Российский клуб гитаристов

Авалон
Школа Гитаристы Инструменты/Оборудование Звукозапись Магазин

 

КЛАССИЧЕСКИЕ СОЛО ХАРД РОКА

Статья для журнала Music Box

«Дыма без огня не бывает».

Сергей Дмитриев

>>> Послушать оригинал соло

>>> Послушать игру С. Дмитриева в медленном темпе

>>> Фонограмма "Минус Один"


По всему миру посетители музыкальных магазинов считают своим долгом обязательно сыграть riff из композиции, которая стала флагманом хард рока- “Smoke On The Water”. Hе смотря на кротчайшие сроки записи альбома “Machine Head” 1972г., где представлено это произведение, качество аранжировки, исполнения, музыкального содержания не подлежит сомнению. Дым появляется с первых же тактов композиции.


Riff “Smoke On The Water “- это соль-минорная пентатоника, усиленная квартами .Во 2-ом такте рифа звучат те же ноты, что и в 1-ом, только сдвинуты на слабые доли. Третий и четвертый такты почти повторяют тематический материал первых двух. ( Отметим, что сильная доля в размере 4/4- это каждая первая восьмая четверти). Секрет хитового рифа это три ноты, которые с ходу запоминаются, а ритмическое варьирование мелодии не позволяет скатиться до примитивизма.


По тому же принципу построена масса рифов: “Black Dog “ –Led Zeppelin, ”May be I am Leo” - Deep Purple. В них достаточно развитые пентатонические мелодии, при повторении, сдвинуты относительно сильных долей.
Итак, мы с вами посмотрели, что же скрывает дым, теперь перейдем к огню.

Гармоническая структура на протяжении всего соло неизменна
|G5 | G5 | C5 | G5|
Im Im IVm Im
Как можно заметить, гармония имеет типично блюзовый характер: (T,S),
только в конце соло происходит разрядка от бесконечных повторений
| C5 | C5 | F | F |

Начало соло играется в четвертом боксе соль-минорной пентатоники, строго по ее ступеням. Подтяжки звучат на традиционно-предназначенных для этого нотах 2-ой струны.



С5 в третьем такте обыгрывается до-дорийским минором. Следует отметить, что до-дорийский соответствует позиционно си-бимоль мажорной гамме. Не стоит учить весь ряд ладов, нужно только точно знать, какие лады строятся на ступенях мажорной гаммы. Проще говоря, если сыграть гамму си-бемоль мажор от 2-ой ступени, то есть от ноты до, то получим до дорийский минор, от 3-ей ступени - ноты ре, то получим ре-фригийский минор и т.д. Вариант табулатуры приведенный в четвертом такте может отличаться от других источников, но он мне кажется наиболее изящным. Обратите внимание на исполнение триоли со скольжением в 4-ом такте.

В седьмом такте на С5 звучит смешанный лад до-дорийский и до-минорная блюзовая пентатоника, причем последняя указывает на то, что С5 следует рассматривать не как четвертую ступень соль-минора, а как отдельную тональность. После блюзовых нот звучит до-дорийский который можно представить одновременно как соль-минор натуральный. Это простейший пример так называемого предъема. Прием джазовой практики, когда еще не взятый аккорд уже начинает обыгрываться. В джазовых импровизациях такие приемы звучат более насыщенно в связи со сложными гармониями. В данном случае я пытаюсь просто сказать - что существует такой способ обыгрывания гармоний. С точки зрения технологии, фраза звучит в двух позициях, начинается в восьмой и заканчивается в седьмой. Стоит придерживаться аппликатуры, которая указана в нотах, и всю фразу сыграть переменным штрихом медиатора, что придаст звучанию токкатный, виртуозный характер.


В следующих тактах G5 обыгрывается соль-минором натуральным, причем этот лад исполняется ломано. В результате мы попадаем в открытую позицию.



С5 в 11-ом такте обыгрывается соль-минорной блюзовой пентатоникой в первом боксе плюс шестая ступень (нота ми). Ми-это мажорная терция для С5-еще одно подтверждение блюзового характера соло. В данном случае С5 необходимо рассматривать, как четвертую ступень тональности соль-минор (субдоминанту S).



С точки зрения технологии исполнения в этой фразе присутствует нестандартная подтяжка на второй струне. Удобнее было бы ее взять третьим пальцем, исполнять подтяжку надо достаточно интеллигентно, не акцентируя и не зависая на ней. В этой фразе мы имеем дело с ровными шестнадцатыми нотами, которые так же следует исполнить переменным штрихом медиатора.
В 13-м и 14-м тактах мы можем наблюдать, как при помощи скольжений соединяются два бокса соль-минорной пентатоники: первый и второй.

В 10-й позиции звучит вертушка, состоящая из трех фраз. Первые две одинаковы, а третья новый нотный материал. Как правило, студенты играют все вертушки одинаково, по-видимому, сыграв первую, по аналогии играют и остальные. В 15-м такте следует внимательно отнестись к тексту, обратите внимание на полиметр. В размере 4/4 вертушки организованны по три ноты и звучат в рамках до-минорной пентатоники первого бокса. Затем играем по первой струне отрезок до-минор дорийского лада пальцами, указанными в нотах (конец 16-го, начало 17-го тактов).



После этого звучит мощная подтяжка ноты фа в соль. Я рекомендовал бы играть ее на 2-й струне 18-го лада, а не на 1-й струне 12-го, т.к. есть время переместить руку в верхнюю позицию грифа, да и подтяжка на второй струне будет исполняться легче.
Последняя фраза замечательна тем, что подтяжку берем тремя пальцами (20-й такт). Расположим их соответственно, на 3-м , 4-м и 5-м ладах 3-й струны не опуская ее мизинцем, берем ноту фа (2-я струна, 6-й лад). Только после этого играем 3-ю струну и опускаем ее в исходное положение. Фраза звучит в рамках соль-минорной пентатоники(1-й бокс).
Заканчивается соло мощной подтяжкой (2-я струна ,13-й лад). Ноты играются сначала как ровные восьмые, а затем как триоли, подтяжка постепенно опускается. В это время во 2-ой гитарной партии как логичное завершение, начинает звучать основной риф.

* * *


В заключении я бы отметил, что мелодичное соло всегда с легкостью анализируется и в данном случае уверен, что mr.Blackmore не ставил прикладной задачи использования тех или иных ладов и их сочетаний, а просто прекрасно исполнил его. В хард роке он гармонично соединил традиции гитарного блюза с классическими европейскими ладами. Такая манера исполнения стала его визитной карточкой. Участники группы Deep Purple сочинили и исполнили замечательную музыку, которая на протяжении уже многих лет служит эталоном для музыкантов всего мира.


Дополнительная информация Вас ждет на сайте www.dmitrievmusic.ru