Арпеджио тэппингом!
Дмитрий
Малолетов
Многие начинающие гитаристы полагают, что двуручный тэппинг, при
котором обе руки извлекают звук на грифе гитары между ладов изобрел
Эдди Ван Халлен. И хотя этим приемом играли еще джаз-мены в послевоенные
годы (в начале 50-х даже вышел учебник Джимми Уэбстера) легендарный
виртуоз действительно открыл данный вид техники огромной массе рок-гитаристов.
Необычный исполнительский прием, который, казалось бы, был уделом
единичных неординарных экспериментаторов вдруг стал массовым «всенародным»
достоянием. Сейчас, зайдя в любой гитарный отдел музыкального магазина,
редко не услышишь искрометного арпеджио на одной струне в исполнении
лохматого подростка! Такое положение вещей получилось вследствие
того, что достаточно потренироваться пару часов и даже не совсем
подготовленный гитарист сможет сыграть умопомрачительный с точки
зрения обычной техники пассаж.
Пример 1 (>>>Послушать
mp3)

А так как играть такие арпеджио тэппингом оказалось довольно просто
(в самом примитивном конечно виде), то все эти «понты» для многих
потеряли цену. Кого удивишь тем, что могут все! В настоящее время
данную технику применяют в основном эпизодически и если это оправдано
в художественном контексте.
С другой стороны теппинговые арпеджио таят в себе много нераскрытых
моментов, которые при ближайшем рассмотрении имеют художественную
ценность и могут прекрасно влиться в музыкальную фактуру современной
музыки.
Начнем с расширений простого теппинга. Например, вместо одной ноты
в арпеджио можно использовать их несколько. Так как все это действие
происходит в очень быстрых темпах, то целесообразно использовать
не только один палец правой руки (обычно указательный или средний),
но все 4. В этом случае получается разделение партий – верхний голос
– соло, арпеджио – аккомпанемент.
Пример 2 >>>
mp3

Основная сложность игры теппингом на дисторшне всеми пальцами заключается
в том, что необходимо уметь глушить струны, которые приходят в колебание
от ударов по соседним струнам. На перегрузе даже малейшего прикосновения
достаточно чтобы ненужные ноты начали давать грязь. Существует много
механических приспособлений, например, резинка для волос, которые
в какой-то степени спасают гитариста, обильно использующего эти
приемы. На мой взгляд помимо всего прочего надо стараться глушить
струны руками, находя решение самостоятельно, так как единого правильного
рецепта, (т.е. какой-то специальной постановки, приемов и т.д.)
пока нет.
Кроме стандартных направлений арпеджио, используя все пальцы правой
руки, гитарист может играть и другие виды арпеджио. Например, когда
4 и 1 палец обеих рук играет легатный срыв.
Пример 3 >>>
mp3

В примере 4 показан еще более сложный вид арпеджио – правая рука
играет три ноты. И при должной тренировке это сделать не так сложно
как это выглядит в нотах.
Пример 4 >>>
mp3

Следующий этап в развитии тэппинговых арпеджио - переход от игры
на одной струне к использованию нескольких струн. На этом этапе
игра становится посложнее, да и количество различных комбинаций
возрастает до бесконечности.
Обратите внимание на следующий пассаж. Это типичный вид игры «поочередного
теппинга», когда левая и правая руки играют поочередно на соседних
струнах.
Пример 5 >>>
mp3

Здесь особо стоит отметить, что этим способом можно обыграть не
просто мажоры и миноры, но и аккорды с надстройками. В приведенном
примере обыгран аккорд G6/9, благодаря введению в арпеджио нот А
(9-я ступень) и Е (6- я ступень).
Для того, чтобы научиться играть такие арпеджио стоит внимательно
анализировать гриф и искать закономерности. Я думаю, что при творческом
подходе любой гитарист найдет много удобных и эффективных по звучанию
аппликатур.
Конечно, двуручные арпеджио имеют множество форм, но мне в данной
статье хотелось бы обратить внимание на одном интересном приеме,
который очень неплохо звучит, при этом играется достаточно просто.
Данный вид арпеджио может звучать только на чистом звуке без перегруза
и по своей фактуре напоминает звучание арфы. Суть приема состоит
в следующем. Левой рукой зажимается аккорд и удерживается на весь
такт (или более), а правой рукой играются легатные срывы от верхних
нот к аккордовым нотам. Правой рукой можно извлекать ноты не только
основного аккорда, но и различные надстройки и альтерации. Все это
дело фантазии и вкуса. Для анализа данного приема посмотрите рисунок
и нотную запись.
Пример 6 >>>
mp3

Рис. 1

Заключение
Итак, в данной статье мы проанализировали некоторые варианты тэппинговых
арпеджио. Естественно никакая статья не может отразить даже малого
процента всего многообразия всевозможных вариантов. Я уверен, что
вы, потратив совсем немного времени, найдете много интересных идей
в этой еще далеко не изученной области гитарной науки.
|