты, уже при жизни вошедшие в энциклопедии- Гленн Хьюз и Джо Линн Тернер.

Гленн Хьюз и Джо Линн Тернер -- музыканты, которые по праву относятся к немногочисленной когорте классических рок-звезд. Оба они прошли через школу легендарных Deep Purple, где Хьюз сменил в 1972 году покинувшего группу бас-гитариста Роджера Гловера, а Тернер занял место за микрофонной стойкой, освободившееся после ухода Яна Гиллана в 1989 году.
До того, как присоединиться к Deep Purple, Гленн Хьюз был лидером (певцом и бас-гитаристом) английского трио TRAPEZE, выпустившего к тому времени три успешных пластинки: "Trapeze", "Medusa" и "You`re The Music, We`re Just A Band..."В Deep Purple Гленн Хьюз пробыл до самого распада группы в 1976 году после смерти гитариста Томми Болина, которого Гленн привел в группу на смену ушедшему в 1974 году Риччи Блэкмору. Вокал и бас-гитару Хьюза можно услышать на трех классических альбомах Deep Purple: "Burn", "Stormbringer" и "Come Taste The Band", а также на нескольких концертных альбомах группы.В 1976 году, после распада Deep Purple, Хьюз переезжает в Лос-Анджелес, где записывает свой первый сольный альбом "Play Me Out". Затем он записывает все вокальные партии для одноименного альбома проекта FOUR ON THE FLOOR; его вокал можно услышать на альбомах гитаристов Пэта Траверса и Билли Лизгэнга, на альбомах клавишника группы ASIA Джеффа Даунса, на всевозможных трибьютах и в таких проектах, как HUGHES/THRALL, PHENOMENA, VOODOO HILL и BRAZEN ABBOT.В 1986 году Гленн занял место за микрофонной стойкой в группе BLACK SABBATH, с которой дал несколько концертов и записал альбом "Seventh Star".Наряду с этим регулярно выходят сольные альбомы Хьюза, выполненные в разных стилях -- от блюза до фанка и хэви, но везде он предстает перед слушателем замечательным мелодистом и гениальным певцом, по праву заслужившим титул "The Voice Of Rock" -- "Голос Рока"!Гленн Хьюз уже два раза был в России с концертами: в 1996 году он выступал в Москве, а в 2001 году в Москве и Петербурге. Судя по этим выступлениям, он носит свой титул вполне заслуженно.
Широкой публике имя американского певца Джо Линн Тернера стало известно, когда вышел пятый студийный альбом группы RAINBOW бывшего гитариста DEEP PURPLE Риччи Блэкмора. До этого момента Тернер пел и играл на гитаре в американской АОР-группе FANDANGO. Группа записала 4 альбома ("Fandango", "Last Kiss", "One Night Stand" и "Cadillac"), а их вокалист был замечен Блэкмором, который к тому времени уволил из RAINBOW певца Грэмма Боннета (Graham Bonnet). C Тернером группа RAINBOW записала три очень успешных альбома: "Difficul To Cure" , "Sright Between The Eyes" и "Bent Out Of Shape".Затем участники RAINBOW Риччи Блэкмор и Роджер Гловер занялись возрождением DEEP PURPLE, а Джо Линн Тернер приступил к записи своего первого сольного альбома "Rescue You", увидевшего свет в 1985 году. Альбом вышел в духе последних альбомов RAINBOW, но, к сожалению, прошел почти незамеченным широкой публикой. В результате, в течение трех лет Тернеру пришлось исполнять роль бэк-вокалиста на альбомах Cher, Michael Bolton, Bonnie Tyler и др., пока в 1988 году он не получил приглашения присоединиться к группе Ингви Мальмстина. После выхода альбома "Odyssey" группа Мальмстина поехала в тур и в 1989 году доехала до России, где музыканты дали концерты в Ленинграде и в Москве при полных аншлагах. По результатам этих выступлений были выпущены концертный альбом и видео "Trial By Fire -- Live In Leningrad". Практически сразу после ухода из группы Мальмстина в 1989 году Тернер получает приглашение от Блэкмора занять место в очередной раз покинувшего DEEP PURPLE Яна Гиллана. Альбом DEEP PURPLE 90-г года "Slaves And Masters" получил неоднозначную оценку, как у критиков, так и у фэнов. Многие говорили, что это не DEEP PURPLE, а DEEP RAINBOW какой-то! В результате, в 1992 году Тернер был вынужден покинуть группу, чтобы вплотную заняться сольной карьерой. Начиная с 93-го года с выхода первого альбома проекта MOTHER`S ARMY и по сей день, у Тернера регулярно выходят сольные альбомы, все как один выдержанные в духе позднего RAINBOW. Вокал Джо Линн Тернера можно по-прежнему услышать на альбомах его друзей-музыкантов (гитариста MOUNTAIN Лесли Веста, клавишника FOREIGNER Мика Джонса и других), в проектах BRAZEN ABBOT, MOTHER`S ARMY, всевозможных трибьютах и т.д.
За это время пути Гленна Хьюза и Джо Линн Тернера пересекались несколько раз, в том числе в VOICES OF CLASSIC ROCK, в проекте гитариста Стюарта Смита HEAVEN&EARTH и других. А в 2001 году Джо Линн Тернер предложил Гленну Хьюзу присоединиться к его группе во время концертного тура по Японии. Так возник HUGHES-TURNER PROJECT.На сегодняшний день этот состав записал 2 студийных и 1 концертный альбом, и все они "на ура" встречены фэнами, потому что в них переданы настроение и атмосфера двух легендарных групп: DEEP PURPLE и RAINBOW, и все это заслуга Хьюза и Тернера.
В Москве Хьюз и Тернер находились на тот момент по приглашению заместителя мэра Москвы Михаила Меня для записи альбома.
Пришли на выступление Green Town эти музыканты совсем не случайно. Накануне, по приглашению Игоря Михеля (генерального менеджера компании «Живой звук»), они уже побывали в этом месте и услышали нашу группу. Это был огромный сюрприз! Гленн и Джо были очень удивлены, видя, как в Москве наши музыканты играют и поют песни, с которыми прошла их молодость и связаны самые приятные воспоминания жизни. Удивление касалось не только репертуара, ведь наверное они думали, что российский музыкальный менталитет далек от традиционного рока 70-х, но прежде всего высоким исполнительским мастерством музыкантов. Уж они то знают, какой ценой достигается такое звучание группы.
Гленн Хьюз и Джо Линн Тернер вошли в зал клуба с большой свитой, среди которой были наши отечественные известные музыканты и бизнесмены. Естественно сразу была накрыта поляна (уж что что, а это то мы умеем), с традиционно русскими напитками, которые видно пришлись по душе как Тернеру, так и Хьюзу. (Кстати, пользуясь случаем хочется сказать интересные факты… Мне попались интересные материалы: музыканты Deep Purple никогда не «сидели» на наркотиках (ну если только детскую папироску покурить), а предпочитали всему этому крепкие алкогольные напитки. Исключением из правил был последний гитарист старого Deep Purple Томми Болин, который умер от передозировки через несколько месяцев после распада группы.)
Музыканты Green Town вышли на сцену и начали играть… Удивительно то, что звезды такого класса оказались очень чуткими внимательными слушателями, что говорит о том, что они не просто классные музыканты, но и культурные, хорошо воспитанные люди. Гленн и Джо аплодировали даже каждому соло, т.е. всячески поддерживали музыкантов на сцене, которым достаточно трудно было «сдавать» экзамены таким профессорам.

То, что легендарные музыканты могут так спокойно выйти на сцену и устроить спонтанный джем не приходило никому и в голову. Во-первых, это может показаться просто не солидно (на Руси не принято звездам так «опускаться»), во-вторых, наверное каждый выход на сцену, даже небольшого московского клуба, это все же своего рода испытание. Никому не хочется травмировать себе психику из-за не отстроенных мониторов, некомфортного звука…
Но произошло вдруг чудо… В самый разгар танцевального вечера, когда музыканты (вместе с Игорем Михелем) начали играть вступление к «Smoke on the water» на сцену вышел Джо Линн Тернер. Что в этот момент начало происходить в зале не поддается никакому описанию!!! Все кто был в клубе окружили сцену плотным кольцом и постепенно оно сжалось до такого радиуса, что Тернер оказался в объятиях толпы. Но это было еще не все! На второй запев песни, с трудом пробившись через зрителей, вышел Гленн Хьюз – «золотой голос рока».


На сцене Гленн Хьюз - «Золотой голос рока!»

Удивительно, но накануне я смотрел DVD - концерт 1974-го года в Лос-Анжелесе (где Ричи Блекмор учинил погром: ломал гитары и жег свои усилки). Именно тогда я подумал, что Хьюз во втором запеве «Smoke on the water» поет не хуже чем Ковердейл, который спел первый запев. И вот знаменитый второй запев самой хитовой композиции в рок-музыке в оригинальном исполнении, на расстоянии вытянутой руки. И все практически нота в ноту как на том знаменитом концерте 74-го года!

Все посетители клуба были просто ошарашены. Это было какое-то прикосновение к истории, к первоисточнику. Ведь одно дело видеть этих звезд на экране, на стадионе, а другое - в обычной обстановке самого средненького клуба и стать свидетелями как на глазах происходит чудо. И какой они показали профессионализм! Все песни (они пели целое отделение!), которые были исполнены Хьюзом, Тернером и вокалистом Green Town Андреем Храмовым были исполнены на высочайшем уровне.

Конечно, как бы эти легенды не спели, зрители им все бы простили. Как говорится «дареному коню в зубы не смотрят». Они заслужили того, чтобы уже никогда их не оценивать с позиции исполнительского мастерства. Но что же мы слышали? Тернер и Хьюз в потрясающей форме, как почти 30 лет назад, зажигают так, что многим молодым певцам и не снилось. Безукоризненное исполнительское мастерство, огромная школа, опыт, понимание музыки в самом ее основании все это было в исполнении звезд. Потом, уже посмотрев видео (кто-то из посетителей клуба случайно захватил с собой видеокамеру), я был удивлен, насколько же чисто и технически совершенно пели оба певца. Поразительно!
Конечно, то что Тернер и Хьюз великие мастера сомнения не вызывает. Но еще больше порадовали наши музыканты, которые «сдали экзамен» просто на отлично. То, что «старички», слушая группу Green Town так завелись и вышли на сцену, говорит само за себя. При этом вокалист Green Town Андрей Храмов, которому наверное было труднее всего, не только не потерялся на фоне именитых коллег, а выглядел на общем уровне более чем достойно. Как известно в России традиционно очень слабая вокальная рок-школа. Так гитаристы еще могут как-то сыграть соло Блекмора, но российский рок-вокал всегда страдал отсутствием фирменной манеры, какой-то своеобразной тембровой окраски. Можно напальцах перечислить тех певцов, которые действительно могут конкурировать с фирмачами. Иногда кажется, что российский голосовой аппарат сделан из «другого теста». Кто-то считает, что виновен во всем русский язык, который не позволяет петь фирменно, но это все, на мой взгляд, не имеет основания. Просто у нас в России нет настоящего рока, следовательно и нет традиций, современной вокальной школы. Андрей Храмов один из немногих вокалистов России, который может петь рок на уровне мировых звезд, выработав за годы работы фирменную подачу, традиционную манеру и присущие рок-музыке исполнительские штрихи. После выступления Джо Тернер и Гленн Хьюз очень высоко оценили мастерство Андрея.

Без сомнения, что получив «крещение» от «апостолов» мирового рока этот вокалист может добиться больших высот на рок сцене.
Особо хочется отметить гитариста Станислава Михайлова – одного из лучших рок-гитаристов Москвы. Кстати, именно он организовал группу Green Town (название группы пошло от того, что Станислав сам из подмосковного Зеленограда). Его тщательно выученные и безукоризненно сыгранные соло, которые на слуху у всех рок-музыкантов, у Тернера и Хьюза вызывали настоящий восторг и взрыв эмоций. Не забывайте, что Тернер хороший гитарист и до прихода в Rainbow играл на гитаре (Кстати, именно Тернер был единственным гитаристом, кто играл на гитаре вместе с Блекмором на одной сцене).
Бас-гитарист Вадим Винцентини, получивший в свое время хорошую джазовую школу и художественный руководитель группы клавишник Игорь Туркин - известные музыканты в рок-среде. Так Игорь Туркин незаменимый сессионный музыкант, участвующий во многих рок-проектах, в частности, его игру можно услышать на последнем альбоме группы «Черный обелиск».
И последний участник группы, самый молодой и самый экспрессивный музыкант - барабанщик Алексей Савельев. Если вы хотите послушать и узнать как надо играть на ударных рок-музыку пожалуйста придите на концерт Green Town. Это один из немногих барабанщиков страны, от игры которого «волосы встают дыбом» (в хорошем смысле слова)! Он также прошел хорошую школу – играл в различных группах, даже попробовал себя в поп-музыке, у звезд эстрады. Однако себя нашел в Green Town, в группе, где может максимально реализовать свой талант. В настоящее время, помимо группы, этот блестящий музыкант выступает в мюзикле «We will rock you».

В концерте принимали участие и другие музыканты, так как вечер превратился в некий «джем-сешн». Так особенно удивил Игорь Михель, который играл гитарные композиции Блекмора и разбередил душу Тернеру, который не смог усидеть на своем месте.
Конечно, для музыкантов такой «джем-сешн» останется незабываемым событием. Да и для всех посетителей клуба увидеть такое действо - большая удача. Я думаю, что многие хотели бы попасть именно на такой концерт, где все произошло случайно и так спонтанно.
И мне приходят в голову мысли о том, как же все таки круто повернулась наша жизнь. Кто бы мог подумать в году так 1982-м, играя на гитаре «Урал» риф «смок он зе вота», что наступят времена, когда мы не только сможем сходить на концерт и услышать эту музыку живьем, а посидеть с этими музыкантами за соседним столиком в клубе и даже вместе поиграть!

Текст Дмитрия Малолетова