Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Школа пения – школа дыхания

Елена Ермак

«Искусству пения, как и всякому другому искусству должно предшествовать известное механическое умение».

Гете

Вооружившись опытом и знаниями классика, давайте разделим вокал на технологию и
искусство, а затем попробуем разобраться в том, что же имел ввиду Гете, ведь многие считают пение естественным действием с одним слагаемым – голосом, совершенно не обременяя себя вопросами, а что такое голос, от чего зависит его сила и полнота, какие органы задействованы при пении или же что влияет на качество исполнения.
Дело в том, что речь и пение человека осуществляются в результате деятельности многих органов и систем (органов дыхания, брюшного пресса, гортани, мышц полости рта, глотки и т.д.), которые координирует головной мозг. Поэтому первоочередная задача вокалиста это установить естественную взаимосвязь между отдельными органами, что позволит всему голосовому аппарату работать с наименьшим напряжением, т.е. наладить нормальную певческую функцию. Мне не хотелось бы превращать наши уроки в научные статьи, но все же для решения тех или иных профессиональных вопросов просто необходимо хотя бы в сжатом варианте иметь представление о том, в следствии какого процесса происходит зарождение человеческого голоса. Это понимание работы голосового аппарата, знание голосообразования, помогает не только развить голос, но и предохранить его от профессиональных болезней, старения. Как говориться, если решил сесть за руль, не забудь узнать где газ, а где тормоз!

Все органы, участвующие в голосообразовании, в совокупности образуют голосовой
аппарат. В его состав входят: ротовая и носовая полости с придаточными полостями, глотка, гортань с голосовыми связками, трохея, бронхи, легкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой, мышцы брюшной полости. Давайте немного вспомним анатомию. Дело в том, что при обучении пению органы голосового аппарата специально приспосабливаются к выполнению певческих задач, изменяют свою функцию.
Органом, где происходит зарождение голоса, является гортань. Она имеет сложное
строение и выполняет тройную функцию: дыхательную, защитную, голосовую.
Работа гортани не подчинена сознанию и скрыта от наших глаз. В отличии от высоко-
квалифицированных певцов, у начинающих при пении часто наблюдаются резкие движения гортани вверх и вниз. Причина кроется в неумелом пользовании дыханием и отсутствии налаженной координации. Для устранения которых нужно добиться полной свободы движений нижней челюсти и языка (специальные упражнения даны в предыдущем уроке), естественного зевка и правильного дыхания.
Кроме того, в гортани находятся наши голосовые складки (связки), имеющие прямое отношение к возникновению звука. При обычном дыхании связки пассивны и образуют щель треугольной формы, так называемую голосовую. При фонировании они смыкаются и щель закрывается, затрудняя свободный выдох. Сжатый воздух давит на сомкнутые связки, создавая подскладочное давление. В момент этого взаимодействия рождается звук.
Таким образом, получается, что сила и продолжительность голосового звука напрямую зависит от нашего дыхания или вернее сказать от выдоха! Следовательно, научившись умело и осознанно пользоваться дыханием, мы сможем управлять и контролировать вокальный процесс, а именно влиять на характер звучания делая его отрывистым или
связанным, энергичным или вялым, выразительным или наоборот. Вот почему Франческо Ламперти назвал школу пения – школой дыхания. Как видите, действительно, прежде чем дело дойдет до искусства, нам придется вначале овладеть определенным «механическим умением». Энрико Карузо говорил так: « У певца может быть самый надежный слух и лучшие намерения, но если он не умеет управлять дыханием, он будет петь не чисто, или будет издавать безжизненные жалкие звуки».

А теперь мы можем перейти к практическому курсу, в котором мы рассмотрим некоторые полезные упражнения для развития дыхания.

Упражнение 1

Данное упражнение помогает наработать свободный, плавный выдох необходимый при пении. Техника исполнения такова. Поставьте перед собой зажженную свечу. Затем через нос наберите небольшое количество воздуха в область нижних часть ребер и немного в живот. Далее, необходимо плавно выдыхать воздух на свечу, которая должна быть расположена на расстоянии примерно 20 см. от рта. Выдох необходимо выполнять так, чтобы пламя зажженной свечи не тряслось, тем более не затухло. Этого можно достигнуть только при плавном, естественном выдохе, когда поток выдыхаемого воздуха имеет постоянную силу, без импульсивных рывков и резкого давления. Живот при этом, в отличии от речевого выдоха, не уходит во внутрь.
Данное упражнение очень полезно, так как свеча является визуальным монитором, которая показывает правильность выдоха. Кроме этого, упражнение развивает длительность выдоха, что очень важно при пении длинных фраз.

Упражнение 2

В певческом дыхании в основном участвуют нижние ребра и верхняя часть живота (диафрагма). На следующем упражнении можно почувствовать работу данной группы мышц. Оно выполняется лежа. Положите некий груз (например, пару толстых книг) на живот. Акцент идет на вдох, это своего рода тренировка мышц участвующих в вокальной работе.

При занятиях дыханием старайтесь не перебирать воздух при вдохе. Главное, чтобы дыхание было свободным и естественным, без утрирования, чтобы не было головокружения.

Как было отмечено в прошлом уроке дыхательные, артикуляционные и вокальные упражнения невозможно отделить друг от друга. Только в совокупности они дают результат. При самостоятельных занятиях следует об этом помнить и распределять время на все элементы.

Сегодня мы познакомимся еще с некоторыми артикуляционными упражнениями, которые без сомнения принесут пользу.

УПРАЖНЕНИЕ 1 укрепляет связки, суставы, жевательные мышцы. Откройте рот, мысленно произнеся гласную «А» и подержав в таком положении пару секунд, закройте. Повторите 5-7 раз. Также его можно выполнить с силовой нагрузкой – откройте рот, а рукой зажатой в кулак, надавите на нижнюю челюсть снизу, этим самым создавая сопротивление, которое удерживайте в течении нескольких секунд

УПРАЖНЕНИЕ 2 тонизирует и укрепляет щечные мышцы. Поочереди надувать одну и другую щеки, а затем обе втянуть. Повторить несколько раз.

УПРАЖНЕНИЕ 3 направленно на тренировку языка, который при своей пассивности может искажать и звук и слово. При малоподвижном языке рекомендуется применять
слоги с согласными «Д», «Р», «Л», «Т», «Ч», «Ц».
Попробуйте решить эту проблему, проговаривая скороговорку на одном дыхании.
Повторение также желательно несколько раз. Обратите внимание на четкость произношения и окончания слов, которые заканчиваются на согласный звук:

Дмитрий Дмитриевич Дмитриев в Дмитрове.

На дворе – трава, на траве – дрова.

Чтец чтеца чтит тщетно.

От топота копыт пыль по полю летит.

Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами
чертеж чрезвычайно чисто.

На мели мы лениво налима ловили, для меня вы ловили линя.
О любви не меня ли вы мило малили? И в туманы Лимана манили меня.

Во мраке раки шумят в драке.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла наконец.

Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.

Мы ели, ели ершей у ели.


В начале придерживайтесь умеренного темпа. Артикуляция должна быть более утрированной, нежели при обычной речи. Главное не допускайте каких-либо болевых, неприятных ощущений, усталости гортани. Основная нагрузка ложится на язык и губы.

Кроме этих упражнений не стоит забывать об артикуляционных тренингах, приведенных в прошлом уроке. И естественно следует выполнять приведенные там же и вокальные упражнения. Относительно вокальных упражнений стоит особо отметить, что вокалисты могут распеваться на одних и те же упражнениях годами! Особенно это касается начинающих, перед которыми стоит задача через ощущения скоординировать работу всего голосового аппарата, почувствовать и зафиксировать головное и грудное резонирование и прочее. Поэтому как и в любом другом деле желательно придерживаться системности, а импровизации отложить до лучших времен! С этой целью я возвращаюсь к прошлому вокальному упражнению «мычание», которое с закрытым ртом на согласный «М» хорошо организует правильную механику звукообразования и помогает найти головное резонирование. Так всегда занимался Карузо, а выдающийся итальянский тенор Барра говорил: «Если у певца разболтан голос и вокальный инструмент еще не приобрел всех необходимых качеств: силы, выносливости, вариантов тембра и техники, пластичности в пении, то нужно упражняться в «мычании»». Надеюсь я убедила вас в целесообразности данного задания. Так что продолжайте осваивать предыдущий материал и пожалуйста следите за свободой нижней челюсти, единым положении гортани, свободным, ровным дыханием. Звук должен быть звонкий и резонирующий.

* * *


Итак, в данном уроке мы рассмотрели некоторые вопросы связанные с дыханием, которое, как было отмечено, является основой звукообразования при пении. Конечно, материал, приведенный в статье, имеет лишь обзорный характер. Данная тема будет иметь продолжение.
Надеюсь, что практические дыхательные и артикуляционные упражнения, описанные в этом уроке, дадут необходимые плоды.
В заключении хочется сказать, что какую бы музыку мы не пели, в каком бы стиле не работали, нам необходимо помнить, что голос – это живой орган, это нервы и мускулы, это нежный и деликатный инструмент! Все наши эмоции тем или иным образом сказываются на его качестве и состоянии. Поэтому только при бережном и грамотном отношении можно не только сохранить данный нам свыше певческий голос, но и развить.