Некоторые приемы расширения гитарной фактуры в технике
TouchStyle
Дмитрий Малолетов
Урок для журнала Music Box
«Двуручная» игра на гитаре техникой TouchStyle открыла более широкие
возможности разнообразия гитарной звуковой фактуры. (Фактура это
мелодия, аккорды, полифонические голоса и другие средства музыкального
изложения, в совокупности образующие технический склад произведения…)
Линия баса, аккордового аккомпанемента, импровизации могут иметь
сложные переплетения, где трудно разделить функцию рук определенных
партий. К примеру, в одном такте бас может переходить из одной руки
в другую. Это касается также и соло, и аккордов. Используя эти новые
возможности, которая дает техника TouchStyle, можно создавать невиданные,
лучше сказать, наслышанные до сего момента гитарные композиции,
которые производят большое впечатление за счет новизны, необычности
звучания инструмента.
В данном уроке рассмотрим интересный прием из этой серии, который
существенно обогащает гитарную палитру. В чем же суть? Если сформулировать
просто (хотя словами выразить действия музыканта при игре достаточно
трудно), то этот метод заключается в том, что от правой руки, играющей
соло, путем «сдергивания» струн, добавляются звуки к аккордам, которые
зажимает левая рука. Для лучшего понимания этого «набора слов» давайте
рассмотрим простой пример:
Зажмите аккорд, к примеру, Ля минор в пятой позиции. Затем правой
рукой извлеките ноту ми ударом на 12-м ладу первой струны и затем
отпустите струну, как бы сдергивая ее обратно, к предыдущей ноте.
В результате будет звучать нота Ля, входящая в аккорд, которую зажимает
левая рука.
Пример1(Послушать
mp-3 (170Kb))

Как вы видите происходит такая передача голоса из одной руки в
другую, на чем мы останавливались в одном из наших уроков. В принципе,
этот прием не что иное как общераспространенный одноголосный тэппинг.
Разница лишь в том, что в левой руке зажимается аккорд, а не одна
струна. Вся прелесть этого метода при более глубоком рассмотрении
в том, что гитарист правой рукой может одновременно играть соло
и аккомпанировать.
Проанализируйте нижеследующий пример, в котором правая рука играет
соло ударами между струн на грифе и параллельно извлекает аккорды,
зажатые левой рукой.
Пример 2 (Послушать
mp-3 (290 kb))

Таким образом можно создавать целые композиции или внедрять такую
партию в аккомпанемент при ансамблевой игре.
Однако рассмотренные примеры, как вы понимаете, являются лишь вершиной
айсберга. Данный прием может иметь более утонченный вид. Вот один
из примеров, который я сделал на основе песни Led Zeppelin «Stairway
to Heaven»
Stairway to Heaven (отрывок)
(Послушать mp-3 (430Kb))

Если попытаться прокомментировать технику исполнения данного отрывка,
то в целом прием сводится к тому, что правая рука, извлекая ноты
мелодии, передает ( легатным срывом) голос в аккомпанирующую партию,
в аккордовую последовательность. Особенно интересно это звучит,
когда срыв ноты мелодии происходит к открытой струне. Обратите внимание
на первый такт (не считая затакта). Нота До «срывается» к открытой
второй струне, которая входит в состав аккорда (является девятой
ступенью аккорда Ля-минор). Таким образом, правая рука не только
ведет мелодию, но и добавляет определенные ноты в аккорды. В результате
звучание получается воздушным, так как открытые струны придают гитаре
особую прелесть. Обратите внимание на третий такт. От ноты Ми происходит
срыв к открытой первой струне, но при этом правая рука еще в своем
движении идет дальше, захватывая вторую и третью струну. Эти звуки
входят в состав аккорда, который получается, кстати, не простым
по составу (Fmaj7b5).
Постарайтесь сыграть этот отрывок, который на бумаге, нотах выглядит
пугающе, но все же он не сложен. Поняв принцип, в процессе занятий
любой мыслящий гитарист постепенно найдет свои приемы и области
их эффективного применения. Техника TouchStyle в этом отношении
может подарить вам немало приятных моментов и неожиданных сюрпризов.
До новых встреч на страницах Music Box!
|