Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

Cool "Прохладный джаз"

Алексей Козлов

В наше время словом «кул» (cool) молодые люди называют все модное, небанальное, достойное внимания. Применительно к джазу этот, ставший жаргонным, термин приобрел довольно узкое значение. Так обозначается сейчас тот вид современной инструментальной музыки, который известен под названием Smooth Jazz – то есть «приглаженный джаз» или «облегченный фьюжн». Но это сейчас. А когда-то термин Cool Jazz переводился в прямом смысле, как прохладный, или даже холодный джаз. Когда я в середине 50-х начинал свою активность как джазовый музыкант, именно это направление было первым моим увлечением, повлиявшим на всю дальнейшую жизнь. Я был просто фанатиком кула и не мог себе представить, что когда-нибудь изменю этой своей страсти и пройду через увлечение всеми последующими стилями джаза. Я помню, что на обложке нотной тетради, куда я записывал темы и гармонии пьес Джерри Маллигана, моего тогдашнего кумира, я даже сделал особую надпись. Там было напечатано «ТЕТРАДЬ ДЛЯ НОТ», а я зачеркнул слово «НОТ», поскольку это было похоже на английское слово hot (горячий), и заменил его словом «COOL». Ведь «горячим» тогда называли традиционный мэйнстрим, а я уже считал себя модернистом, хотя ничего еще толком не умел.

Хотя в то время наиболее влиятельным видом джаза во всем мире стал бибоп, для пижонов более предпочтительным казался кул. Особенно для нас, белых европейцев. Ведь подавляющее большинство звезд этого вида музыки были белыми. Негры составляли исключение. Я начал ощущать себя негром с белой кожей гораздо позднее, когда приобщился к фанки-джазу. А тогда я просто захлебывался от радости, едва услышав звуки баритон-сакса Джерри Маллигана. Я знал наизусть все его пьесы и даже соло. Когда во время Фестиваля молодежи и студентов 1957 года в Москве я познакомился с музыкантами английского квинтета Джеффа Элисона и напел им все, что помнил, они стали называть меня просто «Джерри», забыв мое настоящее имя. Всю информацию мы получали из радио-эфира, главным образом из передач Уиллиса Коновера “Music USA” станции «Голос Америки», записывая все подряд на магнитофон. Лишь позднее, когда в Москве начали появляться иностранцы, а вместе с ними пластинки и даже журналы “Down Beat”, мы постепенно разобрались во всех тонкостях новых стилей, в том числе и кул-джаза.

Так что же такое «прохладный джаз»? Иногда его противопоставляют бибопу, и он, действительно, во многом отличается от него. Но на самом деле, кул является продолжением, ответвлением бибопа, перенявшим лишь некоторые его черты, но внеся в джаз совершенно новые элементы, новое звучание, принципиально новый подход к самой его эстетике. После смерти в 1955 году одного из создателей бибопа – Чарли Паркера – этот способ построения импровизаций стал, с одной стороны, необходимой школой мастерства для любого джазмена, а с другой – сделал джаз несколько механистическим и однообразным. Многие из последователей Паркера стали похожими друг на друга, обезличив таким образом этот стиль. Это и привело к тому, что наиболее творчески мыслящие музыканты перешли к дальнейшим поискам новых форм. Это привело к возникновению хард-бопа, модального джаза, фри-джаза. Что касается кул-джаза, то, как это ни парадоксально, одним его создателей в 1949 году стал черный музыкант, совсем еще молодой бопер – трубач Майлз Дэйвис, поигравший с самим Чарли Паркером. Уже тогда он уловил нечто новое, требующее реализации, и собрал состав, который записал первый диск, на котором и обозначилось название будущего стиля – “The Birth of the Cool” – «Рождение Кула». Не смотря на то, что в это время в США царила расовая сегрегация и сам Дэйвис болезненно переживал свое бесправие, он собрал вокруг себя главным образом белых джазменов. Это было большой редкостью. На баритон-саксофоне с ним стал играть Джерри Маллиган, оркестровки готовил Гил Эванс. Партии тубы исполнял Билл Барбер, тромбона – Майк Зверин. За роялем сидел черный пианист Джон Льюис. На альт-саксофоне был приглашен Ли Конитц, хотя в начале Дэйвис настаивал на кандидатуре черного музыканта Сонни Стита, игравшего в точности как Чарли Паркер. Маллигану и Эвансу удалось убедить Дэйвиса взять Конитца с его сухим, узким звуком и необычной манерой игры. Дэйвис согласился и альбом приобрел тот самый «холодный» оттенок во многом за счет тембра саксофона Ли Конитца. Это был первый стиль, созданный Майлзом Дэйвисом. В дальнейшем этот гений джаза создал еще немало нового, открывая пути для своих последователей.

Джерри Маллиган, сам в прошлом пианист, вошел в историю джаза не только как выдающийся исполнитель на баритон-саксофоне и композитор, а и как создатель первого в мире квартета без фортепиано. До него трудно было себе представить, как можно играть импровизации без поддержки аккордов, исполняемых на рояле. Маллиган ввел в джаз принцип полифонии, когда гармония звучит за счет одновременных мелодических линий, исполняемых контрабасом, саксофоном и вторым голосом, трубой или тромбоном. Участники Квартета Джерри Маллигана (а это были чаще всего Трубач Чет Бэйкер или тромбонист Боб Брукмайер) настолько понимали ход мыслей бассиста и самого Джерри, что и безо всякого рояля гармония была понятна, поскольку складывалась из мелодических линий. В любой момент звучало три разных ноты из проходящего аккорда. А сам манера исполнения этого состава была спокойной, мудрой и задумчивой. Я помню, как в одной из своих передач по «Голосу Америки» Уиллис Коновер назвал настроение музыки Квартета Джерри Маллигана как “Rockin’ Chair, Pipe and Sleepers” Kind of Music” (Вид музыки «Кресло-качалка, трубка и шлепанцы»). Ничего подобного больше никто не создавал. Хотя некоторые интонации Маллигана можно услышать в баритоновых соло кларнетиста Димми Джуффри, еще одного представителя кул-джаза.

Одним из создателей музыки этого направления был Ленни Тристано, слепой пианист, композитор, основатель своей школы. Его учениками и последователями считаются альт-саксофонист Ли Конитц, тенор-саксофонист Уорн Марш, гитарист Билли Бауэр и ряд других известных в свое время музыкантов. В музыке и исполнительской манере Тристано чувствуется непреодолимое желание избегать банальных, заученных приемов, так распространившихся в среде боперов. В поисках новых форм джаза он нередко обращался к европейской классике, но не в прямую, а опосредованно, используя идеи, а не штампы. Ему удалось в действительности создать свою школу игры и композиции, оставшуюся несколько в стороне от основных течений в джазе и не получившую достойного продолжения. Влияние классического наследия на джаз началось по-настоящему именно в среде представителей «прохладного джаза».Это сказалось в заметном усложнении формы произведений, в уходе от стандартного построения – вступление - тема – квадраты импровизацций – тема – кода. Гармонически кул-джаз стал отходить от блюзовости, используя концепции европейской классики. Значительно изменилась ритмика джаза. Если раньше, во времена эпохи свинга, невозможно было себе представить джаз, где в каждом такте было бы нечто иное, чем четыре четверти, то новаторы кула стали применять нечетные и переменные размеры в своих пьесах. Это видно в музыке Ленни Тристано, а также у таких выдающихся деятелей джаза как Дэйв Брубек или Джон Льюис, руководитель «Модерн джаз квартета».

Говоря об этих личностях, важно вспомнить, что, во-первых, они были типичными представителями новой генерации академически образованных, высоко грамотных музыкантов, в отличие от талантливых самоучек предыдущей эпохи джаза. Во-вторых, они были жителями совсем иной части Соединенных штатов Америки – Калифорнии, Западного побережья “(West Coast”). Там джаз развивался несколько иначе, чем в Новом Орлеане, Чикаго, Канзас-сити или в колыбели бопа – Нью-Йорке. Джаз Западного побережья так и вошел в историю как “West Coast Jazz”. Поскольку его расцвет совпал с пиком популярности «прохладного джаза», то нередко эти термины приводятся в ряде изданий как синонимы. Да и по сути своей они схожи. Ученик Дариуса Мийо Дэйв Брубек – один из гигантов современного джаза начинал как типичный представитель направления West Coast. Пьеса “Take Five”, написанная саксофонистом его квартета Полом Дезмондом, стала хитом на последующие десятилетия. Эта композиция на 5/4 в такте вызвала тогда неожиданную реакцию. Ее, да и другие пьесы из репертуара Брубека, содержащие 7/4 и переменные размеры, наиболее консервативные критики отказывались причислять к джазу вообще на том основании, что эти усложнения метро-ритма убивают свинг, лишают истинный джаз драйва. Но, прошли времена и джазмены нашли способы свинговать независимо от сложного размера.

Другой представитель раннего кул-джаза – пианист и композитор Джон Льюис – тоже начинал свою деятельность на Западном побережье. Он и его знаменитый состав “MJQ” – «Модерн джаз квартет» – являются исключением из того правила, что кул – музыка белых. Джон Льюис, вибрафонист Милт Джексон, контрабассист Перси Хи и барабанщик Конни Кей – негры, прошедшие солидную профессиональную подготовку, способные исполнять очень непростую музыку. Особенно мне близок их альбом – “Comedy”, на котором пьесы посвящены средневековым персонажам итальянского театра - Комедии масок.
Кроме этих коллективов на Западном побережье были популярны многие другие ансамбли и солисты. Например, Квинтет Чико Хэмильтона, где рядом с белым виолончелистом Фредом Кацом играл чернокожий, но «прохладный» саксофонист Бадди Колетт. Мне удалось найти одну из редчайших записей калифорнийского валторниста по имени Джонни Грасс, в исполнении которого я услыхал в 1956 году его «Симфонию в Фа-миноре». Именно благодаря такой музыке я еще тогда осознал, что границы джаза не имеют предела.

Яркой фигурой музыки West Coast был трубач Шорти Роджерс, барабанщик Шелли Мэн, альт-саксофонист Арт Пеппер и ряд других. Кроме них выделялись своим особым звуком и манерой исполнения такие тенор-саксофонисты как Зут Симс, Эл Коон и Стэн Гетц. Их импровизаторское мастерство характерно особым мелодизмом в сочетании с некоторыми приемами боперского мышления. Sims-Cohn.mp3
«Cool Jazz» сыграл огромную роль в развитии джазового искусства. Он стал отправной точкой для эстетической составляющей многих последующих направлений, таких как «третье течение», «интеллектуальный» или «модальный» джаз, «фьюжн», «нью эйдж». По-настоящему, кул никогда не устареет, так как всегда в среде создателей джаза и его слушателей джаза будет существовать тяга к утонченной и несколько отстраненной музыке.