Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

«ШКОЛА ПЕНИЯ – ШКОЛА ДЫХАНИЯ».

ЧАСТЬ II

Елена Ермак

Елена Ермак Elena ErmakЗанимаясь подготовкой данной темы я взяла толковый словарь С.И.Ожегова и поинтересовалась как в нем трактуется термин «дыхание»:
«Дыхание – процесс 1) поглощения кислорода и выделения углекислого газа живыми организмами, 2) втягивание и выпускание воздуха легкими». От себя можно добавить, что дыхание это основной жизнеобеспечивающий процесс для человека и животного мира.
На первый взгляд функция дыхания и его роль в нашей жизни понятна и довольно проста. Но так ли это? Если заняться изучением этой темы более глубоко, то оказывается, что тип дыхания, ритм и скорость вдыхаемого и выдыхаемого воздуха может оказывать влияние на наше физическое и психологическое состояние! Человек самодостаточен по своей природе и для решения тех или иных задач не всегда необходимо подключать силы из вне, не используя собственные ресурсы. Изучением этой темы занимались многие медики и ученые (Поль Брэгг, Бутейко, Стрельникова и др.). Нам известны медитативная система дыхания по йоге и противоположная ей аэробная по бодифлексу и т.д. Каждая из этих теорий раскрыла свою определенно положительную сторону дыхательного процесса для нашего здоровья и энергетического потенциала «…дыхание – путь к энергии ». Не является исключением и певческое дыхание, учение о котором занимает значительную часть в вокальной школе. Итак, мы с вами продолжаем разбирать тему «Школа пения – школа дыхания», первая часть которой опубликована в прошлом номере. И чтобы подытожить все выше сказанное, я начинаю урок с вывода: певческое дыхание это – фундамент звукообразования и энергосистема, которая дает силу и длительность звуку, а также оказывает влияние на тембровую окраску голоса.
Чтобы легче разобраться с премудростями вокального дыхания, а для многих ( особенно начинающих ) оно становиться камнем преткновения, давайте сравним его с обычным и найдем общие черты и различия. Общее: вдох и выдох.
Различия лучше проанализировать изучив таблицу.

Человек рождается со знанием лучшего способа дыхания. Если положить маленького ребенка на спину и посмотреть как он дышит, то вы обратите внимание на то, что его грудь практически не подвижна, а живот постоянно подымается вверх и вниз, а значит он делает глубокое диафрагменное дыхание! Диафрагма отделяет грудную полость от
брюшной и являясь самой сильной и основной мышцей, помогает сперва наполнять, а затем освобождать легкие от воздуха. Грир Чайлдерс пишет: «С возрастом в нас растет нервное напряжение, и наши внутренние органы, в том числе мышцы диафрагмы, начинают все больше и больше напрягаться. Поэтому дыхание останавливается посреди груди и мы используем легкие всего на 20%, потому что дышим лишь их верхней частью». Не смотря на то, что в вокальной школе различают грудной, грудо - брюшной типы дыхания, но общепринятым является нижнеереберно-диафрагматический тип, при котором на вдохе раздвигаются нижние ребра по всей окружности, а подложечная
область слегка выпячивается вперед. Звучит страшно, но на самом деле получается совершенно естественно, а главное полезно и для вокала и для здоровья. Определить каким типом дыхания пользуетесь вы довольно легко. Лежа на спине соедините кисти рук в замке и положите на живот (можно использовать книгу). Дышите так, как вам удобно и привычно, но при этом обратите внимание на то, какая часть тела принимает большее участие. Если при вдохе поднимается грудь, значит у вас грудной тип дыхания, а если живот, тогда диафрагматический. Получилось?
Теперь переходим ко вдоху, именно с него начинается традиционное вокальное обучение. Пение начинается с глубокого носового вдоха ( заметьте, что «глубокого» не означает «объемного»!). Куда распределяется поступивший воздух мы уже знаем. Причем вдох очень короткий! Зачастую во время пения у нас нет возможности делать длительный вдох. Вспомните хотя бы рондо Фарлафа из «Руслана и Людмилы» Глинки или рок-н-ролы. Поэтому вдох короткий и бесшумный. Как я писала ранее, объясняя тот или иной прием, педагоги зачастую применяют ассоциативные, образные примеры. Так вот говоря о вдохе, я не раз слышала такие сравнения, как вдох во время (легкого) испуга чем-либо или в момент удивления.

Объем набираемого воздуха зависит от поставленных задач ( длительность фразы, верхние ноты и т.д.), но в любом случае избегайте перебора. Это не только затрудняет дело, но часто приводит к форсировке и фальшивой интонации.
Хотя в реальной практике исполнители не редко берут дыхание одновременно ртом и носом по ряду известных уже причин, но в учебном процессе неизменно нарабатывается вдох через нос. Во-первых вдох через рот сушит гортань. Во-вторых это не совсем гигиенично и бесшумно. Иногда невольно обращаешь внимание на «астматические» призвуки при вдохе через рот у некоторых певцов.
Следующим действием после вдоха, совершенно предсказуемо, будет выдох! Пение начинается на выдохе. Чтобы в этом убедиться попробуйте сделать наоборот. Задача, стоящая пред вокалистом на выдохе, заключается в том, чтобы без какого- либо зажима, совершенно свободно и естественно научиться правильно удерживать и расходовать набранный воздух так, чтобы он весь без остатка превращался в звук. Именно в этом заключается мастерство владения певческим дыханием. Что касается ощущений во время выдоха, то их описывают по - разному. Лучше всего, когда дыхание по ощущению словно стоит на месте, не уходит, а служит опорой звуку. Или вот какими сравнениями пользовался маэстро Барра: «Дыхание должно гудеть в тебе, как гудит пламя в камине при хорошей тяге, тогда оно будет свободным, проходящим и захватывать резонативные зоны.Оно как бы обратно речевому. В речи оно тратится, естественно вытекает, и живот при этом уходит, втягивается, а в пении дыхание обратное – мы набрали воздух, поем, а живот идет несколько вперед, а не назад. Кажется, что дыхание должно кончится, но мы еще можем петь, поем, а живот идет все вперед, не втягивается, как при речи. В пении нельзя давать ему уходить, проваливаться. Должно быть стремление удержать его и подать вперед». В связи с тем, что для многих эта тема является новой и не совсем простой, я предлагаю выделить основные моменты:

- следите, чтобы корпус был свободен, плечи развернуты
- дышать легко и свободно, не перебирая воздуха
- следить, чтобы плечи и грудь при вдохе не поднимались
- вдох маленький, бесшумный (исключить порывистый и судорожный)
- выдох долгий, эластичный
- в процессе пения следует удерживать вдыхательную позицию
- при выдохе соблюдайте чувство певческой опоры

( Р.S. Хотелось бы предупредить, что с детьми занимаются несколько иначе,
в щадящем режиме и по более деликатной системе!)

Певческое дыхание воспитывается постепенно и систематично. Существует ряд упражнений, приемов направленных на постановку и закрепление певческого дыхания, которое доводится до автоматизма и становится естественным как для
вокала, так и для обычной речи. В прошлом номере были опубликованы некоторые из них. Сегодня мы займемся освоением новых, рекомендованных врачами и специалистами.

УПРАЖНЕНИЯ

Данные упражнения применяются врачами фониаторами как для тренировки равномерного, свободного, длительного выдоха, так и при лечении заболеваний голосового аппарата, что еще раз подтверждает все выше сказанное о
чудодейсвенном влиянии «правильного» дыхания на наше самочувствие. При выполнении упражнений не исключено головокружение. Отдохнув около минуты можно продолжать. Основные рекомендации: выполнять спокойно, не утрировать выдох, соблюдая состояние покоя во всем теле.

1. Выполняется сидя, стоя, лежа по 8-10 раз в день.
Тренировка выдоха на согласных звуках «с», «ж», «з».
Короткий вдох через нос и равномерный выдох на звук «с» - полуулыбка,
язык упирается в нижние зубы;
выдох на звук «ж» - губы вытянуты вперед. Звучание таинственное, низкое
и резонирующее в груди. Для проверки приложите ладонь к груди и
почувствуйте вибрацию;
выдох на звук «з» - полуулыбка.

2. Сидя или стоя взять в руку стакан с водой и коктельной трубочкой. После
глубокого вдоха через нос медленно ( в течении 25-30 сек.) выдыхать
воздух в стакан через трубочку.

Следующее упражнение от маэстро Барра, которое он называл своеобразной гимнастикой, направленно на развитие дыхания и нахождения его верной координации с другими частями голосового аппарата (для правильного механизма).
« Не надо никакого голоса. Освободись совершенно. Протяни звук в-в-в на губах медленно, свободно выпуская воздух. Не толкай его. Пой отдельные ноты, отрезки гамм на в-в. Все надо делать мягко, легко, без силы и голоса, только прикосновением дыхания, только туше. Теперь можно перейти на чистую гласную. Это не пение, а гимнастика. Надо следить, чтобы дыхание не ударяло по связкам, а как бы обходило их ».

И последнее! Для развития легких, тренировки дыхания, энергетического заряда и
поддержания себя в отличной форме, занимайтесь плаванием, системами в основе
которых лежит работа с дыханием. Это поможет вам не только в пении, но и
укрепит ваше здоровье! Ведь не секрет, что для плодотворной работы нам необходимы
желание, здоровье, время и любовь!

* * *

Некоторые педагоги считают, что дыхание само разовьется в процессе пения, если правильно организовать работу гортани и артикуляционного аппарата, другие утверждают, что дыханию в пении научиться нельзя – его важно научиться ощущать! В одном сходятся все: в процессе занятий пением необходимо выработать плавный и постепенный выдох, обеспечивающий длительное фонирование. В.Емельянов так откорректировал изречение Ламперти: «Школа пения – школа выдыхания!» А я в свою очередь желаю вам терпения и великолепных результатов!
« Пойте хорошо, дышите удобно!».