Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Развитие самоконтроля

Елена Ермак

Елена ЕрмакВ прошлом номере журнала читатели могли прочитать статью «Найти свой голос, найти свою песню», в которой мы определили стратегические цели и задачи вокалиста. Итак, если вы еще не потеряли желание заниматься вокалом мы переходим к практическому курсу, который, я надеюсь, принесет пользу.
Но прежде чем мы перейдем к конкретным вокальным упражнениям хотелось бы обратить внимание учащихся на важном элементе в обучении - самоконтроле. Исключительная важность самоконтроля при занятиях вокалом обусловлена тем, что уроки, которые я готовлю читателям журнала Music Box, изначально ориентированы на самостоятельную работу. Конечно, занятия с опытным педагогом могут помочь ученику преодолеть какие-либо трудности, а главное уберечь начинающего вокалиста от некоторых ошибок, которые при неконтролируемом процессе обучения приводят даже к потере голоса. Однако возможность учиться у квалифицированного педагога есть не у всех. В этом случае учащийся, занимаясь самостоятельно, становится как бы своим собственным педагогом и учеником в одном лице. Поэтому самоконтроль помогает, лучше сказать, определяет вектор обучающего процесса. Именно самоконтроль, выявляя собственные ошибки и недочеты, дает понимание ученику над чем ему надо работать, на что уделить внимание, дабы добиться своей цели – научиться петь.

Как известно вокалисты контролируют и регулируют процесс голосообразования при помощи ощущений – слуховых, мышечных, резонаторных (вибрационных). Но существует ряд причин, особенно на первом этапе занятий, из-за которых самоконтроль затруднен:
1. Голосовой аппарат является частью организма, поэтому резко ограничены возможности самого эффективного – зрительного контроля за процессом.

2. Субъективные ощущения своего собственного пения часто обманчивы.


3. Мышечные ощущения не подчинены сознанию полностью (кроме того, у детей и у взрослых они могут быть неодинаковыми), а резонаторные для начинающих малознакомы.

Обычно на первых уроках молодые вокалисты совершают много лишних движений (мимических, артикуляционных), прикладывают излишние усилия, их внимание очень напряжено, они бывают суетливы. И как следствие их ощущения могут быть не всегда верны. Поэтому хочется обратить ваше внимание на некоторые основные моменты.

1) Пение не должно вызывать неудобство в гортани, болевые симптомы, скованность в теле. Со временем, при систематических тренировках вокальные навыки автоматизируются, появляется свобода, естественность, начинается путь совершенствования.

2) Наиболее осознанными являются слуховые ощущения и представления, поэтому слух – это главный регулятор голоса. Именно с помощью слуха необходимо научиться различать все тонкости своего звучания, уловить лучшее и зафиксировать мышечными ощущениями.

3) Формирование вокальных ощущений также связано с подражательным рефлексом. Это самый короткий путь при освоении вокальных навыков. Здесь не маловажен музыкальный вкус. Будьте аккуратны при выборе для себя образцов вокального мастерства. Очень хорошо если вы живете не в узкожанровом направлении и вам не чужды эталоны, например, классического вокала, джазового и т.д. Порой не известно, кто из исполнителей окажет большее влияние или поможет освоить что либо необходимое именно для вас. В любом случае, чем шире и полнее вокальный кругозор, тем более высоко будет развит ваш музыкальный слух. Ведь певец настраивает свое инструмент в соответствии с тем идеалом звучания, представление о котором у него создалось.

Самостоятельная работа, в процессе которой развивается индивидуальность, активность, изучение самого себя, анализ качества звучания и правильность совершенных движений, осмысление причинно-следственных связей, логика музыкального мышления и другие элементы является наиболее важным звеном освоения вокального искусства.
Теперь можно перейти к конкретным упражнениям. И тема данного урока посвящена певческим тренингам.