Сложные размеры
Д. Малолетов
Сложные размеры делятся на два вида: сложные однородные
и сложные смешанные.
Сложные однородные размеры (вы их уже встречали в упражнениях)
образуются путём слияния нескольких простых размеров в один такт.
Например, размер 4/4 образуется от слияния 2-х тактов 2/4, размер
6/8 от суммы 2-х тактов 3/8, размер 12/8 = 4-м тактам 3/8 и т.д.
От суммы простых сложные размеры отличаются ударениями. В простых
размерах ударение приходится только на сильную долю такта, в сложных
- первая сильная доля несёт наибольшее ударение, а каждый "подтакт"
(такт входящий в сумму сложного размера) начинается с относительно
сильной доли:

Сложные смешанные размеры представляют собой объединение неодинаковых
метрических ячеек с одинаковой продолжительность счётных долей.
Например, размер 5/4 состоит из двух ячеек (подтактов) 2/4 + 3/4:

Данный размер нельзя путать с ритмом (характерная ошибка молодых
музыкантов), в котором музыкант неосознанно сокращает длительности
счётных долей:

Размер 5/4 можно представить в двух видах, как 2/4 + 3/4 и как
3/4 + 2/4. Отличаются данные размеры тем, что относительно сильная
доля в первом случае приходится на 3-ю долю такта, а во втором случае
на 4-ю. См. пример:

Упражнения

Кроме размера 5/4 в музыкальной практике встречаются и другие размеры,
например, 7/8 = 3/8+2/8+2/8. Данный размер можно рассмотреть и как
4/8+3/8

Из сложных смешанных размеров 5/4 наиболее распространён, другие
размеры встречаются более редко. Если вы в нотной литературе встретите
"непонятный" размер, то счётные доли такта необходимо
разбить на составляющие (простые метрические ячейки). Ориентируясь
в простых "подтактах", вы без труда сможете составить
из них самые разные комбинации размера.
К примеру, размер 11/8 = 4/8 + 4/8 + 3/8 (или
в других комбинациях простых ячеек). |