КЛАССИЧЕСКИЕ СОЛО ХАРД РОКА
Статья для журнала Music Box
«Дыма без огня не бывает».
Сергей Дмитриев
>>> Послушать
оригинал соло
>>> Послушать
игру С. Дмитриева в медленном темпе
>>> Фонограмма "Минус
Один"
По всему миру посетители музыкальных магазинов считают своим долгом
обязательно сыграть riff из композиции, которая стала флагманом
хард рока- “Smoke On The Water”. Hе смотря на кротчайшие сроки записи
альбома “Machine Head” 1972г., где представлено это произведение,
качество аранжировки, исполнения, музыкального содержания не подлежит
сомнению. Дым появляется с первых же тактов композиции.
Riff “Smoke On The Water “- это соль-минорная пентатоника, усиленная
квартами .Во 2-ом такте рифа звучат те же ноты, что и в 1-ом, только
сдвинуты на слабые доли. Третий и четвертый такты почти повторяют
тематический материал первых двух. ( Отметим, что сильная доля в
размере 4/4- это каждая первая восьмая четверти). Секрет хитового
рифа это три ноты, которые с ходу запоминаются, а ритмическое варьирование
мелодии не позволяет скатиться до примитивизма.
По тому же принципу построена масса рифов: “Black Dog “ –Led Zeppelin,
”May be I am Leo” - Deep Purple. В них достаточно развитые пентатонические
мелодии, при повторении, сдвинуты относительно сильных долей.
Итак, мы с вами посмотрели, что же скрывает дым, теперь перейдем
к огню.
Гармоническая структура на протяжении всего соло неизменна
|G5 | G5 | C5 | G5|
Im Im IVm Im
Как можно заметить, гармония имеет типично блюзовый характер: (T,S),
только в конце соло происходит разрядка от бесконечных повторений
| C5 | C5 | F | F |
Начало соло играется в четвертом боксе соль-минорной пентатоники,
строго по ее ступеням. Подтяжки звучат на традиционно-предназначенных
для этого нотах 2-ой струны.
С5 в третьем такте обыгрывается до-дорийским минором. Следует отметить,
что до-дорийский соответствует позиционно си-бимоль мажорной гамме.
Не стоит учить весь ряд ладов, нужно только точно знать, какие лады
строятся на ступенях мажорной гаммы. Проще говоря, если сыграть
гамму си-бемоль мажор от 2-ой ступени, то есть от ноты до, то получим
до дорийский минор, от 3-ей ступени - ноты ре, то получим ре-фригийский
минор и т.д. Вариант табулатуры приведенный в четвертом такте может
отличаться от других источников, но он мне кажется наиболее изящным.
Обратите внимание на исполнение триоли со скольжением в 4-ом такте.
В седьмом такте на С5 звучит смешанный лад до-дорийский и до-минорная
блюзовая пентатоника, причем последняя указывает на то, что С5 следует
рассматривать не как четвертую ступень соль-минора, а как отдельную
тональность. После блюзовых нот звучит до-дорийский который можно
представить одновременно как соль-минор натуральный. Это простейший
пример так называемого предъема. Прием джазовой практики, когда
еще не взятый аккорд уже начинает обыгрываться. В джазовых импровизациях
такие приемы звучат более насыщенно в связи со сложными гармониями.
В данном случае я пытаюсь просто сказать - что существует такой
способ обыгрывания гармоний. С точки зрения технологии, фраза звучит
в двух позициях, начинается в восьмой и заканчивается в седьмой.
Стоит придерживаться аппликатуры, которая указана в нотах, и всю
фразу сыграть переменным штрихом медиатора, что придаст звучанию
токкатный, виртуозный характер.
В следующих тактах G5 обыгрывается соль-минором натуральным, причем
этот лад исполняется ломано. В результате мы попадаем в открытую
позицию.
С5 в 11-ом такте обыгрывается соль-минорной блюзовой пентатоникой
в первом боксе плюс шестая ступень (нота ми). Ми-это мажорная терция
для С5-еще одно подтверждение блюзового характера соло. В данном
случае С5 необходимо рассматривать, как четвертую ступень тональности
соль-минор (субдоминанту S).
С точки зрения технологии исполнения в этой фразе присутствует нестандартная
подтяжка на второй струне. Удобнее было бы ее взять третьим пальцем,
исполнять подтяжку надо достаточно интеллигентно, не акцентируя
и не зависая на ней. В этой фразе мы имеем дело с ровными шестнадцатыми
нотами, которые так же следует исполнить переменным штрихом медиатора.
В 13-м и 14-м тактах мы можем наблюдать, как при помощи скольжений
соединяются два бокса соль-минорной пентатоники: первый и второй.
В 10-й позиции звучит вертушка, состоящая из трех фраз. Первые
две одинаковы, а третья новый нотный материал. Как правило, студенты
играют все вертушки одинаково, по-видимому, сыграв первую, по аналогии
играют и остальные. В 15-м такте следует внимательно отнестись к
тексту, обратите внимание на полиметр. В размере 4/4 вертушки организованны
по три ноты и звучат в рамках до-минорной пентатоники первого бокса.
Затем играем по первой струне отрезок до-минор дорийского лада пальцами,
указанными в нотах (конец 16-го, начало 17-го тактов).
После этого звучит мощная подтяжка ноты фа в соль. Я рекомендовал
бы играть ее на 2-й струне 18-го лада, а не на 1-й струне 12-го,
т.к. есть время переместить руку в верхнюю позицию грифа, да и подтяжка
на второй струне будет исполняться легче.
Последняя фраза замечательна тем, что подтяжку берем тремя пальцами
(20-й такт). Расположим их соответственно, на 3-м , 4-м и 5-м ладах
3-й струны не опуская ее мизинцем, берем ноту фа (2-я струна, 6-й
лад). Только после этого играем 3-ю струну и опускаем ее в исходное
положение. Фраза звучит в рамках соль-минорной пентатоники(1-й бокс).
Заканчивается соло мощной подтяжкой (2-я струна ,13-й лад). Ноты
играются сначала как ровные восьмые, а затем как триоли, подтяжка
постепенно опускается. В это время во 2-ой гитарной партии как логичное
завершение, начинает звучать основной риф.
* * *
В заключении я бы отметил, что мелодичное соло всегда с легкостью
анализируется и в данном случае уверен, что mr.Blackmore не ставил
прикладной задачи использования тех или иных ладов и их сочетаний,
а просто прекрасно исполнил его. В хард роке он гармонично соединил
традиции гитарного блюза с классическими европейскими ладами. Такая
манера исполнения стала его визитной карточкой. Участники группы
Deep Purple сочинили и исполнили замечательную музыку, которая на
протяжении уже многих лет служит эталоном для музыкантов всего мира.
Дополнительная информация Вас ждет на сайте www.dmitrievmusic.ru
|