Понятие ритма, метра и размера
Ритм - организация звуков и пауз по их длительностям
во времени (в определённом метре).
Метром называется закономерное чередование
сильных и слабых долей. Относительно этого "пульса" и
происходит организация записи и игры соответствующих нот во времени.
Аналогичную организацию метра можно обнаружить в поэзии, в стихосложении,
в искусстве, которое, также как и музыка, основано на временных
закономерностях. Проанализируем известный отрывок:
Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя...
Выделим ударные [сильные] слоги стрелкой вниз, а безударные
[слабые] стрелкой вверх (для наглядности гласную (Ю и Е) будем считать
слогом) и отделим каждый сильный + слабый слог поперечной линией
исходя из закономерности стихотворения :

Периодичность повторения сильных и слабых долей (слогов)
и образуют метр, в данном случае двудольный. Временной отрезок от
сильной доли до следующей сильной доли называется тактом и отделяется
поперечной линией. Если отобразить данное стихотворение в нотной
записи, используя условную ноту СИ, то оно может иметь следующий
вид:

* В последнем такте слабая доля отображается как четвертная
пауза. Подробнее ниже.
В начале нотного стана Вы видите две цифры, которые
показывают: верхняя - количество долей в такте (в данном случае
2), нижняя - длительность каждой доли (в данном случае четвертные).
Эти цифры образуют размер музыкального произведения, по которым
музыкант, играющий по нотам, определяет количество долей в такте
и их длительности. Задав темп, считая про себя сильные и слабые
доли, музыкант обретает "координаты времени", в которых
должно развиваться музыкальное произведение.
Итак, мы познакомились с двудольным метром, но в музыке
(как и в поэзии), кроме этого существует и трёхдольный метр, в котором
такт состоит из 3-х долей (одной сильной и двух слабых).
Проанализируйте следующий отрывок стихотворения, который
написан в трёхдольном метре:
| Туч-ки не- | бес-ны-е, | веч-ны-е | стран-ни-ки!
|
| Степь-ю ла- | зу-рно-ю, | цепь-ю жем- | чуж-но-ю... |
В нотной записи, данный отрывок будет иметь следующий
вид:

Кроме простых размеров (2/4 или 3/8 и т.д.) существуют
сложные размеры, которые состоят из нескольких простых метрических
ячеек. Например, размер 4/4 состоит из двух метрических ячеек 2/4+2/4.

Для общего понимания нотной записи проанализируйте
приведённый ниже отрывок русской народной песни.

Вы сразу можете определить, что размер песни 2/4,
т.е. в такте должно быть только две доли (сильная и слабая, каждый
новый такт начинается с сильной доли). Подберите такой темп, чтобы
такт длился 2 секунды, т.е. каждая четвертная доля равнялась 1 сек.
В этом темпе ритмично (ровно) считайте вслух РАЗ ДВА и т.д., что
будет соответствовать четвертным длительностям. Чтобы сыграть восьмые
ноты необходимо четвертную ноту разбить на две равные длительности.
Для координации счёта с длительностями, которые необходимо сыграть
(т. е. с восьмыми), после слога РАЗ (через полсекунды) произнесите
И, т.е. РАЗ-И ДВА-И, что и будет соответствовать восьмым нотам.
Со временем, при должной тренировке у музыканта вырабатывается "внутренний
метроном", и высчитывание длительностей происходит автоматически.
Проанализируйте следующий пример, в котором в графической форме
отображены два такта данной песни.

В музыке, как и в речи, между словами и фразеологическими
оборотами могут быть паузы, которые можно сравнить со знаками препинания.
В нотной записи паузы подчиняются тем же правилам "деления"
и счёта, что и длительности нот.

Обратите внимание на 4-й такт приведённого
выше отрывка известной песни "Тонкая рябина". В нём Вы
видите две четвертные паузы, т.е. на счёт ДВА - ТРИ при пении или
игре данной мелодии Вы не должны извлекать звуков. Далее мелодию
необходимо продолжать со следующего такта, выдерживая темп метра.
Кроме этого, между нотой D (РЕ) 3-го такта и нотой D 4-го такта
Вы видите дугообразную линию, которая называется лигой. Две ноты
(две одинаковые по высоте ноты), соединенные лигой, образуют одну
ноту, которая по длительности равняется сумме длительностей залигованных
нот. В нашем примере в 4-м такте на сильную долю приходится залигованная
нота (звучащая из предыдущего такта), т.е. которая продолжает "тянуться"
(звучать). На счёт РАЗ (в 4-м такте) мы продолжаем "держать"
ноту D, а на ДВА и ТРИ выдерживаем паузу.
В последнем такте отрывка обозначена целая пауза.
И хотя целая пауза по длительности равна 4-м четвертным, она выставляется
в том случае, когда пауза длится целый такт, независимо от размера
произведения. В следующем нотном примере, в каждом условном такте
Вы сможете увидеть ноту определённой длительности и соответствующую
этой длительности паузу:

Иногда в нотной записи рядом с какой-либо нотой Вы
можете увидеть точку, которая означает, что длительность данной
ноты увеличивается на половину, т.е. четвертная нота с точкой будет
равняться четвертной + восьмой (половина четвертной) 1/4· = 1/4+1/8;
1/2· = 1/2 + 1/4. В данном нотном примере показаны два варианта
записи одного ритмического рисунка - с точкой и с лигой. Как Вы
уже знаете, в обоих случаях четвертная нота с точкой или залигованные
ноты (нижний пример) соответствуют по длительности счёту: РАЗ-И-ДВА.
На "И" после ДВА играется восьмая нота.

|