«ШКОЛА ПЕНИЯ – ШКОЛА ДЫХАНИЯ».
ЧАСТЬ II
Елена Ермак
Занимаясь
подготовкой данной темы я взяла толковый словарь С.И.Ожегова и поинтересовалась
как в нем трактуется термин «дыхание»:
«Дыхание – процесс 1) поглощения кислорода и выделения углекислого
газа живыми организмами, 2) втягивание и выпускание воздуха легкими».
От себя можно добавить, что дыхание это основной жизнеобеспечивающий
процесс для человека и животного мира.
На первый взгляд функция дыхания и его роль в нашей жизни понятна
и довольно проста. Но так ли это? Если заняться изучением этой темы
более глубоко, то оказывается, что тип дыхания, ритм и скорость
вдыхаемого и выдыхаемого воздуха может оказывать влияние на наше
физическое и психологическое состояние! Человек самодостаточен по
своей природе и для решения тех или иных задач не всегда необходимо
подключать силы из вне, не используя собственные ресурсы. Изучением
этой темы занимались многие медики и ученые (Поль Брэгг, Бутейко,
Стрельникова и др.). Нам известны медитативная система дыхания по
йоге и противоположная ей аэробная по бодифлексу и т.д. Каждая из
этих теорий раскрыла свою определенно положительную сторону дыхательного
процесса для нашего здоровья и энергетического потенциала «…дыхание
– путь к энергии ». Не является исключением и певческое дыхание,
учение о котором занимает значительную часть в вокальной школе.
Итак, мы с вами продолжаем разбирать тему «Школа пения – школа дыхания»,
первая часть которой опубликована в прошлом номере. И чтобы подытожить
все выше сказанное, я начинаю урок с вывода: певческое дыхание это
– фундамент звукообразования и энергосистема, которая дает силу
и длительность звуку, а также оказывает влияние на тембровую окраску
голоса.
Чтобы легче разобраться с премудростями вокального дыхания, а для
многих ( особенно начинающих ) оно становиться камнем преткновения,
давайте сравним его с обычным и найдем общие черты и различия. Общее:
вдох и выдох.
Различия лучше проанализировать изучив таблицу.

Человек рождается со знанием лучшего способа дыхания. Если положить
маленького ребенка на спину и посмотреть как он дышит, то вы обратите
внимание на то, что его грудь практически не подвижна, а живот постоянно
подымается вверх и вниз, а значит он делает глубокое диафрагменное
дыхание! Диафрагма отделяет грудную полость от
брюшной и являясь самой сильной и основной мышцей, помогает сперва
наполнять, а затем освобождать легкие от воздуха. Грир Чайлдерс
пишет: «С возрастом в нас растет нервное напряжение, и наши внутренние
органы, в том числе мышцы диафрагмы, начинают все больше и больше
напрягаться. Поэтому дыхание останавливается посреди груди и мы
используем легкие всего на 20%, потому что дышим лишь их верхней
частью». Не смотря на то, что в вокальной школе различают грудной,
грудо - брюшной типы дыхания, но общепринятым является нижнеереберно-диафрагматический
тип, при котором на вдохе раздвигаются нижние ребра по всей окружности,
а подложечная
область слегка выпячивается вперед. Звучит страшно, но на самом
деле получается совершенно естественно, а главное полезно и для
вокала и для здоровья. Определить каким типом дыхания пользуетесь
вы довольно легко. Лежа на спине соедините кисти рук в замке и положите
на живот (можно использовать книгу). Дышите так, как вам удобно
и привычно, но при этом обратите внимание на то, какая часть тела
принимает большее участие. Если при вдохе поднимается грудь, значит
у вас грудной тип дыхания, а если живот, тогда диафрагматический.
Получилось?
Теперь переходим ко вдоху, именно с него начинается традиционное
вокальное обучение. Пение начинается с глубокого носового вдоха
( заметьте, что «глубокого» не означает «объемного»!). Куда распределяется
поступивший воздух мы уже знаем. Причем вдох очень короткий! Зачастую
во время пения у нас нет возможности делать длительный вдох. Вспомните
хотя бы рондо Фарлафа из «Руслана и Людмилы» Глинки или рок-н-ролы.
Поэтому вдох короткий и бесшумный. Как я писала ранее, объясняя
тот или иной прием, педагоги зачастую применяют ассоциативные, образные
примеры. Так вот говоря о вдохе, я не раз слышала такие сравнения,
как вдох во время (легкого) испуга чем-либо или в момент удивления.
Объем набираемого воздуха зависит от поставленных задач ( длительность
фразы, верхние ноты и т.д.), но в любом случае избегайте перебора.
Это не только затрудняет дело, но часто приводит к форсировке и
фальшивой интонации.
Хотя в реальной практике исполнители не редко берут дыхание одновременно
ртом и носом по ряду известных уже причин, но в учебном процессе
неизменно нарабатывается вдох через нос. Во-первых вдох через рот
сушит гортань. Во-вторых это не совсем гигиенично и бесшумно. Иногда
невольно обращаешь внимание на «астматические» призвуки при вдохе
через рот у некоторых певцов.
Следующим действием после вдоха, совершенно предсказуемо, будет
выдох! Пение начинается на выдохе. Чтобы в этом убедиться попробуйте
сделать наоборот. Задача, стоящая пред вокалистом на выдохе, заключается
в том, чтобы без какого- либо зажима, совершенно свободно и естественно
научиться правильно удерживать и расходовать набранный воздух так,
чтобы он весь без остатка превращался в звук. Именно в этом заключается
мастерство владения певческим дыханием. Что касается ощущений во
время выдоха, то их описывают по - разному. Лучше всего, когда дыхание
по ощущению словно стоит на месте, не уходит, а служит опорой звуку.
Или вот какими сравнениями пользовался маэстро Барра: «Дыхание должно
гудеть в тебе, как гудит пламя в камине при хорошей тяге, тогда
оно будет свободным, проходящим и захватывать резонативные зоны.Оно
как бы обратно речевому. В речи оно тратится, естественно вытекает,
и живот при этом уходит, втягивается, а в пении дыхание обратное
– мы набрали воздух, поем, а живот идет несколько вперед, а не назад.
Кажется, что дыхание должно кончится, но мы еще можем петь, поем,
а живот идет все вперед, не втягивается, как при речи. В пении нельзя
давать ему уходить, проваливаться. Должно быть стремление удержать
его и подать вперед». В связи с тем, что для многих эта тема является
новой и не совсем простой, я предлагаю выделить основные моменты:
- следите, чтобы корпус был свободен, плечи развернуты
- дышать легко и свободно, не перебирая воздуха
- следить, чтобы плечи и грудь при вдохе не поднимались
- вдох маленький, бесшумный (исключить порывистый и судорожный)
- выдох долгий, эластичный
- в процессе пения следует удерживать вдыхательную позицию
- при выдохе соблюдайте чувство певческой опоры
( Р.S. Хотелось бы предупредить, что с детьми занимаются несколько
иначе,
в щадящем режиме и по более деликатной системе!)
Певческое дыхание воспитывается постепенно и систематично. Существует
ряд упражнений, приемов направленных на постановку и закрепление
певческого дыхания, которое доводится до автоматизма и становится
естественным как для
вокала, так и для обычной речи. В прошлом номере были опубликованы
некоторые из них. Сегодня мы займемся освоением новых, рекомендованных
врачами и специалистами.
УПРАЖНЕНИЯ
Данные упражнения применяются врачами фониаторами как для тренировки
равномерного, свободного, длительного выдоха, так и при лечении
заболеваний голосового аппарата, что еще раз подтверждает все выше
сказанное о
чудодейсвенном влиянии «правильного» дыхания на наше самочувствие.
При выполнении упражнений не исключено головокружение. Отдохнув
около минуты можно продолжать. Основные рекомендации: выполнять
спокойно, не утрировать выдох, соблюдая состояние покоя во всем
теле.
1. Выполняется сидя, стоя, лежа по 8-10 раз в день.
Тренировка выдоха на согласных звуках «с», «ж», «з».
Короткий вдох через нос и равномерный выдох на звук «с» - полуулыбка,
язык упирается в нижние зубы;
выдох на звук «ж» - губы вытянуты вперед. Звучание таинственное,
низкое
и резонирующее в груди. Для проверки приложите ладонь к груди и
почувствуйте вибрацию;
выдох на звук «з» - полуулыбка.
2. Сидя или стоя взять в руку стакан с водой и коктельной трубочкой.
После
глубокого вдоха через нос медленно ( в течении 25-30 сек.) выдыхать
воздух в стакан через трубочку.
Следующее упражнение от маэстро Барра, которое он называл своеобразной
гимнастикой, направленно на развитие дыхания и нахождения его верной
координации с другими частями голосового аппарата (для правильного
механизма).
« Не надо никакого голоса. Освободись совершенно. Протяни звук в-в-в
на губах медленно, свободно выпуская воздух. Не толкай его. Пой
отдельные ноты, отрезки гамм на в-в. Все надо делать мягко, легко,
без силы и голоса, только прикосновением дыхания, только туше. Теперь
можно перейти на чистую гласную. Это не пение, а гимнастика. Надо
следить, чтобы дыхание не ударяло по связкам, а как бы обходило
их ».
И последнее! Для развития легких, тренировки дыхания, энергетического
заряда и
поддержания себя в отличной форме, занимайтесь плаванием, системами
в основе
которых лежит работа с дыханием. Это поможет вам не только в пении,
но и
укрепит ваше здоровье! Ведь не секрет, что для плодотворной работы
нам необходимы
желание, здоровье, время и любовь!
* * *
Некоторые педагоги считают, что дыхание само разовьется в процессе
пения, если правильно организовать работу гортани и артикуляционного
аппарата, другие утверждают, что дыханию в пении научиться нельзя
– его важно научиться ощущать! В одном сходятся все: в процессе
занятий пением необходимо выработать плавный и постепенный выдох,
обеспечивающий длительное фонирование. В.Емельянов так откорректировал
изречение Ламперти: «Школа пения – школа выдыхания!» А я в свою
очередь желаю вам терпения и великолепных результатов!
« Пойте хорошо, дышите удобно!».
|