Импровизация на гармоническую последовательность II – V – I
Дмитрий Малолетов
Умение обыгрывать последовательность II – V – I для
джазового гитариста является необходимым условием для создания импровизационной
линии. Как известно, на данной гармонии в том или ином виде построен
практически весь классический джаз. В данном уроке мы рассмотрим
один очень распространенный метод создания импровизации на эти аккорды.
Заключается он в том, что музыкант может без труда использовать
импровизационный оборот субдоминанты ( II ) на аккорд доминанты
(V), только малой терцией выше. Проще говоря, музыкант в доминанте
обыгрывает минорный аккорд на малую терцию выше аккорда II.

На гитаре это делать очень удобно, т.к. не надо менять
аппликатур – достаточно сыграть пассаж (на аккорд II) на три гитарных
лада выше.
Примеры:
Разберем это «правило» на примере в тональности G. Соответственно
гармония II – V – I будет состоять из аккордов Am7 – D7 – Gmaj7
Проанализируйте пример 1. Вы видите, что на аккорд Am7 играется
арпеджированный пассаж Am9. Далее, во втором такте на аккорд G7
играется тот пассаж, только терцией выше. И в третьем такте следует
разрешение в тонику.

Послушайте как это звучит!
(115Kb)
Как отмечалось, данный метод обыгрывания последовательности очень
эффективен именно на гитаре, т.к. гитаристу достаточно просто перенести
руку на три лада вверх и сыграть тот же пассаж (или его вариацию).
Следующий пример еще более интересен, так как импровизатор может
продолжить малотерцовую секвенцию и далее.
В примере 2 на доминату играется пассаж состоящий из двух блоков
– две первые доли – обыгрывание минорного аккорда на малую терцию
выше субдоминанты (т.е. Am7 – Cm7), а на 3-ю и 4-ю доли играется
тот же пассаж еще малой терцией выше (Cm7 – Ebm7).

В результате получается к примеру такая линия:

Послушать mp3
(115Kb)
Естественно, можно придумать огромное количество импровизационных
заготовок, основанных на этом принципе.
После того, как будут изучены фразы в одной тональности, их можно
транспонировать и в другие. Лучше всего играть по какой-либо гармонической
схеме. Например, возьмем последовательность Am7 – D7 – Gmaj7 – Gm7
– C7 – Fmaj7. Данную гармонию можно представить как два блока II
– V – I – первый в тональности G, второй в тональности F.

Послушайте примеры, в которых звучат приведенные
выше фразы.
Пример 2(1)
(230Kb)
Пример 3(2) (230Kb)
Отрабатывая, таким образом, пассажи, вы сможете легко
ориентироваться в тональностях и существенно расширить импровизационный
язык.
продолжение следует...
|