Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Для чего гитаристу учиться петь?

Д. Малолоетов

Несмотря на то, что данный сайт ориентирован на гитаристов я решил ввести рубрику в которой будет обсуждаться тема вокала, т.е. пения. На мой взгляд, каждый гитарист в той или иной степени должен уметь петь. Во-первых, это будет не лишним в группе, так как гитарист может петь вторым голосом, что очень украсит общее звучание коллектива. Но главное в том, что не поющий гитарист вряд ли сможет в нашей стране сделать успешную карьеру. Кстати, это касается и западных сольных гитаристов. Достаточно посмотреть концерты Сатриани, Вая, Мальстина и других сольных гитаристов… Почему они это делают объяснить просто? Двухчасовой концерт инструментальной музыки выдержать очень сложно, особенно учитывая современный ритм жизни. Песни выполняют роль перебивок и это не дает быстрой утомляемости. Конечно, вы можете сказать, что есть такой гитарист как Пат Метони, Скофилд, Гамбале и т.д., которые спокойно живут и без «микрофона». Однако все это не в нашей стране. У нас в силу традиций инструментальная музыка всегда была «бесовской» забавой. И если в католических храмах играли на органах, например, И.С. Бах был органистом в церкви и без этой «крыши» он вряд ли смог сочинить столько произведений, да и самих инструментов не было бы. Инструменты нужны были церкви, чтобы усилить воздействие на людей во время богослужения. В православных церквях, как вы знаете, только поют (распевным многоголосием), а всех «инструменталистов-скоморохов», играющих «для народа», веками преследовали и боролись с их музыкой как с бесовщиной. Таким образом, не вдаваясь в глубокий исторический обзор, можно объяснить почему в нашей стране инструментальная музыка совершенно не пользуется спросом и музыканты-инструменталисты не могут жить исключительно за счет своего творчества.

Непоющий гитарист всегда будет на вторых ролях, аккомпаниатором. В лучшем случае ему дадут в концерте выступить номером. Поэтому если у вас есть творческие амбиции стать звездой, что для музыканта является вершиной карьеры и к чему в принципе надо стремиться, то без микрофона, без вокала эта задача невыполнима. По крайней мере я не знаю только одного гитариста, который дает полноценные концерты – Иван Смирнов. Остальные работают отделением и их востребованность крайне низка (по сравнению с любой поющей группой, имеющей хоть один хит, не говоря уж о звездах).
Конечно, для того чтобы заниматься вокалом нужно не только понимание необходимости, но и позывы души, желание, любовь к этому делу. Без этого вряд ли что получится. Заставлять себя петь, ломать свою природу, для того, чтобы делать карьеру звезды глупо. Но пробовать обязательно надо, так как многие гитаристы, особенно молодые могут и не осознавать того, что они могут быть классными вокалистами. Найти себя, раскрыть свой потенциал вот задача, хотя не все, конечно, найдут себя в пении.

Многие могут сказать, у меня нет голоса как у Карузо, и лучше быть хорошим гитаристом, чем плохим вокалистом. Резонно… Однако стоит послушать Марка Нофлера, того же Джимми Хендрикса или нашего Б. Гребенщикова чтобы сделать выводы, - иметь голос для вокалиста-автора не самое главное. А главным элементом является то, что ты хочешь сказать. Если тебе есть что сказать людям, то можно найти разные музыкальные формы – или орать на надрыве связок или шептать. Кстати, именно в поиске этой гармоничной формы и состоит творчество. Если бы Марк Нофлер имел потрясающий голос и диапазон в 4 октавы, на свете не было бы его песен в том виде, которые они существуют сейчас. Это были бы другие песни, в которых бы реализовывался его диапазон. Может быть и вы напишите песни под себя именно так, что это не придет в голову никакому композитору. Не имея хорошей вокальной школы так нашел свою манеру Илья Лагутенко и приобрел огромное количество поклонников.

Итак, если вы все поняли и горите желанием попробовать себя в вокале. Вперед! Не бойтесь…